По каким строительным чертежам выполняется фасад здания? Последовательность выполнения

Лекция 5. Архитектурно-композиционные проекции, особенности их изображения.

Как было отмечено в лекции 1, все проекции делятся на три группы – «градостроительные», «технические» и «архитектурно-композиционные». К «архитектурно-композиционным» проекциям относятся «Фасады», «Видовые точки (аксонометрии, перспективы)» и «Детали».

Условное название фасадов в техническом черчении – «Вид спереди (V)» и «Вид сбоку (W)». Это самые яркие и красочные проекции проекта. Они дают полное представление о композиционном решении объекта, его цветовой и светотеневой пластике, размерах и пр.

Главный фасад любого здания – со стороны главного входа. Обычно главный фасад изображается более крупным по сравнению с боковым. Он служит композиционным центром проекта. На нем традиционно изображаются собственные и падающие тени: «Тень укрепляет форму, а свет ее разрушает!» (Леонардо да Винчи). Кроме того, фасады должны правдиво отобразить особенности конструктивных и отделочных материалов.

Фасады имеют следующие варианты обозначений:

– «Главный фасад (М 1:20)» и «Боковой фасад (М 1:25)»;

– «Южный фасад (М 1:20)» и «Восточный фасад (М 1:25)»;

– «Фасад в осях А - Я (М 1:20)» и «Фасад в осях 1 - N (М 1:25)» («А», «Я», «1», «N» – «конструктивные» оси привязки);

 

 Пояснительные надписи и подписи пишутся над и под проекцией, в зависимости от композиции листа, места или характера изображаемого объекта. К примеру, на фасадах с плоскими кровлями надпись лучше разместить вверху, а с остроугольными шатровыми – внизу.

Толщина линий обводки на фасадах варьируется.

Самые тонкие и «светлые» линии – размерные линии, привязочные оси и высотные отметки.

Вторыми по толщине должны быть основные линии чертежа. Это границы несущих конструкций, оконных и дверных проемов, лестничные марши и пандусы.

Самые толстые линии – «контурные, силуэтные». Ими может быть выделен как фасад в целом, так и наиболее характерные «выступающие» и «западающие» части (ризалиты, портики, пилястры, эркеры, балконы, ниши и пр.).

Толщина всех этих линий не регламентируется. Она может варьироваться в зависимости от художественного видения проектировщика.

Толстой ординарной линией или «двойной» (сочетающей толстую и тонкую линии) может быть обозначен уровень земной поверхности (основание «картины»). Для большего эффекта этот уровень может быть дополнен косыми штрихами, расходящимися в разных направлениях.

Правила нанесения высотных отметок на фасаде здания

Наносятся отметки уровня земли, верха стен, низа и верха проемов. Отметки проставляются, как правило, слева от чертежа фасада.

По каким строительным чертежам выполняется фасад здания? Последовательность выполнения

Чертежи фасадов представляют собой проекцию наружного вида здания на вертикальную плоскость. Чертеж фасада должен быть увязан с чертежами плана и разреза здания.

 

Деталь – укрупненный фрагмент фасада (главного или бокового). Деталь традиционно выполняется в более крупном масштабе (1:2, 1:5, 1:10), ярко раскрашивается, дополняется собственными и падающими тенями. Все размеры – горизонтальные, в миллиметрах (мм). Возможны не одна, а две-три проекции детали (по желанию проектировщика).

 

По завершении фасадов и деталей могут быть построены их аксонометрические или перспективные изображения.

Аксонометрия – графический прием изображения трёхмерного пространства или объемной фигуры на плоскости. В архитектурно-дизайнерской практике наиболее популярны два вида аксонометрии – изометрия и диметрия. В первом варианте углы между осями «Х», «Y» и «Z» одинаковы, равны 1200. Во втором случае угол между осями «Х» и «Z» равен 97010’, между осями «Y» и «Z» – 131025’. Все размеры, изображаемые на оси «Y» (ширина объекта), сокращаются в два раза, а на осях «Х» и «Z» (его длина и высота) равны натуральным.

 

Основной недостаток изометрического изображения – «задирание» (визуальное искажение) дальнего от наблюдателя угла кровли. Диметрия лишена этого недостатка.

Никаких размеров на аксонометрических проекциях не ставится!

Перспектива (перспективное изображение) – наиболее наглядный и визуально точный метод передачи особенностей объемного решения проектируемого объекта. Наиболее популярен так называемый метод архитектора – построение перспективы «по двум точкам схода (фокусам)».

 

Условные обозначения:

S – позиция наблюдателя;

ПК – плоскость картины;

ЛГ – линия горизонта, расположенная на высоте роста человека (муж. – 185 см, жен. – 170 см).

А, В, С, D – угловые точки прямоугольного плана объекта;

α = 300 – оптимальный угол зрения наблюдателя между крайними точками D и В;

F1 и F2 – левый и правый фокусы (точки схода «перспективных лучей»);

ОF1 ιι CD, ОF2 ιι BC.

Возможны и другие методы построения перспективных изображений – с одной точкой схода, по «координатной сетке» и пр. С ними можно ознакомиться в специальной литературе (см. «Библиографический список»).

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

 

1. Анисимова И.И. Архитектурное проектирование малоэтажного жилого дома на одну семью: курс лекций. / И.И. Анисимова, А.В. Степанов. – М.: МАрхИ, 1987. – 486 с.

2. Анисимова И.И. Малоэтажный жилой дом: учебное пособие. / И.И. Анисимова, А.И. Гук, Т.А. Тимофеева. – М.: МАрхИ, 1992. – 42 с.

3. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учебно-методическое пособие для архитектурных вузов и факультетов. – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1982. – 224 с.

4. Климухин А.Г. Композиция перспективных изображений. – М.: Стройиздат, 1978. – 336 с.

5. Макарова М.Н. Перспектива: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.

6. Косо Й. Загородный дом. Архитектурные решения: пер. с венг. / Й. Косо. – М.: «Контэнт», 2001. – 155 с.

7. Нагорнов Ю.П. Композиция перспективных изображений: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского ГАСУ, 2008. – 273 с.

8. Нойферт П. Проектирование и строительство. Дом, квартира, сад: пер. с нем. / П. Нойферт, Л. Нефф. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Архитектура-С, 2007. – 264 с.

9. Поляков Е.Н. Малоэтажный жилой дом усадебного типа: учебное пособие. / Е.Н. Поляков, П.М. Аникин. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2015. – 127 с. – Условия доступа: http://docplayer.ru/25929907-Maloetazhnyy-zhiloy-dom-usadebnogo-tipa.html

10. Поморов С.Б. Второе жилище горожан, или Дом на природе. Урбоэкологические аспекты эволюции городского жилища: научная монография. / С.Б. Поморов. – Новосибирск: Изд-во НГАХА, 2004. – 472 с.

11. Самойлов В.С. Каменные дома. Энциклопедия строительства. Каталог проектов. / В.С. Самойлов. – М.: ООО «Аделант», 2006. – 184 с.

12. Самойлов В.С. Деревянные дома. / В.С. Самойлов. – М.: ООО «Аделант», 2005. – 223 с.

13. Самойлов В.С. Современный загородный дом. Энциклопедия строительства. / В.С. Самойлов. – М.: ООО «Аделант», 2006. – 384 с.

14. Тосунова М.И. Архитектурное проектирование: учебник для сред. проф. образования / М.И. Тосунова, М.М. Гаврилова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2009. – 326 с. 

15. Элам, К. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция [Текст]. – СПб.: Питер, 2014. – 112 с.

Дополнительная литература

 

16.Архитектурные детали сельских жилых домов усадебного типа: альбом. – М.: Россельхозиздат, 1983. – 159 с.

17. Бартощук М.В., Грин И.Ю. Проблема создания образа здания в современной архитектуре. // «Новые идеи нового века»: Мат. международной научной конференции ФАД ТОГУ, 2011, Т. 1. – С. 6-10.

18. Короев Ю.И., Федоров М.В. Архитектура и особенности зрительного восприятия. – М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1954. – 136 с.

19. Рубаненко Б.Р. Жилая ячейка в будущем. / Б.Р. Рубаненко, К.К. Карташова и др. – М.: Стройиздат, 1982. – 198 с.

20. Ульянова Н.Д., Хайхан Т.Ю. Трехмерное моделирование архитектурных объектов. // «Вестник образовательного консорциума. Среднерусский университет. Информационные технологии», 2017, № 2 (10). – С. 33-39.

 

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!