Философия всеединства В.С. Соловьева.



Философия всеединства возникла в последней четверти XIX в. Датой ее возникновения можно считать 1874 г. – год защиты и опубликования Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853–1900) магистерской диссертации "Кризис западной философии. Против позитивизма". По грандиозности замысла и широте размаха учение Соловьева не имеет себе равного в русской философии. Он обладал исключительным даром синтеза, пророческим предчувствием наступления новой философской эпохи и сумел создать систему, охватывающую все основные сферы человеческого бытия и познания.

В философии В. С. Соловьева идея всеединства, согласно которой все содержится во всем, стала той фундаментальной идеей, на основе которой происходит объединение всех разделов философского учения в систему.

Философию всеединства Соловьев разрабатывает как учение о жизни и бытии, включая всю человеческую и всю космическую сферу, как о нерушимой и всеединой целостности.

Вклад В. С. Соловьева не только в русскую, но и в мировую философскую мысль определяется тем, что именно он разработал целостную концепцию всеединства. На основе принципа всеединства он стремился:

·  в онтологии – преодолеть дуализм духа и материи, увидеть взаимопроникновение субстанций, их полное тождество;

·  гносеологии – воссоздать цельное знание;

·  этике – утвердить единую для всех абсолютную мораль;

·  религии – обосновать необходимость слияния христианских церквей и образование Вселенской церкви;

·  истории – представить единство и целостность человечества на пути воссоединения с Богом.

Учение о всеединстве бытия

Фундаментальным основанием онтологии всеединства выступает триада категорий: сущее, бытие и сущность. Бытие понимается Соловьевым как способ существования сущего, его проявления в различных формах. Сущее безусловно, вечно; бытие – преходяще, относительно. Первое есть Бог, второе – материальный мир. Между ними устанавливается связь сущности и явления, и Соловьев в своей философии всеединства устраняет ту непроходимую грань, которую полагало христианское богословие между Богом и миром, и утверждает пантеистический взгляд на мир.

Одним из центральных понятий онтологии Соловьева является понятие Софии, Премудрости Божией, которая выступает в качестве первообраза или идеального плана мира. София представляет замысел Бога о мире, его своеобразную идеальную матрицу. Она есть Душа мира, которая связывает Бога и материальный мир, сообщает жизнь всему бытию.

Принципы онтологии, лежащие в основе философской концепции В. С. Соловьева, неразрывно связаны с его гносеологическим учением. В своей основе единство онтологии и гносеологии у Соловьева базируется на идее единства Истины, Добра и Красоты.

Философ разрабатывает концепцию цельного знания, в котором должен осуществиться универсальный синтез научного, философского и религиозного знания. Означает ли этот синтез их равнозначность? Нет, так как "цельное знание" опирается на веру. Философ выстраивает следующую градацию средств познания в зависимости от познаваемого объекта: знание о реальном мире дается наукой, знание об идеальном мире – философией, но знание об Абсолюте (Боге) – только верой. "Цельное знание", воссоздающее картину всеединства, должно быть направлено также на выработку универсальной теории, формулирующей основные принципы единства мира.

В концепции цельного знания подробно прорабатывается мысль о единстве познавательной и этической деятельности (Истина и Добро). Только высоконравственная личность познающего субъекта является гарантом истинности добытых им знаний, поскольку для познания человеку необходим не только логический инструментарий, но и жизненная позиция.

Исторический процесс в понимании Соловьева есть процесс становления Вселенской Церкви, объединяющей людей в Богочеловечество. На пути к Царству Божиему на земле люди должны действовать не в одиночку, а совместно, составляя одно общество, построенное на принципах справедливости.

Идеалом такого общества В. С. Соловьев считал свободную теократию, при которой нравственная власть принадлежала бы церкви во главе с первосвященником, сила – царю, а право живого совета с Богом – пророкам. Свободную теократию Соловьев мыслил как вселенскую теократию, которая должна быть создана путем объединения католической и православной церквей. Воссоединение католической и православной церквей, по замыслу Соловьева, могло происходить только под эгидой Рима. Что касается государственности, то мощная государственность во главе с монархом-царем была актуализирована в России. Соловьев выдвинул идею вечного союза Римского Папы и Русского царя – союз высших носителей двух величайших даров: Царства и Священства. Однако, несмотря на все усилия, ему не удалось добиться никаких результатов ни в России, ни на Западе. Папа Лев XIII, познакомившись с проектом Соловьева, сказал: "прекрасная идея, но невозможная без чуда".

Список литературы: Савельев Л. Записки по истории русской философии. Москва. 1993. ; Владимир Соловьев: социальное измерение духовности. https://studme.org

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!