Триединство лирической героини «Реквиема»
1. Реальная женщина в определенной исторической эпохе, переживающая трагедию ареста сына. Этот образ формируется автобиографической основой поэмы. Наиболее ярко проявляется в стихотворении «Приговор» (1939 г.). Обыденность речи в сочетании с предельным переживанием создает драматический эффект.
2. Собирательный образ русской женщины (вечная трагедия русской женщины). Формируется за счет апелляции к историческому прошлому (стрелецкие женки и т. п.), к фольклору. Разговор в очереди, описанный во вступлении, показывает, что горе лирической героини (и самой Ахматовой), не индивидуальное, а общее для многих женщин эпохи террора. Необходимость высказать это общее горе определяет лиро-эпическую форму произведения
3. Образ Богоматери, возникающий в результате обобщения, символизации и обращения к библейским («вечным») мотивам. Наиболее ярко образ лирической героини-богоматери проявляется в 10-м стихотворении — «Распятие». Выражение внутренней жизни через внешние формы, не[1]досказанность, ассоциативные смыслы создают предельное напряжение: Магдалина билась и рыдала: «Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел». Разделение лирической героини на три ипостаси является условным, в тексте же наблюдается их сращение, сближение, обращаемость.
КОНСПЕКТ ПО ЛИРИКЕ Марины Ивановны ЦВЕТАЕВОЙ
Полное имя: Марина Ивановна Цветаева.
|
|
Место рождения: Российская империя, Москва. Дата рождения: 8 октября 1892 г.
Муж: Сергей Эфрон.
Дети: Ариадна, Ирина (умерла в детском возрасте), Георгий.
Место смерти: СССР, РСФСР, Татарская АССР, г. Елабуга.
Дата смерти: 31 августа 1941 г. (48 лет).
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве, в семье профессора филологии Ивана Цветаева. Стихи писала с шести лет. Училась в Москве в женской гимназии, потом слушала различные курсы лекций в Швейцарии, Германии и Франции. В 1911 году познакомилась с Сергеем Эфроном и в следующем году вышла за него замуж. После Гражданской войны уехала к мужу в Прагу (Сергей Эфрон, будучи белым офицером, в СССР оставаться не мог и не хотел). В 1925 году родила сына Георгия (домашнее прозвище — Мур). Цветаева с мужем и сыном перебралась в Париж. Там на неё сильно давило окружение: её мужа считали подпольщиком. В 30е годы финансовое положение семьи Марины Цветаевой стало совсем плохим: они фактически были нищими. В 1937 году Ариадна и Сергей Эфрон вернулись в Россию. Цветаева с сыном Георгием оставалась в Париже. В Москву она вернулась в 1939 году. В этом же году её муж Сергей расстрелян на Лубянке, дочь Ариадна приговорена к 15 годам заключения (впоследствии реабилитирована). Марина Цветаева с сыном уехали в Елабугу. В последний день лета 1941 г. она повесилась.
|
|
Особенности лирики
Лирическая героиня Цветаевой не ведает границ, правил, законов. Для нее важна стихия, себя она называет «безмерной в мире мер», оговаривается: «Какого демона во мне ты в вечность упустил!» Для нее Бог – судья, но его суда она не боится: «Бог! Не суди - ты не был женщиной на земле!». Героиня Цветаевой рассказывает с одержимостью о своих чувствах, мыслях, создавая, словно энциклопедию, страсти во всех ее проявлениях и оттенках. Для Цветаевой страсть – не управляемое рассудком влечение к запретному душевному и чувственному наслаждению, к неистовому переживанию этого наслаждения. Целая гамма страстных переживаний с очень сильными эмоциями – такова интонация, с которой лирическая героиня передает свои состояния. Лирическая героиня – личность дерзкая, бунтующая,своевольная, желающая всего сразу («я жажду сразу всех дорог»), неистово жаждущая счастья и неистово ощущающая его недостижимость. Любовь для лирической героини, понимающей свою силу и размах, всегда трагедия, ибо, по ее мнению, «не может быть сильный с сильным».
1. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой», всегда конфликт, спор и чаще всего разрыв: («Под лаской плюшевого пледа // Вчерашний вызываю сон. // Что это было? – Чья победа?// - Кто побежден?»)
|
|
2. Невероятная открытость, исповедальность – неповторимые черты лирики Цветаевой.
3. Лирическая героиня Цветаевой убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния («Целую вас – через сотни // Разъединяющих лет.»)
4. Стихи Цветаевой отличаются сжатостью мысли, сильнейшей энергией чувств. Любимый знак препинания – тире ( становится символом связи, мостиком. соединяющим души, людей).
5. Обилие художественно-выразительных средств, богатство и разнообразие ритмики, рваные фразы, инверсия, игра однокоренных слов и слов, близких по звучанию ( «Гора горевала о голубиной // Нежности наших безвестных утр»), разорванность ( =прерывистость, разные ритмы) стихотворной ткани.
6. Каждое стихотворение Цветаевой – отклик на событие души.
7. Сосредоточенность лирической героини на своем внутреннем состоянии делает именно духовный конфликт ведущим даже в любовной лирике. Для Цветаевой важны не внешние события, а события души, поэтому в стихотворениях событие остается за кадром, а гамма чувств и мыслей становится в центр произведения.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 1049; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!