Стили деятельности и способности



Относительно соотношения стилей деятельности и способностей существуют различные мнения. В. С. Мерлин рассматривает первые как разновидность про­явления вторых. Г. Уиткин (Н. Wiurin et al), наоборот, выдвинул пять критериев, по которым отличаются понятия стиль и способность.

1. Способность рассматривается в связи с содержанием и уровнем выполнения
задания; стиль же выступает как способ выполнения задания, т. е. разные
стили могут обеспечить одинаково высокую продуктивность исполнения.

2. Способность униполярна; стиль — биполярное образование, причем оба по­
люса (противоположные стили) выступают как равноценные в плане своих
адаптивных возможностей.

3. Способности имеют ценностный контекст (т. е. оцениваются как хорошие
или плохие); к стилю же неприменимы оценочные суждения, так как пред­
ставители каждого стиля имеют преимущества в тех ситуациях, где их ти­
пические особенности способствуют более эффективному поведению.

4. Способность изменчива во времени; стиль же является устойчивой харак­
теристикой индивидуума.

5. Способность специфична по отношению к определенной деятельности,
а стиль проявляется генерализованно в различных сферах деятельности.

Не со всеми положениями Г. Уиткина следует согласиться (способности воз­можно также рассматривать биполярно: плохие — хорошие; кроме того, одна и та же способность может проявляться, как и стиль, в разных видах деятельности), но в целом он прав. Стиль может формироваться с учетом способностей человека, содействовать их проявлению, но не подменяет их.

Виды стилей деятельности

Все виды стилей деятельности можно разделить на подготовительные и исполни­ тельские. Первые связаны с подготовкой к деятельности, вторые — с ее исполне­нием.


282 Глава 14. Общие представления о стиле деятельности

В лаборатории В. С. Мерлина был выявлен стиль, отражающий своеобразие соотношений между ориентировочной и исполнительной фазами деятельности (Л. А. Копытова, 1964; Е. А. Климов, 1969; А. И. Сухарева, 1967; А. К. Байметов, 1967). Стиль деятельности, связанный с тщательным сбором информации, ее сис­тематизацией, с детальным планированием деятельности на основе собранной информации, с обособленностью и большой продолжительностью подготови­тельных действий, присущ лицам со слабой нервной системой и инертностью нервных процессов. Такие типологические особенности заставляют субъектов тщательно готовиться к деятельности, продумывать все мелочи. Объясняется это тем, что эти люди не любят попадать в неожиданные ситуации, вызывающие у них вследствие инертности нервных процессов затруднение в переключении с од­ной установки на другую, что приводит к возникновению психического напряже­ния. Поэтому они стараются провести профилактические мероприятия, действу­ют по принципу: «семь раз отмерь, один раз отрежь».

У других же наблюдается стиль подготовки к деятельности, связанный с не­достаточным стремлением к получению и систематизации информации, с недос­таточным планированием деятельности, с обращением основного внимания на исполнение той и исправлению недостатков но ходу ее реализации, а не преду­преждением их. Они действуют по принципу «авось да небось». У таких субъек­тов отмечается сильная нервная система и подвижность нервных процессов. Пер­вая предохраняет человека от страха и растерянности при возникновении в ходе деятельности затруднений, а вторая обеспечивает хорошее переключение с одной ситуации на другую. Такое сочетание силы нервной системы и подвижности обес­печивает решительность, высокий теми деятельности. Не случайно люди, кото­рые отличаются подвижностью нервных процессов, придают большое значение «поворотливости», а лица с инертностью отмечают, что, когда торопятся, работа у них идет хуже (Е. А. Климов).

Исполнительские стили деятельности многообразны и зависят от ее сферы и вида. В области управления различают автократический, демократический и либеральной (попустительский) стили руководства (лидерства), выделен­ные К. Левиным. В спортивной деятельности выделяют атакующий, защитный, контратакующий и комбинационный стили (в единоборствах), равномерный и неравномерный способ распределения сил на дистанции (в циклических видах деятельности) и др., о чем будет сказано ниже. Имеются разные стили исполне­ния и разучивания музыкальных произведений.

Структура стиля деятельности

В некоторых работах структура стиля деятельности, т. е. его компонентный со­став, стала представляться неоправданно широко. Так, в нее включают и факто­ры, определяющие его формирование, в том числе свойства различных иерархи­ческих уровней индивидуальности, личностного и нейродинамического уровней: самооценку, установки, общительность, эмоциональность, тревожность, смелость и уверенность в своих силах, напористость, инициативность, бодрость, а подчас и вообще не имеющие никакого отношения к формированию стиля: веселость, ак­тивность, завистливость, излишнее самомнение, индивидуализм и т. д. (М. В. При-ставкина, 1984; М. Р. Щукин, 1984, 1992).


14.6. Пути и механизмы формирования стиля деятельности 283

Увлечение системным и интегральным подходом в изучении индивидуально­сти приводит к явным перехлестам в понимании структуры стиля деятельности и в конце концов — к искажению сути этого понятия. Например, в работе Б. А. Вят-кина и И. Е. Праведниковой (1991) утверждается, что индивидуальный стиль моторной активности является системным образованием и включает в себя ком­поненты различных уровней моторики: физического развития, физической под­готовленности, качественных особенностей движений, их оптимальный состав и эмоциональный компонент (привлекательность тех или иных движений и удо­влетворение от их выполнения).

Физическое развитие, физическая подготовленность не могут входить в струк­туру стиля, так как не являются ни действиями, используемыми в том или ином стиле деятельности, ни способами их выполнения. Привлекательность определен­ных движений влияет на их выбор и закрепление в структуре стиля, но опять-таки это не способ выполнения деятельности. Не могут входить в структуру ее стиля и це­ли деятельности, как то утверждает А. Г. Исмагилова (1991). Называемое автором целями, в реальности — действия (организационные и дидактические), которые преимущественно используются разными учителями при решении задач урока.

Таким образом, хотят того авторы или нет, они в структуре стиля заменяют систему приемов, специфичных для данного человека, системой его личностных особенностей, т. е. растворяют стиль деятельности в структуре личности.

Формирование определенного стиля обусловливается многими факторами: морфофункциональными особенностями, нейродинамическими особенностями, свойствами темперамента, волевыми качествами, способностями, устойчивостью к неблагоприятным состояниям. При этом у одного человека в качестве ведущих при выборе стиля могут быть одни факторы, у другого — иные. Вместе с тем не следует принимать все особенности личности человека, выбравшего тот или иной стиль, за факторы, его обусловившие, за компоненты его структуры. Надо иметь в виду, что структура стиля поведения не совпадает со структурой стиля деятель­ности, хотя последний и может находиться под сильным влиянием первого. Это разные уровни жизнедеятельности человека.

Существенное дополнение в понимание структуры стиля деятельности сделал В. А. Толочек (1992). Он показал, что один и тот же стиль деятельности, выбира­емый по склонности или в соответствии со способностями данного человека, мо­жет быть у разных людей неодинаков по операциональному составу. Так, борцы, отдавшие предпочтение атакующему стилю, реализуют его с помощью разных на­боров соответствующих тактико-технических приемов. Это еще раз показывает: исполнительские стили деятельности — прежде всего тактические, а как данная тактика будет воплощаться в жизнь — дело другое; у одного человека набор опе­раций может быть своим, а у другого — своим. Все зависит от многих факторов: конкретных способностей, морфологических особенностей и пр.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!