Примеры в современной культуре

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ»

 

Институт радиотехники и электроники им. В. А. Котельникова

 

 

Реферат

Тема: “Киберпанк как явление современной культуры”

 

 

Дисциплина:

Культурология

 

Группа: ЭР-13-18

ФИО студента: Азаров А.В.

ФИО преподавателя: Михайлов А.Н.

 

Москва, 2020

Киберпанк как явление современной культуры

Рождение термина.

Ещё с середины позапрошлого века человечество пыталось предугадать, что произойдёт с цивилизацией, когда на смену сегодняшним технологиям придут технологии будущего. Их произведения назывались научной фантастикой, которая, мало-помалу, воплощается в реальность. Одной из последних попыток переложить реальность в книгу, приправив это футуризмом, можно считать киберпанк.

Само слово является склейкой из двух английских слов - cybernetics “кибернетика” и punk “панк”. Впервые сам термин, возник в массовом сознании в 1983 году (что забавно, за год до событий того самого романа Оруэлла).

Сам феномен и жанр киберпанка, является некоторым отражением своего времени – времени, когда интернет начал свою массовую глобализацию, а виртуальная реальность казалось чем-то посильным и реально возможным, время, когда казалось, что человеческое тело с легкостью могло бы подвергнуться технологическим модификациям, время, когда культурный постмодерн взял вверх, а политический неолиберализм помог увеличить права и дал некоторую власть крупным интернациональным корпорациям, из-за чего реальные политические силы начали сдавать свои позиции. Авторы осознавали все эти первопричины, которые дали рождение этому жанру, и он показывал всё это (хоть и местами гиперболизованно), не боясь посмотреть в лицо современному общественному строю.

Если попытаться вкратце описать труды, которые написали авторы киберпанка, то можно прибегнуть к такой точке зрения марксистких философов Дёрда Лукача и Фредерика Джеймисона:

“Если традиционные исторические новеллы освещают настоящее время, критически оценивая прошлое, то киберпанк освещает настоящее с помощью критической оценки будущего.”

В дополнение к изучению новейших технологий, погружению в иные кибермиры виртуальной реальности, к показу жизни при ускоренно развитого капитализма всех прослоек общества, в том числе и самых маргинальных, есть одна главная характеристика – разрушение границ. Разрушение это в основном предлагается исполнить, например, с помощью новомодных машин, или же посредством введения киборгов, за что жанр имеет такое название.


Тот же Ф. Джеймисон изрёк и другую мысль, с которой я могу в принципе быть солидарен в полной степени:

“[Киберпанк – это] высшее литературное выражение если не постмодернизма, то самого позднего капитализма”

Если говорить о людях, которые повлияли на жанр как общее целое, то можно упомянуть такого известного постмодерниста, как Жана Бодрийяра. К счастью (или к сожалению), сейчас мы не будем в подробностях рассматривать его различные труды и работы в его сфере, такие как симулякры, гиперреальность, и прочие.

В нашем дискурсе стоит отметить, что его влияние на своих современников и популярность его идей в середине-конце 80-х, и тем более в 90-х, начало сходить на нет, т.к. он “прошёл свой расцвет”, а его последние работы считались переработкой более старых. К тому же, многим казалось, что идеи становились всё оторванней от реальности. И примерно в этот же момент, литература киберпанка, взяла эстафету у угасающих идей, и продолжила раскрашивать своими более сгущенными красками то полотно общества, которое начал рисовать Бодрийяр. Сложно осознавать, что именно эти писатели-фантасты пытались ответить и дополнить те вопросы, которыми скорее бы задавались академики-философы из университетов. Скорее всего можно сказать, что идеи Бодрийяра становились всё более похожими на научную фантастику, а сами научные фантасты всё больше стали задаваться вопросами о культуре, о людях, об обществе.

Такое стирание границ привело к появлению таких персоналий, которые размышляли на тему киберпанка, уже не считая это за очередной виток в фантастике. Само название жанра литературы быстро переросло в термин, который начали использовать в разнообразнейших областях – и, очевидно, в самой философии, и в культурологии, в политологии, искусстве, фильмах, даже феминизме.

-

…Киберпанк представляет собой некое формирование культурной акселлерации(?)…

 

Примеры в современной культуре

Рассмотрим же примеры киберпанка в современной культуре. Начать стоит с того, что он сильно отличается по своей эстетике от всего того, что в своё время было в пик его популярности современным – Титаник, бесконечная попса и восход альтернативы, бесконечные ситкомы, реалити, тамагочи, фишки, пятое поколение игровых консолей и зарождение на них культовых серий игр, разрастание интернета, который сколлаписрует в доткомовый бум, дебют Гарри Поттера, Стивен Кинг, и прочая, прочая, прочая.

Самыми важными представителями киберпанка в литературе являются Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг, Пэт Кадиган, Руди Рюкер и Джон Ширли; многие также считают представителем киберпанка или одним из его предшественников Филипа Киндреда Дика, работы которого были написаны до временных рамок, в которых был обозначен сам жанр. Самым ёмким, но не самым точным описанием того, что мог увидеть читатель, я считаю можно выставить цитату Лоренса Персона

“Персонажами классического киберпанка были отчуждённые, нелюдимые одиночки, живущие на задворках общества, как правило, в дистопическом будущем, где повседневная жизнь подвергается ошеломительному влиянию стремительных технологических перемен, всеобъемлющей компьютеризованной инфосферы и распространяющейся модификации человеческого тела.”

 

В `80-х годах киберпанк пришёл в кино, наложив заметный отпечаток на множество фантастических фильмов, снятых с тех пор. В `90-х годах, определённые тенденции в музыке и в моде также начали связывать с киберпанком, а в мире компьютерных и настольных игр появились ролевые игры в стиле киберпанк. К началу XXI века элементы киберпанка расползись во все сферы, которые как-либо затрагивают тематику будущего.

 

Можно даже сказать, что в некоторой степени это было контркультурой, хотя я бы охарактеризовал это осознанной субкультурой с глубинным подтекстом, которая старалась философствовать на тему того, куда технологические прорывы сегодняшних дней доведут нас в будущем, надави мы посильней, напоказ выпячивая самые интимные места машин, компьютеров, киборгов, а порой и людей. К слову, о людях: лицезреть нам придётся на антиутопичную картину – трущобы, преступность, наркотики, маргиналы и прочие “сливки общества”. В массовой культуре образ нарочито пытается быть романтизирован, хотя на самом деле реалии таких миров не светлей и не темней тех лихих 90-х, которые преодолели жители стран СНГ.

Очевиднейшим образом, киберпанк ставит вопросы трансгуманизма – восприятия личности не как среднестатистического человека с душой и во плоти, а нечто иное, нечто

 

Влияние киберпанка на литературу

Самой интересной тематикой для категоризации является такая вещь, как производные киберпанка. Их огромное множество и необязательно они связаны с будущим. Самый популярный производный жанр – стимпанк, который отложим с самого начала.

Ретрофутуристические производные – это: Стоунпанк, Сандалпанк, Миддлпанк, Клокпанк, Стимпанк, Дизельпанк, Атомпанк, Наупанк

Футуристические производные

Биопанк/Генпанк –посвящён социальным и психологическим аспектам использования генной инженерии и применения биологического оружия. Лично в примеры могу привести такие видеоигры, как Bioshock (1 и 2) и Resident Evil, где это крайне интересно вписано как в сюжет, так и в игровые механики.

Нанопанк – пожалуй, довольно очевидное название говорит само за себя. Данный жанр может рассказать про такой виток будущего, где описываются достижения и проблемы сильно развитых нанотехнологий. Как примеры, можно привести произведения «Эволюция вверх ногами» Станислава Лема и «Алмазный век» Нила Стивенсона.

Посткиберпанк – предсказуемое развитие идей, заложенных в киберпанке.

Пост опровергает те ужасы, которые достанут нас в будущем, и описывает техническое развитие общества ближайшего будущего и происходящие при этом процессы менее мрачно, как это преподносится оригнальным киберпанком, позволяет себе высмеивать каноны оригинала, сатиризировать о политике и социуме.

Примеры: японский аниме-сериал «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (а также оригинальное полнометражное аниме); «Москва 2042» Владимира Войновича.

У посткиберпанка, как и у самого киберпанка, нашлись и свои ответвления, как например:

Гринпанк /Solarpunk описывает мир торжества чистых технологий в гармонии с природой, рай экологов.

Киберпреп (от термина «preppy» — «преппи») представляет утопическую, мирную жизнь киберпанка, т.е. противопоставление всему мрачному и относительно реалистичному чего-то светлого и яркого. Технологии направлены на улучшение внешнего облика и досуга людей,

Пример: «Уродина» Скотта Вестерфельда.

Либерпанк – очередная антиутопическая картина мира, где в некоторых произведениях уже без прикрытостей гипертрофированно описан западный, если не исконно американский, образ жизни, но с антиглобалистскими и антилиберальными настроениями.

Примеры: «Конец истории» Фрэнсиса Фукуямы, «На следующий год в Москве» Вячеслава Рыбакова, «Война за „Асгард“» Кирилла Бенедиктова, «Убить Миротворца» Дмитрия Володихина, «Московский лабиринт» Олега Кулагина, повести и рассказы Михаила Харитонова. Не уверен, что зачёркнутое являет собой не беллетристику про попаданцев или что-то похожее, но времени проверить пока нет.

Утильпанк – вот это самое интересное. Это уже постапокалипсис. И тут отражаются такие экологические проблемы современности, которые нам очень близки, и о которых говорят в Greenpeace и в прочих зелёных рупорах — перенаселение, общество потребления, социальное расслоение, экология и переработка отходов.

Утильпанк изображает поляризованный мир, где ложные мечты о ярком будущем часто строятся за счёт самых обездоленных и бесправных на фоне кризиса и надвигающейся катастрофы. Мир не оканчивается масштабной трагедией (ядерным взрывом, вторжением инопланетян, природной катастрофой), но рушится медленно, обнажая истощение Земли. При этом, прослеживается утопическая идея — надежда на возможность восстановить разрушенный мир с помощью оставшихся от него осколков и мусора.

Примеры (здесь всё очень близко к моему сердцу): «Пикник на обочине» братьев Стругацких; трилогия «Безумный Макс», фильмы «Взлётная полоса» (1962), «12 обезьян» (1995), «Жилая комната (англ.)» (1969), «Судный день» (2008), «ВАЛЛ-И» (2008), «Кин-дза-дза!»(1986). Может, ещё и серия игр Fallout.

Фэнтезийные производные – это: Дримпанк, Мифпанк, Ститчпанк, Эльфпанк. Это такой дремучий лес, что не будем затрагивать это в текущем рассуждении.

 


 

 

Литература и ссылки:

1. http://web.archive.org/web/20130716211015/http://www.brucebethke.com/articles/re_cp.html

2. https://topor.info/internet/kiberpank-v-sovremennoy-kulture

3. https://cyberleninka.ru/article/n/kiberpank-kak-fenomen-duhovnoy-zhizni

4. https://youtu.be/Nvor7hhDKTs

5. http://people.oregonstate.edu/~vanlondp/wgss320/articles/haraway-cyborg-manifesto.pdf

6. https://monoskop.org/images/f/f3/Haraway_Donna_J_Simians_Cyborgs_and_Women_The_Reinvention_of_Nature.pdf

7. https://libcom.org/files/fredric-jameson-archaeologies-of-the-future-the-desire-called-utopia-and-other-science-fictions.pdf

8. http://www.rainer-rilling.de/gs-villa07-Dateien/JamesonF86a_CognitiveMapping.pdf

9. http://slashdot.org/features/99/10/08/2123255.shtml

10.

Название очень смешное


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!