Технология «Педагогические мастерские»

Технология тьюторского сопровождения ученической деятельности.

Тьютор (в переводе с английского tutor) означает " домашний учитель, репетитор, наставник, опекун". Исторически позиция тьютора была впервые введена в XII веке в Оксфордском, а чуть позже в XIII веке - в Кембриджском Университетах как позиция взрослого, сопровождающего процесс формирования индивидуальной образовательной программы и оказывающего консультации в ответ на образовательные запросы учащегося.


Одна из заметных тенденций реформирования современного образования связана с введением новых образовательных профессий. Многие школы, претендующие на особое место в инновационном движении, имеют в своем штате социальных педагогов, психологов, освобожденных классных руководителей, кураторов или гувернеров. Позиция тьютора принципиально отличается от всех вышеперечисленных педагогических позиций. Основное отличие заключается в том, что содержанием действий тьютора является познавательный интерес каждого ученика. Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы с развитием познавательного интереса школьника . Тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересом каждого ученика, помогать школьникам осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы.
Тьютор - педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся индивидуальную образовательную программу. Цель тьютора - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Выход в самообразование учащегося. Создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим.

Под педагогическим сопровождением понимается такое взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет определенные действия, а педагог создает условия для осуществления этого действия.


Под тьюторским сопровождением ученической деятельности понимается особый тип педагогического сопровождения, при котором ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с педагогом. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса.

Этапы технологии тьюторского сопровождения:

 


  • Диагностический: выявление познавательного интереса учащегося.

  • Формулирование первичного вопроса и на его основе темы предполагаемого мини-исследования( творческой работы, проекта и т.п.)

  • Составление карты поиска: где( в каких пространствах, в том числе социальных) можно найти ответ на вопрос?

  • Выбор базового образовательного модуля (каким способом я буду добывать информацию? Ее обрабатывать? Предъявлять?)

а). Научный или знаковый - «академический»: заметка в школьной газете, статья, реферат, доклад, учебное исследование.


б). Коммуникативный - посредством специально организованного общения: интервью, анкетирование, устный вопрос ( к кому и как уместно обратиться), участие в конференциях, мастер-классах.
в). Игровой или ролевой - ролевая игра, деловая играю тренинг и т.п.


  • Собственно «исследование». Нахождение информации по сформулированномй вопросу-теме-проблеме.

  • Обработка и анализ найденных результатов. Особое внимание уделяется анализу эффективности и комфортности хода работы в связи с выбранным образовательным модулем. Учащийся выполнял исследование один или в группе? Как распределялись роли? Какие были сложности и т.п.

  • выбор способа оформления полученных результатов и предъявления их (классу, коллективу студии и т.д.). Презентация, стендовый доклад, театрализованное действие и т.п. Педагог-тьютор не вмешивается в ход защиты, фиксирует происходящее(например, с помощью камеры).

  • Совместная рефлексия защиты творческой работы.

  • Планирование следующего направления работы.

 

Технология может реализовываться в трех направлениях: Введение особой тьюторской позиции;

Максимальное насыщение школьной среды (секции, исследовательские и проектные студии, клубы образовательных путешествий, школьный театр и т.п.);

• Организация «событийных» форм образовательной деятельности! олимпиады, фестивали и т.п.), провоцирующие спонтанное творческое общение учащихся.


Тьюторское сопровождение познавательного интереса выступает как технология ориентированная на обеспечение условий выявления, реализации и осознания индивидуальных познавательных интересов. При этом миссия учителя-тьютора состоит не только в оказании помощи младшему школьнику в совершении выбора, но и в предупреждении ограничения свободы этого выбора.

Технология КЕЙС-СТАДИ
Цель технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Выход в самообразование учащегося. Создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим.

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование: использованию этого метода в обучении предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием реальной ситуации. Это может быть констатация каких-либо событий, описание какого-то конфликта или проблемы, эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия - моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.


Ключевые вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Какие аспекты действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?»

Эти вопросы способствуют выработке у учащегося способности по-новому смотреть на мир: на конкретную работу, организацию, собственную деятельность и взгляды. Оно ориентировано на будущее, направлено на переоценку своей деятельности, выработку новых подходов: «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Каковы возможные пути подхода к проблеме?», «Что может произойти и к чему может привести, если...?»


При технологически выстроенной работе с конкретной ситуацией происходит «погружение» учащегося в определенные обстоятельства, его собственное понимание ситуации, оценивание обстановки, определение проблемы и ее сути. Затем учащийся определяет свою роль в решении проблемы и вырабатывает целесообразную линию поведения. Во время подведения итогов участник ситуационного анализа должен провести коррекцию своих взглядов, соотнести их с групповыми взглядами и выработать планы на будущее.
Кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему. В идеале проблема не должна иметь однозначного решения. Иначе говоря, в кейсе обязательна какая-то интрига, позволяющая поддерживать интерес к ситуации. Кроме того, должны быть четко очерчены временные рамки ситуации и дана вся информация для анализа кейса. Важным условием считается присутствие в кейсе «действующего лица», ответственного за принятие решения
Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, т.е. объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. Кейс выступает как технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.
В методологическом плане кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейсе свои роли.
Кейс должен отвечать следующим условиям:


  • наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;

  • определенная хронология событий, временные рамки,

  • наличие реальной проблемы, конфликта,

  • ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки:

  • действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.

 

Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций. .Подготовительный этап (до начала занятий).

Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.

2. Ознакомительный этап (во время занятия)

Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

3. Аналитический этап (начало обсуждения кейса).

Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.

4. Итоговый этап (презентация групповых решений).

Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу.
В процессе обсуждения кейса учитель обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы аудитории и дает слово ученикам, чтобы они сами отвечали на них. В процессе обсуждения завязывается дискуссия, и в споре рождается истина. Технология кейс-стади делает основной акцент на самостоятельное мышление, способность доносить свои мысли до аудитории и конструктивно отвечать на критику своих оппонентов.

Технология (ТСКО)

1. Технология социально-контекстного образования (ТСКО) - система организации учебно-воспитательного процесса, которая основана на игровом моделировании ситуаций жизнедеятельности в контексте социального взаимодействия школьников, связанных с выявлением актуальной проблемы и последующим проектированием этапов достижения цели и постановкой целесообразных задач, способствующих решению этой проблемы

2. Проектно-контекстный подход - такой подход к обучению и воспитанию в средней школе, учреждениях среднего и высшего профессионального образования, который заключается в проектировании и использовании обучающих социальных ситуаций и ролевых игр как форм контекстного обучения.
3. Контекстным является такое обучение , в котором в формах организации образовательной деятельности динамически моделируется общекультурное, духовное, предметное, социальное и образовательное содержание жизнедеятельности студента и школьника, осуществляется трансформация его учебно-познавательной деятельности в социально-практическую.
4. Ролево-игровой проект - форма организации обучающей и воспитывающей деятельности учителя и познавательной деятельности обучающихся, при которой на основании выявленной проблемы, связанной с повседневной жизнью участников проектной группы, моделируются игровые ситуации и разыгрываются ролевые игры, включающие в себя проектирование цели, целесообразных задач и ожидаемого результата, связанного с решением выявленной проблемы.

Технология «Педагогические мастерские»

(творческие, французские)

Под мастерством обычно понимается умение исполнять какое-то дело наилучшим образом. Понятие «мастерства» - атрибут любой профессиональной деятельности, а стремление стать «мастером» естественно для каждого педагога, кто любит свою профессию. Ну а если есть «мастерство», то есть и «мастерская» -место, где мастер делает свою работу надежно, качественно, демонстрируя высокий уровень умений, достижения и возможности того или иного вида профессионального занятия. С древних времен мастерская являлась и местом постижения секретов профессии, и местом подготовки профессионалов.

В мировой педагогике в последнее время, как в системе передового педагогического образования, так и в сфере повышения квалификации педагогов, а также в рамках различных встреч, конференций, курсов, семинаров, широкое распространение получили «рабочие мастерские» - эффективная форма передачи знаний и умений, обмена новыми методами образования, воспитания и развития детей.

Внешне может показаться, что педагогическая мастерская - это то же самое, что в России известно под названием «Школа передового опыта» или «Школа педагогического мастерства».

Однако педагогические ателье (по-французски это слово и означает «мастерская») имеют свои специфические особенности. Ателье (мастерская) - средство передачи педагогом-масте­ром концептуальной и практической сторон только своей педагогической системы (этим мастерская отличается от студии). Это основная форма, применяемая «французской группой ново­го образования» - добровольным творческим объединением ученых и практиков Франции.

Эта форма обучения основана на практических действиях (исполнении), связанных определенной познавательной и педагогической задачей и предназначенных для самостоятельного творческого выполнения этих действий учащимися. Авторы демаршей (нестандартных методов обучения) вкладывают в это название ее сущностный смысл - вызов традиционной педагогике.

Иначе говоря, педагогическое ателье в практике французских коллег - форма занятий с педагогами, проводимых с целью знакомства с методами демаршей и по методу демаршей, то есть с методами нестандартной педагогики.

Педагогические мастерские - это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и. прежде всего, философии образовательных целей:

 


  • не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;

  • не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;

  • не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

  • не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество

Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи:

 


  • личностного саморазвития;

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

  • функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

  • культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма:

  • социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Педагогическая мастерская состоит из взаимосвязанных этапов:

 


  • актуализации и систематизации субъективных знаний;

  • объективизации знаний на основании достижений науки, культуры, искусства.


Основой активного получения новых знаний в любой сфере, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. Например, в мастерской построения знаний она может быть представлена так: Индукция > творческий процесс > творческий продукт > осознание его закономерностей v новый продукт < коррекция своей деятельности < соотнесение с достижениями культуры
Принципы и правила ведения мастерской:


  • Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.

  • Право каждого участника на ошибку.

  • Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.

  • Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:

 


  • право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);

  • право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);

  • право не участвовать на этапе предъявления результата.

• Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.

 

• Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества:


  • диалоги участников мастерской

  • диалоги отдельных групп

  • диалог с самим собой

  • диалог с научным или художественным авторитетом.

 


  • Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

  • Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.

 

В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.
Практическое задание


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!