Куда Майтрейя зовёт человечество 14 страница



“Огонь!” – командует артиллерист, и из жерла пушек вырывается пламя, грохот и дым (следствие сгорания). Энергия, сцепляющая вещество, вследствие быстрого сгорания, то есть расщепления частиц в первичную субстанцию, и освобождённая взрывом, есть Огонь – первичная субстанция. Неощутимый, прозрачный, невесомый воздух настолько оказывается плотным, что удар по нему растворяющихся частиц производит душераздирающий грохот».

«Огня никто никогда не видел. Видят пламя, ощущают тепло, знают, что они порождены движением частиц. Коррелят всех сил, источник всех космических энергий – Космический, или Пространственный, Огонь, который, в свою очередь, есть следствие Движения или космического Дыхания. Таким образом, во главе всего находится это Дыхание. Добавим: вечное Дыхание Абсолютной Мудрости».

Оглянитесь в своей комнате: всё создано Огнём! Деревянная мебель: дерево – тепло, свет, влага. Металлические вещи: металл выплавлен с помощью Огня.

«На электрической плитке кипит чайник. Никто даже не подумает, какая великая тайна раскрывается этим обиходным явлением! Движение электронов приводит в движение частицы металлической проволоки; эти частицы передают своё движение металлу чайника. Движение частиц металла чайника разгоняет частицы воды; вода, достигнув температуры в сто градусов, превращается в пар и исчезает.

Наглядный пример превращения движения в тепло – ощущаемый Огонь. Пламя – не только ощущаемый, но и зримый огонь. Вибрация вызывается движением – определённого вещества или среды, одним словом – материи. Вкусовые органы – определённая материя нервов вкусовых органов и материя определённых участков мозга – воспринимают определённые вибрации предметов и дают ощущение вкуса; такое же движение частиц или волны дадут ощущение запаха. Так, в органах познания Материи имеются явления познания огня огнём при помощи движения. Можно привести множество подобных примеров, но будет лучше, если люди поищут их сами. Остаётся добавить, что и мысль есть вибрация и Огонь одновременно».

«Огонь Матери Мира есть божественное представление Вселенной, более совершенной, чем предыдущая».

При чтении этой цитаты возникают вопросы, требующие разъяснения. Первый из них: что это за «представление»? Это есть мыслеобраз, созданный мыслителем. Из дальнейших слов вытекает, что этот мыслеобраз – проект будущей Вселенной, которая должна быть совершеннее предыдущей. Кто же эти Божественные Мыслители, которые проектируют будущую Вселенную? В теософической литературе (письма Е.И.Рерих) имеется указание на существование Космического Венца, состоящего из Величайших Строителей Космоса, из Величайших Иерархов, которые во время космической ночи (так называемой Пралайи) вырабатывают проект будущей, более совершенной Вселенной. Другими словами, Они создают гигантский мыслеобраз будущей Вселенной, которая становится источником энергии, требующейся для построения нового Космоса. Это и есть Космическая Мыслеоснова и её движущая сила, ибо она создана Мыслителями неизмеримой мощи, о которой мы даже не имеем представления. Поясним всё сказанное аналогией.

Жил человек и увидел уютный домик у соседа. Это породило в нём желание построить себе такой же. Заработала его мысль. Он тщательно обдумал и взвесил, каков этот домик будет снаружи, чем будет украшен его фронтон, сколько в нём будет комнат и как они будут расположены. Такими размышлениями в Пространстве был создан мощный прообраз будущего дома, и он настолько увлёк своего создателя, что он приложил многие усилия, чтобы добыть нужные средства и материалы, и с течением времени действительно построил дом.

Что заставило человека так упорно стремиться к осуществлению своей цели? Только его мысль. Эта основная энергия, без которой ничто и нигде не может создаваться, мысль, которая служит началом всего. Скажем больше. Человек может построить мыслеобраз настолько сильный и увлекающий его, что он сам становится его рабом. Недаром говорят, что некто одержим такою-то идеей. Сила мысли обычного человека велика, но чем выше он подымается по лестнице духовного восхождения, тем сильнее становится его мысль. Строители Космоса силою мысли создают планеты и солнечные системы, и если упомянутый Венец Космоса, состоящий из Величайших Творцов, Логосов Солнечной системы и галактик, коллективно строит мыслеформу проектируемой будущей Вселенной, то трудно представить даже приблизительно, какою гигантскою творческой мощью обладает построенное Им представление, то есть мыслеобраз будущей Вселенной.

Здесь трактуемое нами понятие Огня перерастает в понятие Бога, а именно – Бога, непостижимого человеческим разумом; Бога, получившего в западной литературе название Великого Непознаваемого. Он – источник жизненного импульса, бьющего периодически из Беспредельности, Он – Отец Космического Дыхания, Он – Вселенская тайна. Этот непостижимый Огонь-Отец обратился в постижимый Огонь-Матерь, представляющий материальное начало Вселенной. Про него сказано: «Беспредельность, Высшее Начало есть Великая Матерь Мира, и АУМ есть Её творческая энергия, Женский Абсолют, ибо Отец нам неведом».

И ещё. «Огонь Матери Мира, великий АУМ, есть сознательная, созидательная сила жизненного импульса, творящая Вселенную… Таким образом, Первичная Огненная Субстанция, или, как она названа в “Беспредельности” – Огонь Матери Мира, Огонь Беспредельности (АДИТИ), есть Высшее Сознание, Божественная Мудрость».

«Абсолют есть Пространство в его высшем духовном смысле. Сверхмудрая Сущность беспредельного распространения, из огненного чрева которой рождаются миры и каждый из нас, – наша истинная Матерь, являющаяся Высшим Принципом каждого из нас – источником нашего бытия, как и каждого бытия вообще».

Попытаемся хотя бы кратко осмыслить глубину этих цитат. Огонь Матери Мира, он же – Огненная Субстанция, обладает Сознанием и Божественной Мудростью.

Хочется указать на сходство определений понятия Бог, находимое в труде «О Началах» отца христианской церкви Оригена, по мысли которого Бога следует понимать как некое вещество, тонкую ОДНОРОДНУЮ субстанцию, в которой не может быть никакой сложности, ибо сложное не может быть Первоисточником по той причине, что части его должны были бы существовать ещё раньше. «Только сознающий Красоту избранного пути может приобрести Пространственный Огонь» (Беспредельность, ч.1, § 61).

«Приобрести Пространственный Огонь» – выражение, которое, на первый взгляд, кажется странным. «Приобрести» – значит получить во владение, иначе говоря, овладеть Пространственным Огнём и применить Высшую творческую энергию на созидание Космоса, на творение его эволюции, конкретно, на данную эпоху – на созидание Шестой Расы – Нового Мира – Нового «Иерусалима» человечества.

Путь Агни Йоги есть путь овладения Пространственным Огнём. Агни Йога есть Огонь, Йога есть связь, путь к раскрытию Высших центров, путь к приобретению в излучениях своей ауры Пространственных Огней. Эти огни центров являются рецепторами, приёмниками духовных огней Космоса, излучаемых Космическими центрами, – семью Космическими Центрами наивысшей энергии Беспредельности, дифференциациями Огня Матери Мира. Центром центра является Индивидуальность, а сами «центры» являются аурой великих Индивидуальностей.

Приобретение Мудрости Космического Учения и преображение Жизни на основах этой мудрости и будет приобретением Пространственного Огня. Притяжение к Мудрости вызывается Красотою её. Любовь к Учению доказывается применением Учения в жизни. Движет не только любовь к Красоте, но и отвращение к безобразию. На первых ступенях оно даже более эффективно. Именно отталкиванием от безобразия часто начинается путь к Красоте, начинаются поиски прекрасного.

Как понять: «Утверждён дух, как Огонь, и нет остановки в пламени Космическом» (Беспредельность, ч.1, § 79)? Учение утверждает, что высшей сущностью человека (а следовательно, и всего человечества) является Пространственный Огонь, или Высшая Пространственная Сущность. Правильно сказано в христианских писаниях: «Бог есть ОГОНЬ» (Иезекииль). Начало всех начал, сила всех сил, Сущность всех сущностей есть Огонь.

Корень, из которого произрастает древо Материи, есть Огонь; Огонь есть синтез всех элементов и потому часто называется Единым Элементом. «Святая, единосущная и неразделённая Троица» – Отец, Мать и Сын есть Три лика Единого Огня. Дух и Материя – два аспекта Единого Элемента.

Пламя есть Высшее, то есть наиболее огненное состояние материи; философски – нечто, соединяющее Дух и Материю. Пламя есть ПРОЦЕСС возвращения или превращения Материи в Дух, из которого она когда-то была создана. Пламя, таким образом, есть жизнь, или сочетание Духа с Материей.

Сочетание Духа человека с его материальными телами, или принципами (буддхи, манас, кама, линга, стхула), есть ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; эта жизнь, являясь элементом космического пламени, не может никогда остановиться. «Дух кристаллизует свои тела, а затем декристаллизует их в пламени Жизни, ассимилируя опыт этих оборотов спирали пламени вокруг своего ядра, и эти накопления являются его СОЗНАНИЕМ».

После прочтения какого-либо литературного труда нам хочется осмыслить и вкратце резюмировать его. Попытаемся это сделать с вышеприведённым материалом об Огне.

Огонь – источник всякой Жизни, а вернее, квинтэссенция Жизни. Он породил всё сущее во Вселенной, а так как сама Сущность Жизни не может породить ничего мёртвого, то всё существующее во Вселенной живо и живёт. А всё, что живо – значит, имеет сознание, чувствует, дышит и, в зависимости от своей ступени на эволюционной шкале, думает, страдает и радуется. Но все эти живущие частицы Космоса не разбросаны хаотично, а образуют стройную систему Единого Организма, заполняющего Вселенское Пространство. Это – Та Единая Сущность, про которую сказано в Агни Йоге: «Сверхмудрая Сущность беспредельного распространения, из огненного чрева которой рождаются миры и каждый из нас, наша истинная Матерь, являющаяся Высшим Принципом каждого из нас – источником нашего бытия, как и каждого бытия вообще».

Она в нас. Она – наш Высший принцип. А наш Высший принцип есть Бог внутри нас. Именно его имел в виду Иисус Христос, когда сказал: «Разве вы не знаете, что вы боги?» И эволюционное задание наше – беспредельное раскрытие своего божественного потенциала.

Великая истина, что Единая Жизнь, наполняя всё сущее, с неотразимой убедительностью открывается в моменты прозрений, когда на человека нисходит редкая гостья – озарение. Даже «вода – живая», – восклицает русский житель станции Имяньпо Китайской Восточной железной дороги, получивший озарение и в этот миг заглянувший в родник. И если мы все являемся порождениями Единой Жизни, то вполне естественно будет увидеть в скале своего брата и ощутить любовь ко всему сущему.

«Могут ли горы устрашаться и деревья ужасаться? Конечно, могут, если дух их соприкасается с развитым сознанием человека. Но может ли озеро радоваться и цветы веселиться? Конечно, могут, если они могут засыхать от взгляда; таково соотношение между низшими и высшими звеньями Иерархии. Только очень утончённый дух найдёт в себе решимость признать в скале своего брата» (Иерархия, § 439).

Пробуждение и осознание в себе ОГНЯ ведёт к раскрытию сверхсознания. Сказано: «Пробудивший и осознавший в себе огонь будет видеть невидимое, слышать неслышимое, чувствовать и духоразуметь всё находящееся за пределами возможностей разума, ограниченного существованием лишь для показаний пяти органов чувств».

Путь к этому осознанию и есть путь Агни Йоги. О том, что этот Огонь реален и часто физически ощутим, приводим свидетельство выдающегося учёного нашего времени, профессора A.Л.Чижевского, который в своей книге «Вся жизнь» говорит: «И я всегда горел изнутри! Страстное ощущение огня – не фигурального, а истинного жара было в моей груди. В минуты особых состояний, которые поэты издревне называют вдохновением, мне кажется, что моё сердце извергает пламень, который вот-вот вырвется наружу. Этот замечательный огонь я ощущал и ощущаю всегда, когда мысли осеняют меня или чувство заговорит. Прекрасные произведения искусства и творения науки мгновенно вызывают во мне ощущение этого внутреннего жара».

Бесконечна тема Великого Огня. Мы пишем не книгу, а очерк, цель которого дать представление об Огне тому, кто не имеет книг Агни Йоги, а если и имеет, то испытывает затруднения при усвоении Высокого Откровения, в них изложенного. Закончим отдельными высказываниями малопонятных утверждений и явлений.

«Огонь есть абсолютное Единство».

«Огонь сердца – психическая энергия – есть прежде всего ЧУВСТВО человека».

«Огонь есть НЕПРОЯВЛЕННОЕ».

«ОГОНЬ есть жизнь, жизнь есть обмен энергий».

«Пространственный ОГОНЬ есть источник каждой жизни».

«Психожизнь есть Пространственный ОГОНЬ. Пространственный ОГОНЬ есть психическая жизнь. Там, где есть Пространственный ОГОНЬ, там есть и психическая жизнь. Конечно, каждый атом Пространства поэтому имеет психическую жизнь, иначе говоря, имеет душу, имеет сознание, значит он мыслит, чувствует. Каждое творящее сознание есть проявление Пространственного Огня». Даже «лики Иерархов есть проявление огня» (Иерархия).

«Пространственный Огонь есть источник каждой жизни. Каждая жизнь порождена Пространственным Огнём. Потому Пространственный Огонь есть энергия Матери Всерождающей, потому Пространственный Огонь, источник всякой Жизни, есть Великая Матерь Мира – Корень Материи. Высшие Миры, возглавляемые Высшими Владыками, являются дифференциациями, носителями и центрами психожизни, где выращиваются зёрна, или монады, для беспредельного распространения жизни в Пространстве… В каждой человеческой ауре Пространственный Огонь соединяется с Огнём подземным.

Пламя есть видимое Проявление Пространственного Огня. Пламя есть следствие Горения, то есть высвобождения Огня из сковывающих его уз Материи. Хотя сама Материя есть несказуемые “узелки” Огня, Пламя есть раскалённая Огнём Материя, то есть Материя на пороге Огня, то есть ПЕРВИЧНАЯ СУБСТАНЦИЯ. Первичная – значит ЕДИНИЦА, ибо дальше уже будет 0 (нуль). Пламя Огня есть алкахест – универсальный растворитель Материи. Огонь есть причина пламени, но пламя есть Материя в наитончайшем состоянии. Пламя зажигает, извлекая из вещества сокрытый Огонь.

Учение утверждает сходство и различие между Пламенем и Огнём».

«Огненное – значит стремительное, напряжённое, сознательное (продуманное)» (Н.Уранов).

«Когда Мы говорим огненно, значит напряжённо, значит Высшим путём, значит чистым духом, значит явлением Красоты, значит пониманием Общего Блага, значит без своекорыстия, поняв Общее Благо, значит без самости, значит, применяя Учение» (Беспредельность, ч.2, § 589).

 

г. Змеиногорск, 1987 г.

 

Духовность

 

Духовность, прежде всего, есть сознание.

Сознание лежит в основании Вселенной.

Каждый атом наделён сознанием…

Е.И. Рерих

 

I

 

Трудно найти понятие, которое так разнородно толковалось бы людьми, как – духовность. Разве ещё понятие «Бог»…

Когда я был маленьким, всё «духовное» отождествлялось мною со… скукой. Постные лица присутствующих при редких богослужениях, на которые я попадал; бабушкины воскресные чтения проповедей из особой, имеющейся у неё старой с пожелтевшими листами книги, которую она читала, если не могла поехать в далёкую церковь; молитвы и Закон Божий, заучиваемые мною в школе – всё это, ведь, считалось духовным и в то же время носило на себе печать скуки. Мне так хотелось удрать от всего этого подальше – в поле, лесок, на речку, луг, где в траве улыбались сияющие цветы и из голубой бездонной чаши неба созревающее и ласковое солнышко лило без устали живительные лучи… Почему мне никто тогда не сказал, что именно в этой радости, в этом восхищении перед величественным ликом природы заключалась живительная доля духовности?!

«Полагают, что духовность заключается в прочитывании духовных книг. Таких читателей много, но выполнителей мало» (Мир Огненный, 4.2, § 447).

«Духовность является природным заработанным качеством. Но на средних ступенях она может быть воспитываема. Однако, нужно начинать такое преображение от рождения. Нужно дать чистую атмосферу, не затемнять воображения подлыми видами, научить радоваться, именно, возвышенно-прекрасному, удалять роскошь и всякую грязь. Человек духовный не будет ханжой, не будет лжецом и трусом. Он познает труд как необходимый способ совершенствования…» (Мир Огненный, ч. З, § 499).

Мне посчастливилось в жизни своей встретить высокодуховного человека.

Сияющий след его прикосновения доныне горит в тысячах сердец и пламенеет в миру зажжёнными огнями духа – я говорю об академике Н.К.Рерихе. От него исходило нечто, чему не было имени, но что давало окружающим ощущение счастья, уверенности, крепости, и мне было так невыразимо хорошо в его близости. Он заражал счастьем, и это счастье люди уносили с собой. И тянулся к нему всякий народ отовсюду, ибо истинная духовность – великий магнит.

За границей рассказывал мне впавший в безработицу человек, как, гонимый нуждою, пытался он заработать на пропитание продажей художественных кукол, изготовляемых его женою. Но их никто не покупал. После же того, как он посетил Н.К.Рериха, тут же какой-то владелец магазина заинтересовался его товаром, купил всё имеющееся у него наличие за выгодную цену и дал крупный заказ на будущее. Ожил человек…

Так и должно быть – исторические примеры это подтверждают. Про Святого Сергия Радонежского имеется свидетельство его учеников, что около него «всё оживало, даже злаки лучше росли».

Известен случай, когда академик Н.К.Рерих посетил лабораторию знаменитого биохимика Джагадиса Боше, демонстрировавшего своим посетителям смерть растения, которому впрыснул яд. Но в присутствии духовной ауры Н.К.Рериха растение не умирало: смерть наступила лишь после того, как посетитель отошёл от обречённого растения[24].

Значит животворность будет одним из верных признаков духовности.

 

II

 

Именно, преданность творит чудеса, она есть первое качество, определяющее духовность. Духовность немыслима без этого качества[25].

Е.И. Рерих

 

Обратили ли вы внимание на одно свойство, присущее великим творениям человеческого духа, будь то картина, музыкальное или литературное произведение, – убедительность. Такое произведение иногда, если разобрать его с точки зрения строгой логики, может оказаться со значительными изъянами, и тем не менее оно будет убедительным, если исходило от человека, обладающего духовностью и проявившего её в момент творчества.

В жизнеописании Святого Сергия сказано: «Каждое действие, каждое слово Преподобного носило на себе печать убедительности. Той убедительности, которая покоряет даже поверх основной мудрости. Как каждый в глубине существа своего сознаёт, что так и должно быть и не может быть иначе».

Эта убедительность не нуждается ни в многословии, ни в пышной фразеологии, и потому одним из признаков духовности будет простота.

 

III

 

Духовность – седьмое синтетическое чувство.

Е.И. Рерих

 

Духовность, как явствует из самого смысла слова, должна быть понятием, выявляющим и синтезирующим в себе совокупность свойств духовной природы – свойства духовного плана бытия. Отсюда вытекает, что для того, чтобы стать духовным, нужно возвыситься – перенести своё сознание в духовный план. Это как будто звучит логично, но остаётся непонятным, как это практически осуществить. Путь к такому перенесению сознания в духовный план должен заключаться в освобождении своего сознания от пут, привязывающих его к земле, к физическому плану, ибо совершенно ясно, что то, что прикреплено к чему бы то ни было, никуда перенесено быть не может, пока существует привязанность.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!