Схема 6. Памятники древнерусского уголовного права



Договор Руси с Византией 911г.

Преступление в нем именуется «соблазном», «виной», «проказой», «согрешеньем».

3. Что же касается преступлений, если случится злодеяние, договоримся так... пусть наказание будет соответствовать характеру преступления.

4. Если кто-либо убьет (кого-либо) — русский христи­анина или христианин русского,— пусть умрет на месте совершения убийства.

Русская Правда

(Краткая редакция) XI в.

Преступление в ней обозначается термином «обида», под которым понималось причинение потер­певшему материального или мо­рального вреда.

38. Если убьют вора на своем дворе или у клети, или у хле­ва, то за это не отвечают как за убийство, если же вора держа­ли до рассвета, то привести его на княжеский двор на суд. Но если вора убьют, а люди видели его свя­занным. то надо платить за него.

Устав святого князя
Владимира XIII в.

Устанавливает юрисдикцию цер­ковных судов по уголовным пре­ступлениям и определяет за их совершение сверхъестественные санкции.

12. Аже кто приобщит наш устав, таковым непрощенным быть от закона божия и горе себе на­следуют.

14. А кто пообидит суд церков­ный, платить ему собою, а перед богом же отвечать на страшном суде пред  тмами  ангел


 

 


Схема 7. Уголовные законы периода становления
русского централизованного государства

 

Новгородская Судная грамота ( XV в)

Закрепляет нормы о судопроиз­водстве и наказаниях за нападения и грабежи в отношении не только церковных людей, но и светских. Суд святительски... су дитя ему всех равно... без хитрости по крестному целованью... (ст. 1, 13). Судьям, всим крест целовать да судить им в правду (ст. 27).

Тать и разбойник, или грабезж- шик. или пожегщик, или холоп; ино в коей волости будет от вла­дыки волостель, или поселник. ино им поставить того человека у суда;... а до суда над ним силы не деять. а кто силу доспеет ино тым его и обинить (ст. 36)

Судебники (1497. 1550, 1589гг.)-

Кодексы русского централизованного государства.

Под преступлением Судебники по­нимают всякие действия — «лихо* (ст. 109 Суд. 1589 ПР), «лихое дело* (ст. ИЗ, 114Суд. 1589ПР).которые так или иначе угрожают государ­ству. обществу или господству­ющему классу в целом и поэтому запрещаются законом.

8. О воровстве. Если обвиненный в воровстве, разбое, убийстве, злостной клевете или в ином ка­ком «лихом деле* окажется ве­домым лихим человеком, он ка­рается смертной казнью, а из его имущества удовлетворяется иск (Суд.1497)

Стоглав (1551г)

— сборник постановлений церковно-­земского собора. Преступность и наказуемость деяний им устанавливается «по преданию святых апостол и святых отец, и по священным правилом, и по божественному уставу (гл. 1).

Православные христиане в своем поведении должны «лу­кавый и нечестивыя нравы отметати (гл. 2), «не согрешать пред Богом и человеком всяким законопреступлением и «непорочно сохранить истинный христианский закон. Запрет налагает совершать такие беззакония как: муже­ложство. любодеяние, братоненавидение, насилие к сво­им, идолопоклонение, прелюбодеяние, содомский блуд, срамословие и клятвопреступление, безмерное объедение и пьянство, сребролюбие, блудные и скверные деяния и др. (гл. 3).


         


 


Схема 8. Российское уголовное законодательство
имперского периода

Соборное Уложеиме 1649г.

Устанавливает формальный взгляд на преступление под влиянием учения церкви, которая в нем ви­дит. прежде всего, грех, нарушение божественного закона. Всяких... людей, которые в Московском государстве будут, тем же судом судити и росправа делати по го­судареву указу вправду, а сво­им вымыслом в судных делех по дружбе и по недружбе ничего не прибавливати, ни убавливати, и ни в чем другу не дружити, а недругу не мъстити и никому ни в чем ни для чего не норовити, делати всякие государевы дела, не стыдяся лица сильных, и из­бавляли обидящаго от руки неправеднаго (ст. t гл. X)

Артикул Воинский 1715г.

Содержал нормы только уголовно­го права и фактически представлял собой военно-уголовный кодекс без Общей части. Формальное определение преступления тракту­ется. как нарушение закона и ослу­шание освященной свыше царской воли.

Все идолопоклонство, чародейство (чернокнижество) наикрепчайшее запрещается, и таким образом, что никоторое из оных отнюдь ни в лагере и нигде Инде не будет допущено и терпимо (арт.1 гл. 1)


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!