New York: Holt, Rinehart and Winston. 71 страница
Величие и ограниченность учения Фрейда | 159 |
Возвращение Эдипа в рощу богинь, хотя и явля ется самым важным ключом, не служит единственным доводом в пользу понимания позиции Эдипа как пред ставителя матриархальных порядков. У Софокла име ется еще одна очень ясная аллюзия: Эдип, говоря
своих дочерях, ссылается на египетский матриархат*. Вот как он восхваляет их: «О, как они обычаям Егип та и нравом уподобились, и жизнью/ Мужчины там все по домам сидят и ткани ткут, а женщины из дома ухо дят пропитанье добывать. Вот так и вы: кому трудиться надо, — как девушки сидят в своих домах, а вам за них приходится страдать со мною, несчастливцем».
|
|
То же направление мысли прослеживается, когда Эдип сравнивает своих дочерей с сыновьями. Об Ан тигоне и Йемене он говорит: «Они теперь меня спа сают. Не девушки они, они — мужчины при мне, стра дальце. Вы же — оба брата — мне не сыны».
|
|
«Антигоне» конфликт между патриархальным
матриархальным принципами находит свое самое яркое выражение. Креонт, безжалостный правитель, стал тираном Фив, оба сына Эдипа убиты: один во время попытки захватить власть в Фивах, другой — при защите города. Креонт распорядился, чтобы законный царь был похоронен с почестями, а тело претендента осталось непогребенным — величайшее унижение
|
|
позор для мужчины по греческим обычаям. Креонт защищает принцип первенства законов государства над кровными узами, подчинения власти вопреки естественным человеческим законам.
Антигона отказывается нарушить закон крови и солидарности людей ради авторитарного, иерархиче ского принципа. Она защищает свободу и счастье че ловека против произвола мужского правления. По-
|
|
Возможно, Софокл здесь ссылается на «Историю» Геро
дота.
160 Эрих Фромм
этому хор вправе сказать: «Много есть чудес на свете, человек их всех чудесней». В отличие от своей сестры Исмены, которая считает, что женщины должны под чиняться власти мужчины, Антигона отвергает патри архальный порядок. Она следует закону природы и ра венства, всеобъемлющей материнской любви: «Я ро ждена любить, не ненавидеть». Креонт, мужскому превосходству которого брошен вызов, говорит: «Она была б мужчиной, а не я, когда б сошло ей даром своеволье» и повернувшись к сыну, который влюблен
Антигону, продолжает: «Вот это, сын, ты и держи
уме: все отступает пред отцовской волей... А безна-чалье — худшее из зол. Оно и грады губит, и дома ввергает в разоренье, и бойцов, сражающихся рядом, разлучает. Порядок утвержден повиновеньем, нам сле дует поддерживать законы, и женщине не должно уступать. Уж лучше мужем буду я повергнут, но слыть не стану женщины рабом».
Конфликт между защитником патриархального порядка Креонтом и Гемоном, восстающим против патриархата в защиту равенства женщин, доходит до кульминации, когда в ответ на вопрос отца: «Иль пра вить в граде мне чужим умом?» Гемон отвечает: «Не государство — где царит один. Прекрасно б ты пусты ней правил!» Креонт обеспокоен: «Он, кажется, стоит за эту деву». Гемон указывает на могущество богинь матриархата: «И о нас, и о богах подземных» (подзем ные боги — это хтонические богини). Конфликт за вершается. По приказу Креонта Антигону замуровы вают в пещере — в этом тоже символическое выраже ние ее связи с хтоническими богинями. Гемон в панике пытается спасти Антигону, но безуспешно. Его попытка убить отца не удается, и он лишает себя жиз ни. Эвридика, жена Креонта, узнав о судьбе сына, тоже кончает с собой, проклиная Креонта как убийцу ее детей. Физически Креонт победил. Он расправился
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!