История об Изергиль, любящей и страстной женщине
Звучала красивая песня, и старуха Изергиль сказала, что так красиво поют лишь красавицы. И рассказала, как сама была красавицей, днём ткала ковры, а ночью бегала к любимому — черноусому рыбаку. Потом разлюбила его и стала встречаться с рыжим гуцулом. Но гуцула повесили. После Изергиль любила турка — целую неделю жила в гареме. Но надоело, и она сбежала с шестнадцатилетним сыном этого турка в Болгарию. Там Изергиль ранили ножом из ревности. Лечилась она в монастыре, а потом увела из монастыря одного монаха. А юный турок умер от любви или от тоски по дому. Монах обижал Изергиль, и один раз она швырнула его в реку. После этого Изергиль попала в руки еврея, который торговал её телом. А любила она одного пана со шрамами на лице — он защищал греческий народ. Потом Изергиль любила венгра (мадьяра). После была «последняя игра» — шляхтич. Он очень добивался Изергиль, которой уже исполнилось на тот момент сорок лет. А добившись, бросил. Потом он попал в плен к русским, и Изергиль его спасла, но не простила. Уехала в Молдавию, вышла замуж. Год назад муж умер. А она любит рассказывать молодым сказки.
История о Данко, который любил людей больше себя
Изергиль спросила героя, видит ли он искры. Это частицы горящего сердца Данко. Был такой народ, который жил в лесу, но был оттеснён завоевателями к болотам. Людям было тяжело. Они уже готовы были стать рабами завоевателей. Но тут явился Данко и пообещал людям волю. Он вёл их через лес. Путь был трудным. Когда началась гроза, люди совсем обозлились на Данко и захотели его убить. В сердце Данко загорелась решимость довести начатое до конца, и он руками разорвал свою грудь, вырвал это горящее сердце и осветил людям путь. Так люди вышли из леса. А Данко упал и умер. И кто-то наступил на его горящее сердце, и это сердце превратилось в искры, которые и сейчас появляются перед грозой.
|
|
Оппозиция героев
Данко 1. На первое место ставит счастье и благополучие людей: жертвует собственной жизнью ради спасения людей. 2. Осознание человеческой слабости вызывает жалость и желание помочь 3. Герой: совершает подвиг | Ларра 1. На первое место ставит личные потребности: лишает людей жизни и свободы ради своей свободы. 2. Осознание человеческой слабости и собственной исключительности вызывает презрение к людям 3. Антигерой: совершает преступление |
Общее: Сильные личности, соотносимые со «сверхчеловеком» Ницше; ценят свободу, одиноки Истории обоих заканчиваются трагически |
Образ Изергиль
• Рассказ о жизни Изергиль занимает центральное место, именно ее именем названо произведение. • На фоне легенд о Ларре и Данко рассказ старухи о своей жизни приобретает легендарное звучание.
|
|
• Ларра и Данко — фигуры яркие, но условные и обобщенные. Изергиль воплощает тип сильной личности в реальности.
• Больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о подвиге: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».
СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА РАССКАЗА «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»
«В жизни…всегда есть место подвигам»
«Каждый сам себе судьба!» ( слова Изергиль)
«СИЛЬНЫЕ И ГОРДЫЕ» персонажи (=ницшеанство) - Изергиль, Лара и Данко
Гордость – 1)Чувство собственного достоинства, самоуважения.2)высокое мнение о себе.
Гордыня - непомерная гордость.
Романтические атрибуты рассказа : исключительные характеры, сильные страсти, резкие контрасты, разгул стихии, символизирующий душевные исступления, экзотика.
1. ЛАРРА – сопоставление с легендой об АГАСФЕРЕ
Когда Иисуса Христа вели к месту казни, он хотел было на минуту прислониться к стене одного из домов, чтобы передохнуть. Но хозяин дома не позволил ему этого.
|
|
— Иди, иди! Нечего отдыхать, — якобы закричал он. Христос разжал спекшиеся губы:
— Хорошо. Но и ты тоже будешь идти всю жизнь. Ты будешь скитаться вечно, и
никогда не будет тебе ни покоя, ни смерти... Хозяина дома звали Агасфером.
2. ДАНКО – сопоставление с МОИСЕЕМ ( Библия, книга ИСХОД)
Моисей по воле Бога водил евреев по пустыне 40 лет. Маршрут этого путешествия оказывается замкнутой кривой, что символично. Сорок - это символическое число, означающее завершенность, полноценность некоего жизненного этапа; оно часто встречается в Библии и вряд ли соответствует точному календарному сроку. Жизнь Моисея также символически разбита на три периода: 40 лет жил в Египте до бегства, еще 40 лет жил в изгнании до получения Откровения и 40 лет водил евреев по пустыне. Что касается людей, вышедших из Египта, то несмотря на многочисленные чудеса, явленные им от Бога , они роптали на Бога и упрекали Моисея: "Зачем ты вывел нас из Египта? " Моисей столкнулся не только с неблагодарностью спасенных евреев, но даже с восстаниями.
Тема, проблема и идея
Автор затрагивает немалое количество тем, характерное для литературы романтизма. Одной из них является темы любви и свободы, где Горький показывает независимость своих героев от общества и прославляет бескорыстную любовь к народу в образе Данко. В рассказе задаётся вопрос о роли человека в социуме, о том, какие права и обязанности его в обществе и как он может применить свои таланты во благо других. В тексте также раскрываются темы пути и времени. Образ старухи Изегриль показывает читателю быстротечность времени и его безжалостное влияние на судьбу человека. Поэтому отведённое время человек должен использовать с умом, искать свой путь в жизни и двигаться к прогрессу.
|
|
Главная идея произведения – это поиск смысла жизни человека, обретение его истинного предназначения в этом мире. Свой ответ автор находит в безвозмездном служении народу, выводя его в свет прогресса, любви и равенства.
В тексте выдвигаются моральные проблемы, такие как губительное влияние на человека собственной гордыни и эгоизма, цена самопожертвования, когда это никто не ценит, осуждение пассивности человеческой натуры. М. Горький поднимает философские вопросы о смысле жизни и как каждый находит его, мимолётной юности и скорой старости и о грани между свободой и вседозволенностью.
Цитатная характеристика
Главная идея: «А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...» |
Изергиль :
§ «...живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень».
§ «Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, — красавцы, которые любят жить. Мы любим жить". "Красивые — всегда смелы».
Главная идея: «Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду... Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит... Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!» |
Ларра :
§ «...он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого».
§ «...глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»
§ «Наказание ему — в нем самом!»
§ «Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым».
Данко :
Главная идея: «— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота». |
§ «Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас!»
§ «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... «
§ «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»
ПЬЕСА «НА ДНЕ»
Цитата:
История создания: над пьесой «На дне» Максим Горький трудился два года. Автор хотел создать «босяцкую» пьесу, действующими лицами которой были бы исключительно представители социальных низов. Публика встретила пьесу неоднозначно — от бурных восторгов до полного неприятия. До сих пор не умолкают споры о художественном значении «На дне»: у пьесы есть как сторонники, так и противники.
Проблематика:
• проблема социальных низов;
• предназначение человека;
• истина и ложь (в том числе жестокая истина и ложь из состра[1]дания — Бубнов, Барон, Сатин);
• необходимость веры (Актёр, Анна, Наташа, Настя);
• социальная проблематика (жизнь низших слоев общества).
Смысл названия: название указывает на проблематику пьесы: в нём напрямую указывается, речь пойдёт о «дне» общества.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: драма.
Жанровые особенности: персонажи «На дне» не столько действуют, сколько рассуждают о смысле жизни. Практически каждое их высказывание афористично. Это даёт нам возможность считать «На дне» философской драмой.
Время и место действия: действие драмы происходит в ночлежке для самых бедных, самых нищих. Время — современное автору.
Действующие лица
Сатин — мужчина лет сорока. В прошлом жил нормальной жизнью, служил телеграфистом, но попал в тюрьму, вступившись за сестру. Теперь зарабатывает шулерством. Предпочитает горькую правду самообману.
Актёр — мужчина лет сорока. В прошлом актёр театра (псевдоним Сверчков-Заволжский). Опустившийся алкоголик. Очень дорожит воспоминаниями о прошлой жизни.
Лука — загадочный персонаж, мужчина лет шестидесяти. Философ. Васька Пепел — молодой мужчина, вор, постоянный обитатель ночлежки.
Андрей Дмитриевич (Митрич) Клещ — безработный слесарь. Верит, что вырвется из ночлежки и станет работать, как прежде.
Анна — жена Андрея Клеща.
Настя — проститутка, молодая девушка. Мечтает о большой чистой любви.
Бубнов — ремесленник, производит картузы (головные уборы вроде кепки). Ушёл в ночлежку, когда жена нашла другого. Признаёт, что лентяй и алкоголик.
Барон — молодой мужчина, обнищавший дворянин.
Квашня — торговка пельменями, женщина средних лет.
Алёшка — молодой сапожник.
Кривой Зоб и Татарин — крючники (переносят с помощью крю[1]ка тяжёлые грузы).255 2.25.
Михаил Иванович Костылёв — хозяин ночлежного дома.
Василиса Карповна — жена Михаила Костылёва, молодая женщина.
Наташа — младшая сестра Василисы Карповны.
Медведев — полицейский, дядя Василисы Карповны и Наташи.
Содержание
Описывается ночлежка, в которой живут нищие, воры, шулеры, пьяницы и работники из числа самых бедных. Всё действие пьесы наполнено дебошами и скандалами. Василиса, жена хозяина ночлежки, влюблена в одного из её обитателей, вора Ваську Пепла. Она подговаривает Ваську убить её мужа Михаила, хозяина ночлежки. Васька смущён, потому что он любит не Василису, а Наташу, её младшую сестру. Василиса об этом знает, поэтому бьёт сестру и издевается над ней. Андрей Клещ кое-как зарабатывает на жизнь и надеется выбраться из ночлежки. Его жена тяжело больна, и Клещ ждёт её смерти.
В ночлежке появляется странник Лука, который всех может пожалеть и всем дать надежду. Он обещает загробное счастье умирающей жене Клеща Анне. Ваське с Наташей Лука рекомендует сбежать. Актёру странник говорит, что не всё ещё потеряно: есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Актёр оживает. Лука всем нравится, лишь Сатин входит с ним в философское противостояние. Сатин считает, что жизнь бессмысленна. В частности, он предлагает Клещу бросить работу. Если все люди бросят работу, то они умрут с голоду, считает Клещ. Но тогда труд не имеет смысла: он не меняет жизнь человека, не делает её лучше, а просто длит существование.
Лука считает, что ложь во спасение — это правильный путь. Он рассказывает притчу о человеке, который искал праведную землю, скитался. Но пришёл учёный и сказал ему: праведной земли нет. И человек повесился. Сатин в чём-то даже согласен с Лукой (мысль о величии человека). Но он категорически против лжи: Сатин считает, что людей надо поднимать на бунт против существующего порядка. Лука неожиданно уходит. Васька ударяет хозяина ночлежки и ненамеренно убивает его; Ваську сажают в тюрьму. После смерти Анны Клещ окончательно опускается. Актёр, потерявший последнюю надежду, вешается. Узнав эту новость, Сатин говорит: «Эх… испортил песню… дур-рак!».
Тематика и проблематика
Социальная: Правда о жизни социальных низов была показана с такой беспощадностью, которой мировая драматургия не знала. Обитатели «дна» выброшены из жизни по вине общества. Показан трагизм судеб «бывших людей». Анна: «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь...» Слесарь Клещ: «Работы нет... силы нет... Вот — правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо... Вот правда!» В образах «хозяев жизни», содержателя ночлежки Костылева и его жены Василисы, автор подчеркивает их безнравственность. Философская: В пьесе ставятся проблемы разобщенности людей, проблемы «горькой» правды и «возвышающей» лжи, предназначения человека и смысла жизни. Пьеса имеет полифонический характер — в ней звучит множество голосов. !!!! Философское ядро пьесы образует столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина |
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!