Отличия готического стиля в архитектуре от романского



Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе. Этот стиль является одним из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.
     Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный».

Несмотря на то, что готический стиль унаследовал свои корни от романского стиля, они имеют ряд отличий: в романском стиле преобладает незамысловатость форм, массивные размеры, округлость цилиндрических сводов и башен. В готической же архитектуре свойственна заостренность башен замысловатые украшения, грациозность, эстетизм. Готическая архитектура поражает своим величием и высотой, тяготением ввысь, что отличается от романского стиля, в котором преобладает приземленность, тяготение к горизонтали. Характерная особенность готической архитектуры – арка стрельчатой формы, определяющая во многом внутренний и внешний облик готических зданий.[4] Главная роль в романском стиле отводилось суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам.
    Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение. [5]

Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы. Их формы поражали динамичностью, легкостью и живописностью. Стройный силуэт собора с острыми шпилями и башнями определял характер городского пейзажа. Между романским и готическим стилем трудно провести четкую хронологическую границу. XII век – время расцвета романского стиля; вместе с тем с 1130 г. появляются новые формы, положившие начало ранней готике. Готический стиль в Западной Европе достиг своих вершин на этапе высокой готики в XIII в. Угасание стиля приходится на XIV и XV вв. Этот этап называли поздней, или пламенеющей готикой.[7]

 

Примеры мировых архитектурных сооружений, выполненных в готическом стиле.

Рассмотрим одни из самых известных зданий по всему миру, выполненных в готическом стиле.

Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением и находится во Франции. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими зданиями. В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.[8]

[9]

Рис.1.  Церковь монастыря Сен-Дени

 

В VIII веке аббатство Сен-Дени внешне напоминало фортификационное сооружение. Его окружал водяной ров, через который вел подъемный мост к воротам, защищенным двумя башнями. Монастырские стены были оснащены крепостными зубцами, внутри стен находились бойницы. Несмотря на это, Базилика не выдержала нашествия войск короля Сигеберта и, после серьезных разрушений, нуждалась в восстановлении. Кроме реконструкции Базилики, произведенной в романском стиле, аббатство было расширено возведением церковной школы, богадельни и библиотеки.
     С начала 30-х годов XII века аббатство Сен-Дени возглавил аббат Сугерий, ставший инициатором и архитектором перестройки главной монастырской церкви, длившейся 20 лет. Вместо массивных церковных стен, была выстроена легкая конструкция храма с широкими оконными проемами, стрельчатыми арками и высокими сводами. За счет этого помещение церкви получалось залитым потоками света, которые преломляясь через стеклянные витражи, создавали атмосферу духовного общения с богом.
    Над входом располагались круглые цветные окна, получившие название витражная роза. На витражах были отражены картины Первого крестового похода и посещения библейских святынь королем Карлом Великим. Пол храма был выложен разноцветной мозаикой, а помещение и фасад – украшены каменными барельефами и скульптурами. За время возведения Базилики сюда были перенесены останки французских королей, и она стала служить некрополем для монархов и героев.
    Сегодняшний вид базилики Сен-Дени был сформирован выдающимся архитектором Эженом Виоле, проводившем с 1846 по 1869 годы реставрацию храма и гробниц, поврежденных во время революционных событий. Сегодня перед посетителями Сен-Дени предстает великолепный западный фасад XII века с памятной доской, посвященной Жанне д’Арк, получившей ранение возле Сен-Дени в битве за Париж. Внутреннее помещение базилики украшает галерея из 37 десятиметровых витражных окон XIII века и изящный декор с барельефами. В центре Собора находится статуя Святого Дионисия. Справа и слева от клироса располагаются 16 гробниц королей с их надгробными изваяниями, саркофаги героев с их скульптурами и фигурами святых. С XIII века сохранилась гробница короля Дагоберта I, украшенная барельефами.

Особое внимание привлекает изящество беломраморной гробницы короля Генриха II и Екатерины Медичи с 12 колоннами. По ее углам стоят 4 бронзовые статуи – символы христианских добродетелей. На надгробной плите лежат статуи покойных супругов, а рядом располагаются скульптуры, изображающие их живых молящихся на коленях. В похожем стиле предстает возведенная в XVI веке с красивыми арками и статуэтками 12 апостолов гробница королевской четы Людовика XII и Анны Бретонской. Вызывает интерес и последнее захоронение монаршей особы, состоявшееся в 2004 году – надгробие Людовика XVII с помещенным в нем сосудом с его сердцем. [10]

 

[11]

Рис.2.  Собор Парижской Богоматери - Нотр-Дам де Пари.

 

Наиболее знаменитым строением ранней французской готики стал Собор Парижской Богоматери - Нотр-Дам де Пари. Воспетый Гюго собор воздвигли не на «пустом месте» - здесь до него стояла базилика Святого Стефана, а до нее, в более глубокой древности, Храм Юпитера. Нотр-Дам де Пари создан в период ранней готики, поэтому в его архитектуре сохранились черты романского стиля. Начало строительства Нотр-Дам де Пари относится к 1163 году во времена правления Людовика VII Французского. Центральное здание было возведено в 1196 году, западный фасад собора был готов к 1208 году. Завершение строительства относится к 1345 году. К создателям Нотр-Дам де Пари относят архитектора Жана де Шель (работал с 1250-х до 1265 года), Пьера де Монтрей (работал с 1265 по 1267гг.) Кроме них в возведении сооружения принимали участие и другие зодчие и мастера: об этом свидетельствуют некоторые стилевые различия разных частей сооружения.      Архитектурная особенность внешнего оформления собора состоит в том, что его вертикальные опоры уравновешиваются горизонтальной линией галереи и фриза, которые центрированы относительно окна-розы. Собор представляет собой массивное сооружение, результат продуманного архитектурного замысла, продолжающего в определенной степени традиции романского стиля. [12]

Центральный фасад этого грандиозного готического здания архитектурно поделен на три части. Над каждом из трех входных порталов находится скульптурные панно, на которых изображены сюжеты из Библии.[13]       

 

[14]

Рис.3.  Собор Святого Стефана

Собор Святого Стефана, который был построен в 1147 году, стоит на развалинах двух церквей, которые раньше находились на этом месте. Мастером кафедры собора Святого Стефана является Антон Пильграм. Это прекрасный пример всего того, что может предложить готическая архитектура. На самом деле он считается метрополией великой Римско-католической архиепархии Вены, и служит также в качестве места пребывания архиепископа. Это самое важное религиозное здание в Австрии.
    Собор Святого Стефана вынес испытание временем и стал свидетелем многих исторических событий. Он покрыт красиво окрашенной крышей, которая в настоящее время выступает в качестве одного из самых уникальных и узнаваемых религиозных символов города. В структуре здания есть кое-что, о чём многие из нас не знают - северная башня на самом деле должна была зеркально отражать южную башню. Изначально здание планировалось куда более амбициозным, но исходя из того, что готическая эра прошла, строительство прекратилось в 1511 году и на северную башню была достроена шапка в стиле архитектуры эпохи возрождения. Теперь жители Вены называют её «верхушка водонапорной башни».[15]

[16]

Рис.4.  Кёльнский собор

    Кёльнский собор является Римско-католической церковью и находится в Кёльне, Германия. Он служит резиденцией любимого народом архиепископа, а также архиепархией. Этот памятник является маяком и символом, как немецкого католицизма, так и выдающейся и запоминающейся готической архитектуры. Кёльнский собор также находится в списке объектов Всемирного наследия, и является самой посещаемой туристической достопримечательностью Германии. Автором проекта этого удивительного собора является архитектор, начавший работу над ним в 1248 году по приглашению кёльнского епископа Конрада фон Гохштадена.
    Это самый большой готический собор в Северной Европе со второй по высоте сферой. У этого здания также имеется самый большой фасад из всех церквей по всему миру на сегодняшний день. Соотношение ширины к высоте клироса по сравнению с другими средневековыми церквями ставит его на первое место и в этой категории. Дизайн данного собора был основан на дизайне собора Амьенской Богоматери. Он повторяет конструкцию с латинским крестом и высокими готическими сводами. В соборе можно увидеть прекрасные витражи, высокий алтарь, оригинальные крепления и многое другое. Его поистине можно назвать современным сокровищем. [17]

 

[18]

Рис.5.  Миланский собор — Милан, Италия

 

Создателем проекта этого замечательного здания был итальянец Симоне де Орсениго, строить же первый в Европе собор в готическом стиле пригласили знатоков готики из Германии и Франции.

Главные архитекторы собора бесконечно сменяли друг друга, пока в 1470 году этот пост не занял Джунифорте Солари, пригласивший в качестве консультантов Леонардо и Браманте. Частая смена архитекторов привела к смешению стилей – готику частично разбавил ренессанс.
Строительство Миланского Собора было начато в 1386 году.
     Изначально планировалось трехнефное здание с двумя часовнями из обожженного кирпича, но вскоре планы переменились, благодаря чему сегодня сердце Милана украшает огромный собор с множеством колонн и шпилей, выполненный из белого кантолийского мрамора. Для транспортировки тяжелых мраморных плит были обустроены специальные каналы, ведущие от карьера к центру Милана.

Из-за отсутствия средств строительство несколько раз прекращалось, затем возобновлялось снова. Главный алтарь тогда еще недостроенного храма был освящен в 1417 году, однако для прихожан его открыли лишь в 1572 году.[19]


[20]

Рис.6.  Бургосский собор

Бургосский собор это безукоризненно построенный и отделанный изысканными мелкими деталями собор, находящийся в Испании и занимаемый католиками. Он посвящён Деве Марии. Это огромный архитектурный шедевр, строительство которого было начато в 1221 году и продолжалось до 1567 года. Собор построен во французском готическом стиле. Позже в XV и XVI веке, в его структуру были также внесены элементы архитектурного стиля эпохи Возрождения. Он был включён в список соборов, считающихся предметами Всемирного наследия соборов и Готической архитектуры в конце 1984 года, став, таким образом, единственным испанским собор, носящим этот статус.
    В этом исторически богатом и прекрасном месте есть много вещей, на которые можно полюбоваться. От статуй 12 апостолов до часовни Кондестабле. Собор является готическим до самого сердца и заполнен ангелами, рыцарями и геральдикой среди других потрясающих красот. [21]

[22]

Рис.7. Шартрский собор

Шартрский собор также известен как Собор Шартрской Богоматери .Это римский, средневековый католический собор, который находится во Франции. Большая его часть была построена с 1194 по 1250 годы, и он прекрасно сохранился. В XIII  веке в конструкцию этого выдающегося произведения Готической архитектуры были внесены незначительные изменения, но в основном он остался практически таким, каким он был изначально. Святая плащаница Девы Марии хранится в Шартрском соборе. Считается, что плащаница была на Марии во время рождения Иисуса. Это строение и реликвия, хранящаяся в нём, являются популярными туристическими достопримечательностями, которые привлекают множество христиан.[23]
    На месте нынешнего собора с IX века стояли церкви, в которых хранилась плащаница Богоматери. Первый собор был возведён в начале XI века, но совсем скоро он сгорел, уступив место храму в романском стиле, которого, впрочем, дважды постигала такая же участь. Строительство современного собора началось в конце XII века, причём в работах добровольно принимала участие чуть ли не вся Франция. Открытие же храма состоялось в 1260 году при короле Людовике IX. Примечательно, что с тех пор облик Шартрского собора не претерпел практически никаких изменений, не считая незначительных реставраций в новейшее время.[24]

 

[25]

Рис.8. Замок  Рейнштайн

 

Замок Рейнштайн является величественным замком, приютившимся на склоне холма в Германии. Он представляет собой просто незабываемое зрелище, а стиль готической архитектуры, применённый при его постройке, не идёт ни в какое сравнение с другими строениями того же временного периода.
Он был построен в период между 1316 и 1317 годом, но к 1344 году он начал приходить в упадок. Тем не менее, в 1794 году он был куплен и восстановлен персидским принцем Фридрихом, который прожил в нём до 1863 года. [26]
    Замок долгое время был известен под своим оригинальным названием - Фацбург или Фотсбург. До сих пор неизвестно, каково из написаний исторически верно. В одних источниках утверждается, что этот замок был построен веком ранее и был назван в честь святого Бонифация, святого покровителя епископства Майнца. Другие источники заявляют, что в названии заложено слово «фогт», говорящее о том, что замок принадлежал наместнику императора. В любом случае, по окончании реставрационных работ в 1829 году, замок был переименован и с того момента известен именно как замок Рейнштайн. Предположительно, первые постройки замка в данном месте были возведены ещё в 900-1000 годах. Замок принадлежал архиепископам города Майнца, но в 1286 году был разрушен бандой разбойников и спустя 4 года был продан курфюршеству Пфальц. Замок был возведён заново в 1316-1317 годах с целью защиты приграничных территорий. В 1330 году замок был перестроен, но уже в 1344 году потерял свою стратегическую значимость, так как курфюршество отказалось от владения этим замком и вернуло его Майнцу.[27]

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!