Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 240 страница



 

Удалось ли мне это показать?

Достаточно ли много приведено аргументов, доказывающих, что

агрессия и деструкция вовсе не обязательно играют ведущую роль

 

системе человеческих мотиваций? Я считаю, что достаточно, надеюсь, что и читатели согласятся с моим мнением.

 

Даже генетически заложенная биологическая агрессивность не являет­ ся спонтанной, а выступает как защита витальных интересов человека

 

— его развития и выживания как рода и вида. Эта оборонительная агрессия в условиях жизни первобытных народов была сравнительно незначительной, ибо человек человеку не был ’’волком”. Тем временем человек претерпел огромную трансформацию. И потому с полным правом можно предположить, что в один прекрасный день круг замкнет­ ся и человек построит такое общество, в котором никто не будет испытывать страха: ни ребенок перед родителями, ни родители перед вышестоящими инстанциями, ни один социальный класс перед другим, ни одна нация перед сверхдержавой. Однако достижение этой цели сопряжено с массой сложностей, обусловленных целым рядом экономи­ ческих, политических, культурных и психологических факторов. Допол­ нительная трудность состоит в том, что народы разных стран молятся разным богам — и потому люди нередко не понимают друг друга, даже когда формально говорят на одном и том же языке. Было бы глупо пытаться игнорировать эти трудности.

 

Однако анализ эмпирических данных показывает, что существует реальная возможность в обозримом будущем построить такой мир,

 

котором будет царить взаимопонимание, если только удастся устра­ нить ряд политических и психологических преград.

Садизм и некрофилия — эти злокачественные формы агрессии — не являются врожденными; можно в значительной мере снизить вероят­

ность их возникновения, если изменить обстоятельства социальной

экономической жизни людей. Необходимо создать условия, способст­ вующие полному развитию истинных способностей и потребностей че­ ловека; необходимо, чтобы развитие собственно человеческой актив-


 

373


ности и творчества стало самоцелью. Ведь эксплуатация и манипулиро­ вание человеком вызывают не что иное, как скуку, вялость и уныние,

 

все, что превращает полноценных людей в психологических уродов, делает из них также садистов и разрушителей.

Многие сочтут мою позицию ’’сверхоптимистичной”, ’’утопической” или ’’нереалистичной”. Чтобы решить, в какой мере эта критика справе­ длива, мне думается, уместно было бы подискутировать по поводу двойственности понятия ’’надежда”, а также обсудить сущность катего­ рий ’’оптимизм” и ’’пессимизм”.

 

Допустим, я собираюсь за город на уик-энд и не уверен, будет ли соответствующая погода. Я могу сказать, что в отношении погоды ”я настроен оптимистически”. Но если у меня тяжело болен ребенок и его жизнь в опасности, то чуткое ухо сразу отметит неуместность выраже­ ния ”я настроен оптимистически”, ибо в данном контексте оно прозву­ чит отстраненно и равнодушно. С другой стороны, вряд ли подойдут слова: ”Я убежден, что мой ребенок выживет”, ибо при данных обсто­ ятельствах нет оснований для такой уверенности.

 

Что же я тогда должен сказать?

Более всего, видимо, уместно сказать: ”Я верю, что мой малыш выживет”. Но слово ’’вера” сегодня сомнительное слово из-за своего теологического оттенка. И несмотря на это, оно самое лучшее слово, какое можно себе представить, ибо оно содержит нечто чрезвычайно важное, а именно страстное желание спасти моего ребенка, любой ценой вытянуть его из болезни. При этом я не просто сторонний наблюдатель по отношению к больному ребенку, каким я остаюсь в ситуации обыч­ ного ’’оптимизма”. Я сам — участник ситуации, включенный наблюда­ тель: я ангажирован, я заинтересованное лицо. Мой ребенок, о котором


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!