Сравнительный анализ систем актёрского мастерства



 

Театральные школы непросто сравнивать между собой, но они имеют много общих черт. Некоторые вытекают одна из другой, одни режиссёры являются последователями своих учителей или заимствуют черты других театральных школ.

Создание режиссером спектакля, работа актёра на сцене – это творческий процесс. В настоящем исследовании нам удалось выбрать критерии, по которым можно сравнивать театральные школы.

· Работа с образом: методика переживания эмоций персонажа и воплощение в роль.

· Работа актёра с телом: передвижения актёра на сцене и их значимость.    

· Работа с залом: взаимодействие актёра со зрителем.

· Роль декораций, костюмов и предметов: наличие и значение.

· Значимость личности и таланта актёра.

Сравнительная таблица театральных школ по перечисленным критериям представлена на с. 23.

 


 

           
           
           
           
           

 

Таблица в альбомной ориентации отдельным файлом


 

С помощью данной таблицы можно анализировать сходство и различие методик разных режиссёров по определённым критериям.

Каждый из создателей той или иной системы по-разному советует работать с образом. Есть прямые противопоставления, как, например, у Константина Станиславского и Бертольда Брехта; последний даже открыто заявлял, что его учение – полная противоположность системе Станиславского. Всеволод Мейерхольд никак не запрещает духовное вживание, это даёт возможность соединять его систему с другими. Михаил Чехов в этом плане максимально нейтрален.

Разные методики придают разную значимость передвижению актёров по сцене во время спектакля. Но ни в одной системе нет чётко прописанной схемы передвижения, нет жёстких запретов, приветствуется импровизация.

Однако в работе с залом есть кардинальные различия. В системах Михаила Чехова и Константина Станиславского актёр должен обращать на зрителя минимум внимания, должен быть сосредоточен на сцене и партнёрах, в то время как по Всеволоду Мейерхольду актёр должен чётко улавливать любое изменение настроения в зрительном зале, а в системе Бертольда Брехта так вообще актёры в своих репликах обращаются напрямую к зрителям, объясняя что-то или насмехаясь над чем-то.

Декорации в каждой системе изначально были разные и несли разное значение. У К. С. Станиславского как декорации, которые чаще всего представлены в виде больших картин известных художников, так и костюмы служат для погружения в конкретный спектакль, поэтому для каждого представления они индивидуальны. Михаил Александрович Чехов же уделял отдельное внимание работе актёра с характерными для его роли предметами (журналист – микрофон), а на сцену ввёл моду затемнять ненужные участки, акцентируя внимание на главном действующем лице. Бертольд Брехт считал необходимым показать, что театр – всего лишь игра, поэтому смена декораций происходила прямо на глазах у зрителя. В спектаклях по системе В. Э. Мейерхольда актёры и вовсе ломали, поджигали, разрубали декорации, поэтому на всём находящемся на сцене был сделан большой акцент; костюмы актёров должны были быть удобны для выполнения разнообразных трюков.

У М. Чехова и В. Мейерхольда похожее представление о таланте. Оба считают, что в любом человеке можно взрастить талант актёра. Однако Б. Брехт уверен, что талант воспитать нельзя, можно лишь пробовать влиять на самого человека. К. Станиславский ставит превыше всего качество игры на сцене, поэтому для спектаклей по его системе необходимы люди талантливые.

Анализ творчества Антона Лапенко

 

Биография Антона Лапенко

 

Антон Вячеславович Лапенко родился 1 сентября 1986 года в Зеленограде. Мальчик рос в окружении своих одиннадцати братьев и четырёх сестёр, сам он был девятым ребёнком. Это повлияло на динамку выявления и развития субличностей[33], что впоследствии, возможно, потребовало создания большого количества персонажей. С детства Антон увлекался театральным искусством.

В 2011 году окончил актёрский факультет ВГИКа, после чего поступил в труппу Московского драматического театра имени К. С. Станиславского (сейчас – Электротеатр Станиславский). Но будущей звезде не везло: играл он лишь эпизодические роли как в театре, так и в различных сериалах, во многих из которых он снимался только из-за того, что семье были нужны деньги. Ради интереса и самореализации Антон Лапенко увлёкся активным ведением профиля в Instagram.

2 октября 2017 года в Instagram аккаунте Антона Лапенко выходит первый ролик из «серии персонажей». Это программа «Сдохни или умри». По сравнению с тем, что представляют после этого словосочетания фанаты, видео выглядит как репетиция. Впоследствии на аккаунте актёра появляются другие персонажи, а после в начале 2018 года выпускается семисерийный Инста-сериал «Братья по крови», который можно назвать разминкой, пробником перед предстоящим успехом.

Youtube-канал Антон Лапенко начинает наполняться контентом с 26 июля 2019 года. Постепенно актёр «включает в игру» новых персонажей, прокачивает уже созданных, выпуская с каждым из них минутные ролики. Первая волна популярности приходит после того, как один из роликов рекламирует Ирина Горбачёва в своём Instagram. После Антон Вячеславович знакомится с креативным продюсером канала ТНТ Вячеславом Дусмухаметовым. Тот и предлагает соединить всех персонажей в одном сериале. Помочь Антону в таком масштабном проекте вызывается Алексей Смирнов, друг актёра и участник многих юмористических шоу. Он становится режиссёром и сценаристом наравне с самим актёром. Первая серия сериала «Внутри Лапенко» вышла 2 декабря 2019 года и сразу заработала народное признание. Действия происходят на пересечении эпох 1980-х и 90-х годов, данный промежуток времени всегда очень интересовал российских зрителей, во многих из которых сохранилась тоска по ушедшему СССР. Сам актёр сказал про это в своём интервью у Юрия Дудя и назвал это «Спрос на ностальгию». Также популярность приносит невероятное обаяние самого Антона Лапенко и его актёрская игра.


 

 

Анализ значимых персонажей

 

Хорошая актёрская игра во многих случаях является залогом успеха, будь то фильм, сериал, рекламный ролик, вайн или видео в Tiktok. Сериал «Внутри Лапенко» прославился в том числе из-за профессионализма Антона. Известно, что актёр в своей игре руководствуется принципами системы Михаила Чехова, но может ли один человек в масштабном проекте играть множество ролей в разных ситуациях и опираться при этом только на одну театральною школу? Если немного присмотреться к персонажам Антона Лапенко, то сразу можно увидеть несколько «маркеров», принадлежащих разным, на удивление, системам. В основу всё же легла методика Михаила Чехова, но с помощью дальнейших рассуждений можно сделать вывод, что наслаивание систем одна на другую не только возможно, но и очень эффективно.

 

Рассмотрим самых выдающихся персонажей, их манеру поведения и особенности отыгрыша.

Вот и первый герой, который кажется максимально «Чеховским» на первый взгляд. Инженер добрый, простодушный, понимающий отнюдь не все нюансы жизни. Его образ передаётся нам с помощью одежды персонажа и предметов, которые его окружают. Например, практически невозможно представить Инженера без очков. Также образ и атмосфера человека передаётся через старое пальто, клетчатые рубашки и небрежные, но очень обаятельные кудри. Жесты Антона Лапенко в роли Инженера помогают понять, что же это за человек. То, как он поправляет очки, немного нервная, скованная жестикуляция, специфическая мимика, характерная для научных сотрудников поздне- и постсоветского времени. И, разумеется, окончательно дополняет образ окружающая обстановка, которая в случае с данным персонажем играет свою роль по системе Константина Сергеевича Станиславского: колбочки, склянки в лаборатории, квартира Инженера со старым телевизором, шкафами. Всё это создано для того, чтобы погрузить в атмосферу происходящего не только зрителя, но и, возможно, самого Антона Лапенко.

    Инженер является центральным персонажем, из чего можно предположить, что он – доминирующая субличность в Антоне Лапенко из тех, что нуждаются в выявлении, но не могут быть проявлены в повседневности. В этом случае при создании образа Инженера естественным образом используется система Станиславского.

 

Ещё два знаковых персонажа, в которых отражена система Михаила Александровича – Юрий Грачевич, журналист, и Ричард Сапогов. Образ обоих персонажей передаётся с помощью характерных для них предметов: у журналиста это микрофон, с которым он ходит абсолютно везде, и очки с толстыми линзами, которые, если присмотреться, малы ему, видимо, детские; у Ричарда – стакан, бутылка или чайничек с виски и «модные» пластиковые очки.

Стоит заметить, что многие персонажи в сериале «Внутри Лапенко» носят очки. И не простые, а индивидуальные для каждого. Очки носят Инженер, Юрий Грачевич (журналист), Ричард Сапогов, Гвидон Вишневский, его брат, оба члена группы «Багровый Фантомас» – Шершняга и Роза-Робот, главарь и все члены ОПГ «Железные рукава». У кого-то очки солнцезащитные, кому-то они необходимы по зрению, но данный элемент помогает изменить внешность, ведь всё же Антон играет всех этих персонажей.   

 

Ведущий программы «Сдохни или умри» стал героем многих мемов (смешных картинок с надписями) из-за своей невероятной энергетики. Образ данного персонажа передаётся через систему Чехова, то есть с помощью определённого внешнего вида персонажа, жестов. Но отыгрывается ведущий целиком и полностью по системе Всеволода Мейерхольда. Основной акцент на отрывках с этим персонажем – его движения, прыжки, падения и так далее; все эти действия – неотъемлемая часть программы «Сдохни или умри», на них специально акцентируется внимание зрителя. Очевидно, что в работе с данным персонажем использовалась биомеханика – методика Мейерхольда, в которой главную роль играют телодвижения актёра, в большинстве случаев акробатические. Большинство выпусков этой программы снято в лесу, а лес – прекрасная «декорация» для Мейерхольдовского театра, ведь там любой сучок можно использовать для каких-либо трюков.

И, конечно же, нельзя не рассмотреть самого эпичного персонажа во всех смыслах, который является олицетворением присущей только русскому народу фразы «Вдруг, откуда ни возьмись». Игорь Натальевич Катамаранов – настоящая загадка. Никто никогда не видел его трезвым, даже Инженер, который, как и полковник Жилин, учился в одном классе с Игорем, упоминает про Катамаранова: «В первом классе пришёл пьяный и разбил мне вот эту мои очки... очку. Сразу же кинул в меня стулом. Мы вот так с ним и подружились»[34]. Канва персонажа определённо соткана на Чеховской методике: одет Игорь в майку-алкоголичку или в ватник, на голове каска рыжая, если не в руке, то всегда где-то рядом скипидар. А в его гротескном поведении легко узнать систему Мейерхольда. Игорь взаимодействует с чем-то большим и разрушающим: трактор, каток, болото. В последнем этот герой оказывается довольно часто, оно стало чуть ли не тотемным местом для Катамаранова. Ведь само болото производит большой эффект – вода скрыта тиной, под которой таится огромное пространство, полное тайн и загадок, это даёт понять, что предметы, места, который как-либо затронуты Катамарановым – абсолютно Мейерхольдовские по своему предназначению. Кстати, как оказалось, болото выходит каким-то образом в городскую реку/озеро, в котором Катамаранов спасает тонущего инженера. Как выяснилось тот «залёг на дно от Жилина», не выплывал с того момента, как скрылся от милиционера в болоте. В общем, этот персонаж так же ярок, как и остальные, и это в большинстве своём заслуга смешения систем.

 

Пока мы видим только три системы из рассмотренных нами, неужели система Бертольда Брехта отсутствует в данном сериале?

Методика Брехта состоит в том, чтобы показать зрителю, что всё происходящее на сцене/на экране – не более, чем представление, игра. Является ли реклама представителем методики Брехта? В своём интервью у Юрия Дудя Антон Лапенко говорил, что реклама ввелась для того, чтобы отдать определённую сумму Вячеславу Дусмухаметову, который ранее помог Антону с деньгами на съёмки сериала. Но мы уже привыкли видеть небольшие, но атмосферные рекламные вставки в сериале. И да, с одной стороны, реклама возвращает зрителя к тому, что это всё лишь сериал, ломает «четвёртую стену», стену, что разделяет актёра и зрителя, реальный мир и мир сериала, но обязательно ли это проявление системы Брехта, то есть намеренное отрешение от того, что в сериале течёт отдельная жизнь, которая вполне себе реальна? Нет никаких доказательств этому ни со стороны самого Антона Лапенко, ни со стороны Алексея Смирнова, режиссёра и сценариста. Сам Антон очень тепло относится к своему творчеству, поэтому можно практически точно утверждать, что он ненамеренно отсылает зрителей к современному миру, а если и намеренно, то явно не для того, чтобы показать нереальность событий в сериале и их наигранность.

Также к возможному проявлению системы Бертольда Брехта можно отнести многочисленные отсылки в сериале «Внутри Лапенко», например, к фильму «Игла», «Терминатор» и так далее. В своём интервью на канале «вДудь» Антон говорит, что отсылки – это не что иное, как дань уважения легендарным фильмам, из этого можно сделать вывод, что данных ход тоже, как и реклама, является разрушительной силой для слома «четвёртой стены», но сделан он не ради целей, которые приветствовал Бертольд Брехт (стремление вызвать и у актёра, и у зрителя «эффект отчуждения»).

 

    Выводы к анализу: В результате мы видим, что образ любого персонажа – это результат смеси систем в нужных пропорциях, чтобы они идеально дополняли друг друга. И, так как в основе всё же лежит система Чехова, то Антону Лапенко не требуется много усилий, чтобы сменять «маски» ролей. Прямое доказательство того, что образы здесь можно менять как маски – это пародия Алексея Щербакова, популярного комика («Внутри Щербенко»).

 

 


 

Выводы:

 

Рассмотрев основные, по моему мнению, четыре школы актёрского мастерства и разобрав персонажей сериала «Внутри Лапенко» с помощью сравнительной таблицы, составленной мною после анализа систем, я с уверенностью могу сказать, что цель моей работы достигнута. Антон Лапенко строит свою актёрскую игру на основе методики Михаила Чехова, но периодически проявляются некие «маркеры» других систем. Оказалось, что действительно можно понять, чью систему всё же предпочитает актёр. Но нужно учитывать, что мы смотрим только на внешние факторы, не можем разгадать, как актёр готовится к съёмкам, о чём думает и чем руководствуется; и, конечно, знать особенности хотя бы трёх систем.


 

 

Список литературы

 

1. Книга, написанная Мейерхольдом «К истории творческого метода» http://www.teatr-lib.ru/Library/Mejerhold/method/

2. книга Альфреда Иосифовича Бассехеса «Художники на сцене МХАТ» (М.: ВТО, 1960г.) http://teatr-lib.ru/Library/Bassehes/mat/

3. Биография Константина Сергеевича Станиславского: https://www.culture.ru/persons/8492/konstantin-stanislavskii

4. Антарова К.Е. "Театр - моё сердце". М., Изд-во Сиринъ садхана, 2002

5. Сверхзадача: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1332292

6.   Электротеатр Станиславский: https://www.kino-teatr.ru/teatr/24/

7.  Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко https://www.stanmus.ru/

8.   «Им поверил мир: Какие голливудские звёзды обязаны своей карьерой Станиславскому»: https://tsargrad-tv.turbopages.org/tsargrad.tv/s/special_projects/im-poveril-mir-kakie-gollivudskie-zvezdy-objazany-svoej-kareroj-stanislavskomu_179009

9. Биография Михаила Александровича Чехова http://mihail-chehov.ru/биография

10. Чехов М.А. "О технике актёра"

1.11. «Русский или голливудский? Михаил Чехов между жерновами истории» https://www.xcom-hobby.ru/post/rysskiy_ili_gollivydskiy_mihail_chehov_mezhdy_zhernovami_istorii

12.  Биография Огейна Бертольда Брехта

 https://24smi.org/celebrity/28535-bertold-brekht.html

13.  Берлинер ансамбль: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/619824

14.  Особенности театральной системы Б. Брехта (на примере сравнения с К. С. Станиславским

15. Картавцева, И. В. Особенности театральной системы Б. Брехта (на примере сравнения с К. С. Станиславским) / И. В. Картавцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1207-1211. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9934/

16. Эпический театр Брехта: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/teatr-zapadnoj-evropy/epicheskij-teatr-bertolda-brehta.htm

17. Эффект отчуждения: https://vikent.ru/enc/5469/

18. Всеволод Мейерхольд, биография: https://www.culture.ru/persons/8760/vsevolod-meierkhold

19.   Полищук В.Б. "Книга актёрского мастерства. Всеволод Мейерхольд"

20.   С. Эйзенштейн. Лекции о биомеханике //«Киноведческие записки», № 41, 1999 г.

21. Инженер «ПРО ШКОЛУ»: https://www.youtube.com/watch?v=JdwTRcWL288

22.  Интервью Антона Лапенко у Юрия Дудя: https://www.youtube.com/watch?v=Uzu9clzaLvg

 


[1] https://www.culture.ru/persons/8492/konstantin-stanislavskii

[2] Цит. по: Антарова К.Е. "Театр - моё сердце". М., Изд-во Сиринъ садхана, 2002. С.236

[3] Там же. С.205.

1 Антарова К.Е. "Театр - моё сердце". М., Изд-во Сиринъ садхана, 2002. С.55-56.

[5] Там же. С.100.

[6] https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1332292

[7] Цит. по: Антарова К.Е. "Театр - моё сердце". М., Изд-во Сиринъ садхана, 2002. С.276

[8]Там же. С.152.

[9] Там же С.131.

[10]Там же. С.206.

[11] Там же. С.256.

[12] Там же. С.75.

[13] https://www.kino-teatr.ru/teatr/24/

[14] https://www.stanmus.ru/

[15] https://tsargrad-tv.turbopages.org/tsargrad.tv/s/special_projects/im-poveril-mir-kakie-gollivudskie-zvezdy-objazany-svoej-kareroj-stanislavskomu_179009

[16] http://mihail-chehov.ru/биография

[17] Чехов М.А. "О технике актёра". С.8

[18] Там же. С.4

[19] Там же. С.5

[20] Там же. С.8

[21] Чехов М.А. "О технике актёра". с.10

[22] Там же. С.11-12

[23] Там же. С.16

[24] https://www.xcom-hobby.ru/post/rysskiy_ili_gollivydskiy_mihail_chehov_mezhdy_zhernovami_istorii

[25] https://24smi.org/celebrity/28535-bertold-brekht.html

[26] https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/619824

[27] https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/619824

[28]Цит. по: Полищук В.Б. "Книга актёрского мастерства. Всеволод Мейерхольд". с.18

[29]Полищук В.Б. "Книга актёрского мастерства. Всеволод Мейерхольд". с.16

[30]Цит. по: Полищук В.Б. "Книга актёрского мастерства. Всеволод Мейерхольд". с.9

[31]Полищук В.Б. "Книга актёрского мастерства. Всеволод Мейерхольд". с.21-22

[32] Цит. по: С. Эйзенштейн. Лекции о биомеханике //«Киноведческие записки», № 41, 1999 г.

[33] Субличность – эмоционально окрашенная поведенческая программа. (по Ассаджоли)

[34] https://www.youtube.com/watch?v=JdwTRcWL288


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!