Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 229 страница
360
Гитлер, а в том, приобрел ли он фундаментальное качество образован ного человека — способность объективного и осмысленного усвоения знаний. Можно часто услышать, что Гитлер всего достиг путем самооб разования. Я бы сказал иначе: Гитлер был не самоучкой, а недоучкой,
та часть образования, которую он недополучил, как раз и содержала знание о том, что такое знание.
Необразованность Гитлера проявлялась не только в этом. У него, безусловно, была возможность приглашать немецких ученых, работа ющих в любой из областей наук, чтобы с их помощью расширять
|
|
углублять свои знания. Но, по свидетельству Шрамма, равно как
Шпеера, он тщательно избегал таких ситуаций*. Он неловко себя чувствовал в присутствии людей, стоявших с ним наравне или выше его, чего бы то ни касалось. Это типичное проявление нарциссического
|
|
авторитарного характера. Он должен был всегда находиться в положе нии, где он мог чувствовать себя неуязвимым. Если это было не так, общение (так же как и серьезная книга) представляло угрозу всему стройному зданию его дилетантизма.
Гитлер избегал специалистов. Единственное исключение он делал для архитекторов, в особенности для профессора П. Л. Трооста. Троост не раболепствовал перед Гитлером. Когда Гитлер приходил к нему на квартиру, Троост никогда не встречал его у входа и не провожал до дверей, когда тот уходил. Тем не менее Гитлер был в восхищении от Трооста. С ним он не был ни высокомерным, ни многословным, но вел себя как студент (253, 1969, с. 52). Даже на фотографии, опубликованной
|
|
книге Шпеера, можно видеть, что Гитлер испытывает чувство смуще ния перед профессором. Я думаю, что Гитлер так вел себя по отноше нию к Троосту потому, что, как я уже отмечал, интерес его к архитектуре был совершенно искренним.
|
|
музыке и живописи, так же как в истории и философии, вкусы Гитлера определялись почти исключительно его страстями. Каждый вечер после ужина в Оберзальцберге он смотрел два кинофильма. Больше всего он любил оперетты и мюзиклы. И не терпел фильмов
путешествиях, о природе или учебных фильмов (253, 1969, с. 104). Как я уже упоминал, его приводили в восторг фильмы типа ’’Fridericus Rex (Король Фридрих)”. В музыке ему были интересны только оперетты и Вагнер, который был для него своего рода эмоциональным допин гом. Ханфштенгль часто играл для него Вагнера, особенно когда он был в подавленном настроении, и это действовало на него как лекарст во.
Мы не знаем, интересовался ли этот ’’бывший художник” живопи сью. Он предпочитал осматривать музеи снаружи, оценивал их архитек туру, но редко заходил внутрь, чтобы познакомиться с картинами. Вот как описывает Ханфштенгль их посещение Музея кайзера Фридриха
Берлине в начале 20-х гг. Первьп^ полотном, перед которым остано вился Гитлер, был ’’Человек с золотым шлемом” Рембрандта. ’’Посмот ри, — сказал он, обращаясь к юному отпрыску члена партии, которого взял с собой в музей. — Это же потрясающе! Какой героизм во взгляде солдата! Какая воинственность, решимость! Вот тут-то и видно, что Рембрандт все-таки был арийцем и германцем, хотя он иногда и выби рал модели в еврейском квартале Амстердама” (116, 1970, с. 72).
‘ Однажды он попытался оправдать свое нежелание встречаться с учеными, сказав Шпееру, что большинство немецких ученых не захотят его видеть. К сожа лению, это было не так, и Гитлер должен был знать это (253, 1969).
361
Гитлер-”художник” в основном копировал открытки и старые гра вюры. Главным образом это были фасады зданий (’’архитектурная графика”), но также и пейзажи, портреты и иллюстрации для рекламы. Он руководствовался принципом спроса и, как мы знаем, повторял некоторые сюжеты, если они хорошо продавались. Качество его живопи си и рисунков в .общем соответствовало тому, что можно было бы ожидать от художника его уровня. Его произведения имели опрятный вид, но были безжизненны и не слишком выразительны. Лучше всего ему удавались архитектурные эскизы. Но даже когда он не копировал их (например, во время войны), они все равно отличались точностью, педантизмом и сухостью. В них никогда не было ничего личного, хотя они были ’’неплохо исполнены” (253, 1969). Даже сам Гитлер признал впоследствии, что он рисовал только для того, чтобы заработать себе на жизнь, и был ’’маленьким художником”. В 1944 г. он сказал своему закадычному другу фотографу Хоффману: ”Я не хочу быть художником.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!