Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 57 страница
Гипотеза о наличии у человека врожденного импульса борьбы за свободу подкрепляется тем, что свобода является предпосылкой для развертывания всех человеческих способностей личности, ее физического
психического здоровья и равновесия. Если у него отнимают свободу, он становится больным, калекой, инвалидом. Под свободой понимается не отсутствие каких бы то ни было ограничений, ибо всякое развитие возможно лишь в рамках какой-то структуры, а каждая структура требует ограничений (96, 1970). Все дело в том, кому это ограничение вьп'одно — какому-то одному лицу или учреждению, или же оно необ ходимо для роста и развития самой структуры личности.
|
|
Свобода является для человека жизненно важным биологическим фактором, который обусловливает беспрепятственное развитие челове ческого организма*, и потому опасность лишиться свободы вызывает такую же точно оборонительную агрессию, какую вызывает любая угроза витальным интересам индивида. Стоит ли в таком случае удив ляться, что в мире, в котором люди ущемлены, в котором большинство страдает от отсутствия свободы (особенно цветное население), вновь
|
|
вновь возникают вспышки насилия и агрессии. Власть имущие (т. е. белые) были бы, вероятно, меньше удивлены и возмущены ими, если бы они не привыкли, что цветных можно не считать за людей, и потому от черных, желтых или краснокожих они вовсе и не ждут человеческих реакций^.
|
|
Подобная слепота имеет еще и другую причину. Белые сами, несмот ря на свою мощь, тоже расстались со своей свободой, их к тому вынудила их собственная система (хоть, быть может, и не столь явно
|
|
открыто). И потому, возможно, они еще больше ненавидят тех, кто сегодня сражается за свободу, ибо это напоминает им об их собственной капитуляции.
Однако нельзя впадать в эйфорию по поводу допустимости истинно революционной, наступательной активности; из того факта, что любая активность, вызванная потребностью защиты жизни, свободы или чести, относится к нормальным механизмам функционирования организма, вовсе не следует, что можно оправдать разрушение жизни. Это остается личным делом каждого, делом религиозных, этических или политичес-
Эта борьба бывает безжалостной и беспощадной, а жертвы ее сплошь
рядом оказываются на больничной койке. Однако нельзя не отметить один весьма характерный факт, что все человеческие существа (дети властвующих родителей и людей, лишенных власти) имеют нечто общее: их объединяет то, что когда-то они были немощными и боролись за свою свободу. То есть можно предположить, что независимо от врожденных задатков каждый человек в детстве приобретает некоторый революционный потенциал, который тихо тлеет, но при определенных условиях может вспыхнуть и привести к мобилизации всех сил.
‘ Это относится не только к человеку. Мы уже упоминали о вредных послед ствиях жизни в зоопарке, и эти факты не в состоянии опровергнуть даже самые авторитетные специалисты, как, например, Гедигер (123, 1942).
^Цвет кожи производит такое впечатление лишь в сочетании с беспомощ ностью и отсутствием власти. Когда к началу века японцы превратились в мощ ную нацию, они сразу стали личностями. Здесь критерием человеческого начала стало обладание прогрессивными технологиями.
174
ких убеждений, делом совести — оправдывать такую позицию или нет.
как бы ни выглядели в данном случае наши собственные принципы, мы должны отдавать себе отчет в том, что чисто оборонительная агрессия очень легко смешивается с необоронительной деструктивно стью и садистским желанием господствовать, вместо того чтобы подчи няться. И когда это происходит, революционная наступательность пере рождается в свою противоположность и вновь воспроизводит ту самую ситуацию, которую должна была уничтожить.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!