Часть 2. Содержание, общие положения и принципы формирования по предмету «Музыка» для общеобразовательной школы.



Часть 1. Общие положения, принципы формирования предмета «Музыка» для общеобразовательной школы.

По мнению Куприной, музыка - это вид искусства, отражающая действительность и обладающая воздействием на человека через осмысленные специфическим образом организованные звуковые комбинации. Музыка так же определяется как специфическая разновидность звуковой деятельности людей.

Современные исследователи подчеркивают важность музыкального искусства в деле нравственного воспитания младших школьников. Через формирование у детей интереса к музыке возможно познания ими богатого мира искусства, что позволит реализовать познавательные, воспитательные функции музыки и сформировать духовную и нравственную культуру у детей.

Обучение музыкальному искусству в современной начальной школе носит интегрированный характер. Это означает, что ученик становится не объектом, а субъектом музыкального образования, осваивающим музыкальную культуру в качестве целостного явления и части общей мировой культуры. Такой подход позволяет ребенку не только участвовать в процессе познания музыкального искусства, но и получить возможности для широкого гуманитарного развития и духовно-нравственного, гражданского и художественного воспитания.

Новый ФГОС так же подразумевает интегративный подход в музыкальном образовании. Принципиальным отличием указанных стандартов является личностный, а не предметный результат (на первый план выходит не полученная в школе сумма знаний, а становление личности самого ребенка и трансформации, происходящие с ней под воздействием обучения). Новый ФГОС начальной школы отличается деятельностным характером, ставящий главной целью развитие личности учащегося. В соответствии со стандартами второго поколения, развитие и углубление интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности является одной из приоритетных целей в изучении предмета «Музыка» в начальной школе, которая достигается с помощью системы ключевых знаний, ключевых задач, личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.

Благодаря целенаправленной организации и планомерному формированию музыкально-учебной деятельности, осуществляется личностное развитие учащихся, так же реализуется их творческий потенциал, формируется готовность выражать свое отношение к искусству, происходит становление ценностно-смысловой и духовно-нравственных сфер, развивается самосознание, позитивная самооценка и самоуважение, жизненный оптимизм и целеустремленность ребенка.

Спецификой музыкального образования в начальной школе является формирование целостного представления о музыке, ее истоках, образности, разнообразии жанровых форм. В основе программ музыкального образования лежат отечественные и зарубежные классические музыкальные произведения, духовная, церковная, произведения современных композиторов, музыкальный фольклор народов мира. На уроках музыки осуществляется разностороннее развитие младших школьников посредством наблюдения, слушания музыки и размышления о ней; разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений, игр на детских музыкальных инструментах, различных видах музыкально-творческой импровизации.

Центральным понятием ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД), которые призваны обеспечивать стадии усвоения программного материала. В УУД прослеживается взаимосвязь с достижением метапредметных результатов, под которыми подразумеваются способы действия, позволяющие ученикам решать задачи не только в рамках конкретного задания или учебного процесса в целом, но и в различных жизненных ситуациях. Актуальность метапредметных результатов в современном образовании обусловлена необходимостью развития мобильности, креативности и способности применять свои знания на практике нестандартного мышления как важнейших качеств личности в информационном обществе. Уровень УУД позволяет увидеть насколько достигнуты цели, поставленные образовательной программой .

Можно выделить следующие УУД:

· Личностные. Школьники учатся осознавать жизненный смысл музыкальных образов, прослеживают в музыкальном произведении единство деятельности композитора, исполнителя и слушателя, выявляют нравственные нормы, этические и эстетические принципы творчества, усваивают социальные функции музыки в жизни человека и общества;

· Познавательные. Учащиеся осваивают особенности музыкального жанра, стиля, музыкального языка с точки зрения средств создания музыкального образа. У учащихся происходит систематизация и обобщение знаний в области предмета «Музыка» развивается умение выражать свое мнение о музыкальном произведении в форме монолога и диалога с использованием музыкальной терминологии, а так же способность воспринимать и оценивать исполнение музыкального произведения, актуальные информационные умения и навыки: работа с компьютером, музыкальным центром, проектором, интерактивной доской, нахождение с помощью различных источников информации необходимой для уроков музыки информации и создание компьютерных презентаций.

· Регулятивные. Учащиеся осваивают, как составить учебные задачи при восприятии, исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей. В  планировании собственных действий в процессе восприятия, исполнения, сочинения музыки, импровизации, а так же сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в разных источниках.

· Коммуникативные. Необходимо научить детей учитывать позиции других людей, вступать в диалог с целью обсуждения музыкального произведения, совместной работы над ним, сотрудничать при выполнении учебных заданий, совместно разрабатывать и защищать исследовательские проекты. Содержание УУД по предмету «Музыка» показывает, что овладение ими обеспечивает младшему школьнику широкий спектр знаний, умений и навыков, способствующих расширению не только музыкального но и культурологического кругозора. Указанное УУД позволяет учащимся оценивать качество музыки и уровень исполнения, развивать их музыкально-художественный и эстетический вкус, воспитывать более утонченное восприятие музыки. В результате школьники смогут по достоинству оценить серьезные и глубокие музыкальные произведения, получат представление о жанровом и культурном своеобразии музыкального наследия.

Все это расширит возможности для развития высших чувств детей и воспитание разносторонне развитой личности. Формирование и развитие УУД по предмету «Музыка» способствует развитию интереса младших школьников к музыкальному искусству.

Среди современных младших школьников музыка занимает лидирующее положение музыки в досуге и художественных предпочтениях учащихся начальной школы. Музыка является важнейшей составляющей частью детской субкультуры. Она играет большую роль в формировании личностных качеств детей и их системы ценностных ориентаций, особенно эстетических. Для восприятия серьезной музыки детям необходима определенная подготовка, а, следовательно, и усилия, которые ребенку без руководства взрослого зачастую просто недоступно. Для осознания логики развития музыкальной мысли необходимо усвоение музыкальной грамоты. Это доказывает актуальность развития интереса к музыкальному искусству, что с точки зрения ФГОС, должно стать приоритетной целью музыкального образования и обусловить выбор средств, необходимых для реализации учебных задач.  Только при наличии глубокого истинного интереса в ребенке может проснуться стремление к серьезному изучению музыкального искусства. Интерес к музыкальному искусству у детей младшего школьного возраста зависит от опыта и уровня подготовленности педагога к работе. Современная педагогика и опыт педагогов-практиков предполагает ряд различных педагогических технологий, творческих приемов и авторских находок, которые могут быть использованы для развития интереса младших школьников.

 

Часть 2. Содержание, общие положения и принципы формирования по предмету «Музыка» для общеобразовательной школы.

 

Перед современным художественным образованием стоят следующие задачи: художественно-образное познание мира и воспитание чувства единства с ним (целостное миропонимание), воспитание бескорыстного отношения к миру, формирование культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления, гуманистическое воспитание и духовно-нравственное развитие, освоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, формирование творческой активности, интеграция личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру.
В школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры, что выражается в подготовке ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, в раз витии адекватного музыкального восприятия, нравственно-эстетической сущности музыкального искусства, в накоплении опыта музыкально-творческой деятельности. Музыкальное образование школьников направлено на развитие у детей целостного представления о музыкальном искусстве, вооружение их системой опорных ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, обеспечивающей школьникам в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.


Задачами учебного предмета "Музыка" в школе являются следующие:
– формирование, развитие интереса и любви к музыке, способности ценить ее красоту, развитие эмоциональной сферы учащихся, музыкально-эстетического отклика на произведения, чувства сопереживания музыкальным образам;
– развитие музыкально-образного мышления, постижения закономерностей искусства, восприятия музыки, способности размышлять о ней в связи с жизнью и другими искусствами;
– развитие творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластическое интонирование;
– развитие музыкально-эстетического вкуса и потребности в общении с музыкальными шедеврами  музыкального самообразования.


С названными задачами согласуется содержание музыкального воспитания, которое условно можно определить как единство  блоков:


1) содержание искусства – оценочное осознание жизненных явлений. Искусство как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла;


2) творческая позиция. Развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности (согласно теории эстетического воспитания Б. М. Неменского).
Обозначенные блоки характерны для эстетического воспитания в широком понимании.

Применительно к музыкальному воспитанию Э. Б. Абдуллин конкретизировал элементы содержания следующим образом:


-опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, воплощенный в музыке (когда ребенок приходит он уже обладает каким-то эмоционально-нравственным опытом – это та база, на которой будут формироваться в дальнейшем основы);
-музыкальные знания (которые он получает в школе);
формируются музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой деятельности школьников.

 

Содержательные блоки музыкально-эстетического воспитания определяют тематику четвертей. Так, например, темы четвертей второго класса по программе Ю. Б. Алиева с направленностью на развитие у детей первичных форм эстетического отношения к жизни имеют названия –


• «Природа в музыке»,
• «Сказка в музыке»,
• «Музыка о животных».


Зависимость восприятия искусства от знания его языка нашла отражение в формулировках задач по четвертям программы Д. Кабалевского, адекватных ключевым знаниям: второй класс –


• «Интонация»,
• «Развитие музыки»,
• «Построение (формы) музыки".


Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке, является непосредственно музыкальный материал. В разных альтернативных программах он представлен списком конкретных произведений, но (ред.)

 

основные позиции отбора его для всех программ тождественны. Это знакомство:
– с образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки;
– с ведущими музыкантами, солистами и музыкальными коллективами;
– с различными музыкальными жанрами, формами и стилями;
– с выразительными средствами в создании музыкального образа;
– с музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.


Музыкальный материал ныне существующих программ содержит инструментальные и вокальные произведения русских композиторов (М. Мусоргского, А. П. Бородина, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова и др.), зарубежных (Л. Бетховена, В. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига и др.), народные песни (русские, украинские, белорусские, эстонские и др.), песни современных композиторов (Е. Крылатова, В. Шаинского, Г. Гладкова и др.).
3 кита в музыке – песня, танец, марш, то в песенной детской эстраде основой должны быть - 3 кита – Е. Крылатов , Чичков, Дубравин, Шаинский, Гладков.

 

Содержание предмета «Музыка» составляет музыкальный материал для слушания и репертуар для пения. Их отбор осуществляется учителем музыки в школе по следующим критериям (Безбородова): музыкальные произведения должны быть высоко художественными и увлекательными для школьников, педагогически целесообразными (учить чему-то полезному и выполнять определенную воспитательную роль, формировать музыкальные вкусы учеников), романтически приподнятыми, создающими в представлении школьников эталоны красоты (детям, подросткам всегда интересна романтика – даже вампиры, преступники романтизированы), доступными для соответствующего возраста учеников в отношении постижения содержания произведения и его воспроизведения в процессе исполнения, представлять жанры всех эпох и стилей; произведения должны быть созвучными жизненному и музыкальному опыту детей (праздник Победы, Новый год и т.д.), отвечать тематическому содержанию программы.

В содержании музыкального образования должны быть представлены:


– различные пласты музыкальной культуры: фольклор (народная музыка), духовная (церковная) музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов – все это является основой становления музыкальной культуры школьников;


– познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и стилевой природы музыки, что способствует тому, что музыка глубоко прочувствуется и осмысляется, развивается умение слышать музыку, формируется интонационно-образное мышление, воображение и фантазия детей;


– изучение основных средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, динамика, ритм, регистр, гармония и т. д.), которые помогают осознать, постичь процесс создания музыкального образа определенным сочетанием выразительных средств музыки и формируют эмоционально-образное и осознанное восприятие музыки, музыкальных форм и жанров;


– деятельностное освоение музыкального искусства через овладение навыками хорового и инструментального исполнительства, сочинения и импровизации (элементарного), пластического интонирования музыки и музыкального движения.


В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, от ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.


Содержание обучения (педагогическая дидактика) – это система знаний, умений и навыков (ЗУН), сформированных на основе музыкального опыта и эмоционального отношения к действительности.
Система музыкальных знаний, навыков и умений, которая выступает в единстве с опытом творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности.


Цель предмета: опыт творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, воплощенной в музыке, является наиболее важным элементом содержания.
Усвоение ЗУН осуществляется на художественном материале. Восприятие музыкальных произведений во всех видах деятельности всегда своеобразно и носит творческий характер. Творческая учебная деятельность должна пронизывать весь процесс усвоения ЗУН, поэтому не выделяться, как самостоятельный элемент обучения. Система ЗУН выступает в единстве.


Элементами содержания музыкального образования являются:


а) музыкальный материал – опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности (сама музыка и музыкальный материал);
б) музыкальные знания (ключевые и частные);
в) музыкальные умения и навыки.
Все элементы представлены в процессе музыкального обучения во взаимосвязи и единстве.


В качестве основы понимания музыки как вида искусства выступают знания двух уровней (по Кабалевскому):


1) обобщенные ключевые знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве. Они характеризуют природу музыкального искусства как социального явления, его роль в общественной жизни. Это представления об интонации как зерне музыки, показ связи музыкальной и речевой интонации, принципы развития, жанровые и стилевые особенности музыки и т. п.;
2) частные знания о музыке – элементы выразительности музыкальной речи (звуковысотность, динамика, темп, ритм, лад, тембр и т. д.), биографические сведения о композиторах и исполнителях, история создания музыкального произведения, нотная грамота).

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

Восприятие музыки - основа формирования музыкальной культуры школьников. Его существенной стороной является осознанность. Восприятие тесно связано со знаниями и включает в себя художественную оценку. Способность дать эстетическую оценку произведению может служить одним из показателей музыкальной культуры школьника. Восприятие – основа всех видов исполнительства, так как оно невозможно без эмоционального, сознательного отношения к музыке, без ее оценки.


Итак, способность учащихся применять знания на практике, в процессе восприятия музыки проявляется в формировании музыкальных умений.
3 этапа формирования умений:


1. объяснение учителем нового материала и накопление учащимися музыкально-слухового опыта;
2. введение в знание на основе восприятия музыки и применение знания по образцу;
3. самостоятельная ориентировка учащихся в музыке с позиции изучаемой темы, самостоятельное применение знания.


«Ключевые» знания используются во всех видах музыкальной учебной деятельности школьников, поэтому формирующиеся на их основе умения рассматриваются как ведущие.


Наряду с ведущими музыкальными умениями выделяются частные, которые также формируются в конкретных формах деятельности.
Среди «частных» умений можно выделить три группы:


- умения, связанные со знаниями об отдельных элементах музыкальной речи (звуковысотности, ритме, тембре и т.д.);
- умения, связанные с применением музыкальных знаний о композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах и т.д.;
- умения, связанные со знанием нотной грамоты.


Таким образом, ведущие и частные умения соотносятся с ключевыми и частными знаниями, а также с различными формами музыкальной учебной деятельности.


МУЗЫКАЛЬНЫЕ НАВЫКИ находятся в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки (вокально-хоровые навыки – дыхание, звукообразование, дикция, ансамбль, строй, мягкая атака, полетность звука, округленное полетное звучание и т.д.; музыкально-ритмические навыки, музыкально-игровые навыки на детских музыкальных инструментах и др.). Исполнительские навыки также формируются на основе музыкального восприятия. Без их приобретения нельзя говорить о полном усвоении содержания обучения.


Концепция музыкального воспитания и программа по музыке Д.Б. Кабалевского.
Общая характеристика.


К 70-м годам ХХ века отечественной педагогикой был накоплен большой опыт в области музыкального воспитания школьников. Вместе с тем назрела необходимость в создании единой, обобщающей его концепции, дающей четкие направления формированию музыкальной культуры школьников.
Концепция- это система взглядов на явление, основная точка зрения, с которой рассматривается это явление, ведущий замысел и т.п.
Разработать такую концепцию было предложено группе молодых ученых под руководством известного композитора и общественного деятеля Дмитрия Борисовича Кабалевского. Концепция и программа разрабатывались в лаборатории НИИ школ Министерства просвещения РСФСР в период с 1973 по 1979 годы.

Основные идеи концепции воплощены в статье, предворяющей программу по музыке «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы». Сама же программа выходила небольшими тиражами с примечанием «Экспериментальная». Одновременно выпускались нотные хрестоматии для музыкального обеспечения программы, а также фонохрестоматии с записями всех произведений программы. Во время экспериментального апробирования программы уроки музыки в одной из школ Москвы вел сам Кабалевский. Эти уроки демонстрировались по телевидению. Широко распространилась по стране и книга для детей «Про трех китов и про многое другое», которую написал Д.Б. Кабалевский для детей.
Для массового использования программа по музыке для 1-3 классов (с поурочными методическими разработками) была выпущена в 1980 году, а для 4-7 классов – в 1982 году.
Программа Кабалевского по-прежнему широко используется в нашей стране. Она является отправной точкой для разработки новых программ по музыке. Однако в последние годы данная программа все чаще становится объектом для критики. В то же время она имеет и массу сторонников. Представляется, что считать ее устаревшей и непригодной является неправомерным.


Данная концепция – крупное достижение нашей культуры. Она впитала в себя лучший опыт отечественной педагогики, а также предвосхитила ряд качественно новых процессов, зарождающихся как в искусствознании, так и во всех сторонах общественной жизни. А именно – стремление к сохранению и воспитанию духовной культуры, признание приоритета общечеловеческих ценностей. Эта концепция имеет большой потенциал для развития. При сохранении сути, это развитие имеет такие направления:


- разработка художественной дидактики и теории педагогики искусства;
- обоснование музыкального материала программы;
- расширение музыкального материала программы;
- расширение роли импровизаций, вокального и инструментального музицирования;
- обогащение урока фольклором, духовной музыкой, образцами современного народного музыкального творчества и т.д.


Одна из важнейших задач учителя, работающего по программе Д.Б. Кабалевского – развивать гуманистические идеи концепции. В их русле содержанием образовательного процесса является духовный диалог различных культур. Содержанием становится процесс воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к действительности, самим искусством, художественной деятельностью ребенка как его «жизнью» в искусстве, творения себя как личности, взгляд в себя.
Таким образом, понимая под содержанием концепции процесс формирования духовности ребенка через музыку, через переживание, чувство и впечатление можно утверждать, что обновлять в программе нечего.


Если же говорить об обновлении содержания программы как обновлении музыкального материала, способов общения с музыкой и т.п., то этот процесс заложен в концепции как постоянный, необходимый и естественный.
В ней акцентируется внимание на том, что музыкальный материал может быть заменен, на том, что при реализации программы необходим творческий подход учителя в выборе методов, форм практического музицирования.
В 1994г. вышла новая редакция программы, которую сделали Бейдер и Сергеева. Основные задачи переиздания – устранить заидеологизированность содержания, дать возможность учителю проявить творческую инициативу в планировании уроков. Таким образом, в данной редакции подвергся изменению музыкальный материал и ликвидированы поурочные методические разработки.
Цель, задачи, принципы и основополагающие методы программы по музыке,
разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского
Цель уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры школьников как необходимой части их общей духовной культуры.


Ведущие задачи:
1) формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;

 2) формирование осознанного отношения к музыке;

3) формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования.


Основные принципы программы:
- изучение музыки как живого искусства, опора на закономерности самой музыки;
- связи музыки и жизни;
- интереса и увлеченности в музыкальном обучении;
- единства эмоционального и сознательного;
- единства художественного и технического;
- тематического строения программы по музыке.


Согласно последнему принципу, для каждой четверти определяется своя тема. Постепенно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четвертями и этапами (классами) существует преемственная связь. Все побочные, второстепенные темы подчинены основным и изучаются в связи с ними. Тема каждой четверти соответствует одному «ключевому» знанию.
Основополагающие методы программы.

Ведущие методы программы в своей совокупности, прежде всего направлены на достижение цели и организацию усвоения содержания. Они способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства, то есть выполняют регулятивную, познавательную и коммуникативную функции. Данные методы находятся во взаимодействии со всеми другими методами.


Метод музыкального обобщения. Каждая тема носит обобщающий характер и объединяет все формы и виды занятий. Поскольку тема носит обобщающий характер, то и усвоить ее возможно только лишь методом обобщения. Освоение учащимися обобщенного знания происходит в опоре на музыкальное восприятие. Данный метод, прежде всего, направлен на развитие у детей осознанного отношения к музыке, на формирование музыкального мышления.
Метод музыкального обобщения выступает в виде совокупных способов организации деятельности учащихся, направленной на усвоение ключевых знаний о музыке, формирование ведущих умений.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!