Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 76 страница
с 2%3000 нулями)...
Из того, что нам известно о коре больших полушарий, можно сделать вывод, что число нейронов, готовых к одновременному вступлению в связи, составляет JQ2783000 (131, 1928, с. 4—6). Для сравнения интересно привести добавление Ливингстона: ’’Следует помнить, что число атомов в Универсуме оценивается в целом как 10*®” (162, 1967а, с.568).
194
тивная детерминация становится минимальной, а развитие мозга до стигает максимального уровня. Такое сочетание минимальной инстинктивной детерминации с максимальным развитием мозговых структур прежде никогда еще не встречалось на пути эволюции и с биологической точки зрения представляет собой совершенно новый феномен.
|
|
Таким образом, когда человек только начал свое развитие, он
своем поведении уже руководствовался инстинктами лишь в незначи тельной мере. Не считая элементарных инстинктов самосохранения и се ксуального влечения, у человека нет других врожденных или унаследо ванных программ, которые бы ему предписывали, как вести себя в боль шинстве случаев, связанных с принятием решений. Поэтому с биологи ческой точки зрения человек, вероятно, являет собой самое беспомощное и слабое из всех живых существ.
|
|
Может ли чрезвычайная развитость мозга компенсировать недоста ток инстинктивного начала?
|
|
До известной степени — да. Человека ведет по жизни его разум. Но одновременно мы знаем, что этот инструмент бывает слабым и ненадеж ным, что на него оказывают влияние желания, влечения и страсти, перед которыми человек нередко не в силах устоять. Кроме того, разум не только не заменяет инстинкты, но и здорово осложняет задачу жить. При этом я имею в виду не инструментальный разум (использование мышления для различных действий с объектами ради удовлетворения своих потребностей), ибо в данном отношении человек в конечном счете мало чем отличается от животных (например, приматов). Я имею в виду тот аспект мышления, благодаря которому человек приобретает совер шенно новое качество — самосознание. Человек — единственное 5Ю1вое существо, которое не только знает объекты, но и понимает, что он это знает. Человек — единственное живое существо, которое наделено не только предметным мышлением, но и разумом, т. е. способностью направить свой рассудок на объективное понимание, на осознание сущ ности вещей самих по себе, а не толъко как средства удовлетворения каких-то потребностей и нужд. Наделенный сознанием и самосознанием, человек научается выделять себя из среды, понимает свою изолирован ность от природы и других людей. Это приводит затем к осознанию своего неведения, своей беспомощности в мире и, наконец, к пониманию конечности своего бытия, неизбежности смерти.
|
|
Так самосознание, рассудок и разум разрушают ту ’’гармонию” естественного существования, которая свойственна всем животным. Созна ние делает человека каким-то аномальным явлением природы, гротеском, иронией вселенной. Он — часть природы, подчиненная ее физическим законам и неспособная их изменить. Одновременно он как бы противостоит природе. Он отделен от нее, хотя и является ее частью. Он связан кровными узами и в то же время чувствует себя безродным. Заброшенный в этот мир случайно, человек вынужден жить по воле случая и против собственной воли должен покинуть этот мир. И поскольку он имеет самосознание, он видит свое бессилие и конечность своего бытия. Он никогда не бывает свободен от рефлексов. Он живет в вечном раздвоении. Он не может освободиться ни от своего тела, ни от своей способности мыслить.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!