Фидий и скульптура Афинского Акрополя
Скульптура Древней Греции. Классика (продолжение)
· В Древней Греции спорт занимал важное место. Эллины уважали спортивные состязания, были уверены, что только в борьбе можно выявить победителя.
· Спортивную тему очень любили античные скульпторы. В своих творениях они умели искусно передать красоту человеческого тела, его совершенство и силу.
Поликлет
· Его творчество приходится на 460—420 годы до н. э.
· Поликлет создавал образ героически прекрасного человека, что, собственно, было центральной темой всего греческого искусства.
· Поликлет создал систему пропорциональных отношений («Канон Поликлета»), которая определяла красоту человеческого тела.
· Самой знаменитой работой Поликлета был бронзовый «Дорифор» (копьеносец) ок. 440 года, дошедший до нас только в сухих мраморных копиях. Представление о подлинной пластике мастера даёт бронзовая статуя юноши, находящаяся в Лувре.
· Дорифор-копьеносец стоит, опершись на одну ногу, вторая лишь поддерживает фигуру — он будто вот-вот сделает шаг. Правая рука юноши опущена, в левой он держит копье. Легко заметить, что часть тела находится в покое, а другая напряжена. Это сочетание выглядит настолько естественным, что копьеносец кажется живым. Статуя выгодно отличалась от статических изображений, характерных для предшествующего периода в искусстве.
· Преодолеть неподвижность помогает хиазм, или, иначе, контрапост. Опора тела перенесена на одну из ног, бедро которой оказывается выше другого, линия плеч, напротив, наклонена в противоположную сторону. Этот приём постановки фигуры, неизвестный в период архаики, получает теперь широчайшее распространение.
|
|
· Дорифор — это изображение не конкретного спортсмена-победителя, а иллюстрация канонов мужской фигуры.
· «Раненая амазонка» Поликлета – тип древнегреческой статуи, изображающей женскую фигуру, опирающуюся на пилон.
· Амазонка (женщина-воительница) одета в короткую тунику, которая спадает с одного плеча, оставляя грудь открытой. Предположительно она ранена копьём в шею или в бок и от этого приподнимает руку над головой.
· Амазонка Поликлета изображена в позиции шага, но она не шагает, а стоит неподвижно, опираясь левой рукой о пилон (опору). Мотив боковой опоры оказался необходимым для передачи «движения в состоянии покоя».
· Амазонка одета в подпоясанный хитон, ниспадающие складки которого со всех четырех сторон соединены волнами изгибающихся складок.
· От этого фигура амазонки кажется медленно опускающейся книзу. Высоко поднятая правая рука, под которой зияет рана, еще усиливает ощущение тяжести. Только такими средствами мог передать древнегреческий мастер физическое страдание, в то время как прекрасное лицо амазонки мужественно и величественно - спокойно.
|
|
Фидий и скульптура Афинского Акрополя
• До нашего времени дошли, пусть и сильно повреждённые, статуи и рельефы Парфенона, построенного в 447—438 годах до н. э. Скульптурное убранство храма продолжало создаваться до 431 г. до н.э.
• Статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы) — бронзовая статуя работы Фидия в афинском Акрополе (пр. 460 до н.э.), посвящённая богине Афине. Воздвигнута в память побед над персами. Не сохранилась.
• Фидий создал образ Афины — воительницы, грозной и суровой защитницы города. Правой рукой она опиралась на копье, в левой руке держала щит, голову венчал шлем. Одета Афина была в двойную тунику, которая спадала прямыми правильными складками. Афина Промахос возвышалась над всем Акрополем и воплощала в себе военную мощь Древних Афин.
• Статуя Афины Парфенос (Девы) 447-438 до н.э. Скульптура Афины Парфенос находилась в Парфеноне. Этот храм был построен как дом для богини между 447 и 432 годами до нашей эры.
• Она была выполнена в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость). Золото на сумму 40 (или 44) талантов (около тонны) и слоновая кость покрывали деревянный остов статуи высотой в 13 метров.
|
|
• Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает её так: Афина изображена стоящей в полный рост, на ней был длинный, свисавшей тяжелыми складками хитон. На ладони правой руки Афины стояла крылатая богиня Ника; на груди Афины была эгида с головой Медузы; в левой руке богиня держала копье, а к ее ногам был прислонен щит. Около копья свернулась священная змея Афины (Павсаний называет ее Эрихтонием). На постаменте статуи было изображено рождение Пандоры (первой женщины).
• на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней – борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. На голове богини был шлем, увенчанный тремя гребнями, средний из которых представлял собой сфинкса, а боковые грифонов. У Афины имелись украшения: ожерелья, серьги, браслеты.
• Известно, что статуя занимала огромный постамент высотой 4-8 метров. Перед скульптурой находился большой резервуар с водой. Это было сделано для того, чтобы в холе все время было влажно, и слоновая кость сохранялась в этих условиях.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!