Средства художественной графики



Художественная графика

Тиражирования художественных произведений, выполненных тушью, пером или кистью. Изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы («доски») из металла, дерева, линолеума или пластика с рисунком, вырезанным (награвированным), вытравленным кислотой или нанесенным другим способом.

Первые гравюры на дереве — ксилографии (греч. ху1оп — дерево и grapho — пишу, черчу, рисую) — появились в Древнем Китае в I в. н. э. вместе с изобретением бумаги.

Гравюра, выполненная на доске продольного распила, называется обрезной, так как линии рисунка, нанесенного кистью или пером, обрезаются с двух сторон острым ножом, а промежутки между ними выбираются при помощи специальных стамесок. Для получения оттиска краска накатывается валиком на поверхность доски, не тронутую резцами. Площади, вырезанные стамесками, на отпечатке остаются белыми. Этот способ получил название высокой печати.

Европейцы стали применять ксилографию на рубеже XIV—XV вв. Одной из ранних обрезных гравюр на дереве является изображение святой Доротеи, выполненной немецким мастером в 1410— 1420-е гг. (рис. 6.1). В последней четверти XVIII в. англичанином Томасом Бьюиком был введен в употребление способ торцовой или поперечной ксилографии, при которой доска вынимается поперек ствола, так что волокна дерева идут перпендикулярно поверхности доски. Для работы брали плотное дерево (бук, груша, самшит) и резали тонкими резцами — штихелями, позволяющими передать объем, тон и фактуру поверхности изображаемых предметов. Оттиски получали способом высокой печати. На рис. 6.2 показан процесс работы штихелем, на рис. 6.3 — иллюстрация,

Рис. 6.2. Способ торцовой ксилографии

Рис. 6.3. Т. Бьюик. Иллюстрация к книге «История британских птиц». Торцовая гравюра на дереве

выполненная белыми штрихами разной ширины на черном фоне.

Техники гравирования развивались вместе с искусством книгопечатания. Печатные доски с вырезанными на них рисунками и текстами имели размер страницы книги и могли быть не только деревянными, но и металлическими.

Ювелиры с давних времен украшали столовую посуду из драгоценных металлов и дорогое оружие чеканкой и гравировкой с чернением. Для проверки качества вырезаемого рисунка они во время работы втирали в штрихи краску. Ювелир Т.Финигуэрра, работавший во Флоренции гравером по серебру, в 1452 г. отпечатал готовую пластинку на влажную бумагу. Эта техника получила название глубокой печати, так как краска переносилась на бумагу из углублений. На оттиске оставались черные штрихи на белом фоне (рис. 6.4).

С развитием книгопечатания было придумано много технических приемов для черно-белого и цветного репродуцирования. Работа острым резцом по медной доске очень трудоемка, на изготовление печатной формы мастер затрачивает огромное количество времени и физических сил, но металл мо-

Рис. 6.4. Неизвестный нидерландский художник. Большой сад любви. Резцовая гравюра

жет вступать в реакцию с кислотой, которая разрушает его. / В начале ХУТ в. появляются гравюры, печатные формы для которых выполнены с помощью кислоты. Металлическая пластинка покрывается кислотоустойчивым лаком на основе битума. Игла, намечая линии будущего изображения, свободно скользит по поверхности полированного металла, снимая лак. После погружения пластинки в кислоту в металле протравливаются линии, штрихи и точки, образующие рисунок. Новая техника офорт — не сразу получила широкое распространение, но в XVII в. стала одной из самых популярных среди художников.

Великий художник Рембрандт оставил миру не только великолепные живописные полотна, но и большое количество офортов. Портрет матери, выполненный в 1628 г., мягок и лиричен. Техника офорта позволяет мастеру использовать самые различные штрихи — темные и светлые, короткие и длинные, собранные в упругую сетку и одиночные, зигзаг и росчерк, создающие впечатление легкого кружева (рис. 6.5).

В наше время графическое искусство многопланово. Условно можно выделить три больших раздела графики:

1) полиграфическая продукция;

2) изобразительная графика;

3) проектная графика.

К полиграфической продукции относится все, что связано с типографией: книги, журналы, газеты, календари, проспекты, реклама и т.д. В настоящее время в полиграфической продукции активно используется фотография, если нужно показать то, что реально существует, а также компьютерная графика. Художники-иллюстраторы работают в основном в издательских отделах научной, учебной, детской и художественной литературы.

Рис. 6.5. Рембрандт. Портрет матери. Офорт

Рис. 6.6. И. Голицын. На балконе. Линогравюра

Рис. 6.7. П. Павлинов. Портрет сказительницы М. Д. Кривополеновой. Ксилография

К произведениям изобразительной (станковой) графики относятся все жанровые композиции, а именно такие, как городской и сельский пейзаж, портрет, натюрморт, интерьер, бытовые сцены и т.д. Это, как правило, самостоятельные художественные произведения среднего или малого размера, выполненные графическими средствами в черно-белом варианте на белой или цветной бумаге или с применением двух-трех цветов.

По технике это могут быть листы уникальные, выполненные в единственном экземпляре (например, рисунок пером), или эстампы — оттиски с авторской печатной доски. Художник не только создает печатную форму по собственному рисунку, но и печатает авторские экземпляры (рис. 6.6, 6.7).

Проектная графика является важным этапом любого проекта. Это наглядный плакат, выполненный в одном экземпляре в технике цветной графики, изображающий проект, предлагаемый к производству: от ювелирного изделия до застройки нового городского квартала.

Изобразительные

средства художественной графики

К основным средствам изобразительного языка графического произведения относятся линии, штрихи, точки, пятна и их сочетания. Мастерство художника определяется не только умением пользоваться всеми средствами, но и стремиться к своей главной задаче — созданию максимальной выразительности образа. Любой художественный язык, в том числе и графический, способен передать веселое и грустное, торжественное и смешное, может быть ярким, бледным, лаконичным. Рассмотрим возможности основных и комбинированных графических средств.

Линейный рисунок предполагает использование линии как основного или единственного средства изображения. Линейный рисунок условно-лаконичен. Для примера рассмотрим книжную заставку Леона Бакста на мифологический сюжет. Она выполнена тонкими легкими линиями в основном одинаковой толщины. Сочетание мелких деталей с большим количеством «воздуха», горизонтальных элементов с ажурными колоннами создает впечатление музыкальной мелодичности, легкости и беззаботности (рис. 6.8).

Заставка художника Евгения Лансере, напротив, сказочно-драматична. Линии разной толщины, мощные, суровые, скупое применение нескольких пятен и штрихов наряду с оригинальным композиционным решением помогают зрителю почувствовать неотвратимую безысходность (рис. 6.9).

Штриховой рисунок более эмоционален. Штрих дает больше возможностей выразить объем, тон, фактуру поверхности, пространство. На примере двух рисунков Винсента Ван Гога можно увидеть большое разнообразие применяемых им штрихов.

Пейзаж на рис. 6.10 выполнен стальным пером с преобладанием коротких прямых штрихов разных направлений, позволивших художнику убедительно выразить столь разные предметы, их фактуру, материал и пространство, которое их связывает.

Рисунок «Кипарисы» выполнен тростниковым пером широкими, туго закрученными штрихами, без передачи объема, источника света и реалистической иллюзорности (рис. 6.11).

В линогравюре художника Иллариона Голицына «Стена» использованы белые штрихи по черному полю: четкие, уверенные, с размахом, отлично передающие фактуру плоскости стены старого большого дома. Линия и пятно в этой работе играют вспомогательную роль (рис. 6.12). Живой, непосредственный набросок с натуры авторучкой с черными чернилами с большим мастерством выполнен художником Алексеем Лаптевым короткими, быстрыми штрихами, практически без контурной линии (рис. 6.13).

Точка является самым мелким из всех изобразительных средств. Выполнение рисунка точкой или пунктиром — наиболее трудоемкий процесс, но дает больше возможностей при передаче объемности. Точка хорошо «ра-

Рис. 6.8. Л. Бакст. Книжная заставка

Рис. 6.9. Е.Лансере. Книжная заставка

ботает» в большой группе других точек, заполняющих плоскость листа. Используя точки разного размера, мож-

Рис. 6.11. В. Ван Тог. Кипарисы. Тростниковое перо, чернила

но добиваться создания иллюзии цилиндрических и сферических поверхностей, легкой дымки и складок ткани. Рокуэлл Кент удачно использовал точку в рисунке-плакате под названием «В шлемах солдат голуби мира совьют свои гнезда» (рис. 6.14).

Пятно как средство изображения достаточно часто используется без дополнительных средств в чистом виде. Силуэтный рисунок наиболее условный из всех других. Пятно двухмерно, оно не имеет ни объема, ни пространства и не стремится к ним. Выразительность силуэта достигается поиском интересного ракурса и точностью рисунка.

Художник Н. Ильин решил задачу плановости пейзажного мотива весьма своеобразно: он использует белое пространство листа, изображая небо, белый силуэт обелиска и кусты на фоне темного силуэта леса. Происходит эффект зрительной иллюзии: мы не путаем два одинаковых по светлоте, но разных по форме пятна (рис. 6.15). Легкая черная рамка дает ощущение вида из окна, отделяя белые плоскости пейзажа от белой плоскости страницы.

Рис. 6.10. В. Ван Гог. Пейзаж

А художник Г. И.Нарбут в своей иллюстрации прибегает к открытой структуре рисунка: белая бумага не отделена рамкой, от этого рисунок кажется еще более условным, он словно висит в воздушном пространстве. Интересно решен орнаментальный мотив мужского костюма — черный растительный орнамент на белом, как и небо, фоне (рис. 6.16).

Линию и пятно часто применяют вместе. В книжной заставке (рис. 6.17) Г. И. Нарбут использовал волнистую линию «барашком», показав тучу, плывущую по небу, и резко ломаную линию молнии в сочетании с силуэтами старого дерева и китайской архитектуры. Открытая структура рисунка позволяет воспринимать белое поле листа бумаги как безбрежное воздушное пространство. Воздушные волны неба над деревянными маковками церкви (рис. 6.18), работа художника И.Я.Билиби-на для концовки журнала «Народная читальня», дают ощущение скрытой тревоги древних былинных столетий.

Линия и штрих также хорошо дополняют друг друга в графических работах. В книжной заставке на мотив городского пейзажа А. П. Остроумова-Лебедева смело использовала четкие линии для изображения здания с колоннами в классическом стиле и эмо-ционально-размашистый зигзаг наряду со штрихом для рисунка дерева на переднем плане (рис. 6.19).

Пятно и штрих интересно сочетал художник В. А. Фаворский в иллюстрациях. Открытая структура рисунка позволяет свободно раскладывать на белой плоскости листа силуэты легко узнаваемых фигур, выполненных в полный рост и фрагментарно, с проработкой частей фигур черным штрихом по белому полю (рис. 6.20, а и б).

Рис. 6.12. И. Голицын. Стена. Линогравюра

Рис. 6.13. А.Лаптев. Набросок

Рис. 6.14. Р. Кент. Рисунок-плакат: «В шлемах солдат голуби мира совьют свои гне та»

В других сочетаниях и пропорциях использует штрих и пятно художник В. Васильев в серии гравюр «По Пушкинским местам», например, в гравюре «Дом-музей А. С. Пушкина в Михайловском. Вид со стороны реки Соро-ти» (рис. 6.21) убедительно показывает богатство палитры художника-графика.

Точка, линия и пятно. Хорошо подчеркивает ажурность линий, тяжеловесность пятна и особенности работы точкой при заполнении плоскости художник Александр Бенуа в книжной заставке (рис. 6.22). Орнаментально-де-коративная композиция с восточными мотивами построена как легкое кружево, а уравновешивают ее изображения слонов, решенные художником с помощью пятна.

Линию, штрих и пятно использовал художник И. Я. Билибин для иллюстрации к былине про Илью Муромца и Святогора. Сказочные леса и горы, славные богатыри, конь-огонь с кудрявой гривой, могучий дуб — все задумано и нарисовано в виде большого ковра с затейливым орнаментом (рис. 6.23).

Линия, штрих, пятно и точка нашли свое место в рисунке И.Я.Били-бина с шутливо-философским названием «Так проходит мирская слава», сделанного для журнала «Жупел» в 1905 г. (рис. 6.24).

Рис. 6.23. И. Билибин. Илья Муромец и Святогор. Иллюстрация к былине

Мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся варианты сочетаний изобразительных приемов в графике. Художник выбирает графические средства в зависимости от поставленных перед ним задач, размера произведения, степени условности, степени детализации изображения, добиваясь основного качества рисунка — выразительности.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!