Тема 4. Творчество А.П. Чехова



Практические занятия

ТЕМА 1: Творчество М.Ю. Лермонтова

1.Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (стихотворения «Сон», «Молитва», «Выхожу один я на дорогу» и др.). Целостный анализ стихотворений.

2. Проблема «судьбы» и «воли» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

3. Печорин как герой своего времени и тип человеческого характера.

4. Лермонтов и Восток.

5. Мотивы поэзии Лермонтова.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Андронников И.Л. Исследования и находки. – М., 1977.

Висковатый П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1989.

Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975.

Лермонтовская энциклопедия. – М., 1999.

Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М., Л., 1964.

Тема 2. СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО

«ГРОЗА»(1859 г.)

Задание: Что такое драма (в узком и широком значении)?

Что лежит в основе сюжета драм?

Каковы приемы создания образов?

1. Охарактеризовать драму А.Н.Островского «Гроза» с точки зрения:

а) характер конфликта;

б) тип главного героя.

2. Определить тип конфликта в «Грозе»: раскрыть социально-исторический и вневременной («вечный») аспект: почему пьеса начинается с песни и картины природы.

3. Группировка персонажей:

а) слово - «ключ» к характерам Дикого, Кабанихи (приемы раскрытия характеров);

б) роль внесюжетных персонажей (Кулигин, Феклуша);

в) проанализировать характер отношений персонажей - Бориса, Варвары, Кудряша, Тихона, Кулигина с типами «самодуров».

4. Социально-психологические истоки протеста Катерины (характерология героини).

5. Катерина в оценке Н.А.Добролюбова.

6. Жанровое своеобразие: реалистическая символика пьесы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Добролюбов Н.А. Темное царство. Луч света в темном царстве. (любое 1.

издание).

Аникин А.А. К прочтению пьесы А.Н.Островского «Гроза»//Литература в

школе. -1998. - №3.

Ашукин Н.С., Ожегов С.И., Филиппов В.А. Словарь к пьесам А.Н. Островского.-М.: «Веста», 1993-246 с.

Грачева И.В. Художественная деталь в пьесе Островского «Гроза»//Литература в школе.-2003. - №8.

Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике. - М.. - 1990.

Журавлева А.И. Поэтика А.Н.Островского и классический театр// Классика и современность. – М.-1991; Журавлева А.И., Мохеев М.С. А.Н. Островский (перечитывая классика). – М.: МГУ. – 1998;

Жанровая система драматургии А.Н.Островского. – М. – 1985; Поздний Островский в свете социокультурных проблем эпохи // Литер. в школе. Лакшин В. А.Н.Островский. – М. – 1976.

Николина Н.А. Время в драме Островского «Гроза»// Русский язык в школе. – 2003.-№3.

Сухих И. Н. Русский литературный канон ( XIX - XX вв.). – СПб., 2016. (раздел о А. Островском).

Холодов Е.Г. Мастерство Островского. - М.- 1967.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кабыкина Ю.В. О месте и времени действия в пьесах А.Н.Островского (опыт мотивного анализа)// Сравнительное и общее литературоведение.-М.,2008.Вып.2.-С.86-95.

2. Мильдон В.И. Философия русской драмы: мир Островского. М.:РОССПЭН,2007.-239 с.; Демидова С.А (Рецензия) // Вопросы философии. -С.187-189.

3.Овчинина И.А. Национально-религиозные основы драматургии А.Н.Островского // Современное прочтение русской классической литературы Х1Х века. - М.,2007.-Ч.1.-С.239-259.

ТЕМА 3. «Отцы и дети» (1862 г.)

И.С.Тургенева как «новый» тип романа

 

Социально-историческая, нравственно-психологическая и философская проблематика романа:

а) смысл названия романа;

б) значение посвящения романа.

 

Суть конфликта между «отцами» и «детьми»:

 

1. почему исключена «схватка» между Николаем Петровичем и Базаровым

 2. «Что такое Базаров?»:

а) дать определение понятия «нигилизм»;

б) раскрыть смысл высказывания Д.И.Писарева: «базаровщина - это болезнь века»;

в) отношение автора к герою;

3. Место и роль Аркадия в романе (приемы портретной характеристики):

а) проследить характер отношений Аркадия с Базаровым.

4. Какую роль в романе играют Ситников и Кукшина?

5. Функция женских образов в романе.

6. Значение эпилога.

7. Своеобразие художественного метода в романе («тайный психологизм»).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Аюпов С.М. Тургенев - романист и русская литературная традиция. – Сыктывкар, 1996;

Маркович В.М. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в отечественном литературоведении.1953-2006 // Тургенев И.С. Отцы и дети.- СПб, 2008. – 537 с.

Нужен ли нам Тургенев //Нева. – 1993. - №7.

Нигматуллина Ю.Г. Новаторство Тургенева 60-70 г. и традиции в тат. литературе нач. ХХ в. - Казань - 1962.

Никитина Н.С. Белинский и роман Тургенева «Отцы и дети»//Русская литература. - 1997. - №1.

Пустовойт П.Г. Современное отечественное тургеневедение // Филологические науки. - 1993. - №5, 6; В поисках гармонии. (Тургенев - художник слова) // Филологические науки.- 1996. - №1.

Разводова О.Л. Природа конфликта в природе И.С.Тургенева «Отцы и дети» // Русская словесность. - 1994. - №4.

Сухих И. Н. Русский литературный канон (XIX-XX вв.). – СПб., 2016. (раздел о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

Тирген П.К. К проблеме нигилизма в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»// Рус. лит.-1993. - №1.

Шаталов С.Е. Художественный мир Тургенева.- М.: Наука. – 1979.

 

 

Тема 4. Творчество А.П. Чехова

 

Задание: внимательно прочитать рассказ А. П. Чехова «Ионыч» и проанализировать с точки зрения особенностей поэтики.

 

Литература (1 источник на выбор)

1. Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979.

2. Паперный З. Испытание героя // Русская классическая литература. Сост. Н. Устюжанин. М., 1969.

3. Семанова М. Л. Чехов-художник. М., 1979.

4. Сухих И. Н. Проблемы поэтики Чехова. Л., 1987.

5. Тюпа. В. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

6. Чудаков А. П. Мир Чехова. М., 1986.

 

Новаторство драматургии Чехова(1 ч.).

 

Русский театр до Чехова. Поэтика чеховских драм. Особенности жанра, новый характер конфликта, быт и бытие в его пьесах, лаконизм деталей, соотношение текста и подтекста. Чехов и МХТ.

Драматургия Чехова и современный театр.

В чём состоит проблема жанра пьесы «Вишнёвый сад»? Как в содержании пьесы проявляется расхождение между авторским определением жанра и реально происходящими событиями?

Определите основные черты поэтики чеховской драматургии.

 

Ознакомьтесь со статьями М. Андреева «Комедия в драме Чехова» (Вопросы литературы.2008. № 3) и С. Сендеровича С. «Вишнёвый сад – последняя шутка Чехова (Вопросы литературы. 2007. № 1), И. Н. Сухих «Жизнь и судьба чеховского подтекста» (См. Приложение) и подготовьтесь к собеседованию по ним.

 

Литература о творчестве А. П. Чехова (1 конспект на выбор)

1. Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М.. 1988.

2. Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.

3. Кулешов В. Реализм Чехова и натурализм и символизм в русской литературе его времени // Кулешов В. Этюды о русских писателях. М., 1982.

4. Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. М., 1975.

5. Паперный З. Вопреки всем правилам... Пьесы и водевили А. Чехова. М., 1982.

6. Полоцкая Э. А. Чехов. Движение художественной мысли. М., 1979.

7. Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976.

9. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987.

11. Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

12. Чеховиана : Сборники статей.

13. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1976.

14. Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986.

15. Сухих И. Н. Русский литературный канон (XIX-XX вв.). – СПб., 2016. (раздел о Чехове).

 

 

Тема 4.

Творчество А. Ахматовой

1. Периодизация творчества.

2. Особенности поэтики А. Ахматовой: детальное изображение вещного мира.

3. Начало творческого пути. Тема любви в сборниках «Вечер» и «Четки». Сборник «Белая стая». Сборник «Подорожник». Мотивы дороги, патриотические мотивы в книге («Мне голос был. Он звал утешно»).

4. Сборник «Anno Domini». Индивидуальная биография и историческая действительность. Образ Петрограда. Мотив памяти.

5. Поэма «Реквием»: композиция, жанр, стиль.

- История создания и публикации поэмы А. Ахматовой «Реквием».

- Образ лирической героини поэмы.

- Художественное своеобразие поэмы (роль символики, особенности стиха поэмы).

 

Литература

 

1. Виленкин В. В. В сто первом зеркале/ В. В. Виленкин. — М., 1987.

2. Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой. / Е. Добин. — Л., 1968.

3. Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. / В. М. Жирмунский.— Л., 1973.

4. Павловский А. И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество / А. И. Павловский. — М., 1991.

5. Найман А. Рассказы об Анне Ахматовой. М., 1989.

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!