Поскольку тема Великой Отечественной войны актуальна всегда, остановимся на рассказе Улицкой «Дезертир».

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Для учебного занятия, реализуемого с применением дистанционных

Образовательных технологий и электронного обучения

Учебная группа 1 СР-20
Наименование предмета, дисциплины, МДК, практики ОУП.02. Литература
Время проведения (дата, порядковый номер пары) 15.05. 2021, суббота, 2  пара
Тема и вид учебного занятия Современная литература.
Содержание учебного занятия (краткое описание учебных действий, изучаемого материала, заданий для обучающихся) 1) Чтение и прослушивание произведений (ВЫДЕЛЕНЫ ЖЁЛТЫМ ЦВЕТОМ).  
Преподаватель Аверина Светлана Николаевна
Требования к заданиям для обучающихся (содержание задания, срок выполнения, форма предоставления, адрес для отправки на проверку) Высылать не надо.
Ресурс для организации взаимодействия (ссылка, контакты)
Информационные источники (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, презентации, таблицы, схемы и прочее, используемое в занятии). Обязательно прикладываются к информационному листу в электронном виде.
Иная дополнительная информация     Прочитать обязательно! Вопросы по данной теме есть на зачёте!!!!

Тема: Современная литература.

Людми́ла Евге́ньевна Ули́цкая (род. 21 февраля 1943).

 

Она получила одну из самых престижных наград в мире литературы – премию русского Букера. Ее книги переведены не менее чем на 25 языков, переиздаются с завидной регулярностью и пользуются неизменным успехом. В чем секрет ее популярности?

Наверное, в том, что прозу Людмилы Улицкой можно назвать «литературой наших дней». Творчество писательницы вызывает множество споров, столкновение мнений. Её рассказы записали под термин «другая проза», под которым некоторые подразумевали «плохую прозу» - так не похожа была она на всё то, к чему мы привыкли. По иному у писательницы осмысливается семейная жизнь, любовные отношения порой грязны и грубы. И что самое «ужасное» - Улицкая своими творениями напрочь разрушает идеалы стыдливости, скромности, тепла, уюта, гармонии.

У Людмилы Улицкой очень много произведений посвящено детям. Тонкий психолог и стилист Людмила Улицкая повествует о юных школьницах из светлого советского прошлого, о чистых и незащищенных житейским опытом подростках, жадно и боязно познающих неласковый послевоенный мир.

Некоторые рассказы о детях переносят читателя в мир, где центром является небольшой двор, в который выходят все окна и двери густо населенного дома, состоящего из больших коммунальных квартир с очень тонкими межкомнатными перегородками. В такой мир мы попадаем, читая рассказ «Бронька». Это загадочное повествование о тринадцатилетней девочке, которая забеременела в седьмом классе, а затем стала рожать каждый год, как кошка.

Всем была заметна схожесть ее четверых детей, которая наводила на мысль об общем отце. Только одно было не доступно бдительной матери и досужим соседям: узнать, кто отец. Это осталось загадкой. Пройдет много лет, и Бронька расскажет правду своей однокласснице Ирине. Окажется, осуждавшие девочку за позорную распущенную не догадывались, какое невероятное чувство изменило её жизнь и дало ей четверых сыновей.

Слушая рассказ о любви девочки-подростка и старого соседа-фотографа, Ирина, хоть и на мгновение, испытывает чувство бесцветности собственной жизни, в которой всё было достойно и правильно. «И нелепая. Дикая, ничем не объяснимая зависть к Броньке зашевелилась в ее сердце»

Это одна из ключевых мыслей Улицкой о том, как часто в жизни представления меняются местами: привычно правильное оказывается пустым, а жалкое и презренное - прекрасным.

Прочитайте рассказ «Бронька», уверяю, что ОН ВАМ ПОНРАВИТСЯ!!!!

https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/57668-lyudmila-ulitskaya-bronka.html

Поскольку тема Великой Отечественной войны актуальна всегда, остановимся на рассказе Улицкой «Дезертир».

Л. Улицкая «Дезертир».

В конце сентября 1941 года на Тильду пришла повестка о мобилизации. Отец Ирины уже работал в «Красной звезде», разъезжал по фронтам и писал знаменитые на всю страну очерки. Муж Валентин воевал, и писем от него не было. Расставаться с Тильдой было почему-то трудней, чем с Валентином. Ирина сама отвела Тильду на призывной пункт. Кроме Тильды, там было в коридоре еще восемь собак, но они, поглощенные непонятностью события, почти не обращали друг на друга внимания, жались к ногам хозяев, а одна молодая сука, шотландский сеттер, даже пустила от страху струю.

Тильда вела себя достойно, но Ирина чувствовала, что ей не по себе: уши подрагивали на кончиках и она слегка била хвостом по грязному полу. Из кабинета вышел понурый хозяин с немецкой овчаркой с низкой посадкой. Головы не поднимая, буркнул «забраковали нас, по зрению» и ушел с собакой на поводке… Проходя мимо Тильды, овчарка приостановилась, проявила интерес. Но хозяин дернул за поводок, и она покорно пошла за ним.

Сидящий рядом старик держал руку на голове пожилой овчарки. Овчарка была крупная, вчетверо больше Тильды. Ирина подняла Тильду на руки – пудель был как раз того промежуточного размера, между комнатной собачкой и настоящей, служилой. Старик посмотрел на Тильду, улыбнулся, и Ирина осмелилась спросить то, что было у нее на сердце:

– Я вот все думаю, как же они смогут ее использовать: она раненого с поля не вытащит. Разыскать человека она может, ну, сумку медицинскую она может тащить… Но чтоб раненого…

Старик посмотрел сочувственно – теперь уже на Ирину.

– Деточка, эти мелкие собаки – противотанковые. Их обучают, чтобы они бросались под танк, а к брюху бутылку с зажигательной смесью привязывают… Вы что, не знаете?

Дура, дура, как сама не догадалась! Представляла почему-то Тильду с повязкой красного креста на спине, и как бы она честно служила, бегала по полям сражений, разыскивала раненых, приносила им помощь… А оказывается, все совсем не так: ее натренируют проскальзывать возле гусениц танка и выскакивать, и она будет много раз повторять этот легкий трюк, чтобы потом, однажды, кинуться под немецкий танк и взорваться с ним вместе.

Повестка лежала в сумке у Ирины. Ее принесли четыре дня тому назад, и Ирина с собакой пришла на призывной пункт час в час и день в день, как назначено. Перед ними в очереди оставалось еще два человека и две собаки: старик с немецкой овчаркой и женщина с кавказской. Ирина встала и, на пол не спуская притихшую Тильду, вышла из коридора.

До дому шли пешком минут сорок, от Беговой до улицы Горького. Ирина поднялась в квартиру, собрала маленький чемоданчик вещей первой необходимости, потом подумала и переложила их в рюкзак. Она решилась совершить преступление, и совершать его надо было как можно незаметнее, а чемодан на улице скорее бросался в глаза, чем рюкзак.

В рюкзак положила тильдины обе миски, для воды и для еды, и подстилку. Тильда сидела возле двери и ждала: понимала, что сейчас уйдут.

И ушли – пешком, на Покровку, сначала к матери Валентина, в дом, откуда Тильда была родом: Валентин был ее первым хозяином. Через несколько дней перебралась к подруге на Писцовую. Почти каждый день она ездила домой, на улицу Горького, открывала ключиком почтовый ящик, но все не находила того, за чем ездила: письма с фронта от Валентина. А вот на Тильду пришло еще две повестки, и обе, замирая от страха, Ирина тут же порвала меленько и выпустила, выйдя из подъезда, прямо в ледяное жерло метели, которая бесновалась всю ту зиму, первую зиму войны.

Отец редко приезжал в Москву, беспрерывно мотаясь по фронтам: он был одним из главных летописцев и этой войны, и прежней, испанской…

В первый же его приезд Ирина рассказала ему о дезертирстве Тильды. Он молча кивнул. Навестил собаку на Писцовой. Последние годы Ирина с мужем жила в большой квартире отца, и Тильда давно поняла, что главным хозяином над всеми был именно он, старый, а не первый, молодой.

Евге́ний Вале́рьевич Гришкове́ц (родился 17 февраля 1967 года) — российский киноактёр, театральный режиссёр, музыкант, писатель, драматург, телеведущий.

Евгений Гришковец – человек-театр. Его моноспектакли «Как я съел собаку», «Одновременно», написанные по мотивам собственных воспоминаний, вовсе не произведения о прошлом. Тонкое чувство стиля позволяет автору всякий раз вносить в постановку спектаклей такие правки, которые превращают его из «ностальгической картинки» в сюжет сегодняшнего дня.

    В них запечатлена жизнь такая, как она есть в сознании большинства современников, чем и объясняется успех. Зрители видят в Гришковце человека, который рассказывает им их ощущения, их истории. Как утверждают критики, актуальное искусство создается не для потомков, оно функционирует, пока живы современники художника, для которых знакомы вещи, понятны реалии, естественен язык.

    На наш взгляд, показывая обычного человека, Евгений Гришковец ищет среди самых заурядных людей всё же особенного, отличающегося из толпы. Это не значит, что герой отдалён от общества, наоборот, иногда он не может проявить силу воли, отказаться от какой-нибудь очередной пирушки с друзьями, которая ему уже надоела, потому что он знает, что там будет происходить. Автор пишет: «Пожалуй, сегодня никуда не пойду. / А какой смысл? Куда идти? Зачем? Чего я не видел? / Я же знаю всё заранее, всё абсолютно».

    Но это не герой, который идёт на поводу у массы, это обычный человек, с обычными человеческими чувствами. Он умеет любить, он умеет поддержать, может не идти на рыбалку, если «дочка заболела», может плакать во время просмотра фильма прямо в кинотеатре. Этот человек у Гришковца назван простым, но весомым определением: настоящий мужчина. Этим человеком, скорее всего, является сам автор. Эти мужчины всё ещё есть в современном мире, но на фоне общей массы они теряются, становятся незаметными.

    Предлагаю вам прослушать произведения Е. Гришковца в аудиозаписях. (ВЫСЛАНЫ ОТДЕЛЬНЫМ ФАЙЛОМ).

Этими авторами не исчерпывается огромный список современных авторов, если вы заинтересовались творчеством людей, которые живут в вашем веке, смотрите информацию в Интернете. Вот небольшой список:

Виктор Пелевин

Это автор "чумовых" романов. Он настолько долго и умело мистифицировал публику, что среди его юных поклонников даже бытовало мнение, что реального Пелевина не существует, а романы под этим именем пишет чуть ли не компьютер.

Роман «Generation П», рассказ («Бубен Верхнего мира»), повести («ПРОБЛЕМА ВЕРВОЛКА В СРЕДНЕЙ ПОЛОСЕ») и пр.

Татьяна Толстая

Творчество Татьяны Толстой большинство критиков и литературоведов относят к постмодернизму.

При чтении прозы бросается в глаза  входящий во многие рассказы Т. Толстой мотив смерти и трагизма.

Рассказы: «Милая Шура», «Поэт и Муза», «Соня» и пр.

Сергей Довлатов

Жизнь Довлатова была богата трагикомическими ситуациями, в полной мере отраженными на страницах его книг.

«В своих рассказах Довлатов неизменно подтрунивал над собой и над людьми, из которых он одних любил, а к другим относился снисходительно. О себе он всегда отзывался с исключительной и необычной для так называемой писательской братии скромностью, но читатели и слушатели ставили его гораздо выше, чем он ставил себя, и это намного лучше, чем было бы наоборот».

Владимир Войнович


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!