Разъяснение того, что отговорки позволяют избежать прямой лжи

Лживые слова и ложные клятвы

Ложь и ложные клятвы относятся к числу отвратительных грехов. Сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Ни в коем случае не прибегайте ко лжи, ибо, поистине, ложь приведет к нечестию, а нечестие приведет к огню!».

Сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «С тремя не заговорит Аллах в День воскресения: с оказывающим благодеяния, который попрекает (людей) за все, что он дает (им), со сбывающим свой товар с помощью ложных клятв и с опускающим свой изар». Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Тот, кому удастся заполучить имущество мусульманина с помощью ложной клятвы, встретит Аллаха гневающимся на него».

От Ибн Масуда (р.а.) передали, что Пророк (с.а.в.) говорил: «Самое праведное изречение – это речь Аллаха. Самые достойные слова – это поминание Аллаха (зикр), самая худшая слепота – это душевная слепота (слепота сердца). Малое, но достаточное, намного лучше, чем большое количество, которое мешает и отвлекает (от важного). Самое плохое огорчение – это огорчение в Судный день, самое хорошее богатство – богатство души, самая хорошая провизия – богобоязненность. Опьяняющее объединяет в себе все грехи. Женщины – верви шайтана, молодежь – отрасль безумия. Самый худший заработок – это заработок от ростовщичества (риба), самое большое ослушание – это лживый язык».

Также Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Поистине,сегодня ночью ко мне явились двое, которые сказали мне: «Пошли!» Я пошел с ними, и через некоторое время мы подошли к лежавшему навзничь человеку, над которым с железным крюком в руках стоял человек, вонзавший этот крюк в угол его рта, в ноздрю и в глаз с одной стороны и раздиравший их до затылка. После этого он переходил к другой стороне лица и делал с ней то же, что делал с первой, и еще до того, как он заканчивал разрывать одну сторону, другая сторона становилась такой же, как прежде, а потом он снова возвращался к ней и делал то же, что и в первый раз. Тогда я спросил моего проводника: «Кто этот человек?». Он ответил, что это человек, распространявший ложь, и мучить его будут до наступления Судного дня».

Рассказывают, что некий человек следовал за одним мудрецом и преодолел расстояние в семьсот фарсахов, чтобы спросить того о семи словах. Придя к нему, этот человек сказал: «Воистину, я пришел из-за знания, дарованного тебе Всевышним Аллахом. Расскажи мне о небе и о том, что тяжелее его, о земле и о том, что шире ее, о камне и о том, что тверже его, об огне и о том, что горячее его, о сильном холоде и о том, что холоднее его, о море и о том , что богаче его, о сироте и о том, кто более унижен, чем он». Мудрец ответил: «Ложное обвинение невинного человека тяжелее небес, истина шире и больше земли, довольное сердце богаче моря, зависть жжет сильнее огня, неудовлетворенная потребность в близком человеке холоднее самого сильного холода, сердце неверующего тверже камня, а сплетник, правда о котором открылась, более унижен, чем сирота».

В те времена жил один очень послушный ребенок по имени Абдуль-кадир аль-Джейлани (к.а.с.а), которого родители отправили учиться в другой город вместе с другими детьми. При расставании мать предупредила сына, чтобы он никогда не врал, и сын дал слово не врать. По пути в город на них напали разбойники и забрали все, что могли. Когда очередь дошла до того мальчика, о котором идет речь, разбойники ничего не нашли у него и спросили, есть ли у него деньги. Он ответил, что есть, и показал, куда он их спрятал. Удивленный предводитель разбойников спросил его, почему он рассказал об этом. Мальчик ответил, что дал слово матери не врать, и поэтому сказал правду.Тут разбойник раскаялся, сказав: «Я нарушаю свое обязательство перед Всевышним, а этот мальчик держит слово, данное матери». Следуя примеру предводителя, другие разбойники тоже оставили свое занятие и стали послушными рабами Аллаха.

Случаи, когда разрешается прибегать ко лжи

Знай, что ложь является запретной, ибо она наносит вред и тем, кому лгут, и другим людям. Однако иногда ложь приносит пользу, и тогда она становится дозволенной, а в некоторых случаях даже обязательной. Так, например, если правдивые слова приведут к тому, что прольется кровь человека, который скрывается от притеснителя, ложь является

обязательной, а если добиться желаемой цели на войне, или примирить враждующих, или склонить сердце притесняемого к примирению, или наладить отношения между супругами можно только с помощью лжи, ложь является дозволенной при том условии, что прибегать к ней будут только по мере необходимости. Об этом говорится во многих хадисах. В одном из них сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Не является отъявленным лжецом тот, кто старается примирить людей друг с другом и умножает благо».

Абу Кахль рассказывает: «Однажды два сподвижника поссорились друг с другом да такой степени, что они уже не разговаривали между собой. Встретив одного из них, я сказал: «Что случилось между тобой и твоим другом? Я слышал, как он восхвалял тебя». Потом, когда встретил второго, ему я сказал то же самое, и они оба помирились». Тогда я сказал про себя: «Погубив себя, я помирил двоих». Я рассказал об этом случае Пророку (с.а.в.) и он сказал: «О Абу Кахль, ты примиряй людей»,- т. е. даже посредством лжи.

Разъяснение того, что отговорки позволяют избежать прямой лжи

Передают, что кто-то из наших предшественников сказал: «Поистине, отговорки позволяют избежать лжи». Здесь имеются в виду такие случаи, когда человек вынужден прибегать ко лжи. Примером намека может служить тот случай, когда Мутарриф, пришедший к Зияду, который с нетерпением ждал его, отговорился тем, что он болел, сказав: «Не поднимался я с постели с тех пор, как остался с повелителем, если не поднимал меня Аллах».

Сообщается, что, когда находившегося у себя дома ан-Наха’и звал кто-нибудь из тех, к кому он выходить не хотел, он говорил своей рабыне: «Скажи ему: «Поищи его в мечети», но не говори: «Его здесь нет», чтобы это не было ложью». Прибегать к отговоркам разрешается также, если цель состоит в том, чтобы с помощью шутки сделать приятное сердцу другого человека. Примером могут служить слова Посланника Аллаха (с.а.в.): «Старуха не войдет в Рай», а также слова, сказанные им другому человеку: «Не тот ли, у кого в глазу белизна?» - и слова, сказанные им, другому человеку: «Мы посадим тебя на детеныша верблюдицы», которые уже приводились ранее.

Допускаются также и преувеличения, к которым часто прибегают люди, например, когда кто-нибудь говорит: «Я говорил тебе это сто раз!» - желая не

указывать на то, сколько именно раз он говорил это, а особо подчеркнуть что-либо для преувеличения. Если же подойти к этому по-другому, то с учетом того, что раньше

человек мог сказать это только один раз, получится, что он солгал.

Если же такой необходимости нет, то не разрешается прибегать ни к намекам, ни к откровенной лжи, но намек является менее тяжким проступком. Например, Абдуллах бин Утбат рассказывает: «Когда я вместе с моим отцом был в гостях у Умара бин Абдулазиза, перед тем как я вышел, отец надел на меня костюм. Увидев на мне костюм, сподвижники спросили: «Умар бин Абдулазиз надел на тебя костюм?» «Да возвеличит его Аллах!», - сказал я. И тогда отец сказал мне: «О, мой сын, ты остерегайся лжи и того, что намекает на нее». Отец Абдуллаха запретил ему так говорить, потому что в его словах было утверждение сподвижников на ложном мнении, для того чтобы похвастаться перед ними.

Что же касается такой лжи, по отношению к которой обычно проявляется снисходительность, например, когда один человек говорит: «Поешь это», а другой отвечает: «Я не хочу», то поступать так нежелательно, а если при этом преследуется какая-либо неправильная цель, то и запретно. Асмаъ бинт Амис (р.а.) рассказывает: «Когда мы сидели у ‘Аиши (р.а.), Пророк (с.а.в.) поставил перед нами еду и предложил поесть. Мы ответили, что не хотим есть. Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Вы не совмещайте голод и ложь».

И, наконец, велик грех того, кто лжет, рассказывая о том, что он видел во сне, ибо в одном из хадисов сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Поистине, к числу величайших видов лжи относится объявление человеком себя сыном не своего отца, или заявление о том, что он видел во сне то, чего (на самом деле) он не видел, или приписывание Посланнику Аллаха (с.а.в.) того, чего он не говорил» (Аль-Бухари).

Передают со слов Ибн Аббаса (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «В мире ином на того, кто станет рассказывать о том, чего на самом деле он во сне не видел, будет возложена обязанность связать узлом два ячменных зерна, чего он никогда сделать не сможет, в День воскресения ухо подслушивавшего разговоры людей, не желавших этого, зальют расплавленным свинцом …» (Аль-Бухари).


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!