Российское кино советского времени



Культура российской эмиграции второй и третьей волны

Вторая волна  (1940-1950 годы)

 По мере занятия Красной армии Болгарии и Югославии, вместе с русскими воинскими чинами эвакуировались бывшие русские эмигранты, до этого проживавшие По окончании Второй Мировой войны в Европе большинство русских эмигрантов и бывших граждан СССР, сражавшихся с Красной армией в составе Вооруженных Сил Комитета Освобождения Народов России (КОНР), а также гражданских беженцев, не желавших оставаться в "Сталинском рае", оказалась в лагерях для "Перемещенных лиц" (DP) на территории Италии, Австрии, Германии под "охраной" английских и американских оккупационных сил. Согласно "Ялтинской договоренности" между "союзниками", "добровольному возвращению" в СССР подлежали только граждане СССР, то есть имеющие советское гражданство на 1939 год. Желая помочь Сталинскому НКВД, английские власти в обмен на немецких адмиралов и золото, выдали не только старых эмигрантов: генералов, офицеров, казаков, но и стариков, детей, женщин - всех, кто согласно даже Ялтинской сделке не подлежал выдачи. Обманом и подлостью, штыками и прикладами англичане отравили в Сталинские лагеря стариков и детей, о чем открыто написали гений Советской внешней разведки Судоплатов и писатель-эмигрант граф Толстой. Сочувствуя и понимая, что ждет их на Родине, некоторые американские офицеры заранее предупреждали русских о выдачи и "не замечали" массовых побегов из лагерей "ДП" как старых эмигрантов, так и бывших граждан СССР. Избежавшие выдачи рассеивались по разным странам Европы и Америки.Чины Русского Корпуса благодаря удачному стечению обстоятельств попали в зону оккупации английского генерала Александера, своего бывшего союзника по Крыму (офицера связи) и не попали под выдачу Советам. Постепенно все они с семьями уехали из лагеря Келлерберг в Латинскую Америку, США и другие страны. Оставшихся на занятых Красной армией территориях эмигрантов ждало "добровольное" возвращение на родину и ГУЛаг. На этом, в целом, закончился период "второй волны" русской эмиграции из Европы. Называя эту эмиграцию "русской", а правильнее "российской", необходимо иметь ввиду, что в нее входила и украинская, армянская, грузинская и т.д. волна беженцев. В боевых действиях против наступающей Красной Армии в Манчжурии вместе с японскими и вооруженными силами Манчжоу-Ди Го, принимали участие вооруженные отряды старых русских эмигрантов и казачьей молодежи. Бригада "Асано", казачьи части Атамана Семенова продолжили свою вооруженную борьбу, которая на Дальнем Востоке практически не прерывалась. Пропагандисты и тайные агенты НКВД, благодаря советскому присутствию на КВЖД и Харбине, имевшие хорошую базу, вели непрерывную работу по разложению и вербовке русской эмиграции, натравливанию русских на японцев и наоборот. Благодаря деятельности одного из руководителей бригады "Асано" некого Наголяна, оказавшегося впоследствии агентом НКВД, японцы уничтожили русский отряд и тем самым вызвали анти-японские настроения среди русских эмигрантов. "Первая волна" дальне-восточной эмиграции частично успела переместиться на юг, в Шанхай, частично попала в советскую зону. Часть эмигрантов была насильно увезена в СССР и расстреляна, некоторым было предложено вернуться добровольно на Родину. Поверивших и вернувшихся сразу за пересечением границы СССР ждало взятие под стражу, конфискация имущества и от 5 до 10 лет тюрьмы.Благодаря помощи Военно-Морского флота США и деятельности казачьего лидера Бологова, Шанхай покинуло на пароходе около 5000 беженцев- членов Казачьего Союза, деятелей военной и политической эмиграции, спасаясь от наступающей Китайской Красной Армии. В 1949 эти беженцы очутились на Филиппинах, в лагере Тубабао. Далее часть уехала в Австралию, часть - в США, частично соединившись с эмиграцией "первой волны" и "второй волны" из Европы. На этом практически, закончилась "вторая волна" эмиграции.

 

Третья волна эмиграции (1960-1980 годы)

С третьей волной эмиграции из СССР преимущественно выехали деятели искусства, творческая интеллигенция. В 1971 15 тысяч советских граждан покидают Советский союз, в 1972 - эта цифра возрастет до 35 тысяч. Писатели-эмигранты третьей волны, как правило, принадлежали к поколению "шестидесятников", с надеждой встретившему ХХ съезд КПСС, развенчание сталинского режима. "Десятилетием советского донкихотства" назовет это время повышенных ожиданий В.Аксенов. Немаловажную роль для поколения 60-х сыграл факт его формирования в военное и послевоенное время. Б.Пастернак так охарактеризовал этот период: "По отношению ко всей предшествующей жизни 30-х годов, даже на воле, даже в благополучии университетской деятельности, книг, денег, удобств, война оказалась очистительной бурей, струей свежего воздуха, веянием избавления. Трагически тяжелый период войны был живым периодом:, вольным, радостным возвращением чувства общности со всеми". "Дети войны", выросшие в атмосфере духовного подъема, возложили надежды на хрущевскую "оттепель". Однако вскоре стало очевидно, что коренных перемен в жизни советского общества "оттепель" не сулит. Вслед за романтическими мечтаниями последовала 20-летняя стагнация. Началом свертывания свободы в стране принято считать 1963, когда состоялось посещение Н.С.Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже. Середина 60-х годов - период новых гонений на творческую интеллигенцию и, в первую очередь, на писателей. Произведения А.Солженицына запрещены к публикации. Возбуждено уголовное дело против Ю.Даниэля и А.Синявского, А.Синявский арестован. И.Бродский осужден за тунеядство и сослан в станицу Норенская. С.Соколов лишен возможности печататься. Поэт и журналистка Н.Горбаневская (за участие в демонстрации протеста против вторжения советских войск в Чехословакию) была помещена в психиатрическую лечебницу. Первым писателем, депортированным на запад, становится в 1966 В.Тарсис. Гонения и запреты породили новый поток эмиграции, существенно отличающийся от двух предыдущих: в начале 70-х СССР начинает покидать интеллигенция, деятели культуры и науки, в том числе, писатели. Из них многие лишены советского гражданства (А.Солженицын, В.Аксенов, В.Максимов, В.Войнович и др.). С третьей волной эмиграции за границу выезжают: В.Аксенов, Ю.Алешковский, И.Бродский, Г.Владимов, В.Войнович, Ф.Горенштейн, И.Губерман, С.Довлатов, А.Галич, Л.Копелев, Н.Коржавин, Ю.Кублановский, Э.Лимонов, В. Максимов, Ю.Мамлеев, В.Некрасов, С.Соколов, А.Синявский, А.Солженицын, Д.Рубина и др. Большинство русских писателей эмигрирует в США, где формируется мощная русская диаспора (И.Бродский, Н.Коржавин, В.Аксенов, С.Довлатов, Ю.Алешковский и др.), во Францию (А.Синявский, М.Розанова, В.Некрасов, Э.Лимонов, В.Максимов, Н.Горбаневская), в Германию (В.Войнович, Ф.Горенштейн). Писатели третьей волны оказались в эмиграции в совершенно новых условиях, они во многом были не приняты своими предшественниками, чужды "старой эмиграции". В отличие от эмигрантов первой и второй волн, они не ставили перед собой задачи "сохранения культуры" или запечатления лишений, пережитых на родине. Совершенно разный опыт, мировоззрение, даже разный язык (так А.Солженицын издает Словарь языкового расширения, включавший диалекты, лагерный жаргон) мешали возникновению связей между поколениями. Русский язык за 50 лет советской власти претерпел значительные изменения, творчество представителей третьей волны складывалось не столько под воздействием русской классики, сколько под влиянием популярной в 60-е годы в СССР американской и латиноамериканской литературы, а также поэзии М.Цветаевой, Б.Пастернака, прозы А.Платонова. Одной из основных черт русской эмигрантской литературы третьей волны станет ее тяготение к авангарду, постмодернизму. Вместе с тем, третья волна была достаточно разнородна: в эмиграции оказались писатели реалистического направления (А.Солженицын, Г.Владимов), постмодернисты (С.Соколов, Ю.Мамлеев, Э.Лимонов), нобелевский лауреат И.Бродский, антиформалист Н.Коржавин. Русская литература третьей волны в эмиграции, по словам Наума Коржавина, это "клубок конфликтов": "Мы уехали для того, чтобы иметь возможность драться друг с другом". Два крупнейших писателя реалистического направления, работавшие в эмиграции - А.Солженицын и Г.Владимов. А.Солженицын, вынужденно выехав за рубеж, создает в изгнании роман-эпопею "Красное колесо", в котором обращается к ключевым событиям русской истории ХХ века, самобытно трактуя их. Эмигрировавший незадолго до перестройки (в 1983), Г.Владимов публикует роман "Генерал и его армия", в котором также касается исторической темы: в центре романа события Великой Отечественной Войны, отменившие идейное и классовое противостояние внутри советского общества, замордованного репрессиями 30-х годов. Судьбе крестьянского рода посвящает свой роман "Семь дней" творенья В.Максимов. В.Некрасов, получивший Сталинскую премию за роман "В окопах Сталинграда", после выезда публикует "Записки зеваки", "Маленькую печальную повесть". Особое место в литературе "третьей волны" занимает творчество В.Аксенова и С.Довлатова. Творчество Аксенова, лишенного советского гражданства в 1980, обращено к советской действительности 50-70-х годов, эволюции его поколения. Роман "Ожог" дает феерическую панораму послевоенной московской жизни, выводит на авансцену культовых героев 60-х - хирурга, писателя, саксофониста, скульптора и физика. В роли летописца поколения Аксенов выступает и в Московской саге. В творчестве Довлатова - редкое, не характерное для русской словесности соединение гротескового мироощущения с отказом от моральных инвектив, выводов. В русской литературе ХХ века рассказы и повести писателя продолжают традицию изображения "маленького человека". В своих новеллах Довлатов точно передает стиль жизни и мироощущение поколения 60-х, атмосферу богемных собраний на ленинградских и московских кухнях, абсурд советской действительности, мытарства русских эмигрантов в Америке. В написанной в эмиграции "Иностранке" Довлатов изображает эмигрантское существование в ироническом ключе. 108-я улица Квинса, изображенная в "Иностранке", - галерея непроизвольных шаржей на русских эмигрантов. В.Войнович за рубежом пробует себя в жанре антиутопии - в романе "Москва 2042", в котором дана пародия на Солженицына и изображена агония советского общества. А.Синявский публикует в эмиграции "Прогулки с Пушкиным", "В тени Гоголя" - прозу, в которой литературоведение совмещено с блестящим писательством, и пишет ироническую биографию "Спокойной ночи". К постмодернистской традиции относят свое творчество С.Соколов, Ю.Мамлеев, Э.Лимонов. Романы С.Соколова "Школа для дураков", "Между собакой и волком", "Палисандрия" являются изощренными словесными структурами, шедеврами стиля, в них отразилась постмодернистская установка на игру с читателем, смещение временных планов. Первый роман С.Соколова "Школа для дураков" был высоко оценен В.Набоковым - кумиром начинающего прозаика. Маргинальность текста - в прозе Ю.Мамлеева, в настоящий момент вернувшего себе российское гражданство. Наиболее известные произведения Мамлеева - "Крылья ужаса", "Утопи мою голову", "Вечный дом", "Голос из ничто". Э.Лимонов имитирует соцреализм в повести "У нас была прекрасная эпоха", отрицает истэблишмент в книгах "Это я - Эдичка", "Дневник неудачника", "Подросток Савенко", "Молодой негодяй". Среди поэтов, оказавшихся в изгнании - Н.Коржавин, Ю.Кублановский, А.Цветков, А.Галич, И.Бродский. Видное место в истории русской поэзии принадлежит И.Бродскому, получившему в 1987 Нобелевскую премию за "развитие и модернизацию классических форм". В эмиграции Бродский публикует стихотворные сборники и поэмы: "Остановка в пустыне", "Часть речи", "Конец прекрасной эпохи", "Римские элегии", "Новые стансы к Августе", "Осенний крик ястреба". Оказавшиеся в изоляции от "старой эмиграции" представители третьей волны открыли свои издательства, создали альманахи и журналы. Один из известнейших журналов третьей волны "Континент" - был создан В.Максимовым и выходил в Париже. В Париже также издавался журнал "Синтаксис" (М.Розанова, А.Синявский). Наиболее известные американские издания - газеты "Новый американец" и "Панорама", журнал "Калейдоскоп". В Израиле основан журнал "Время и мы", в Мюнхене - "Форум". В 1972 начинает работать издательство "Ардис", И.Ефимов основывает издательство "Эрмитаж". Вместе с этим, свои позиции сохраняют такие издания, как "Новое русское слово" (Нью-Йорк), "Новый журнал" (Нью-Йорк), "Русская мысль" (Париж), "Грани" (Франкфурт-на-Майне).

 

Российское кино советского времени

 

Советское кино — кино, снятое на территории этой страны с 1919 по 1991 г. Официальной датой рождения является 27 августа 1919 г., когда был подписан «Декрет о национализации кинематографа». С тех пор этот акт экспроприации вся страна празднует как «День кино».

Цензура как же без нее. Режиссеры, в особенности Рязанов и Захаров неоднократно рассказывали о том, как приходилось доказывать тем или иным должностным лицам необходимость включения в фильмы тех или иных «сомнительных» эпизодов и сценариев (вроде воробушков, которые бабочек ёб-ёб-ёб-ёб шмяк-шмяк-шмяк-шмяк, ага). С другой стороны, если удавалось пробить свой проект — власти давали необходимые ресурсы, которые в капиталистических странах могли стоить серьезных денег. Так, например, бюджет «Войны и мира» Сергея Бондарчука, будь он снят в Голливуде, стремился бы к бесконечным величинам. Так-то! Доказательство - Оскар и полное охуевание кинознатоков от постановки масштабных сцен. Сама по себе цензура была не строгой, только на мат и наготу. Крепкие выражения заменялись на эвфемизмы. А вместо секса давался легкий намек, который пионерия бы не увидела. Выпиливались скрытые лозунги партия/государство/народ — говно. Хотя те же голые лоли мелькают у Андрона Штопаного Кончаловского. Разумеется, без подтекста, но мы-то с вами знаем... Запреты, как ни странно, обходились. К примеру, тот же "Андрей Рублев" Тарковского. Казалось бы, даже дебил из школы для дефективных увидит в нем любовь Тарковского к глубочайшим христианским образам, а также религиозно-философскую проблематику в общем и целом. По закону больших чисел, Кровавая Гебня не допустила бы такого фривольства в рядах советских киномастаков. Авотхуй, фильмец, правда, попылился на полочке, но в Каннах даже приз отхватил. Как бы то ни было, пиндосские еврейские продюсеры были (и остаются) в сто крат строже советских худсоветов — как к процессу съемок, так и к результату и выебывали мозг всем. Наш же творец получал зарплату, а потом его фильм клался на полку до лучших времен. Хотя чаще всего все ограничивалось косметическими изменениями.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!