В период войны с Наполеоном, 12 мая 1812 оба брата вступили подпрапорщиками лейб-гвардии в Семеновский полк.



Село Хрипуново считается родовым имением семьи Чаадаевых.

Род Чаадаевых появился от выходца из Литвы, служившего в Москве и прозывавшегося Чаадай. Потомок Чаадая, Иван Артемьевич Чаадаев в середине XVII века уже владел селом Своробоярским Арзамасского уезда. В 1657 году он приобрел с.Хрипуново, ставшее впоследствии родовым имением семьи. В 40-х годах XVIII века  Хрипуново принадлежало уже князю Петру Васильевичу Чаадаеву, деду известных в русской истории братьев Михаила и Петра Чаадаевых. Петр Васильевич проживал в Москве, а в Хрипуново бывал наездами. У него было 9 детей — 7 сыновей и 2 дочери и после его смерти (скончался 25 марта 1756 года в Москве и был захоронен в Навинском монастыре) имение Хрипуново отошло к старшему сыну Ивану Петровичу. Иван Петрович прожил 53 года. К моменту его смерти (скончался 7 июня 1786 года) в живых из всей большой семьи с матерью Марией Ивановной в Москве оставались только младший брат Яков и сестра Варвара. Родовое имение Хрипуново перешло по наследству младшему брату Якову Петровичу Чаадаеву, будущему отцу братьев Чаадаевых.

Яков Петрович Чаадаев (будущий отец братьев Чаадаевых) стал гвардейским офицером, участвовал в Шведской компании 1788-1790 годов и за отвагу, проявленную в этой компании, был награжден Георгиевским крестом. В чине подполковника вышел в отставку и служил советником Нижегородской уголовной палаты.  Яков Петрович Чаадаев сочетался браком с княжной Натальей Щербатовой, дочерью знаменитого князя Михаила Михайловича Щербатова.

После выхода в отставку, в начале 90-х годов XVIII века Яков Петрович перебрался с супругой на жительство в свое родовое имение Хрипуново Ардатовского уезда Нижегородской губернии.

Выезжая по служебным делам или в гости к родственникам в Нижний Новгород,  Яков Петрович стал постоянным посетителем Нижегородского литературного кружка. Сначала он проявил себя как автор салонных стихов, записанных в альбомах нижегородских светских дам. Но это была лишь ступень к действительному призванию. Написанный им в 1794 году оригинальный обличительный памфлет произвел в Москве и Нижегородском губернском обществе настоящий фурор. Памфлет появился на прилавках московских книжных магазинов осенью 1794 года в виде ничем не примечательной книжки с названием Дон Педро Прокодуранте или Наказанный Бездельник.

Автором сочинения значился известный испанский драматург Калдерон Де Ла Барка, а местом перевода книги был указан Нижний Новгород. Однако московские профессора, специалисты по зарубежной литературе, заявили, что такой комедии по заглавию и по содержанию у испанского драматурга нет. А это всего лишь составленный рукой российского автора памфлет, острие которого направлено против провинциального чиновника. И они оказались правы. Хотя действие комедии (где по ходу пьесы одно за другим выплывали наружу темные дела ведущего роскошную жизнь ДОНА ПЕДРО) происходило в городе Барселоне, нижегородцы узнали в ДОНЕ ПЕДРО второе по значению после губернатора лицо — директора Государственной экономии Нижегородской губернии Петра Ивановича Прокудина. Действительно, Прокудин вел в Нижнем Новгороде роскошную и расточительную жизнь. В обществе поговаривали, что роскошь эта есть результат наглого грабежа государственных крестьян, которыми Прокудин заведовал. Но чтобы не говорили в обществе, “экономическому директору” все было нипочем. Он узнавал о возникавших в салонах слухах в отношении себя, своевременно предпринимал необходимые упреждающие действия и спускал все на тормозах. Но то, что удар последует из какого-то литературного кружка, Прокудин ожидать не мог, и упредить этот удар не успел. После прочтения книги, конечно же, Прокудин узнал себя. Разъяренный он помчался в столицу скупать книгу. Найденные на прилавках экземпляры он сжигал, но было уже поздно. Службу ему пришлось оставить.

А Яков Петрович Чаадаев за полезную общественную деятельность по выявлению жулика был отмечен благодарностью Нижегородского литературного кружка. Он был полон новых литературных планов. Однако скорая смерть отняла у Нижегородского литературного кружка одного из наиболее деятельных его членов.

Важно отметить, что именно в период активной литературной деятельности у Якова Петровича Чаадаева рождаются два сына. Сначала (24 октября 1792 года) Михаил Яковлевич Чаадаев, а через полтора года (27 мая 1794 года) – Петр Яковлевич Чаадаев.

После смерти родителей (отец скончался 23 октября 1795 года, а мать – 8 марта 1797 года), малолетние братья Чаадаевы были переданы на воспитание старшей сестре матери, княжне Анне Михайловне Щербатовой, а опекунство было возложено на их дядю – князя Дмитрия Михайловича Щербатова, сына знаменитого историка и сенатора, пышного вельможу екатерининской школы.

В 1809 году братья, показав прекрасные знания, успешно поступают в Университет. Это был блестящий период Московского университета. Многие отрасли знания, в том числе и философия, были поставлены на уровень европейской науки. Именно в университете братья Чаадаевы подружились с А.С.Грибоедовым, Н.И.Тургеневым, И.Д.Якушкиным, Василием Перовским. Именно в университете братья Чаадаевы приобрели неизменную страсть к самообразованию.

С окончанием университетского курса, по исконному дворянскому обычаю, молодых Чаадаевых ждала военная служба, и, разумеется при связях и богатстве их опекуна в Петербурге, в гвардии.

В период войны с Наполеоном, 12 мая 1812 оба брата вступили подпрапорщиками лейб-гвардии в Семеновский полк.

До взятия Парижа оба брата проходили службу неразлучно. В августе 1812 года оба участвовали в сражениях под Бородиным; в сентябре 1812 года перевелись в Ахтырский гусарский полк и с этим полком участвовали в сражениях под Тарутиным, Малым Ярославцем, при Люцене, Бауцене, Пирне, под Кульмом и Лейпцигом; оба почти в одни и те же дни производились в следующие чины и получали те же знаки отличия, оба за храбрость на полях сражений были награждены орденами святой Анны четвертой степени; а 18 марта 1814 года оба брата с русской армией вошли в Париж.

Младший из братьев, Петр Чаадаев, в 1823 году уехал в Европу, где провел три года жизни во Франции, Швейцарии, Италии, Англии и Германии. Живя в Европе, Петр Чаадаев приобрел большие познания по части философии, истории и богословию. По возвращении в Россию в 1826 году он на несколько лет отошел от света, стал затворником и однодумом. В 1829-1830 годах он начал писать свои “Философские письма”.

В своем сочинении Петр Чаадаев резко критиковал общество за мертвый застой в развитии. Одной из причин этого он считал то, что православное христианство не способствует активно-поступательному развитию общества, не формирует традиции преемственности социально-прогрессивных идей. И в связи с этим Петр Чаадаев призывал к укреплению религиозных основ общества с учетом социальных идей католицизма. С помощью нового подхода (не подражательности Западу, а с помощью взаимного проникновения культур) он предполагал укрепить Россию в рамках нового особого цивилизационного положения, положения между Европой и Азией.

“Философские письма” были опубликованы в журнале “Телескоп” в 1836 году и произвели в обществе бурную реакцию. Общество кипело и негодовало. Многие русские мыслители не поняли идеи Чаадаева. Они восприняли идеи Чаадаева как призыв к принятию чисто западнического, европейского варианта консолидации и бросились ее опровергать. Как показала последующая история, именно на опровержении приписанной Чаадаеву идеи подражательности Западу и обосновании возможности самостоятельного развития России в значительной степени выросло течение славянофильства.

Содержание “Философических писем” дошло до Императора Николая I. В результате повелением императора журнал “Телескоп” был закрыт, а его издатель  Н.И.Надежин сослан в Сибирь. Сам Петр Чаадаев был объявлен императором сумасшедшим и впредь был лишен возможности публиковать свои сочинения. Но через год “кризис” миновал. Петр Чаадаев вернулся в общество, стал почетным гостем салонов и гостиных, а по понедельникам принимал общество у себя.

В 1837 году Петр Чаадаев написал “Апологию сумасшедшего” где изложил свои окончательно сформировавшиеся взгляды. Петр Чаадаев стал отходить от идеи “политического христианства”, которое он усматривал в католицизме, и приходить к выводу о необходимости использования лучших элементов католицизма в рамках развития традиций “духовного христианства”, основание которого он увидел в русском религиозно – психологическом укладе, в русском православии. Именно на этом пути Петр Чаадаев видел плодотворные начала развития России. “Апология сумасшедшего” в печатном виде была издана спустя много десятилетий после смерти автора, лишь в 1906 году. Однако, не имея возможности публиковать свои сочинения, Петр Чаадаев с 1837 года начал развивать свои взгляды в многочисленных московских салонах. И вскоре он занял в обществе положение учителя, “преподавателя с подвижной кафедры” и стал по имени известен интеллигенции всей России.

Скончался Петр Чаадаев 14 апреля 1856 года и был похоронен в Московском Донском монастыре. А его идея с помощью нового подхода (не подражательности Западу, а с помощью взаимного проникновения культур) вывести Россию на особое цивилизованное положении между Европой и Азией, его идея, которая не сразу была понята современниками, через десятилетия получила свое развитие в теории евразийства.

Таким образом, Петр Чаадаев своими “Философическими письмами” и “Апологией сумасшедшего” дал импульс для последующего развития двух важных и существующих до настоящего времени течений русской мировоззренческой культуры и философии — теории славянофильства и теории евразийства.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!