Марш Черномора из IV действия

Первый год обучения

 

                                  Урок 1

    1.Задачи предмета:

а) умение грамотно слушать музыку

б) умение слышать и анализировать форму произведения

2. Выразительные средства музыки.

Метр и ритм, лад и гармония, регистры и тембр, динамика и темп – это всё выразительные средства музыкального искусства.

3. ТЕМА УРОКА- МЕЛОДИЯ.

       Мелодия- основа музыкального искусства.

I.  Мелодия бывает: 1. кантиленой (как в песне) (прим. ,,Исходила младешенька,,)

2. речитатив, где певучесть сочетается со свободой и гибкостью разговорной речи. (прим. Речитатив Ивана Сусанина из оперы ,,Иван Сусанин,, М. И. Глинки.)

3. инструментальной (прим. Ноктюрн Es Ф. Шопена) 

II. Принципы развития мелодии

1. Волнообразное движение вверх и вниз

2. Скачки, их влияние на характер мелодии.

3. Значение тонического звука в образе,создаваемом мелодией.

 

План слушания произведения

1. движение мелодической линии

2. ритмические особенности

3. лад

4. динамика.

5. темп

6. характер темы (образная характеристика)

7. форма

8. исполнитель

 

Д\З Разбор предложения из пьесы по специальности

 

 

Урок 2

 

I. Мелодия состоит из мотивов, фраз, предложений.

Мотив- это смысловая группа звуков, связанная одним акцентом (размер 1 такт)

Фраза- это

 

Предложение- это

 

 

 II. ТЕМА УРОКА: Масштабно-тематические структуры мелодии

1.структуры из равных по масштабам построений

а) повторной а + в + а + в1 (2:2:2:2)

б) сквозной а + в + с + d (2:2:2:2)

в) вариационной а + а1 + а2 + а3 (2:2:2:2)

2. структур неравных по масштабам построений

а) суммирование 1:1:2

б) дробление 2:1:1

III. Слушание и разбор мелодий из ,, Детского альбома,, П. И. Чайковского ( Утреннее размышление. Марш деревянных солдатиков, Вальс, Итальянская полька )

Д\З написать 8 тактов на любую структуру.

 

 

                                          Урок 3

 

ТЕМА: Отличие мелодии от темы.

Мелодия – это выраженная одноголосно музыкальная мысль.

Музыкальная мысль, имеющая большую или меньшую законченность, развитая до приобретения ею характерного облика называется Темой.

Слушание – (анализ по плану )

1.Инвенции И. С. Баха ( es- moll )

2.Русские народные песни

3.,,Картинки с выставки,, М. Мусоргского

4.,,Детская музыка,, С. Прокофьев

5. ,,Океан-море,, Н. А. Римский- Корсаков

Сравнить- где мелодия, где тема, различие, сходство.

 

Д\З Написать мелодию и тему. ( 8т)

 

                                          Урок 4

 

ТЕМА: Выразительность мелодии.

I Выразительность мелодии может зависеть:

1. От использования неустойчивых звуков. ( острые интервалы, м.7, б.7, ув. ,ум. )

2. Скрытое голосоведение, напр. 2-х голосие, полифония и т.д. 

II Мелодическая кульминация – это место  в произведении ,где мелодия достигает свонго самого высокого звука.

Мелодическая кульминация может не совпадать со смысловой. 

III Слушание ,, Петя и волк,, С.С. Прокофьева. (самостоятельная работа)

 

 

                                          Урок 5

 

ТЕМА : Развитие темы. Секвенция.

Секвенция – это повторение мелодического оборота от другого звука. Секвентность помогает развивать материал ,но в большом количестве (более 4-х звеньев) придает однообразие и сужает эмоциональный настрой мелодической линии.

Слушание: Н. А. Римский- Корсаков ,, Шехерезада,, - одна из ярчайших страниц русской музыки о Востоке. ( тема окиян- моря )

 

Д\З Найти секвенции в пьесе по специальности.

 

 

                                          Урок 6

 

ТЕМА: Развитие темы. Вариантность.

Вариация – это изменение

 

Основные принципы вариантности мелодии: выдержанные звуки, интервалика, движение по аккордовым звукам, гаммообразное движение, ритм, метр, регистр.

Слушание – разбор

1. М.И. Глинка ,, Камаринская,,

М.И. Глинка очень часто использовал в своем творчестве вариационный принцип развития мелодии (,, Среди долины ровные,, , ,, Камаринская,, , ,, Арагонская хота,, ) Создавая свай тип вариаций, Глинка опирается на свойственный народной песне принцип – при повторении сохраняется существенное, основное и свободно меняются детали. Великий композитор заострил этот принцип и строго разделил изменяющееся и неизменное.

2. Д.Д. Шостакович. Симфония 7, I часть, эпизод нашествия.

Вариации на неизменную мелодию ( soprano ostinato ) сопрано остинато.

Soprano ostinato – тема неизменна, варьируется сопровождение, обрастает подголосками.

Эпизод нашествия 12-ти кратное проведение темы.

  Солдафонски-тупая и строго размеренная маршевая мелодия, олицетворяющая врага, появляется 12 раз, постепенно вступают новые голоса сопровождения, усиливается громкость звучания, но мелодия повторяется с абсолютной точностью.

 

Д\З Найти вариационность в пр-ях по специальности.

 

 

                                                      Урок 7

ТЕМА: Выразительность мелодии (другие виды )

I Контрастность тем ( для чего используется)

Контрастность тем – контраст элементов музыкальной речи.

М. И. Глинка. Увертюра ,, Руслан и Людмила,, (слушание )

Виды контрастов

1 Контраст для подчёркивания наиболее важных элементов темы.

2. Контраст для показа темы с другой стороны.

3. Контраст для драматического развития.

 II Виды полифонии

Полифония – многолосие, где каждый голос мелодически самостоятелен.

Типы полифонии:

 1. Контрастная

 2. Подголосочная ( напр. Русские народные песни )

 3. Имитационная (напр. Произведения И. С. Баха)

Имитация – подражание

III  Мелодия и сопровождение

Виды сопровождения :

1. Поддерживающее (аккомпанемент) , используется в песнях, романсах.

2. Сопровождение-фон, передающий эмоциональный настрой.

 Слушание – песня

 Моцарт Симфония 40 ,I часть , главная партия.

 

Д\З Сочинить 2 контрастные темы. Готовиться к контрольному уроку.

 

 

                                                      Урок 8

 

                                          Контрольный урок

1. Викторина

2. Вопросы:

       1. Назвать средства музыкальной выразительности.

       2. Что такое мелодия. Какие виды мелодии бывают.

       3. Основные принципы развития мелодии.

       4. что такое тема и чем она отличается от мелодии.

       5. План слушания музыки.

       6 Что такое мотив, фраза.

       7. что такое предложение. Назвать 3 вида масштабно- тематических структур.

       8. Мелодическая кульминация.

       9. Виды сопровождения.

       10. Для чего нужна контрастная тема.

       11. Назвать контрастные элементы речи

       12. Виды полифонии.

       13. Что такое секвенция.

       14. Виды вариационного развития мелодии. 

           

 

 

                              Урок 9      

 

ТЕМА: Темп, метр.

1. Всякая мелодия существует во времени, она длится. Со временем в музыке тесно связано одно из выразительных средств- её темп, скорость.

Темп во многом определяет облик, настроение и тем самым способствует передаче тех чувств и мыслей, которые заложены в произведении.

2. I В медленном темте пишется музыка, выражающая состояние полного покоя, полной неподвижности. Бах . ХТК Iтом прелюдия es-moll. Э. Григ ,, Утро,,

II Средний темп – встречается в музыке разных настроений.

А. П. Бородин - ,,Богатырская,, - I часть главная партия.

 С. С. Прокофьев – Симфония 7 I часть, экспозиция

III Быстрый темп – встречается при передаченепрерывного ,устремлённого движения.

Н.А. Римский- Корсаков ,, Полёт шмеля, Р Вагнер ,, Полёт валькирий,,

3. Для ощущения темпа важны не все звуки, а лишь некоторые- более сильные, более,, тяжелые,,.

Чередование сильной и слабой долей в такте называется метром

Д\З Рисунок на любой темп. Выписать названия темпов из произведений по специальности.

 

 

                              Урок 10

 

ТЕМА: Ритм

I. Как правило долгий звук приходится на сильную долю, а короткие – либо после него ,на слабом окончании такта, либо перед ним в предыдущем такте, т. е. в затакте.

 Ритмическая структура мотива бывает:

1.дробление- мелкие длительности следуют после долгой.

М. И. Глинка- ,, Вальс-фантазия,,

2.суммирование – мелкие длительности следуют перед долгой

С. С. Прокофьев симфония 7 , главная партия ,I часть

II Пунктирный ритм (punkt ( лат. ) – точка) , фигура из 2-х звеньев, где одно короче другого.

Пунктирный ритм используется:

а) в произведениях маршевого и танцевального склада, в музыке энергичной, действенной.

В. Агапкин.,, Прощание славянки,,

В жанре мазурки пунктирный ритм придает танцу устремлённость , пружинистость.

б ) в сдержанном и медленном темпах мажорная музыка приобретает значительность и величавост ( Бетховен Симфония 5 II часть ), а минорная отличается внутренней собранностью, дисциплиной, организованностью лирического высказывания. ( Бах Предюдия es-moll)

Определённые музыкальные жанры связаны с определёнными метроритмическими выразительными средствами. ( марш, мазурка, полька, полонез)

III Синкопа

Synkope( греч. ) –пропуск чего- либо – перенесение акцента с сильной доли на слабую. Синкопа заключает в себе обычно упругость, пружинистую энергию. Наиболее часто встречается в танцевальной музыке ( М.И. Глинка ,,Краковяк,, ), в лёгкой, эстрадной и джазовой.

 

 

                                          Урок 11

 

ТЕМА: Лад. Гармония.

I Звуки делятся на шумовые и музыкальные.

Лад – это взаимосвязь музыкальных звуков, их слаженность, согласованность между собой. Выразительность мелодии зависит от того в каком ладу она звучит. Мажорная музыка – торжественно, празднично, либо весёлая и радостная, либо спокойная. Минорная – печальная , горестная, элегическая или драматичная.

II  Гармония – в музыкальном языке это понятие связано с одновременным звучанием звуков (вертикальный ,,разрез,, музыкальной ткани) и объединении созвучий друг с другом ( горизонтальный ,,разрез,, ) Гармония сложная область музыкальной выразительности, она объединяет- мелодику, ритм, руководит законами развития произведения.( соединение аккордов между тонической, субдоминантовой, доминантовой групп) Тоническая- центр устойчивости ладовой системы, вокруг которого группируются аккорды S и Д групп. Автентические обороты (Т – Д ) , плагальные (Т-S), полные ( Т- S –Д ). Автентические и полные обороты характерезуются активностью, динамичностью. Плагальные- создают впечатление мягкости и плавности.

 

 

                                          Урок 12

 

ТЕМА: Динамика. Тембр.

Одним из свойств музыки является сила звучания музыки, её громкость. Громкая и тихая звучность в сопоставлении ( фортэ, пиано ) или постепенных переходах (крещендо, диминуэндо) составляют динамику музыкального произведения. Динамическое нарастание соответствует более напряжённой передаче чувств. Для выражения грусти и печали, жалобы более естественна тихая звучность и т. д. Динамика может иметь изобразительный смысл – крещендо – приближение, диминуэндо- удаление.

К. Дебюсси ,, Празднества,,

С динамической стороной музыки тесно связана другая – красочная, которая возникает благодаря различию в устройстве музыкальных инструментов т. е. тембру их звучания.

Тембр- окраска звука.

 У человеческого голоса выделяют четыре основных тембра. Женские голоса- высокий (сопрано), низкий (альт или меццо- сопрано). Мужские голоса- высокий (тенор ) , низкий ( бас)

Промежуточный тембр мужского голоса- баритон.

С.С.Прокофьев ,,Петя и волк,,

 

Д\З готовиться к контрольному уроку по средствам музыкальной выразительности.

 

                              Урок 13

 

ТЕМА: Симфонический оркестр.

Оркестр- это большой коллектив музыкантов-исполнителей, играющих на разных инструментах, от подбора инструментов зависит тип оркестра: симфонический, военно- духовой, оркестр народных инструментов, камерный, эстрадный, джазовый.

Наиболее обширные художественно-выразительные возможности у симфонического оркестра. Для симфонического оркестра созданы и создаются замечательные шедевры музыкального искусства- симфонии, симфонические поэмы, сюиты, увертюры. Без него немыслимо существование оперы и оперетты. Симфонический оркестр звучит в кинофильме и в драматическом спектакле.

В оркестре объединены 4 инструментальные группы: струнно-смычковая, деревянно-духовая, медно-духовая и ударная. Оркестр в таком составе сформировался в эпоху венских классиков ( Гайдн, Моцарт, Бетховен ( тромбоны))

 Струнно- смычковая группа- важнейшая часть симфонического оркестра. ( из 100 человек оркестра- 50 -60 – струнники)

В эту группу входят- скрипки I и II , альты, виолончели, контрабасы.

Деревянно- духовые – гобои, кларнеты, фаготы, флейты, саксофоны,

Медно-духовые – трубы,тромбоны, валторны, баритоны ,тубы,

Ударные- литавры,барабаны, там-тамы, тарелки, гонг,

Дополнительные инструменты- челеста, арфа, фортепиано

Слушание: 1.Бах Бранденбургский концерт 1 ,I часть

2. Вивальди ,, Времена года ,, , ,, Весна,,

3. Бетховен симфония 6 , 1 часть

4. Дебюсси ноктюрн ,,облака,,

5 Скрябин ,, Поэма экстаза,,

6 Прокофьев Марш из оперы ,, Любовь к 3-м апельсинам,,

 

 

                                          Урок 14

 

ТЕМА: Духовой оркестр

Духовой оркестр в основном предназначен для сопровождения шествия, военных парадов, во время праздничных гуляний звучат на эстрадах, расположенных на открытом воздухе – площадях, в садах и парках. Звучность их особенно мощная и яркая. Основные инструменты духового оркестра- медные: корнеты, трубы, валторны, тромбоны, тубы. Деревянно- духовые- флейты и кларнеты, в больших оркестрах –гобои и фаготы, саксофоны. Ударные – барабаны, литавры, тарелки, там-тамы.

Существуют произведения написанные специально для духового оркестра, но часто им исполняются симфонические произведения переоркестрованные для духового оркестра. Основные жанры исполняемые духовым оркестром- марши, вальсы, польки.

 Слушание В. Агапкин ,, Прощание славянки,, , ,, На сопках Маньчжурии,, и т.д.

 

 

                                          Урок 15

 

ТЕМА: Оркестр народных инструментов

В 1887 году известный музыкант, энтузиаст изучения русского народного творчества и народных инструментов В.В.Андреев организовал ,, Кружок любителей игры на балалайке,, Первый концерт этого кружка состоялся в 1888 году. Вскоре приобретший европейскую известность ансамбль стал расширяться. Кроме балалаек в него вошли домры, гусли и др. древне-русские инструменты. Стал называться ,, Великорусским,, . После смерти В.В. Андреева его переименовали в Оркестр русских народных инструментов имени В.В. Андреева.

Состав оркестра народных инструментов: струнно-щипковые, баяны, духовые, ударные.

Струнно-щипковые – балалайки , домры, гусли столовые ,гусли звончатые. Деревянно-духовые- свирель, жалейка, рожки владимирские, флейта, гобой. Ударные - бубны и барабаны. Состав оркестра может изменяться в зависимости от исполняемого произведения ( в основном духовая группа и ударная ). Музыку для оркестра пишут композиторы . Также они исполняют переложения классических произведений и обработки народных песен.

Оркестры народных инструментов есть во многих республиках и странах, состав их зависит от набора народных инструментов. На Украине в состав оркестров входят бандуры, в Литве – канклес, на Кавказе играют зурны.

Слушание: Камаринская, Березка и т.д.

 

 

                                          Урок 16

 

ТЕМА: Жанры народной музыки. Песня.

1. Народные жанры.

Народное творчество, как неисчерпаемый родник, питает композиторов чудесными мелодиями, подсказывает сюжеты и темы. Поэтому композиторы с осбым вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор .

Музыкальный фольклор – народная музыка, песенное и инструментальное творчество народа.

Многие художественные образы, созданные народной фантазией, нашли новую жизнь в произведениях композиторов. ИЗ народных сказок и былин пришли в музыку Снегурочка и Золушка, Садко и Лель, Кащей Бессмертный и Баба Яга. Наиболее ярка связь композиторов с народным творчеством в русской музыке творчество Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского не могло бы достигнуть такого высокого расцвета без этой связи с народной песней и сказкой.

2. Песня.

В песнях отражается героическая история народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы о счастье. Песня это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта.

Среди русских народных песен есть трудовые и праздничные, хоровые и плясовые, свадебные и протяжные, ямщицкие и бурлацкие, рекрутские и солдатские, городские песни и частушки. А также древние былины, имеющие мелодию и исполняемые нараспев.

 

Слушание:

 

                                          Урок 17

 

 ТЕМА: Жанры народной музыки. Танцы.

Танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу тесно связан с бытом. Танцы по-своему отражают жизнь народа, многие из его обычаев являются выражением чувств и мыслей людей. Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Часто в них изображалось то, о чем говорилось в словах песни. Народные пляски сопровождают инструментальные наигрыши или песни.

Танцы танцуют под звуки баяна, фортепиано, небольшого ансамбля, оркестра, любого народного инструмента.

Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.

Быстрые танцы – русская камаринская, кавказская лезгинка, итальянская тарантелла.

Спокойные, неторопливые танцы – французский менуэт, кубинское танго, и др.

 3-х дольные – вальс и мазурка. 2-х дольные – кадриль и полька.

Танецы каждого народа обладают неповторимой своеобразной красотой. Композиторы обращаются к мелодиям народных танцев, видя в них выражение жизни и характера народа. Музыкальная литература богата разнообразными танцевальными произведениями. В одних случаях это просто сопровождение танцев, такие произведения не сложны. Но есть произведения предназначенные для концертного исполнения. Широкое применение танец получил в жанре балета.

Слушание: 1 камаринская 2 гопак 3 бульба 4 вальс 5 полька 6 полонез 7 лезгинка 8 мазурка 9 халлинг

Многие танцы написанные композиторами предназначены для концертного исполнения.

Слушание: И. Брамс, Э. Григ и др.

 

                                          Урок 18  

 

 

ТЕМА: Жанры народной музыки. Марш.

Музыка под которую происходят шествия называется маршем. Массовые шествия бывают – торжественные – во время праздников и парадов, военно-строевые,походные- когда марширует войсковая часть или другая организованная колонна. Спортивные- на физкультурных парадах и соревнованиях. Траурные- в скорбные дни похорон.

Часто во время шествия люди поют – этот жанр называется песня-марш.

Для марша характерно- 2-х 4-х дольный метр, движение четвертями, обычно 3-х частная форма.

Слушание: Марш из оперы Д. Верди ,,Аида,, , Марш из балета П. Чайковского ,, Щелкунчик,,

Д\З готовиться к письменной работе по жанрам народной музыки

 

                                          Урок 19

 

ТЕМА: Музыка в театре. Э. Григ . Жизненный путь.

Музыка занимает в театре видное место. Ещё в Древней Греции, более двух тысяч лет назад, музыка и пение сопровождали театральное представление.

Театральное искусство отличается от других видов искусства. Сюжет и характеры героев раскрываются здесь через сценическое действие, игру актеров. Опера и балет , драма и комедия, оперетта и водевиль – всё это различные виды (жанры) театрального искусства.

 

Э. Григ (1843-1907)

Григ родился в г. Бергене 15 июня 1843 года в музыкальной семье Александра Грига и Гезины-Юдифь. Все 4 детей в семье были музыкальными. Старший Джон учился на виалончели в Лейпцигской консерватории. Обе сестры играли на рояле. Эдвард самый младший в семье очень жадно впитывал мир музыки.

Норвегия красивая страна, хотя и с суровым климатом. Слушая рассказы матери о диковинных существах, населяющих горы, ( тролли, гномы, домовые в красных колпачках и др.)саги о викингах- полюбил их. В 7 лет стал ходить в школу. В 12 лет записал своё первое произведение Поворотным моментом в судьбе стала встреча с Уллем Буллем ( известным скрипачем), в 15 лет. Затем Лейпцигская консерватория ( основанная в 1843году). Как многие великие музыканты учился на произведениях мастеров, пропадая в библиотеке. Посещает концертный зал Гевандхауза, выступления Клары Шуман. Звучали Шуман, Шопен, Менднльсон. Роберт Шуман выпускает ,,Новую музыкальную газету,, В 1863г. – переезжает в Копенгаген . 1867- свадьба с Ниной Хагерут. В Копенгагене сдружился с Андерсеном, на его стихи он написал 15 романсов ,, Сердце поэта,, , ,, Люблю тебя,, , ,, Избушка,, , ,, В лесу,, . познакомисся с норвежским драматургом Ибсеном, Бьёрнсом( на стихи которого написал много песен )

Зародилась идея создания норвежской оперы, но не ладилось из-за отсрочки сюжета. Предложение от Ибсена о сочинении норвежских сцен к его пьесе ,, Пер Гюнт,, . Грига привлекли сцены норвежского быта, поэтичные образы природы и народной фантастики. Были написаны ,,Утро, В пещере горного короля, песня Сольвейг , Смерть Озе , Танец Анитры,,

 

 

                                          Урок 20

 

ТЕМА: ,,Пер Гюнт,, 1-я сюита( характеристика номеров )

Утро – картина прекрасного северного утра является прелюдией к происходящему . Оркестр прозрачен и прост ( струнные и деревянно-духовые) ясная и светлая мелодия построена на певучих оборотах народных пастушеских наигрышей, (флейты, гобои) голоса как бы перекликаются, звучность нарастает, в момент могучего ff ( кульминации) восходит солнце. Снова возвращается главная тема. Тихая, ясная музыка воссоздаёт покой раннего утра, она проникнута радостным мироощущением.

Смерть Озе – своего рода похоронное шествие большой драматической силы. Пьеса исполняется одними струнными – самыми теплыми и мягкими инструментами оркестра. Мощность звучания постепенно нарастает, доходя до трагической кульминации. II часть – мелодия построена на нисходящих интонациях, скорбные вздохи. Звучность постепенно угасает, завершая пьесу тончайшим пианиссимо (pp)

Танец Анитры – изящный, причудливый, завлекающий. В пьесе его танцует арабская красавица. Исполняется струнными с добавлением звенящих серебряных ударов треугольника

В пещере горного короля – носит мрачный, сказочно- фантастический характер. Через всю пьесу проходит тяжело топочущая тема норвежских горных чудовищ. Её исполняют сперва самые низкие инструменты виолончели, контрабасы и фаготы. ( в основе видоизменённая шотландская народная песня ). Мрачное и насмешливо-гротескное шествие духов тьмы развёртывается безостановочно, подобно лавине. Главная тема неизменна с наслоением разных голосов ( альты, скрипки, гобои, кларнеты) Постепенно звучность нарастает делая её громоподобной. Главная тема назойливо звучит в высоком регистре ( свистит флейта )весь оркестр в движении, слышны грозные голоса тромбонов и труб. Звучание достигнув огромной силы, неожиданно обрывается.

I сюита пользовалась огромной популярностью во всем мире . Через несколько лет пишет II сюиту: ,, Жалобы Ингрид , Арабский танец, Возвращение Пер Гюнта, Песня Сольвейг,,

 

 

                                          Урок 21

 

ТЕМА: Опера. Глинка ,, Руслан и Людмила,, ( общая харатеристика)

Опера представляет собой большое и сложное музыкально-театральное произведение. В её исполнении учавствуют певцы-солисты, хор, симфонический оркестр, танцоры. В опере соединяются различные виды искусства – театр и музыка, пение и танец, игра актёров и мастерство живописцев-декораторов.

Ведущее место в опере принадлежит музыке. Она является главным выразительным средством: раскрывает характеры действующих лиц, их взаимоотношения, передаёт напряженность действия, рисует картины, воссоздаёт комедийные или драматические ситуации. Благодаря прекрасной музыке великих композиторов опера заняла достойное место в ряду самых любимых народом видов искусства.   

Оперное произведение начинается обычно с оркестрового вступления – увертюры. Музыка увертюры подготавливает слушателей к предстоящему действию. Оперный спектакль разделяется на действия (или акты) и картины. В них чередуются, сменяя друг друга , песни, арии, ансамбли ( дуэты, терцеты, квартеты), хоры и танцы, самостоятельные оркестровые фрагменты. В их последовательности и раскрывается содержание спектакля.

Сюжетом для оперы чаще всего служит какое-либо литературное произведение. На его основе создаётся текст оперы- либретто. В зависимости от содержания оперы бывают – исторические, бытовые, сказочные, лирические.

 

Глинка ,, Руслан и Людмила,,

М. И. Глинке принадлежат две оперы- ,, Иван Сусанин,, ( историко-героическая) и ,, Руслан и Людмила,, ( сказочная) Опера  ,, Р и Л ,, написана на сюжет одноимённой поэмы Пушкина.

Как и в народных сказках, преданиях, в опере Глинки действуют силы светлые, добрые и силы мрачные, злые. Руслан, Людмила, волшебник Финн вступают в борьбу с Черномором и волшебницей Наиной. В своей поэме ,, Руслан и Людмила,, Пушкин воспел людей сильных и мужественных, верных и добрых, воспел честность, справедливость и любовь.  

 

                                          Урок 22

 

ТЕМА: М. Глинка. ,, Руслан и Людмила,, .  Разбор отдельных музыкальных номеров.

Сцена похищения Людмилы из I действия – сцена состоит из двух контрастных эпизодов. В первом , исполняемом только оркестром, нарисована фантастическая  картина таинственного похищения Людмилы Черномором. Во втором эпизоде, где звучит ансамбль и хор, музыка выражает состояние оцепенения, которое охватило свидетелей этого волшебного события.

О всех событиях сцены повествует оркестр. Музыка звучит то грозно и зловеще, то таинственно и настороженно. Резкие и неустойчивые аккорды оркестра подобны ударам грома. Фантастичность события передана с помощью особых, необычных для того времени средств музыкальной выразительности. Грозно звучит нисходящая целотоновая гамма, рисующая зловеще-фантастический образ Черномора. В наступившей затем тишине в верхнем регистре возникает нежная и грустная мелодия флейты. Она передаёт печаль Людмилы, оказавшейся пленницей злого волшебника. За оркестровым эпизодом следует ансамбль и небольшой хор. В ансамбле участвуют Руслан, Ратмир, Фарлаф, Светозар. Квартет написан в форме канона. Гибкая и вкрадчивая мелодия, медленный темп и тихое звучание поющих голосов соответствуют смыслу слов и настроению участников ансамбля. А выдержанные звуки в сопровождении еще более подчеркивают состояние сосредоточенности и оцепенения.

Вступающий далее хор проникнут тем же настроением. Одиноко и печально звучит мелодия флейты, как бы напоминая о Людмиле и постигшем всех горе.

Рондо (ария) Фарлафа из II действия – раскрываются характерные черты его образа – трусость и бахвальство. Для показа музыкального портрета композитор выбрал несколько выразительных приёмов . Обычно хвастунишка много и быстро говорит – и композитор выбрал для арии очень быстрый темп. Вокальную партию, написанную для баса, насыщает виртуозными приемами, что напоминает скороговорку. Все это производит комическое впечатление.

Основная тема- напористая, стремительная, как бы ,, скачущая,, , с резко акцентированной первой долей в каждом такте:,, Близок уж час торжества моего,, Чередуясь с эпизодами эта тема несколько раз возвращается, тем самым образуя форму рондо ( с фр. Круг)

 

 

                                          Урок 23

 

ТЕМА: М. Глинка ,, Руслан и Людмила,, . Разбор отдельных номеров.

Ария Руслана из II действия – в поисках Людмилы Руслан оказывается на пустынном поле, хранящем следы давно минувшей битвы. Горестные раздумья охватывают его: О поле, поле, ….

Глубокие раздумья сменяются энергичным действием – витязь ищет меч, которым сразит Черномора: Дай, Перун, булатный меч мне по руке, …..

Вся сцена состоит из речитатива, напевного ариозо и быстрой арии.

Оркестровое вступление рисует печальную картину пустынного поля. Мелодия поднимается из глубины басов плавная, непрерывно льющаяся мелодия. Достигнув вершины, она вновь уходит вниз, погружаясь в тихие торжественные аккорды. Речитатив Руслана выражает мужественную скорбь. Его мелодия, сдержанная и благородная, похожая на тему вступления. ( О поле, поле ). Ариозо отличается от речитатива широко развертывающейся песенной темой, задушевной и величавой ( времен от вечной темноты). Её сопровождение постепенно обогащается и своими аккордовыми переборами перекликается с песней Баяна, чей образ возникает в ариозо( Быть может на холме немом)

Сцена завершается энергичной арией , в которой выражены воля и решимость витязя освободить Людмилу от злых чар волшебника. (Дай Перун)

Марш Черномора из IV действия

Злой волшебник Черномор- существо фантастическое. Он воплощает в себе коварство и жестокость, уродство и деспотизм. И музыка, характеризующая его в опере, необычна. Целотоновая гамма, которая звучала в сцене похищения Людмилы, - одно из средств обрисовки его сказочного облика. В отличие от других действующих лиц оперы Черномор нигде не поет. Его роль играет не певец, а артист, который лишь внешне изображает Черномора – в движениях, жестах и мимике.

Марш звучит удивительно ярко, красочно. Его исполняют два оркестра- симфонический и духовой. Духовой оркестр находится на сцене, где исполнители изображают музыкантов, сопровождающих шествие.  Подобное сочетание двух оркестров усиливает звуковые эффекты. Марш построен на чередовании двух контрастных тем.

Первая , с которой начинается шествие, звучит резко, даже дико и производит устрашающее впечатление. Угловатой мелодии отвечают легкие аккорды в верхнем регистре. Сказочность музыки подчеркивается и ее ладовой неустойчивостью. Вторая тема – существенно отличается от первой. Если первая обрисовывает самого Черномора, то вторая- это скорее картина его волшебного царства. Музыка звучит здесь нежно, прозрачно, чарующе. Тихо позванивают колокольчики, вспыхивают и гаснут разноцветно переливающееся блики гармоний в высоком регистре.

 

                                          Урок 24

 

 

ТЕМА: Балет. П. И. Чайковский ,, Щелкунчик,,

Балет- это музыкально- театральное произведение, в котором обьединяются музыка, танец и сценическое действие. Как и в любом театральном спектакле, в балете есть сюжет, действующие лица. Все действия героев ( они думают, радуются, страдают) раскрыты не с помощью слов или пения, как в драме или опере, а танцевальными движениями под музыку. Кроме тацев большую роль в балете играет пантомима, т.е. немая актерская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия. В музыке любого балета танцы чередуются с музыкальными эпизодами, сопровождающими пантомиму.

Создателем русского классического балета явился Чайковский, автор ,, Лебединого озера,, , ,, Спящей красавицы,, . ,, Щелкунчика,,

Основой для балета ,,Щелкунчик,, послужила детская сказка немецкого писателя Э. Т. Гофмана об удивительных приключениях девочки Маши, которые приснились ей после веселого праздничного вечера новогодней елки. Как часто бывает в сказках , реальная жизнь переплетается с вымыслом и фантастикой.

Маша, ее брат ,их родители, гости ,старый фокусник Дроссельмеер- реальные персонажи балета. Щелкунчик, король мышей, игрушки и лакомства в царстве сластей- сказочные. Каждый из персонажей имеет свою музыкальную характеристику. Музыка Чайковского искренне и правдиво передает детские переживания, композитор находит богатые и точные выразительные средства, чтобы раскрыть мир детских грез и сновидений.

В балете 2 действия. События происходят зимой в канун Нового года.

В 1 действии происходят все реальные события и бой с мышиным королем. 2 действие балета происходит в волшебном царстве сластей.

 

 

                                          Урок 25

 

ТЕМА: ,, Щелкунчик,, Дивертисмент из 2 действия

Дивертисмент в балете или опере- это отдельный танец или целая вереница разнообразных танцев, которые не связаны непосредственно с развитием действия.

Характерная сюита ,, Дивертисмент сладостей,, сценически и музыкально выполняющий функцию чисто иллюстративную ,но ставшую высоким достижением симфонизма Чайковского. 6 характерных танцев сопоставлены по контрасту.

Быстрый темпераментный испанский танец, начинающий сюиту, сменяется томным медленным арабским, юмористический китайский- залихватским русским, несколько манерный и изящный,, танец пастушков,,- стремительным и шумным ,,танцем паяцев,,

Неповторимость и оригинальность тематизма, выразительность гармонического и тембрового колорита вносят в каждый танец свою особую черту.

Арабский танец ( Кофе)

Музыка нетороплива, с медлительной мелодией и однообразным аккомпаниментом, словно дышит зноем арабских пустынь. Пьеса целиком выдержана в одном характере. Тема танца изложена двухголосно в терцию. Ее плавное, будто ленивое движение напоминает задумчивую и заунывную восточную песню. Нежно и завораживающе звучит она у скрипок на фоне монотонного, слегка покачивающегося аккомпанимента. К концу танца мелодия постепенно переходит в нижний регистр, и последние звуки замирают в наступающей тишине.

Китайский танец (Чай)

Этот танец производит совсем иное впечатление- он живой, веселый и даже комичный. Его исполнители, как заводные куклы, все время подпрыгивают, кружатся, переворачиваются. Их движения четкие, острые.

В очень высоком регистре, резко, со свистом звучит мелодия у флейты. Стремительные взлеты, пронзительные трели, неожиданные скачки делают ее рисунок причудливым . А в сопровождении два фагота словно топчутся на месте, отрывисто постукивая в низком регистре. Такое контрастное сопоставление регистров и тембров производит комический, игрушечный эффект.

Танец пастушков

Один из самых изящных и грациозных номеров дивертисмента. В нем спокойный темп, умеренная звучность. Движения танцующих отличаются гибкостью и пластичностью.

Основная тема ( ре мажор ) имеет аккордрвое изложение. В мягком и светлом звучании трех флейт она кажется нежной, а стаккато придает ей изящество. В среднем разделе появляется новая тема. Она построена на легком и непрерывном движении шестнадцатых в терцию. Ее исполняют две трубы. Их звучность в фа- диез миноре оттеняет светлую, иажорную основную тему, которая возвращается в репризе.

 

 

                                     

                                          Урок 26

 

ТЕМА: Программно- изобразительная музыка.

Различным инструментальным произведениям, будь то маленькая пьеса или большая симфония, композиторы нередко дают названия, поясняющие их содержание. Название произведения помогает слушателям понять его содержание, а исполнителям- лучше выразить замысел автора. Оно служит как бы путеводителем для тех, кто слушает. Иногда, помимо названия, композитор дает произведению литературное предисловие – программу. В таких произведениях замысел композитора раскрывается не только средствами музыки. Говорит о нем также и название произведения или его программа. Это и есть программная музыка.

Правдивые и фантастические истории, картины природы и изображение птиц и зверей, герои известных сказок и произведений литературы нашли яркое воплощение в программных произведениях. Напр. Детском альбоме Чайковского, Детской музыке Прокофьева, Альбоме для юношества Шумана, Сенс-Санс- сюиту,, Карнавал животных,, . Увлекательное и красочное содержание арабских сказок ,, тысяча и одна ночь,, вдохновило Римского- Корсакого на создание большого произведения для оркестра и назвал его ,, Шехеразада,, - по имени главной героини сказок.

Рисуя в музыке картины природы, композиторы часто пользуются звукоизобразительными приемами. Ведь музыка может подражать звукам природы. Особенно удается передать в звуках голоса птиц. Для этого используют высокий регистр, форшлаги и тембры музыкальных инструментов. С помощью приемов звуковой изобразительности можно передать журчание ручейка и шум морского прибоя, шелест леса и раскаты грома. Использование приемов звукоподражания значительно расширяет выразительные возможности музыки, делает ее язык более образным и понятным.

Слушание:

 

                                          Урок 27

 

ТЕМА: М П. Мусоргский . ,, Картинки с выставки,, , ,, Избушка на курьих ножках,,

 Это одна из десяти фортепианных пьес Мусоргского, образующих цикл ,, Картинки с выставки,,

Цикл – это ряд пьес, связанных между собой общим содержанием.

Этот цикл композитор создал под впечатлением рисунков своего друга, художника и скульптора В. А. Гартмана.Каждая из пьес служит музыкальной иллюстрацией к какому-либо из его рисунков. Об этом говорят их программные названия: ,, Гном, Старый замок, Балет невылупившихся птенцов, Богатырские ворота , и т.д. В 1922 году французским композитором М. Равелем была сделана оркестровка произведения, что передало еще больший колорит миниатюр.

Пьеса ,, Избушка на курьих ножках,, навеяна рисунком Гартмана, на котором были изображены часы в виде избушки Бабы-Яги. В эскизе художника он увидел целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса.

В пьесе три части. Первая и третья изображают полет Бабы-яги, а средняя- картину дремучего леса..

Музыка начинается с сильных и резких звуков, изображающих удары клюки Бабы-яги. Причудливо звучат акцентированные скачки на большую септиму. Впечатление чего-то фантастического , страшного далее еще больше усиливается. Полет Бабы-яги в ступе изображает стремительная неустойчивая тема. В ней угловатые, резко подчеркнутые скачки в басу и отрывистые аккорды с форшлагом в верхнем регистре. В вихре звуков вырисовывается энергичная, лихая мелодия дикой пляски. Но вот вихрь стихает. Баба-яга возвращается в свою избушку в дебри заколдованного леса. Начинается средняя часть  пьесы. Характер музыки здесь совсем иной – глухой, таинственный, настороженный. Более сдержанный темп, приглушенная звучность, контрасты регистров, угловатые скачки мелодии на фоне непрерывного тремоло.

Тремоло – это быстро многократное чередование двух звуков или созвучий.

Вскоре все умолкает и воцаряется зловещая тишина. Вдруг раздается громкий, резкий удар. Появляется тема полета Бабя- Яги. Начинается третья часть пьесы, ее реприза. В конце произведения пассажи ломанных октав внезапно обрываются где-то наверху: Баба-Яга словно взвилась в вышину ночного неба и исчезла.

Эта пьеса является одним из наиболее ярких воплощений в музыке народно-сказочных образов.

 

                                          Урок 27

 

ТЕМА: П. И. Чайковский ,, Времена года,, , ,, На тройке,, ( ноябрь)

Пьеса Чайковского для фортепиано ,,На тройке,, входит в его сборник ,, Времена года,, . Сборник состоит из двенадцати программных пьес – по числу месяцев в году. Каждая из них рисует какой-либо характерный образ или сценку из русской жизни и имеет свое название:

Январь – У камелька , Февраль- Масленица , Март – Песнь жаворонка , Апрель – Подснежник, Май – Белые ночи , Июнь – Баркарола, Июль – Песня косаря, Август – Жатва, Сентябрь- Охота , Октябрь – Осенняя Песня, Ноябрь – На тройке, Декабрь – Святки.

Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов.

На тройке

Картина заснеженной дороги и мчащейся по ней тройки- образ , излюбленный в русской поэзии и песенном творчестве. Как привольная и задушевная песня ямщика, звучит основная тема пьесы – широкая песенная мелодия русского склада. О бескрайних просторах полей, лесных далях, о русской зиме поется в этой песне.

В начале пьесы тема изложена очень просто – двухголосно в октаву с редкими аккордами сопровождения. После небольшого развития, в котором мелодия оплетается мягкими арпеджио, 

Тема вновь повторяется. Но теперь уже в полнозвучных аккордах с насыщенным аккомпаниментом: словно тройка приблизилась и песня ямщика зазвучала громче, энергичнее.

Иного характера средняя часть пьесы. Плавному и спокойному движению основной темы здесь противопоставлена веселая , задорная тема плясового склада.  Композитор применяет звукоизобразительный прием. Отрывистые аккорды с форшлагами в верхнем регистре помогают ярче представить картину быстрой езды на тройке. В конце средней части пьесы слышится ровный и монотонный перезвон бубенцов. Так звучит в верхнем регистре непрерывающееся движение шестнадцатых стаккато. И на этом фоне появляется знакомая песенная мелодия основной темы – начинается – реприза. Но в отличие от первой части здесь все время сохраняется ощущение движения: песня ямщика сливается с перезвоном бубенцов и под их аккомпанемент звучит еще поэтичнее. Постепенно затихая к концу пьесы, тема перемещается в нижний регистр.  Замерли последние звуки песни – тройка скрылась вдали.

В 3-х частном строении пьеса обращает на себя внимание значительно измененная реприза. И хотя в основе ее лежит первоначальная тема, однако характер звучности стал другим.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!