Закономерности и принципы воспитания.



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

кафедра социально-философских и психолого-педагогических дисциплин

Дисциплина «Превентивная педагогика»

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Начальник кафедры

лейтенант полиции,

канд. псих. наук, доцент

_________ А.И. Чеботарева

ОБЗОРНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2

Тема: «Воспитание в целостном образовательном процессе»

 

 

для студентов, слушателей

 всех форм обучения

Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры

социально-философских и психолого-педагогических дисциплин

протокол № ___ от «__»___ 2020 г.

Донецк 2020

Тема 2. Воспитание в целостном образовательном процессе

План:

1.Сущностная характеристика понятия «воспитание»

2.Особенности воспитания.

3. Закономерности и принципы воспитания.

4. Базовая культура личности.

5. Методы воспитания и формы организации воспитательного процесса

Основные понятия: метод, способ, форма, воспитание, воспитательная работа, личность, коллектив, влияние, воздействие.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Питер, 2001.

2. История педагогики и образования: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2007.

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

4. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград:Изд-воВГИПК РО, 2006.— 60 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 3).

5. Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

6. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2009.

7. Пуйман С.А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 1999.

 

Сущностная характеристика понятия «воспитание»

Центральной категорией в педагогике, которую определяют как науку о воспитании, выступает понятие о воспитании. В буквальном смысле «воспитание» – вскармливание, питание ребенка. Считают, что данный термин был введен в науку русским просветителем середины XVIII в. И. И. Бецким, деятельность которого была направлена на то, чтобы путем воспитания создать «новую породу людей».

Будучи сложным социокультурным явлением, воспитание выступает объектом изучения целого ряда гуманитарных наук, каждая из которых анализирует свой аспект данного феномена:

философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру, т. е. выявляет онтологические и гносеологические основы воспитания; формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конкретные средства;

социология изучает социальные проблемы развития личности, т. е. выявляет особенности социального заказа, которые дает общество в адрес системы воспитания в виде государственных документов; определяет региональные и социально-культурные особенности воспитания; исследует соотношение стихийных социальных влияний и целенаправленного воздействия на человека в процессе социализации и воспитания;

этнография рассматривает специфику воспитания народов мира в контексте исторического развития и современности; выявляет существующий у разных народов нормативный канон человека (мораль) и его влияние на воспитание; исследует характер проявления родительских чувств, ролей и отношений;

экономическая наука определяет роль воспитания в росте эффективности общественного производства; выявляет финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для создания оптимальной инфраструктуры системы воспитания;

правоведение занимается правовыми формами организации и функционирования воспитания, правовыми нормами, регламентирующими статус, права и обязанности государства, его институтов и граждан в сфере воспитания;

биология, физиология и генетика исследуют наследственные особенности развития, влияющие на процесс и результаты воспитания;

психология выявляет индивидуальные, возрастные и групповые особенности развития и поведения людей, создающие объективные и субъективные предпосылки для ведения процесса воспитания;

общая педагогика исследует сущность воспитания, его место в структуре целостного педагогического процесса, закономерности, тенденции и перспективы развития; разрабатывает теорию и методику воспитательного процесса; определяет его принципы, содержание, формы и методы реализации.

Если человек совершает хороший поступок, то говорят: «его хорошо воспитали». Так что же такое воспитание? Почему мы так часто обращаемся к этому понятию и в обыденной жизни и в науке?

В нашей жизни драматическим образом переплетаются различные типы личностей – от всесторонне развитой, думающей, творческой до уродливой, приспособленческой, суеверной, патологической, агрессивной… И все это – результат воспитания.

Понятие воспитание – одно из ведущих в педагогике. Тем не менее, до сих пор нет единого общепринятого его определения. В силу того, что существуют различные педагогические парадигмы, сложились и различные подходы к определению воспитания. Обратимся к истории и посмотрим, как понимали великие педагоги прошлого воспитание. Так, английский педагог Джон Локк считал, что «Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются добрыми или злыми – благодаря своему воспитанию. Именно оно создает большие различия между людьми».

Центральной и одной из самых древних проблем в междисциплинарном изучении воспитания является определение его сущности, поскольку в различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуальных задач. Чаще всего воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. Вместе с тем на сегодняшний день в педагогической науке трудно найти понятие, которое имеет столько различных определений. Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления – социальный или педагогический – представляется исследователю наиболее значимым.

Если рассматривать воспитание как общественное явление, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, результатом которого выступает культурно-историческая преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:

– это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

– воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;

– на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;

– воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;

– по мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогически целенаправленными.

Таким образом, воспитание как общественное явление– это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как общественное явление чаще всего рассматривают как синоним понятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию), как усвоение субъектом элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Воспитание как педагогическое явление – это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе. В этом значении воспитание тесно связано с рядом психологических и педагогических понятий, главными из которых выступают следующие:

формирование – процесс, направленный на определенные изменения в человеке (появление физических и личностных новообразований) и ведущий к завершенному результату;

развитие – процесс поступательного движения личности, которое определяется внутренними (физиологическими, психическими, наследственно-биологическими) противоречиями и внешними (экологическими, социокультурными и др.) факторами;

саморазвитие – деятельность субъекта по созданию себя, своего «Я», включающая любую активность субъекта, осуществляемую сознательно или подсознательно, прямо или косвенно, и приводящую к прогрессивным изменениям психических и физических функций; совершенствование талантов и способностей;

самовоспитание – осознанная деятельность субъекта, идущая параллельно с воспитанием, реализуемая под его воздействием и направленная на развитие личностно значимых качеств и совершенствование образа жизни через освоение духовных ценностей, традиций и обычаев, выступающих эталоном для данной личности.

Воспитание как педагогическое явление не может изменить унаследованные физические данные, врожденный тип нервной деятельности, состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно способно оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (занятия спортом, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т. е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести коррективы в устойчивость природных наследственных особенностей. Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создания соответствующих условий, при учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.

Воспитанию как педагогическому явлению присущи определенные признаки.

1. Воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Это означает, что оно всегда имеет целью достижение определенного результата, который определяется позитивными изменениями, происходящими в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.

2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет характер воздействия педагога на воспитанника. Цель этого воздействия – стимулирование позитивных изменений в его личности (освоение духовно-нравственных ценностей, формирование базовых культур и др.).

3. Важнейшим признаком воспитания является взаимодействие воспитателя и воспитанника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе воспитания и определяет его субъектную позицию.

4. Воспитание как педагогическое явление – это процесс, предполагающий конкретные качественные и количественные изменения личностей, с которыми взаимодействует воспитатель. Исходя из этого воспитание как педагогическое явление принято называть воспитательным процессом, под которым понимается спланированная, долгосрочная, специально организованная жизнедеятельность детей в условиях образовательного учреждения.

Воспитательному процессу присущи следующие функции: а) диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития; б) организация учебно-воспитательной деятельности детей; в) использование положительных факторов в развитии качеств личности ребенка; г) отбор содержания воспитания, средств и условий социальной среды; д) воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний на формирующуюся личность; е) формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил ребенка в разных сферах учебно-познавательной и общественно полезной деятельности.

Таким образом, соотношение понятий «воспитание как общественное явление» и «воспитание как педагогическое явление» заключается в следующем: воспитание как педагогическое явление (воспитательный процесс) выступает составной частью (педагогическим компонентом) воспитания как общественного явления (социализации), охватывая сферу, называемую контролируемой социализацией.

Французский педагог и просветитель Ж-ЖРуссо призывал:»Любите детство, берегите его – не насилуйте природу ребенка, следуйте за ней».

Основоположник русской педагогической науки К.Д. Ушинский подчеркивал:»Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка»

В.А. Сухомлинский, наш современник, педагог сердце которого было отдано детям, утверждал: «Воспитание – это прежде всего человековедение. В воспи тании нет главного и второстепенного. В нем все главное - и развитие интересов детей, и взаимоотношение, и общение, все».

Крупнейший теоретик и практик воспитания А.С. Макаренко считал: «Правильный путь воспитания не в том, чтобы исправлять допущенные в раннем детстве ошибки, а в том, чтобы не допускать этих ошибок».

Традиционно воспитание рассматривается в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле слова – это приобщение школьников к социальному опыту, накопленному человечеством. В узком смысле – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей определенную систему взглядов, убеждений, качеств..

Слово «воспитание» происходит от русского слова «воспоить», «воскормить», «вырастить», «взрослить». Долгие годы под воспитанием понимался педагогический процесс воздействия на личность. Сегодня «понятие воспитания» переосмыслено. Сегодня с точки зрения педагогической науки, воспитание – это целенаправленное развитие личности с целью усвоения еюсоциально-нравственныхценностей и образцов поведения на основе жизнедеятельности в определенных материальных, духовных и организаторских условиях. (А.В. Мудрик).

Воспитание тесно связано с такими понятиями как: процесс воспитания, воспитательный процесс, образование.

Процесс воспитания – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и учеников, организация их деятельности по овладению социальным и духовным опытом, ценностными отношениями. (И.Ф.Харламов )

Воспитательный процесс – это широкое и многостороннее взаимодействие детей в качестве активных субъектов деятельности с окружающий природносоциальной средой, окружающими взрослыми людьми. (Б.Т. Лихачев).

Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства .(закон РФ «Об образовании»)

 

Особенности воспитания

Воспитание - это сложный процесс, оно имеет свои особенности:

1.Процесс воспитания многосторонний, многоплановый. Он осуществляется в семье, школе, в системе дополнительного образования, в социуме.

2.Воспитание – это длительный, динамичный, непрерывный процесс. Его результаты мало заметны для вашего восприятия; он направлен в будущее. Поэтому его надо осуществлять, исходя из потребностей сегодняшнего и завтрашнего дня.

3.Воспитание имеет ступенчатый характер (первоначальные представления, простейшие навыки, умения, убеждения, привычки поведения. Эти ступени тесно взаимосвязаны

4.Воспитание - это двухсторонний и активный процесс. (самовоспитание

+целенаправленное педагогическое взаимодействие.

5.Концентризм в содержании воспитательной работы (к одним и тем же качеством личности приходится возвращаться неоднократно).

6.Эффективность воспитательного процесса зависит от сотрудничества, координации усилий всех социальных институтов воспитания.

Проблема цели воспитания – одна из самых дискуссионных в педагогике, так как цели имеют конкретно-историческийхарактер. Так, например, в рабовладельческом обществе были широко известны афинская и спартанская системы воспитания, каждая из которых имела свои цели.

В современной педагогике утверждается гуманистическая парадигма воспитания (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, Н.Е. Щуркова и др.), в основе ее модели – личностно-гуманистическийподход, который определяет отношение педагога к ребенку как субъекту собственной жизнедеятельности, как личности, способной к самоопределению самовоспитанию, самореализации при педагогической поддержке учителя.

В воспитании личности «растущего» человека (Д.И. Фельдштейн) важно все: социализация, формирование ценностных ориентаций, жизненной позиции, научное мировоззрение, базовые потребности, общая культура. Сегодня ребенка надо учить учиться самостоятельно; надо учить быть успешным; надо, чтобы человек был духовно-нравственнойиконкурентно-способнойличностью. При этом воспитание рассматривается как: 1) педагогический процесс, который включает такие компоненты, как цель, содержание, формы, методы и результаты;

2)как вечная, общая и конкретно-историческаякатегория;

3)как результат – воспитание культуры человека, его ценности, образа жизни. Главная цель воспитания – создание условий для саморазвития чело-

века как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности, то есть подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в обществе, чтобы человек сумел реализовать себя в сфере культуры, трудовой деятельности, был способен приумножить общественные ценности.

Обратимся к великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому, который писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически… весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания».

 

Закономерности и принципы воспитания.

Закономерности воспитания – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса. Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и характером развития педагогической науки. Кроме того, на одном и том же историческом отрезке различные ученые могут трактовать их по-разному. Поэтому при анализе данной категории будем исходить из выделения внешних и внутренних закономерностей воспитательного процесса.

Внешние закономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности. Внутренние закономерности характеризуют связи между: компонентами воспитательного процесса (целями, содержанием, методами, средствами и формами); характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников; отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов. Среди внутренних закономерностей воспитательного процесса можно выделить следующие:

• воспитание всегда связано с обучением;

• цели, содержание, методы, формы и средства воспитания закономерно связаны между собой, поэтому изменения одного компонента ведут к изменениям других структурных компонентов воспитательного процесса;

• эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальным выбором методов, форм и средств воспитания, проводимым на основе учета объективных и субъективных факторов, характерных для данной личности или группы лиц;

• чем активнее участвует личность в воспитательном процессе, тем успешнее он осуществляется;

• воспитательный процесс считается эффективным, если в ходе его организации нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности формируются в неразрывном, целостном единстве.

Объективный характер закономерностей как методологических основ воспитания выражается в том, что они присутствуют в воспитательном процессе всегда, независимо от того, известно ли о них педагогу, ориентируется ли он на них в ходе своей деятельности или нет. Практические указания, направленные на разъяснения того, как должен работать педагог, чтобы эффективно реализовывать закономерности воспитания в ходе своей профессиональной деятельности, излагаются в принципах (правилах) воспитания – положениях, в которых выражены основные требования к содержанию и методам организации воспитательного процесса. Эти требования таковы:

– обязательность, означающая, что, если педагог не будет соблюдать принципы воспитания в своей профессиональной деятельности, воспитательный процесс не будет эффективным;

– комплексность, выражающаяся в том, что принципы воспитания надо использовать не поочередно и изолированно друг от друга, а в целостном и неразрывном единстве;

– равнозначность, означающая, что среди принципов нет деления на главные и второстепенные.

В современной педагогической теории не выработано единства взглядов на выделение принципов воспитания, однако чаще других называют следующие: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация.

Персонификация (индивидуализация) предполагает определение индивидуальной траектории в воспитании и развитии каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям. Для педагога, реализующего принцип персонификации, приоритетными направлениями воспитательной деятельности должны быть: определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности в учебной и во внеучебной работе, предоставление каждому ребенку возможностей для оптимальной самореализации и самораскрытия.

Чтобы реализовать принцип персонификации, педагогу следует ориентироваться на следующие правила: 1) работа, проводимая с группой учеников, должна быть направлена на развитие каждого ребенка; 2) успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других; 3) при выборе воспитательного средства необходимо учитывать индивидуальные качества ребенка; 4) поиск способов коррекции поведения ученика следует осуществлять во взаимодействии с ним; 5) постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.

Принцип природосообразности обосновывался разными учеными различных исторических эпох, начиная со времен Античности. Он занимал значительное место в педагогических взглядах Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега, Я. А. Коменского, которые призывали воспитывать личность в соответствии (сообразно) с ее природными способностями и возрастными особенностями. Современная трактовка этого принципа исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и общества, формировать у человека ответственность за окружающую природу и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У формирующейся личности следует культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.

С позиций принципа природосообразности необходимо, чтобы в ходе воспитания формирующаяся личность: а) осознавала себя гражданином Вселенной; б) отчетливо понимала происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы; в) ощущала сопричастность природе и социуму; г) осознавала себя субъектом, творящим ноосферу, разумно и сохранно потребляющим, сберегающим и воспроизводящим ее.

Кулътуросообразностъ – принцип воспитания, который впервые был обоснован в трудах Д. Локка, утверждавшего, что душа ребенка – это tabula rasa («чистая доска»), что различия в человеке определяются воспитанием и условиями жизни. К. А. Гельвеций и И. Г. Песталоцци, основываясь на идеях Д. Локка, обосновали роль социокультурного фактора в воспитании. Принцип кулыуросообразности в педагогике сформулировал Ф. А. Дистервег, который утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т. е. культуру конкретной страны. В отечественной педагогике принцип кулыуросообразности (принцип народности) разрабатывали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев – они положили в основу воспитания единство религии, быта, традиций и нравственности народа. Реализовать принцип кулыуросообразности в воспитании – значит помочь личности освоить общечеловеческую, национальную и массовую культуру на индивидуально-личностном уровне.

Принцип гуманизации (от лат. humanus – человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) был заложен в наследии величайших философов и педагогов древности: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Сенеки, Квинтилиана, Тертуллиана, Августина, Аквината и др. Значительный вклад в его развитие внесли выдающиеся европейские педагоги-мыслители: Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, П. Ф. Гербарг, А. Дистервег.

На современном этапе принцип гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Реализация этого принципа требует от педагога: 1) уважения прав и свобод воспитанника; 2) предъявления ему посильных и разумно сформулированных требований; 3) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 4) уважения права воспитанника быть самим собой; 5) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 6) ненасильственного формирования требуемых качеств; 7) отказа от телесных и других наказаний, унижающих честь и достоинство личности; 8) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.); 9) оптимистической стратегии в определении воспитательных задач; 10) предупреждения негативных последствий в процессе педагогического воздействия; 11) учета интересов воспитанников, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

Принцип дифференциации основан на выборе педагогического воздействия в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в данном детском сообществе. Опора на этот принцип позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка (что практически нереально в условиях большой наполняемости класса и загруженности учителя), а для определенной «категории» учащихся, выделяемых по различным основаниям: а) возрастному признаку (младшие школьники, подростки, старшеклассники); б) учебной успеваемости («сильные», «слабые», одаренные учащиеся); в) тендерному признаку (мальчики и девочки); г) уровню общественной активности (активные, пассивные, негативно настроенные); д) характеру взаимоотношений с педагогом (благополучные, трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы); д) характеру межличностного общения (коммуникабельные, инертные, закрытые для общения) и др.

По характеру воспитательного воздействия принцип дифференциации базируется на том, что педагог изучает, анализирует и классифицирует качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи по ее включению в совместную деятельность и общение. Достоинство принципа дифференциации состоит в том, что ребенок в меньшей степени ощущает себя объектом воспитания, поскольку основные педагогические воздействия направлены не на него одного, а на группу в целом.

Основными условиями применения принципа дифференциации в воспитательном процессе выступают: 1) изучение межличностных отношений, позволяющее выявить наличие в коллективе отдельных групп учащихся; 2) насыщение жизни коллектива разнообразными видами общественно полезной деятельности, что предоставляет возможность различным группам учащихся максимально реализовать себя; 3) создание в коллективе атмосферы сотрудничества, доброжелательности, творчества, толерантности, способствующей тому, чтобы «проблемные» учащиеся не испытывали психологического дискомфорта; 4) ориентация общественного мнения класса на гуманистические ценности, стимулирующие для каждого члена коллектива потребность в самореализации и самораскрытии.

Таким образом, применение принципа дифференциации в воспитательном процессе корректирует отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми, коллективом и окружающей средой.

Базовая культура личности.

Среди основных факторов становления и развития личности педагогическая наука особое внимание уделяет воспитанию. Базовая культура личности предполагает, что воспитание должно осуществляться по отдельным, но взаимосвязанным направлениям, ряд которых представляется нам открытым для пополнения (в истории педагогической мысли случаи расширения воспитательных направлений известны).

Сегодня педагогической теорией и практикой актуализированы следующие направления: 1.формирование мировоззрения; 2.духовно-нравственноевоспитание; 3.гражданское воспитание; 4.трудовое воспитание и профессиональная ориентация; 5.эстетическое воспитание; 6.экономическое образования воспитание; 7.экологическое воспитание; 8.физическое воспитание и формирование здорового образа жизни.

Каждое из этих направлений имеет свои цели, которые реализуются в содержании воспитательного процесса с помощью рекомендуемых педагогической наукой воспитательных технологий.

Коротко определим суть каждого из направлений, воспользовавшись педагогическим словарем и учебниками педагогики.

1. Мировоззрение – система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые формируют, воссоздают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность его жизнедеятельности.

2.Нравственное воспитание педагогика рассматривает как процесс формирования комплекса моральных качеств личности. Нравственным человеком принято считать такого индивида, для которого нормы, правила и требования принятой обществом морали выступают как его собственные взгляды, убеждения, как привычные для него нормы поведения (современная педагогическая наука ориентирована на нормы общечеловеческой морали). Стало быть, нравственное воспитание – это педагогическая деятельность по формированию у подрастающего поколения правильного поведения, нравстве6нных знаний, убеждений и мотивов деятельности.

В последние годы термин «нравственное воспитание» часто употребляется в сочетании со словом «духовный» и интерпретируется как «духовно-нравственное воспитание». Следует заметить, что понятие «духовный», как правило, не связывается с религией, хотя религиозная, в частности, христианская, нравственность имеет место и влияние в современном обществе. В светском понимании термин «духовно-нравственный» означает высшею степень нравственного совершенства, к достижении. которой воспитатель, естественно, должен стремиться.

3.Гражданское воспитание является одним из актуальнейших направлений воспитательного процесса, ибо имеет своей целью воспитание гражданина – сына отечества, его рачительного хозяина и защитника. Поэтому гражданское воспитание предполагает формирование таких качеств, которые необходимы человеку как члену определенной социально-политической системы, как члену государства. Трудно перечислить все эти качества, поэтому назовем главные: политическая и правовая культура, патриотизм и культура межнационального общения. В современных условиях формирование патриотизма и культуры межнационального общения (интернационализма) представляется нам особо значимым, востребованным и своевременным.

4. Трудовое воспитание вязано с воспитанием человека-труженика, который воспринимает труд не только как необходимость, человеческую обязанность, но прежде всего как норму жизни, который с уважением относятся к людям труда и которые честно, профессионально исполняет свои трудовые обязанности.

С трудовым воспитанием тесно связан процесс профессиональной ориентации учащихся – процесс, помогающей молодому поколению выбрать профессиональный ориентир и безболезненно включиться в трудовую деятельность, избранную в соответствии со способностями, склонностями и возможностями рынка труда.

5.В связи с переходом на новые экономические рельсы, к новой, рыночной экономике потребовалась некоторая переориентация мышления как взрослого, так и подрастающего поколений. Экономика и экономические знания стали реальными спутниками нашей жизни, поэтому экономическое воспитание прочно вошло в арсенал базовой культуры личности. Сегодня экономическое воспитание помогает познать элементарные основы экономической жизни общества, учит умению соотносить доходы и расходы, сознательно подходить к выбору образовательного и профессионального пути, прогнозировать возможности профессионального роста. Экономические знания необходимы и для того, чтобы правильно оценить сущность и динамику экономических процессов в стране и мировом пространстве.

6.Эстетическое воспитание – это процесс формирования у подрастающего поколения способности правильного восприятия и понимания прекрасного, выработки эстетических знаний, вкусов и в конечном итого – умения «жить по законам красоты» и в соответствии с ними переделывать мир. Поэтому цель эстетического воспитания – это формирование эстетической культуры, которая включает в себя такие компоненты как эстетическое воспитание, эстетические чувства, потребности, вкусы и идеалы.

7.Экологическое воспитание, столь востребованное в современном обществе, имеет целью формирование экологической культуры, суть которой – осознание необходимости ответственного, бережного, гуманного отношения к природе, находящейся в критическом состоянии вследствие бездумной варварской хозяйственной деятельности человека.

8. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни направлено на сохранение здоровья подрастающего поколения, способности активно жить и поддерживать работоспособность. Физическое воспитание трактуется педагогикой как процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни – жизни без вредных привычек (курение, сексуальная неразборчивость и распущенность), без алкоголя и наркотиков. Напомним, что решение проблемы формирования здорового образа жизни не терпит отлагательств в связи с тенденцией усиления негативных явлений в окружающем нас социальном пространстве.

Данные направления воспитательной работы варьируются в разных учебных пособиях и их актуализация зависит от условий, сложившихся в конкретном регионе, районе, образовательной организации.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!