Русская Православная Церковь в годы войны

Идеология, культура и война

Жестокая схватка советского народа с фашизмом оказалась в центре внимания ведущих деятелей отечественной культуры.

Достоянием массовой аудитории стали искусство плаката, художественное и документальное кино, публицистика и песня. Эти произведения быстро тиражировались и приобретали невиданную популярность. Огромную эмоциональную силу излучал плакат художника И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет!».

Рис. Родина-мать зовет! Художник И. М. Тоидзе

Созданные художниками Кукрыниксами (М.В. Куприяновым, П.Н. Крыловым и Н.А. Соколовым), а также Б.Е. Ефимовым, Н.Э. Радловым плакаты и гротескные карикатуры, персонажами которых были гитлеровские главари, оказались мощным пропагандистским средством, разоблачавшим идеологию фашизма. Традицию «Окон РОСТа» продолжали ежедневные выпуски «Окон ТАСС» — плакатов с подписями на злобу дня, выполненных известными поэтами и публицистами. Как правило, плакаты выставлялись в уличных витринах.

О положении на фронте население узнавало по радио. На улицах и в общественных местах были установлены репродукторы.

Люди с замиранием сердца вслушивались в фронтовые сводки, голос диктора Всесоюзного радио Ю.Б. Левитана стал самым известным в стране. Около 2 тыс. статей опубликовал за годы войны в «Красной звезде», во фронтовых газетах, в других средствах массовой информации И.Г. Эренбург.

Многие известные литераторы работали военными корреспондентами. Стихотворные истории А. Т. Твардовского про смелого и удалого солдата Василия Тёркина со временем превратились в одно из лучших произведений советской литературы, воспевших подвиг рядового солдата Великой Отечественной войны, — «Книгу про бойца».

«Сталинградские очерки» корреспондента газеты «Красная звезда» писателя B.C. Гроссмана создавались в дни героической обороны города и воссоздавали суровые будни мужественных защитников Сталинграда. Невиданной популярностью пользовалась лирика КМ. Симонова.

Песня «Священная война» (стихи В.И. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова) оказалась созвучной нравственному настрою советских людей. Слова этой песни, исполненной в первые дни войны, потрясли своей пронзительной душевной энергией.

Символом стойкости родного города стала для ленинградцев Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича, исполненная 9 августа 1942 г. в блокадном Ленинграде.

Выдающиеся музыканты С.Т. Рихтер и М.В. Юдина, солисты Большого, Кировского и других оперных театров страны давали концерты в воинских частях и госпиталях. На встречи с бойцами выезжали симфонические оркестры, камерные коллективы, ансамбли песни и пляски и народного танца.

Песенное творчество оказалось особенно притягательным для советских воинов. Всенародной любовью пользовались Л. О. Утёсов, К.И. Шульженко, Л.А. Русланова, И.Д. Юрьева —талантливые исполнители народных песен и песен, созданных уже в советское время.

События на передовой и в тылу старались запечатлеть на фотоплёнку многие известные фотокорреспонденты. С риском для жизни они добывали материалы, сохранившие до наших дней подлинные свидетельства событий тех суровых лет.

В военных условиях в большинстве городов страны театры продолжали свою работу. Московский театр имени Евг. Вахтангова представил зрителям в 1942 г. пьесы «Фронт» А.Е. Корнейчука и «Русские люди» КМ. Симонова.

Самая массовая аудитория была у кино. Фильмы широко демонстрировались и на фронте, и в тылу. Высоким патриотическим пафосом наполнены фильмы «Секретарь райкома» (реж. ИЛ. Пырьев), «Она защищает Родину» (реж. Ф.М. Эрмлер), «Парень из нашего города» (реж. А.Б. Столпер и Б.Г. Иванов) и др.

Искусство военных лет вселяло в советский народ уверенность в победе, звало его на подвиг во имя Родины.

Русская Православная Церковь в годы войны

В разгар войны резко изменилось отношение властей к Русской Православной Церкви. Вера поддерживала и спасала многих в пору страшных физических и моральных лишений. Духовенство с первого дня войны призвало народ к защите Родины и безоговорочно поддержало государство в борьбе с фашизмом. Многие священнослужители активно участвовали в партизанском движении на оккупированной территории (особенно в Белоруссии). Церковные службы не прекращались по всей России, даже в храмах блокадного Ленинграда. Русская Православная Церковь на собранные народные пожертвования снарядила на фронт танковую колонну «Димитрий Донской» и самолёты эскадрильи «Александр Невский».

В 1943 г. власти позволили провести выборы патриарха. Им был избран митрополит Сергий (И.Н. Страгородский). В 1944 г. вышел первый номер «Журнала Московской патриархии». Тогда же было принято официальное решение о возобновлении богослужений в первых восстанавливаемых храмах. К концу войны на территории СССР действовало более 10 тыс. православных храмов и 75 монастырей.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!