Г. М. Фрумкин. Сценарное мастерство. Издательство: Академический Проект, 2017.

Основная часть.

Обратимся к самому понятию – «сценарий».

Сценарий – это подробная литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного действия.  Идейно-тематическая основа любого сценария состоит из:

Тема – это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных сценаристом и режиссером (о чем?).

Идея – это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Отвечает на определенный вопрос (зачем? что я хочу показать?). Выбор темы и идеи, которые в художественных образах должны быть воплощены в сценарии, чрезвычайно важен, ибо правильно выбранные идеи темы находят в себе адекватную правильную форму выражения. А неправильные, приводят к неправильным результатам.

Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ СЦЕНАРИЯ. Однако, для создания сценария мало определить только тему и идею. Дальше определяем сверхзадачу.

Сверхзадача – это то, что хочет сценарист в конечном результате, его гражданская позиция (ради чего?).

В сценариях клубных(театрализованных) мероприятий иногда не хватает конкретного сюжета, т.е. основного, развивающегося по ходу действия события или цепи событий, расположенных в пространственно-временные связи.

Следующий этап работы над сценарием – поиск яркого, интересного сюжета, как неотъемлемой части работы над сценарием, важное драматургическое требование. Избрав сюжет необходимо организовать художественный и публицистический материал сценария так, чтобы он отвечал теме и идее, выступал в качестве основного критерия его подбора.

После отбора документального и художественного материала наступает следующий этап. Соединение, соотношение документального и художественного материала. Разновидный, разножанровый, разностилевой материал требует определенного способа объединения, поэтому важнейшим элементом замысла является сценарный (драматургический) ход. Это прием, который на основе какого-либо конструктивного принципа организует материал и придает ему смысловую и художественную целостность.

Документальный и художественный материал, который собран в соответствии с темой будущего сценария, образует основной смысловой ряд.

Сценарный (драматургический) ход создает дополнительный. От пересечения этих двух рядов и рождаются удачные сценарные решения.

Сценарный ход зависит от главной темы и возникает только тогда, когда сценарист начинает знакомиться с материалом. Он красной линией проходит через весь сценарий. И объединяет все эпизоды воедино.

Сюжетное действие только тогда называется действием, когда оно встречает противодействие и развивается в виде драматургического конфликта. Без него нети не может быть драматургии.

Конфликт, как гласит теория драмы, есть основа любого драматургического произведения, определяющая и сюжетное построение, и композицию. Иначе он не сможет воплотить нужное действие, сделать яркими образы своих героев. Другое дело, что конфликт, особенно в драматургии массового праздника, - это не всегда столкновение антагонистических сил. Он может выражаться в преодолении трудностей, препятствий при осуществлении тех или иных положительных целей, в столкновении человека с окружающей средой.

Конфликт в клубных и театрализованных мероприятиях очень часто строится на «театрализованной схватке», диалоге нескольких персонифицированных групп. Может проявляться конфликт и в монтажных сопоставлениях старого и нового, мира и войны, фашизма и гуманизма и т.п. В таких случаях конфликт менее персонифицирован и выражает в общем виде борьбу идей. К такому конфликтному построению тяготеет, например, массовый уличный праздник.

Таким образом, удачно найденный и разработанный конфликт, помогает выстроить сюжет.

Итак, выбрана тема сценария, определены идея и сверхзадача, конфликт, драматургический ход, найден сюжет. Как работать над сценарием дальше?

Далее речь должна идти о композиции будущего сценария. Под ней понимается реализация конфликта, сюжета в сценическом действии.

Композиция определяет внутреннюю структуру произведения, логику доказательства заложенной в нем идеи, что очень важно для режиссера. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала.

Закрепление знаний.

Беседа со студентами, которые отвечают за вопросы преподавателя, рассуждают:

1. Дайте определение понятию «сценарий».

2. Объясните, как вы понимаете, что такое тема, идея, сверхзадача?

3. Что относится к документальному материалу?

4. Что относится к художественному материалу?

5. Что такое «сюжет»? Ваше понимание определения.

6. Сценарный ход и драматургический это одно и тоже?

7. Для чего необходим «конфликт»?

Ответы и рассуждения.

 

Заключительная часть.

Домашнее задание: работа с конспектом лекции. Составление плана сценария. Определение темы, идеи, сверхзадачи пьесы над которой работаем.

 

 

Список используемой литературы:

Г. М. Фрумкин. Сценарное мастерство. Издательство: Академический Проект, 2017.

А. И. Чечётин. Основы драматургии театрализованных представлений. Издательство: Лань, Планета музыки, 2018.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!