Список использованных источников

Реферат

Поэтическое новаторство А. А. Фета

 

 

Выполнил: Обучающийся курса переподготовки «Библиотечно-информационная деятельность» Копылевич Елена Александровна ___________________ 10.11.2020 (подпись) (дата)
Руководитель: Жолдак Л. А., преподаватель _______________ 10.11.2020 (подпись) (дата)

 

 

Иркутск, 2020

 

 


Содержание

Введение.................................................................................................................. 2

1.1. Каковы особенности творчества А.Фета..……………..………………… 3

1.2. Что нового внес в русскую поэзию А.А. Фет…………………..…….…… 5

Заключение……………………………………………………………………… 6

Список использованных источников…………………………………………… 8

Приложение 1. Глоссарий………………………………………….................... 11

 

 

Введение .

- обоснование актуальности темы;  200 лет со дня рождения поэта

- определение цели и задач;

- определение объекта и предмета;

Актуальность. Представляет собой обоснование необходимости и важности изучения избранной темы. Актуальность может выражаться в двух аспектах: научной и общественной. Научная актуальность понимается как необходимость изучения, вызванная полным отсутствием исследований по теме, либо недостаточной изученностью избранной темы. Социальная (общественная) актуальность – это необходимость изучения данной темы в современной социальной ситуации. Обоснование социальной актуальности предполагает ситуацию, когда результаты реферата могут быть востребованы широким кругом читателей. В актуальности формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость.  

Далее указываются цель и задачи реферата. Поставленная цель реализовывается через систему практических действий. Формулировка цели может начинаться со следующих вступительных слов: «Выявить закономерности ... », «Разработать ... », «Проанализировать ... », «Найти взаимосвязь ... », «определить ... », «обозначить ... » и другое.

В эту систему входят определение задач, объекта, предмета. Задачи, как правило, формулируются исходя из основных процессов, осуществляемых в ходе работы, которые приведут к достижению поставленной цели. Формулировка задач может начинаться со следующих вступительных слов: «показать ... », «охарактеризовать ...», «определить ...»,  «проследить ...». Задач может быть несколько, они представляют собой стратегические шаги достижения поставленной цели.

Введение.

Фет - единственный из великих русских поэтов, убежденно и последовательно (за единичными исключениями) ограждавший свой художественный мир от социально-политических проблем. Однако сами эти проблемы не только не оставляли Фета равнодушным, но, напротив, вызывали его глубокий интерес, становились предметом острых публицистических статей и очерков, постоянно обсуждались в переписке. В поэзию же они проникали очень редко. Фет как бы чувствовал непоэтичность тех общественных идей, которые развивал и отстаивал. При этом он вообще считал непоэтичным всякое произведение, в котором существует отчетливо выраженная мысль, открытая тенденция, тем более - чуждая ему тенденция современной демократической поэзии. С конца 1850-х - начала 1860-х годов и далее художественные принципы некрасовской школы вызывали у Фета не только идейный антагонизм, но и стойкое, обостренное эстетическое неприятие.

Феномен Фета заключался в том, что сама природа его художественного дара наиболее полно соответствовала принципам "чистого искусства". "...Приступая к изучению поэта, - писал Белинский в пятой статье о Пушкине, - прежде всего должно уловить, в многообразии и разнообразии его произведений, тайну его личности, т. е. те особости его духа, которые принадлежат только ему одному. Это, впрочем, значит не то, чтоб эти особости были чем-то частным, исключительным, чуждым для остальных людей: это значит, что все общее человечеству никогда не является в одном человеке, но каждый человек, в большей или меньшей мере, родится для того, чтобы своею личностью осуществить одну из бесконечно-разнообразных сторон необъемлемого, как мир и вечность, духа человеческого".

Одной из насущных потребностей человеческого духа Белинский считал его устремленность к красоте: "Прекрасна и любезна истина и добродетель, но и красота также прекрасна и любезна, и одно другого стоит, одно другого заменить не может". И еще: "...красота сама по себе есть качество и заслуга и притом еще великая".

Пользуясь определением Белинского, можно сказать, что Фет родился, чтобы поэтически воплотить стремление человека к красоте, в этом и заключалась "тайна его личности". "Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты", - признавался он в конце жизни Белинский В. Г. Полн. собр. соч. и писем в 13 тт. Т. VII. М., 2004. С. 307, 322.. В программной для его эстетики статье "О стихотворениях Ф. Тютчева" (1859) Фет писал: "Дайте нам прежде всего в поэте его зоркость в отношении к красоте".

 

рассмотреть особенности поэтики А.А.Фета. Его поэтическая манера письма, "фетовский почерк", особенности поэтики, лирики - придали поэзии неповторимое очарование и прелесть. А.Фет - один из крупнейших русских лириков 19 века.

 

Афанасий Фет – самый смелый экспериментатор в русской поэзии XIX века, прокладывающий свой путь в будущее. Философское осмысление жизни, особый склад лирического дарования, сверхчуткое художественное восприятие природы не предполагают знакомства читателя с предыдущим творчеством поэта, оно открыто для ассоциативных связей, это
как бы запись одного мгновенного переживания или впечатления в цепи переживаний. Это звено в цепи, не имеющей взаимного начала и конца, но этот «кусочек жизни» самостоятелен, он органичен и значим своей самостью. Именно с этих позиций философии и эстетики рассмотрено творчество великого певца русской природы, а вектор исследования направлен на выявление импрессионистических тенденций в поэтических образах утра и вечера в лирике А.А. Фета.

 

Поэты как реки… Творчество одних можно сравнить с медленным, спокойным и гармоничным течением, другие завораживают своими круговоротами, стремительностью и непредсказуемостью. Воды одних катят мощные волны и не останавливаются ни перед чем, другие же наполнены восхитительной тишиной и таинственностью.

А какова поэзия Афанасия Афанасьевича Фета, творчество которого пришлось на сложный во всех отношениях период как в истории, так и в литературе - II половину XIX века? Почему до сих пор не утихают споры о сущности его поэзии, в какую эстетическую формулу можно заключить его творчество, в чём, по Фету, смысл бытия и назначение поэта? Ответам на эти вопросы стало настоящее исследование, предметом которого выбран поэтический образ утра и вечера в лирике А.А. Фета. Цель работы сформулирована следующим образом:

- выявить импрессионистические тенденции в поэтических образах утра и вечера в творчестве поэта. Обозначенная цель исследования потребовала решения таких задач:

- структурировать стихотворения автора в две группы по предмету исследования: утро – вечер;

- рассмотреть в каких отношениях (бинарных или полярных) находятся поэтические образы утра и вечера;

- осуществить литературоведческий анализ отдельных (НЕ ПРОГРАММНЫХ) произведений Фета и определить черты импрессионизма в этой группе стихотворений.

Познакомившись с монографиями известных литературоведов о творчестве А.Фета, можно сделать вывод, что настоящая тема наиболее глубоко раскрыта современным критиком, писателем Львом Озеровым. Реферируя его труд «А.Фет. (О мастерстве поэта)», следует согласиться с основными выводами о том, что мироощущение поэта тесно связано с природой. Так, как чувствует, понимает, слушает и слышит природу Фет, с ним никто не сравнится, «органическое слияние с миром» [6. – с. 54] способствовало открытию новых горизонтов красоты и гармонии.

Хронотоп фетовских стихотворений разлит в мире звуков, красок, чувств. Поэт улавливает самые сокровенные минуты бытия. Если это время суток, то обязательно утро или вечер; если время года – то обязательно весна. У многих поэтов есть «своя» тема, у Фета же есть свои любимые поэтические образы, которые предстают по-новому в каждом новом стихотворении. Эту загадку видения поэта неповторимости в обыденном будет исследовать не одно поколение поклонников поэзии, наслаждаясь прозрачностью звука и чистотой слога удивительного поэта - Афанасия Афанасьевича Фета.

 

 

Основная часть

Основная часть полностью посвящена решению поставленных во введении задач для достижения означенной цели. В основной части можно выделить стандартные разделы и подразделы. В случае, когда объем реферата превышает 20 страниц, то основную часть можно поделить на два раздела, каждый из которых может быть разбит на подразделы (не менее двух, пример 1 образец содержания). Названия разделов не должны повторять тему реферата. Деление основной части на подразделы и разделы нужно производить исходя из логики изложения исследуемого материала в соответствии с поставленными задачами. В том случае, когда объем реферата менее 20 страниц, то основной текст лучше делить только на два раздела (пример 2 образец содержания).

 

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета также отличается мелодичностью, музыкальностью. Всему этому помогают яркие эпитеты, присущие поэзии поэта. Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин.

Он видел красоту в земном и обыденном, усматривал идеальное и вечное в повседневном и преходящем. Фет был импрессионистом: неясные зарождающиеся движения души, которые невозможно точно назвать, поэт умел навеять на душу читателя. Источником творчества может стать обычная прогулка, увиденный пейзаж или даже мимолетное настроение.

Мир Фета можно назвать миром «единства противоположностей», гармоничного их слияния. Это противопоставление образов можно ясно увидеть в словосочетаниях из строчек его стихотворений: «пурпурные тучи, «светлая ночь... У поэта имеется своеобразная цветовая гамма.

Создавая «мелодию» стихотворения, Фет часто пользуется теми естественными модуляциями голоса, которые связаны с различными типами

фразовой интонации, в особенности с вопросительной и восклицательной интонацией. Часто стихотворение строится на параллельных вопросительных предложениях с одним и тем же вопросом, начинающим каждую строфу или каждое двустишие (например, стихотворения «Почему?», «Отчего со всеми я любезна...»). Большую роль в создании мелодии у Фета играют словесные повторы.

Бесспорным достоинством стихотворений Фета является их певучесть и музыкальностью. Эту особенность его творчества отметил великий русский композитор П. И. Чайковский. «Можно сказать, — писал он, — что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант».

 

Фет был новатором своего времени Стихи Фета необыкновенно музыкальны. Это чувствовали и композиторы, современники поэта. П. И. Чайковский говорил о нем: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант...» Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания. Написанные в романсово-песенном ключе, они очень мелодичны, недаром целый цикл стихов в сборнике «Вечерние огни» Фет назвал «Мелодии» в области стиха.

Фет является одним из самых замечательных поэтов-пейзажистов. Он описывает природу детально, обстоятельно, наделяя животный мир присущими ему качествами, чертами характера:

 

Вчера – уж солнце рдело низко –

 

Средь георгин я шел твоих,

 

И как живая одалиска

 

Стояла каждая из них.

 

Как много пылких или томных,

 

С наклоном бархатных ресниц,

 

Веселых, грустных и нескромных

 

Отовсюду улыбалось лиц!

 

В лирике Фет шел от человека, от природы, от чувства и утверждал, что красота — единственная цель поэзии. В стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» поэт говорит о природе и о любви. Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции, описываемы через таинственный полумрак во время свидания в саду. Особенность этого стихотворения - безгольность. Любовная и пейзажная лирика составляют у Фета одно целое. Стихотворение импрессионистично, оно наполнено «музыкой любви».

 

Философские стихи Фета посвящены жизни природы: "Ещё майская ночь", "Это утро, радость эта...", "Летний вечер тих и ясен...", "Я пришел к тебе с приветом...", "Заря прощается с землею...".

 

Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Природа важна для него не сама по себе, а как источник красоты, рождающей ответные движения к прекрасному в человеческой душе. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека. Философский смысл восприятия Фетом мира как красоты - идея гармонии человека и природы.

 

Фет, по словам Л. Толстого, проявил «лирическую дерзость, свойство великих поэтов». Он сумел открыть в жизни природы, в духовном мире людей то, чего до него никто не подмечал. После Пушкина он дерзает по-своему писать о светлой северной ночи и создает поразительную картину:

 

Робко месяц смотрит в очи,

 

Изумлен, что день не минул,

 

Но широко в область ночи

 

День объятия раскинул.

 

Фет достиг высокого мастерства в изображении едва уловимых переживаний человека, органически связанного с природой. Вот гимн утру, наполненный радостью проснувшейся жизни:

 

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало,

 

Что оно горячим светом По листам затрепетало;

 

Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой,

 

Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой...

 

А. Фет приобщил русского читателя к неувядающей красоте природы отчего края. Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает у нас глубокие мысли, даёт почувствовать красоту земли и родного слова. Фет пристально и любовно вглядывается в жизнь природы. В его стихах она полна гармонии и поэтических событий. Сколько голосов на лугу, в саду, в поле! Пение птиц, звон ручья, треск кузнечиков, жужжание пчёл сливаются в радостную музыку. Строчки Фета вбирают её в себя и тоже начинают звучать напевно, мелодично. Даже у ночной тишины есть своя музыка.

 

“Колокольчик”, “К жаворонку”, “ Мотылёк мальчику”.

 

Прошла гроза. Природа как будто обновилась и ликует. Радуется и человек. Его душа сливается с природой. “В небесах летают тучи”.

 

Чуть-чуть воображения – и вы услышите тонкий голосок красавицы бабочки. Какое удивительное сравнение нашёл Фет для её трепещущих крыльев! Едва вы прочтёте первую строфу стихотворения – и бабочка оживёт… “Бабочка”.

 

Любимый цветок Фета – роза. Поэт любуется ею, гордится её красотой, наделяет её человеческими качествами. Оживают в его воображении и лес, и сад, и сентябрь, и мороз. “Осенняя роза”.

 

А в этом стихотворении особенно остро проявилась наблюдательность Фета. Сколько тут точных и поэтических примет осени! “Ласточки пропали”.

 

Отшумела осень почерневшей листвой, выплакалась дождями. Природа устала бороться с ледяным дыханием непогоды, покорилась ему и однажды утром застыла… “Ещё вчера, на солнце млея”…

 

Зима. Поэт наедине с бескрайними белыми далями. “Чудная картина”, “Скрип шагов вдоль улиц белых”.

 

А вот зима в современной Фету деревне. Сколько подробностей деревенского быта любовно запечатлел Фет. “ Вот утро севера – сонливое, скупое”

 

Наступило самое желанное для Фета время года – весна. В стихотворении Фет радуется приходу весны, как волнуется и блаженствует его душа. “Уж верба вся пушистая”, “Ещё, ещё! Ах, сердце слышит”.

 

В стихотворении А. Фета “Рыбка” вы найдёте живой портрет рыбки. Так хочется прикоснуться к её подвижной спинке! Рыбка лукавая. Рыбаку кажется, что она играет с червяком. А в действительности она играет с человеком.

 

Когда в лесу слышится голос одинокой кукушки, мы замираем от восторга. Вот же время нас охватывает чувство неясной тревоги. Вот как выразил это состояние Фет. “Кукушка”.

 

A. Фет стоит у окна, распахнутого в сад. Как тонко он чувствует постепенное приближение дождя! Зрение и слух у поэта обострены. Даже запах деревьев перед дождём он подмечает. “Весенний дождь”.

 

А вот как выразил Фет охвативший его восторг от красоты, которую дарит нам весна. “Это утро, радость эта”…

 

Его поэтическая манера письма, “фетовский почерк”; придали его поэзии неповторимое очарование. Фет был новатором во многих отношениях. Он раскрепощал слово, не заковывал его в рамки традиционных норм, а творил, стремясь выразить свою душу и чувства, наполняющие ее.

Словосочетания, встречающиеся у Фета, поражали и возмущали многих его критиков, но по достоинству были оценены его почитателями.

Природа настолько очеловечена, что мы часто встречаем “травы в рыдании”, “овдовевшую лазурь”, “лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой”. Раскрепощенность фетовского слова выражается еще и в том, что оно всегда тянулось, “тяготело”, не только к поэзии, но и к живописи, к музыке. Ярким примером такого письма является стихотворение “Певице”: Тяжело понять, как в звуках могут быть “жаркие слезы”, почему на них “кротко светит улыбка любви”. Но произведение действительно имеет неповторимый музыкальный эффект.

Удивляет то, сколько оттенков чувств можно проследить в лирике Фета. Это и грусть, и тревога, и сомнение, и страсть, и тоска- все это отражено подчас в двух-трех четверостишиях.

Фет - поэт-живописец, во многих его стихотворениях прослеживается богатая цветовая гамма, подчас контрастная, где четко проявляются свет и тени:

Фет стремится расширить границы языка, поэтического слова, но приходит к выводу, что выразить на бумаге можно лишь малую часть всех чувств, переживаний, а все остальное принадлежит тебе и твоему внутреннему миру, понять который не может никто. Осознавая ограниченность словесного материала, поэт восклицает: Как беден наш язык! — Хочу и не могу —

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

В лирике Фета слились поэзия, живопись, музыка, которые в совокупности составляют неповторимое обаяние фетовской поэзии.

Кроме того, например, в стихотворении "Шёпот, робкое дыханье..." поэт прекрасно передаёт мгновенные ощущения, и, чередуя их, он передаёт состояние героев, в созвучие природы душе человека, и счастье любви:

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья....

Фет сумел передать движения души и природы без глаголов, что бесспорно, было новаторством в русской литературе. Но есть у него и картины, в которых главными опорами становятся именно глаголы, как, к примеру, в стихотворении "Вечер"?

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу»

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу...

Подобная передача происходящего говорит об ещё одной особенности пейзажной лирики Фета: главную тональность задают трудноуловимые впечатления звуков, запахов, смутных очертаний, передать которые в словах очень трудно. Именно сочетание конкретности наблюдений со смелыми и необычными ассоциациями позволяют чётко представлять описываемую картину природы.

Стремление Фета показать явление во всем многообразии его переменчивых форм сближает поэта с импрессионизмом. Зорко вглядываясь во внешний мир и показывая его таким, каким он предстает в данный момент, Фет вырабатывает совершенно новые для поэзии приемы, импрессионистического стиля.

Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом. Фет изображает внешний мир в том виде, который соответствует сиюминутному настроению поэта. При всей правдивости и конкретности описания природы прежде всего служат средством выражения лирического чувства.

 

Особенности лирики Фета

 

Его называли «маленьким лириком», «микроскопическим поэтом» (Д. И. Писарев). Первое стихотворение («Шёпот. Робкое дыханье…») было признано манифестом «чистой поэзии». Поэт чётко определил свою позицию: «Служение чистой красоте: вопрос о правах гражданства поэзии, о её нравственном значении, о современности, о современности в данную эпоху считаю кошмарами, от которых давно и навсегда отделался».

 

1. Фрагментарность, импрессионизм в изображении внешнего мира и целостность мира ощущений, мира духовного, внутреннего.

 

Поэзия его состоит из ряда картин природы, из антологических очерков, из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей...

 

Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний. Это сближает ее с импрессионизмом. Импрессионизм – направление в искусстве XIX века, сложившееся во французской живописи. Означает впечатление, которое воспроизводит предмет. Для него характерна передача настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности, изменчивости. Стремясь передать в слове впечатление, Фет создает образы, которые проявляются в поэзии XX века. При жизни Фета его поэзия не нашла отклики в сердцах современников и стала близка и понятна людям XX столетия.

 

2. Предметность, внимание к деталям.

 

Вдохновение и вера в силу вдохновения. Глубокое понимание красот природы, сознание того, что проза жизни кажется прозою лишь для очей непросветленных поэзиею, — вот особенности г. Фета, отличающие в нем поэта несомненно чистого, неспособного к скептицизму или колебанию в своем признании...

 

Он весь живет моментом, им схваченным, он как бы обращается к своей личности и воссоздает поразившую его картину, не выпуская из нее малейшей подробности... Он схватывает все мелкие черты, характеризующие вечер в степи, он упоминает о взлетевшем жуке и о коростелях, скрипящих в росистой ложбине...

 

3. Эмоциональная насыщенность.

 

Лирика Фета полна глубокой мысли, но неотделимой от чувства, выраженной в душевном движении:

 

Не жизни жаль с томительным дыханьем,

 

Что жизнь и смерть: А жаль того огня,

 

Что просиял над целым мирозданьем,

 

И в ночь идёт, и плачет, уходя.

 

3. Недоговоренность, дающая возможность читателю самому пережить радость общения с поэзией, природой и красотой.

 

4. Высокая музыкальность стиха и певучесть.

 

Его поэзия музыкальна в своей основе. Художественный мир поэта создается разнообразием ритмов, звуков и особым синтаксисом. Стиль Фета - «напевный стиль».

 

Эту особенность его творчества отметил великий русский композитор П. И Чайковский. «Можно сказать,— писал он, — что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант». На стихи А. Фета писали музыку П. Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов. Стихотворение “На заре ты её не буди”, положенное на музыку А. Варламовым, стало “ почти народною песней”.

 

«Растут, растут причудливые тени», «Люди спят, пойдем в тенистый сад», «Серенада», «Спи, еще с зарею» и «На заре ты ее не буди».

 

5. Наивная внимательность чувства и глаза» (В. Боткин)

 

Защитники «искусства для искусства» пытались представить Фета преемником Пушкина. На самом же деле между вольнолюбивой поэзией друга декабристов Пушкина, чей «неподкупный голос» «был эхом русского народа», и оторванной от жизни поэзией Фета — непроходимая пропасть.

 

В лирике Фета (во всяком случае, в значительной её части) есть своеобразная первобытность, о которой В. Боткин сказал: «Такую наивную внимательность чувства и глаза найдёшь разве только у первобытных поэтов. Он не задумывается над жизнью, а безотчётно радуется ей. Это какое-то простодушие чувства, какой-то первобытной праздничный взгляд на явления жизни, свойственный первоначальной эпохе человеческого сознания. Потому-то он так и дорог нам, как невозвратимая юность наша».

 

6. Бессюжетность.

 

Его стихи по большей части не имеют сюжета — это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько «летучее» настроение поэта.

 

7. Неожиданность метафор и сравнений. Мастерство композиции.

 

Фет - мастер композиции; любит использовать все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен), варьировать их комбинации.

 

8. Мастерство в передаче летучих, едва уловимых внутренних состояний человека.

 

Ему открыта, ему знакома область, по которой мы ходим с замирающим сердцем и с полузакрытыми глазами, эта область — область поэтических ощущений души человеческой...

 

...Дарование поэта на передачу неуловимого в жизненной поэзии («Фантазия»). Хвалить стихи подобного рода почти что непозволительно, анализировать их так же невозможно, как анализировать иной пленительный сон, повергающий человека в восторженное состояние и залегающий в его памяти на долгие лета» (А В. Дружинин).

 

9. Тяготение к некоторым поэтическим жанрам.

 

В жанровом отношении Фет тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре, циклизации.

 

Из проведенного анализа творчества А. Фета следует:

Во-первых, в основе романтической эстетики Фета было резкое разграничение двух сфер: «идеала» и «обыденной жизни». Это убеждение имело общий корень с самим существом его поэтического дара. Сферу идеала образуют «разлитая по всему мирозданию» красота, «разлитая по всей природе» любовь, сокровенные моменты созвучия космической и душевной жизни, творения искусства. Всем этим и «дышал» Фет в своей лирике.

Во-вторых, фетовская песня рождалась идеалом красоты и возносилась тем же духом сопротивления «жизненным тяготам». Естественность и природность ее - результат предчувствия все обновляющих перемен в русской жизни середины века, предчувствия, которое взывало к новому человеку и к новой человечности.

В-третьих, глубокий космический лиризм и вселенская мощь стихотворений позднего Фета роднит его с Тютчевым. И философской обобщенностью, и ощущением целостности мирового бытия, и подчеркнутым типично романтическим чувством запредельного.

Наконец, в-четвертых, романтическая устремленность Фета к прекрасному сближает его с Тургеневым, в чем мы могли убедиться, анализируя их эстетические позиции при исследовании ими проблемы взаимоотношения природы и человека. К познанию сущности жизни оба они шли одинаковым путем: через изображение романтических озарений, имеющих нравственно возвышающее значение для человека. «Человеческая» сущность природы и поэту, и прозаику открывалась в эстетических переживаниях ее красоты.

 

 

Заключение

В заключении содержатся итоги работы и делаются конкретные выводы в связи с поднятыми проблемами по результатам проведенного исследования. Все выводы должны строго соответствовать поставленным во введении задачам, иначе цель работы окажется невыполненной. За изложением следует дать краткую оценку значимости полученных результатов и осветить перспективу дальнейшего исследования. Объем заключения определяется характером работы и, как правило, занимает не более десятой части работы.

Заключение

Афанасий Фет – самый смелый экспериментатор в русской поэзии XIX века, прокладывающий свой путь в будущее. Философское осмысление жизни, особый склад лирического дарования, сверхчуткое художественное восприятие природы не предполагают знакомства читателя с предыдущим творчеством поэта, оно открыто для ассоциативных связей, это
как бы запись одного мгновенного переживания или впечатления в цепи переживаний. Это звено в цепи, не имеющей взаимного начала и конца, но этот «кусочек жизни» самостоятелен, он органичен и значим своей самостью.

У Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом. Он очень дорожит мигом, стремится к фиксации изменений в природе и любит описывать точно определимое время суток, где самыми любимыми являются вечер и утро. В его творчестве поэтический образ этого времени сопоставлен с переживаниями, психологическим настроем человека; в них Фет проявил способность передать природные ощущения в их органическом единстве.
В лирике Фета поэтический образ природы неотделим от человеческой личности, его мечтаний, стремлений и порывов.

Определяя свойство своего мироощущения, Фет писал: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы». «Природа создала этого поэта для того, чтобы самое себя подслушать, подсмотреть и самое себя понять. Для того чтобы узнать, что думает о ней, природе, человек, ее детище, как он воспринимает ее. Природа создала Фета для того, чтобы проведать – как воспринимает ее чуткая душа человека» [6. – С. 21], - так определил сущность поэта-импрессиониста современный литературовед Л.Озеров.

Список использованной литературы

1. Литературоведческий словарь-справочник. – М.: Академия, 2005.

2. Фет А.А. Сочинения. – В 2 т. – Т.2. – М., 1982.

3. Григорьева А.Д. «А.А. Фет и его поэтика» // Русская речь №3, 1983.

4. Лагунов А.И. Афанасий Фет. – Х.: Ранок; Веста, 2002.

5. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1989 г. – 159 с. – (Биография писателя)

6. Озеров Л. А.А. Фет (О мастерстве поэта). – М.: Знание, 1970.

7. Сильман Т. Заметки о лирике. – М.–Л., 1977.

8. Скатов Н.Н. Лирика А.А. Фета (истоки, метод, эволюция). – М., 1972.

9. Чагин Г.В. Федор Иванович Тютчев: (185 лет со дня рождения). – М.: Знание, 1985.

Электронные ресурсы

1. http://www.tchaikov.ru/letter.html

Жизнь и творчество русского композитора П.И. Чайковского. Письма

  1. http://www.balmont.net.ru/lib-sa-avtor-35/

Бальмонт Константин Дмитриевич

Заключение.

Творчество Фета знаменует не только завершение, но и разложение дворянско-усадебной поэзии нового классицизма. Уже в стихах молодого Фета нарастают иные тенденции. От четкой пластичности Фет переходит к нежной акварельности, все более эфемерной становится "плоть" воспеваемого Фетом мира; его поэзия направлена теперь не столько на объективно данный внешний предмет, сколько на мелькающие, смутные ощущения и возбуждаемые ими неуловимые, тающие эмоции; она становится поэзией интимных душевных состояний, зародышей и отблесков чувств; она "Хватает на лету и закрепляет вдруг / И темный бред души, и трав неясный запах", становится поэзией бессознательного, воспроизводит сны, грезы, фантазии; настойчиво звучит в ней мотив невыразимости переживания. Поэзия закрепляет мгновенный порыв живого чувства; однородность переживания нарушается, появляются сочетания противоположностей, хотя и гармонически примиренных ("страдание блаженства", "радость страдания" и т. п.). Стихи приобретают характер импровизации. Синтаксис, отражая становление переживания, часто противоречит грамматическим и логическим нормам, стих получает особую суггестивность, напевность, музыкальность "дрожащих напевов". Он все менее насыщен материальными образами, которые становятся лишь точками опоры при раскрытии эмоций. При этом раскрываются психические состояния, а не процессы; впервые в русскую поэзию Фет вводит безглагольные стихи ("Шепот", "Буря" и др.). Характерные для этой линии поэзии Ф. мотивы - впечатления от природы во всей полноте ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных и др.), любовное томление, зарождающаяся, еще невысказанная любовь. Эта струя поэзии Фета, продолжая линию Жуковского и отдаляя его от Майкова, Щербины, делает его предшественником импрессионизма в русской поэзии (оказав особенно сильное влияние на Бальмонта). В известной мере Фет оказывается созвучным Тургеневу.

К концу жизни Фета его лирика все более становилась философской, все более проникалась метафизическим идеализмом. Постоянно звучит теперь у Фета мотив единства человеческого и мирового духа, слияния "я" с миром, присутствия "всего" в "одном", всеобщего в индивидуальном. Любовь превратилась в жреческое служение вечной женственности, абсолютной красоте, объединяющей и примиряющей два мира. Природа выступает как космический пейзаж. Реальная действительность, изменчивый мир движения и деятельности, общественно-исторической жизни с ее враждебными поэту процессами, "базар крикливый", предстают как "сон мимолетный", как призрак, как шопенгауэровский "мир-представление". Но это не греза индивидуального сознания, это "всемирный сон", "один и тот же сон жизни, в который мы все погружены" (эпиграф Фета из Шопенгауэра). Высшая реальность и ценность переносятся в покоящийся мир извечных идей, неизменных метафизических сущностей. Одной из основных у Фета становится тема прорыва в иной мир, полета, образ крыльев. Мгновение, запечатлеваемое теперь, - момент интуитивного постижения поэтом-пророком мира сущностей. В поэзии Фета появляется оттенок пессимизма в отношении к земной жизни; его приятие мира теперь это не непосредственное наслаждение праздничным ликованием "земной", "плотской" жизни вечно-юного мира, а философское примирение с концом, со смертью как с возвращением к вечности. По мере того, как почва ускользала из-под усадебно-патриархального мира, из поэзии Фета ускользало материальное, конкретное, реальное, и центр тяжести переносился на "идеальное", "духовное". От эстетики прекрасного Фет приходит к эстетике возвышенного.

Творчество Фета связано с усадебно-дворянским миром, ему присуща узость кругозора, равнодушие к общественному злу его времени, но в нем нет прямых реакционных тенденций, свойственных Фету-публицисту (если не считать нескольких стихотворений на случай). Жизнеутверждающая лирика Фета пленяет своей искренностью, свежестью, решительно отличаясь от искусственной, упадочной лирики импрессионистов и символистов. Лучшее в наследстве Фета - это лирика любви и природы, тонких и благородных человеческих чувствований, воплощенных в исключительно богатой и музыкальной поэтической форме.

Список литературы.

1. Аксаков И.С. Биография А.А.Фета - М., 2005.

2. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. и писем в 13 тт. Т. VII. М., 2004. С. 307, 322.

3. Благой Д., Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета, М., 2006.

4. Бухштаб Б.Я., А.А. Фет. Очерк жизни и творчества - СПб., 2007.

5. История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. 2004.

6. Озеров Л., А.А. Фет. О мастерстве поэта, М., 2005.

7. Фет А.А. Мои воспоминания. Ч. 1. М., 2006. С. 225.

Список использованных источников

Отражает алфавитный перечень источников, которые использовались при написании реферата. Список литературы опирается на ГОСТ 7.1 – 2003. В начале списка идут законодательные акты, затем в алфавите заглавий остальные источники (пример оформления библиографического списка представлен отдельно).

 

Приложение (необязательно)

Иллюстрации, карты, схемы, диаграммы, фото, копии документов,
сканированные репродукции, глоссарий. В приложения вносят материалы,
на которые существуют ссылки в основном тексте. Приложения должны
быть пронумерованы. Приложения помещают после списка
использованных источников. Каждое приложение оформляется отдельно, с
нового листа.

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!