Тайвань накануне японского завоевания



Несмотря на все усилия, к концу XIX в. Цинам так и не удалось установить своего полного контроля над островом. Наибольшее влияние они имели на юге. На северо-западе, ближе к местам расселения коренного населения, она была фактически номинальной. В сельском хозяйстве, наряду с выращиванием риса и сахарного тростника, важное место стало занимать производство чая, пользовавшегося большим спросом в Европе и США. Накануне франко-китайской войны на остров был направлен китайский чиновник Лю Миньчжуан, один из сподвижников Ли Хунчжана, который провел там ряд прогрессивных реформ в духе политики «самоусиления». В 1887 г. Тайвань был выделен в отдельную провинцию Китая, а Лю Миньчжуан стал ее первым губернатором, пробыв на этом посту 4 года. Но сменивший Лю Миньчжуана Шао Юлянь начкл сворачивать проведение реформ. Тайвань в годы японо-китайской войны оказался не готов к обороне и в апреле 1895 г. перешел под юрисдикцию Японии. Генерал-губернатором острова был назйачен Кобаяма Сук-энори. Это вызвало волнения местного населения, вылившееся в движение сопротивления захватчикам. 23 мая 1895 г. в Тайбэе была принята «Декларация о независимости государства народного правления Тайваня», провозглашавшая образование «Миньчжоу-го » — демократического государства — Республики Тайвань. Президентом был избран Тан Цзинсун. В конце мая на острове высадились японские войска, и 7 июня они подошли к Тайбэю. Бои шли до конца августа 1895 г. 26 октября на остров прибыл японский губернатор, но народные волнения на этом не прекратились, продолжившись в форме партизанской войны до конца XIX в. [п1 стр271-274]


 

Тибет

Самую южную часть Центральной Азии занимал в Новое время Тибет. К началу XVI в. на территории Тибета существовало государство, власть в котором делили между собой светские и религиозные деятели, представлявшие ламаистскую ветвь буддизма. Название «ламаизм» является производным от слова «лама» (монах, жрец). Это направление возникло в результате синтеза в период VII-XIV вв. течений в буддизме и добуддистских верований (шаманистского толка) населения гималайского региона. Ламаизм сохранил основные положения классического буддизма относительно иллюзорности материального мира, являющегося, как представлялось его апологетам, и сторонником страданий человека. Их можно преодолеть лишь встав на путь спасения, на котором необходимо соблюдать определенные нормы поведения, постепенно избавляясь от жажды жизни и приближаясь к состоянию нирваны. Приблизившиеся к этому состоянию «святые души» вселяются в телесную оболочку, становясь хубилганами (перерожденцами). В отличие от раннего (классического) буддизма, возникшего на территории Индии, в ламаизме большее значение придается внешней обрядности и ритуалам, очень похожим на магические. Ламаисты также считают, что достичь высшего состояния — нирваны, возможно путем озарения под руководством наставника в течение одной жизни человека, даже в одно мгновение, а не только в результате длительной цепи переходов души из одной оболочки в другую, как считали представители раннего буддизма. Центрами духовной жизни ламаистов стали монастыри, в которых проживало иерархически организованное ламство. В среде дамского духовенства не было единства и существовало два основных лагеря — так называемые «красношапочники» (община Кармана), утвердившиеся в Тибете еще в XIII в. и «желтошапочники» (община Гэлукпа), оформившиеся в качестве самостоятельной силы позднее, в XV в. Соседний минский Китай поддерживал лишь эпизодические торговые связи с отдельными тибетскими территориями и религиозными центрами. Гораздо более тесные связи у тибетцев сложились в тот период с монголами.- В начале XVI в. во главе Тибета находилась светская династия Ринпун (Ринпунга, до 1565 г.), а затем ее сменила династия Цзанба («цари Цанга»), находившаяся у власти вплоть до 1642 г. Обе они опирались на поддержку «красношапочной» общины.Однако после того как глава «желтош апочны х», настоятель монасты ря Дрэпунг СодномЧжамцо обратил в ламаистскую веру в 1578 г. монгольского Алтан-хана, в свою очередь наделившего его титулом Д алай-лам а (великий лам а), перевес во внутритибетской политической борьбе перешел именно к ним. В семье Алтанхана затем был «найден» преемник Содном-Чжамцо — Йонтэн-Чжамцо (1589-1616). Это был первый и последний случай, когда на тибетском престоле оказался выходец из Монголии. Центр Гэлукпы находился в г. Лхаса, и ее представители, опираясь на помощь «новообращенных» монголов, сумели добиться перехода под их контро^вь не только духовной, но и светской власти», которую Далай-лама осуществлял через особого сановника— дэба. Далай-лама разделил власть со вторым по важности чином в иерархии «желтошапочных» — Панчен-ламой, столицей которого стал г. Шигадзе. Значительная помощь со стороны монголов была оказана Далай-ламе Аванг Лобсанг-Чжамцо (1617-1682). По его просьбе войска Гуши-хана, правителя Амдо, в 1642 г. вошли в Тибет и разгромили армию «царей Цанга», главных его политических противников. Военная власть в Тибете с того времени перешла в руки Гуши-хана и его преемников, которым был присвоен титул «цари Тибета». Таким образом, в середине XVII в. было воссоздано единое тибетское государство, просуществовавшее совсем недолго. С того времени Тибет оказался в эпицентре борьбы маньчжуров и ойратов за контроль над Монголией. В свою очередь, соперничавшие между собой группировки тибетской элиты стремились в своем противоборстве заручиться поддержкой Цинов. ' Пятый Далай-лама, находившийся в это время у власти, пошел на контакты с ними. Первый его приезд в Мукден, тог: да столицу Маньчжурии, состоялся еще в 1642 г. В ответ те признали его полноправным правителем, таким же легитимным, как и они сами. В 1652 г., вскоре посл^ установления маньчжурского владычества над Китаем, Далай-лама посетил Пекин, где ему были оказаны подобающие почести, Цины признали за ним права на особые отношения с Халхой и Джунгарией. Против контактов Далай-ламы с Цинами выступали «цари Тибета». Власть над Тибетом в конце XVII — начале ХУП1 вв. находилась у регента Санджай-дзамцо, который сочувственно относился к антицинским выступлениям на юге Китая, не поддержал Цинов в их борьбе с Джунгарией в 1689 г., что, в конечном итоге, привело к его убийству в результате заговора (1705 г.). Власть в Тибете захватил Лхасанг-хан, который объявил Шестого Далай-ламу «ненастоящим», а «истинным» назвал монаха Йеш э-Чжамцо (1707—1717). Это вызвало недовольство у части монастырей, которые обратились за помощью к джунгарскому хану Цэван-Рабдану, войска которого в 1717 г. вошли в Лхасу, отстранили от власти лояльного Д инам седьмого («нового Шестого») Далай-ламу и правившую Тибетом династию монгольских ханов, В ответ Цины предприняли военные походы в Тибет, проходившие вплоть до 1720 г. После ряда неудач им все же удалось отвоевать у ойратов Лхасу. Во главе местной администрации был поставлен маньчжурский военачальник Яньсинь, Н а трон был возведен Калсанг-Чжамцо, ставший «новым Седьмым» (или «Восьмым») Далай-ламой, кандидатура которого была утверждена в Пекине. После этого Цины вывели основные военные силы из Тибета, оставив там лишь небольшой гарнизон в Лхасе и на дороге из Сычуани в Тибет. В 1724 г. маньчжуры отторгли от восточной части Тибета территории, впоследствии ставшие китайской провинцией Цинхай. Спустя три года была проведена административная граница между двумя государствами и в результате еще одна часть Тибета вошла в состав империи Цинов, став частью провинций Сычуань и Юньнань. Контроль над территорией Тибета теперь осуществлял китайский наместник провинцииСычуань. После этого Тибет вновь стали раздирать противоречия между сторонниками и противниками ориентации на Китай, на первых порах завершившиеся победой желавших быть связанными с Китаем. Этому способствовали карательные экспедиции Цинов в 1727-1728 гг. В стране появился новый институт китайского контроля — должность амбаня (резидента), при котором тем не менее гражданские власти Тибета сохранили свои полномочия. В 1750 г. на территории Тибета вновь вспыхнуло восстание, участники которого рассчитывали на поддержку Джунгарии. Но те сами в тот момент испытывали внутренние противоречия и были вскоре разбиты Цинами. Эта победа еще больше укрепила влияние Китая на Тибет. Выли упразднены все титулы светских руководителей, а Далай-лама обладал теперь лишь духовной властью. Реальные же властные полномочия осуществлял китайский амбань. В 1788 г. на Тибет напали войска соседнего Непала, заставившие тибетцев платить им дань. Спустя лишь три года на помощь Тибету пришли китайские войска, сумевшие вытеснить непальцев. С 1793 г. амбани, которых было два и они менялись каж ­ дые три года, делили светскую власть с Далай-ламой и Панчен-ламой. Внутренняя политика осуществлялась целиком тибетцами, не платившими в Пекин налогов, имевших собственные вооруженные силы и денежную систему. Китайских переселенцев в тот период там фактически не было. В середине XIX в. Контроль Цинов над Тибетом еще более ослаб. В 60-е гг. XIX в. Тибету удалось восстановить свою юрисдикцию над несколькими княжествами Восточного Тибета, до того момента подчинявшихся наместнику в Сычуани. Попытки Цинов восстановить прежний контроль над Тибетом военным путем начались в самом конце XIX в., но к этому времени он уже вызывал интерес у англичан, начавших здесь борьбу с Китаем за влияние. Такая ситуация была характерна вплоть до Синьхайской революции 1911-1913 гг. в Китае. [п1 стр295-298]


Восточный Туркестан

Территории Джунгарии и Восточного Туркестана ныне составляют Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. В период же Нового времени здесь существовало несколько независимых государственных образований, оставивший заметный след в истории Центрально-азиатского региона. В XV в. на Восточный Туркестан распространялась власть династии Великих Моголов, соперничавшей здесь с узбекскими и казахскими племенами. Под натиском последних, часть Моголов в начале XVI в. вынуждена была покинуть этот район, уйдя в соседние Индию и Афганистан. Другие же остались, образовав Могольское ханство (Могулистан, Кашгария), на территории которого завершился к тому моменту процесс исламизации. После смерти в начале XVI в. могольского хана Азушд Восточный Туркестан был разделен его сыновьями на самостоятельные владения. Саиду отошла западная часть лицей в г. Яркенд, а восточную возглавил Мансур. В результате образовались две ветви Моголов — яркендская и туфанская, находившиеся между собой в постоянном соперничестве. Мансур вел успешные войны с ойратами и сумел подчинить своей власти Комул, являвшийся в течение всего XV в. объектом борьбы между различными монгольскими ханствами. Несмотря на активную внешнюю политику, включая и военные походы против соседей, ни Мансуру, на Саиду не удалось вернуть утраченную ранее часть Моголистана, которую, помимо ойратов, контролировали казахи и киргизы. Преемнику умершего в 1533 г. Саида Абд-ар-Рашиду удалось осуществить ряд успешных походов на земли казахов и киргизов в Моголистане, но включить их в состав Кашгариион также не сумел. После смерти в 1560 г. Абд-ар-Рашида его , сын Абд-аль-Керим отказался от планов возвращения этих земель. В тот период Кащгарию сотрясали внутренние усобицы, в результате которых к началу XVII в. там развиваются кризисные явления и усиливается влияние вождей исламского ордена суфиев — хариджан, пришедших сюда из Средней Азии. Разделившись на две враждующих группировки, они начали борьбу за влияние в Кашгарии, превратившись, по существу, в представителей местной элиты. В 1591 г., после смерти Абд-аль-Керима, на престоле оказался его сын Мухаммед, что вновь привело к внутренним усобицам, продолжавшимся несколько десятилетий. В этих условиях усиливается влияние вождей ордена суфиев. К началу 40 гг. XVII в. власть на всей территории Кашгарии перешла в руки турфанской ветви Моголов, а яркендская была изгнана из страны. Следующие три десятилетия у власти в Кашгарии находился Абдаллах-хан, лавировавший между враждебными друг другу представителями местной элиты. После образования в 1635 г. Джунгарии, Абдаллах ведет войны с ойратами, но в результате дворцовых интриг он был свергнут и отправлен в 1667 г. в Индию. С этого момента начинается упадок Кашгарии, и в 1683 г. Могольское ханство распалось на три части, оказавшись в подчинении у Джунгарии. Часть казахских племен, опасаясь набегов ойратов, перешла в российское подданство, а некоторые киргизские и тувинские племена стали платить дань как русским, так и монголам. Параллельно в этом районе идет укрепление позиций цинского Китая, что приводит в 1697 г. к переходу под его сюзеренитет Комула. Таким образом, Восточный Туркестан еще больше ослаб и был вынужден подчиниться своим более сильным соседям.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!