Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 251 страница



 

столь упрощенной форме, несостоятельно, поскольку первые признаки болезни дали о себе знать не раньше февраля 1923 г., спустя несколько лет после выработки концепции инстинкта смерти (142, 1957). Но, навер­ ное, не так уж противоестественно допустить, что его прежняя погло­ щенность мыслями о смерти обрела еще большую интенсивность после того, как он заболел, и подвела его к представлению о том, что в центре человеческого существования находится скорее конфликт между жизнью

 

смертью, нежели конфликт между двумя жизнеутверждающими влече­ ниями — половым желанием и влечениями ”Я”. Допущение, согласно которому человеку приходится умирать потому, что смерть — сокровен­ ная цель жизни, можно было бы считать своего рода утешением, пред­ назначенным для того, чтобы облегчить страх смерти.

 

 то время как исторические и личностные факторы составляют единый набор мотивов для конструирования инстинкта смерти, есть еще один набор факторов, склонивший, должно быть, Фрейда к принятию теоретического положения об инстинкте смерти. Фрейд всегда мыслил дуалистически. Он рассматривал противоположные силы в их борьбе друг с другом, а процесс жизни считал исходом этой борьбы. Секс

влечение к самосохранению были первой версией, подходящей для дуалистического толкования. Но с введением понятия нарциссизма, включившего инстинкты самосохранения в сферу либидо, прежний ду­ ализм оказался под угрозой. Не навязывала ли теория нарциссизма монистического толкования, согласно которому все инстинкты либидоз-ны? И что еще хуже, не подтверждала ли она одну из главных ересей Юнга, что понятие либидо обозначает всю психическую энергию? Дейст­ вительно, Фрейду пришлось выпутываться из этой невыносимой дилем­ мы, невыносимой потому, что она означала бы согласие с представлени­ ем Юнга о либидо. Пришлось ему найти новый инстинкт, противопо­ ложный либидо, чтобы заложить основу для обновленного дуалистичес­ кого подхода. Инстинкт смерти отвечал этому требованию. Вместо старого дуализма был найден новый, с5тцествование вновь можно было рассматривать дуалистически как арену борьбы противостоящих ин­ стинктов — Эроса и инстинкта смерти.

 

 случае с новым дуализмом Фрейд следовал образцу мышления,

котором позже еще пойдет речь, а именно: он разработал два широких понятия, в которые следовало втискивать любое явление. Так он посту­ пил с понятием сексуальности, расширив его настолько, что все, что не есть инстинкт ”Я”, принадлежит сексуальному инстинкту. Тем же путем он следовал и в случае с инстинктом смерти. Он настолько расширил его, что в результате любое стремление, не подпадающее под Эрос, оказывалось принадлежащим инстинкту смерти и наоборот. Таким об­ разом, агрессивность, деструктивность, садизм, стремление к контролю

 

господству, несмотря на качественные различия, стали проявлениями одной и той же силы — инстинкта смерти.

 еще в одном аспекте Фрейд следовал, тому же образцу мышления, столь сильно повлиявшему на него на более ранней стадии развития его


 

387


теоретической системы. Об инстинкте смерти он говорит, что тот перво­ начально полностью находится внутри; затем часть его выпускается наружу и проявляется как агрессивность, в то время как другая часть остается внутри в качестве первичного мазохизма. Но если выпущенная наружу часть встретится с препятствиями слишком значительными, чтобы их преодолеть, инстинкт смерти возвращается внутрь и проявля­ ется как вторичный мазохизм. Это точно тот же образец рассуждения, что использовался Фрейдом при обсуждении нарциссизма. Сначала все либидо пребывает в ”Я” (первичный нарциссизм), потом оно распрост­ раняется вовне на объекты (объектное либидо), но частенько оно снова возвращается внутрь и образует так называемый вторичный нарцис­ сизм.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!