ЛЕКЦИЯ 6. Особенности средневековой философии. Реалисты и номиналисты.



ЛЕКЦИЯ 5. Философия Древнего Рима

Вопросы лекции

1. Философия Древнего Рима

 

Вопрос 1. Древнеримская философия

 

Философия в Древнем Риме начала развиваться в середине I в. до н. э.. Она в содержательном плане не выработала принципиально новых направлений и либо развивала идеи греческой философии, либо пыталась соединить разные философские системы в одно целое. Древнеримская философия, особенно в произведениях Цицерона, Марка Аврелия, Лукреция, Сенеки, в большой степени была ориентирована на человеческую личность. Требования к личности отличались разнообразием, широтой и глубиной. Все названные выше философы так или иначе сочетали свои философские взгляды с идеями эпикурейцев. Цицерон (106—43 гг. до н. э.), ставивший своей главной целью философское просвещение римлян, уделял основное внимание вопросам этики и политической теории, разработал учение о нравственных и гражданских обязанностям. Марк Аврелий (121-180 гг.) считал, что счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внешним миром, разумом всеобщей природы. Тит Лукреций ( 1 в. до н.э.), автор философской поэмы «О природе вещей», дал полное и систематическое изложение античной атомистики, высказал догадку о сохранении материи: «Ничто не может из ничего. Ничто не обращается в ничего». Сенека (ок. 4 до н. э.— 65 гг. н. э.) рассматривал философию как учение о достижении нравственного идеала и счастья в жизни.

Наиболее известны в истории философии представители римского стоицизма: Сенека‚ Эпиктет и Марк Аврелий.

Сенека Луций Анней (ок. 4 г. до н.э. – 65 гг. н.э.) учился у пифагорейцев и стоиков, был воспитателем будущего императора Нерона получившего известность своей необузданной жестокостью. Сенека пытался оказать влияние на деятельность этого императора, однако был обвинен в заговоре и по приказу Нерона был вынужден покончить с собой. Философия Сенеки имеет нравственную направленность – размышления о нравственном идеале и путях обретения счастья. Сенека одним из первых высказал мысль о безграничной возможности человеческого знания. Людей он разделял на мудрецов и безумцев. Причем полагал, что‚ всякая нравственная деятельность обычных людей способствует их нравственному росту‚ а направленная на удовлетворение материальных потребностей приводит к их нравственной деградации. Сенека писал: «Если философы и не поступают всегда так, как говорят, то все-таки они приносят большую пользу тем, что они намечают нравственные идеалы». По мнению стоиков, мудрец должен следовать бесстрастию природы и любить свой «рок». Все люди, считали стоики, – граждане космоса как мирового государства. Стоический космополитизм теоретически уравнивал перед лицом мирового закона всех людей – свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин.

Эпиктет («прикупленный», вероятно кличка раба) (ок. 50–138 гг.), римский философ, представитель стоицизма. Основные мотивы, характерные для Сенеки, заметны и у Эпиктета. Основное значение приобретает практическая этика, излагаемая в виде прочувствованной проповеди, порой с заметными элементами кинизма. Философствование начинается с сознания собственного бессилия. Задача философии – врачевать больную душу и учить человека знанию о благе и зле, а также управлению страстями. Важнее всего – «правильное пользование представлениями». Резче, чем кто-либо из стоиков, Эпиктет подчеркивает момент внутренней независимости, свободы выбора по отношению к представлениям. Человек всегда может оценить представление и сказать: «Это меня не затрагивает». А все остальное пусть будет, как будет – мне безразлично». Однако абсолютизация выбора не означает торжества формального принципа, ибо конечная цель остается материально определенной: аскетическая готовность ко всему, – излюбленная тема Эпиктета.

Аврелий Марк (121–180), римский император с 161 из династии Антонинов. Представитель позднего стоицизма. Философское сочинение «Размышления» («К самому себе»), написанные Марком Аврелием по-гречески и найденные после его смерти в походном шатре. В кратких, подчас афористических высказываниях формулируют стоические воззрения этого философа на троне: «Время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение смутно, строение всего тела бренно; душа неустойчива, судьба загадочна; слава – недостоверна. Жизнь – борьба и странствие на чужбине. Но что может вывести на путь? Ничто, кроме философии. Философствовать же – значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться, чтобы он стоял выше наслаждения и страданий...».

Скептицизм (от греч. разглядывающий, расследующий) сложился на основе идей наивной диалектики о текучести всех вещей и явлений, об относительности качеств и противоречивости утверждений о существовании какого-либо надежного критерия истины. Наиболее известные скептики – Анаксарх, Пиррон, Секст-Эмпирик и другие. Опираясь на учение Демокрита о недостоверности знания, полученного посредством органов чувств, скептики не допускали возможности достоверного знания и не верили в возможность рационального обоснования норм поведения.

Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных, восточных культур, которые вобрали в себя и мировые религии и философию средневековья.

 

Вопрос 2. Вывод по античной философии.

Подводя итог рассмотрения античной философии, следует отметить, что античная философия выдвинула ряд фундаментальных идей и проблем, которые не потеряли значения по сей день.

1.    Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; о тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия (атомы и пустота), текучести бытия и его проти- воречивости и т.д. Главные проблемы: как возник Космос? Какова его структура?

2.    Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли не зависящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносится рациональное с иррациональным в человеческом познании? Есть ли абсолютная истина, и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались различные, часто противоположные ответы.

3.    Проблема воли и свободы человека, достижения счастья. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, могущества и силы его духа в стремлении к свободе, к благородной жизни, к познанию, в котором философы прежде всего и видели счастье свободного человека.

4.    Проблема отношений, человека и Бога, божественной воли, строения Богом Космоса. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие и обуславливающие друг друга.

 

ЛЕКЦИЯ 6. Особенности средневековой философии. Реалисты и номиналисты.

Вопросы лекции

1. Особенности развития философии европейского Средневековья.

2. Формирование христианской догматики. Учение Августина Блаженного.

3. Религиозно – философские взгляды Фомы Аквинского. Полемика между «реалистами» и «номиналистами».

Вопрос 1. Особенности развития философии европейского

Средневековья.

Понятие «средневековье», впервые употребили гуманисты во второй половине XV в.. Им обозначают историческое развитие Западной Европы в период со II по XV века. Характеризуется тем, что в духовной жизни общества доминирующее положение занимала религиозная идеология. Наиболее яркими

представителями европейской средневековой философии являлись: Тертулион Карфагенский (160-220), Августин Аврелий  (Блаженный) (354-430), Боэций (480-

524), Альберт Великий (1193-1280), Фома Аквинский (1225-1274),  Ансельм

Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1079-1142), Уильям Оккам (1285- 1349). Философия Средневековья – своеобразный исторический тип философии.

Ей присущ ряд особенностей.

Во – первых, она формировалась из двух источников:

а) древнегреческой философии; б) священного писания;

Во-вторых, она по сути теоцентрична (греч. theos - Бог); (центром мироздания есть Бог) и опирается на 2 принципа:

а) идею творения; б) идею откровения;

В третьих, в основе миропонимания лежит:

а) креационизм (лат. creatio – создание, сотворение) т. е. убеждение, что Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, пребывающую в постоянном изменении;

б) провиденциализм (лат. providentia –провидение) – система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет Бог, или его действия.

В четвертых, философией занимались «по совместительству» священники, аббаты, епископы и т. д. Она развивалась только в стенах церковных и монашеских школ, лишившись статуса самостоятельной области знания и превратилась в «служанку богословия», т.е. как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важному знанию – теологическому.

В средневековой философии выделяют два основных этапа:

а) патристика (лат. pater - отец) – совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые обосновывали христианство, опираясь в основном на идеи Платона;

б) схоластика (лат. scholasticos – школьный) – школьная учебная философия, преподававшаяся                                   в университетах    и школах.  Кто занимался   ею, был

«схоластиком». Это звание было почетным, по смыслу близким понятию «ученый теоретик».

 

Вопрос 2. Формирование христианской догматики.

Учение Августина Блаженного.

В патристике (II в. – VIII в.) принято различать три этапа:

1) апологетика (II - III вв.), (греч. apologetikos – защита), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения от язычества;

2) классическая патристика (IV – V вв.), сформировавшая философские принципы и основания христианского учения, систематизировавшая его;

3) заключительный     период  (VI – VIII вв.), стабилизировавший христианскую догматику.

Главные проблемы патристики:

1) проблема сущности Бога и Его тройственности (Бог – Отец, Бог – Сын и Бог- Дух святой);

2) отношение  веры и разума,  откровения  христиан  и мудрости язычников;

3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели – «Град Божий»;

4) свобода воли человека и возможность спасения его души;

5) проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог – теодицея (греч. theos – бог + dike - право, справедливость).

В IV в. сформировалась христианская догматика, т. е. перечень основных положений                     вероучения  (догматов),  признавать  которые обязывался  каждый

сторонник христианства. Прежде всего, это так называемый «символ веры», составленный «отцами» христианской церкви (богословами) и утвержденный на Никейском общецерковном (вселенском) соборе в 325 г. и дополненный на Константинопольском соборе в 381 г.

Наибольшее влияние на формирование западноевропейской средневековой философии оказал крупнейший представитель патристики Аврелий Августин (354 – 430), именуемый «Блаженным» и причисленный в дальнейшем, клику святых. Он родился в африканском г. Тегасте, в семье мелкого собственника. По тем временам получил основательное гуманитарное образование. Преподавал риторику. Еще во время учебы начался долгий и сложный путь духовных исканий. В 33 года в Милане принял христианство. В 391 г. в Гиппоне (Сев. Африка) Августин получает сан священника и вскоре становится епископом (греч. episkopos), т.е. главой церковно-административной территориальной единицы (епархии).

Основными трудами являются: «О Троице», «О Граде Божьем» и

«Исповедь». Главные идеи - это проблемы бытия и времени, движения истории и исторического процесса, личности человека, его воли и разума перед лицом Бога.

В «Исповеди» Августин стремился побудить и других язычников к обращению в христианство. Здесь он подробно описывает тернистый путь своего прихода к этой религии, давшей ему нравственное удовлетворение и ответы на его мировоззренческие поиски.

Проблема времени и бытия . Августин утверждает, что Бог сотворил мир из ничего, создав не только порядок в нем, но и саму первоматерию (субстанцию). Бог сотворил и время. Сам он пребывает вне времени, а в вечности. Человек же неразрывно связан со временем, от рождения до смерти. Он имеет прошлое, настоящее и будущее, которые смыкаются в вечности. Но само время есть человеческое понятие, потому что ум имеет способность  разделять события на

«до», «сейчас» и «после». На самом же деле человек живет только в «настоящем». Настоящее человека распадается на «настоящее прошлого» (память), «настоящее настоящего» (созерцание сегодняшнего), «настоящее будущего» (надежда, ожидания). Таким образом, время существует только в уме человека, который вспоминает, созерцает, ожидает. Значит, времени до Бога не было.

Движение истории и исторического процесса . История, по мнению Августина, разворачивается в двух царствах: «Граде земном» и «Граде Божьем». Первый - составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти, а другой – из желающих жить по духу. Два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, и небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Град земной – это мир зла и сатаны, Град Божий – это мир добра и Бога, где по любви служат взаимно друг другу. Вся история человечества – это борьба двух градов. История закончится вторым пришествием Христа, который будет судить народы и каждого человека в отдельности за деяния земной жизни. Поэтому, вне Града Божьего, вне Церкви нельзя обрести спасение души.

Итак, высшей целью человеческой жизни должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от Всевышнего.

Бог – исходный и конечный пункт всех помыслов и поступков человека.

Личность человека, его свобода, воля и разум перед лицом Бога. Августин утверждает, что человек есть разумная душа, которая пользуется земным телом. Но он стремится к Богу, потому что в нем он находит любовь, покой и благодать.

К Богу есть 2 пути.

1. Путь познания разумом, при помощи теологии и философии.

2. Путь через веру, проявляющуюся в воле человека.

Воля позволяет подражать Христу. Поэтому воля и вера, ведущие человека по жизни, гораздо выше ума, который часто склонен к ошибкам.

Вера есть самостоятельный и высший источник Истины. Разум подкрепляет положения веры, но сам Истину обрести не может, поэтому вера важнее разума.

«Верь, чтобы понимать», учил Августин, кратко формулируя суть своей теории познания.

Человек в учении Августина не просто «раб Божий», он – личность, связанная с Богом. Человек создан по образу и подобию Бога, значит, обладает свободной волей, которую может направить к спасению души или погибели, к добру или злу.

Личность человека абсолютно свободна и находится в состоянии выбора между добром и злом. Зло коренится в человеческой природе. Бог не творил зла. Он – творец гармонии, добра, благодати и любви.

Признание любого человека личностью (даже ребенок впервые понимается как личность), имеющей сложную структуру, включающую моральную сторону, является значительным достижением философии Августина. Впервые было четко сказано о свободе и уникальности людей, личности и ее ответственности перед людьми и Богом за свои поступки с позиции христианской философии.

В условиях распада Римской империи и ослабления светской власти христианская церковь становилась все более влиятельной политической силой и нуждалась в систематизации своего учения. Отсюда понятен успех и большой авторитет Августина не только в то время, но и в последующие столетия.

 

Вопрос 3. Религиозно – философские взгляды Фомы Аквинского.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!