ГЛАВА 3. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И ХАРАКТЕР ИРАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1978-1983 гг. И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Анализ предпосылок иранской революции 1978-1979 гг., представленный в 1-й главе, позволяет определить объективные задачи, стоявшие перед революцией. Но, во-первых, нужен революционный класс, который бы реализовал эти предпосылки, а во-вторых, решая объективные задачи революции, революционный класса преломляет их в своём сознании, что существенно влияет на характер революции как явления. Эти соображения определяют задачу 3-ой главы: проанализировать социально-классовую структуру иранского общества накануне революций 1978-1979 гг., что позволит уяснить расстановку классовых сил в обществе и выделить движущие силы революции; проанализировать идеологию революционных масс т.е. субъективное преломление объективных задач революции.. Этот анализ является основой определения закономерностей развития революции. Этот же анализ будет способствовать более объективному определению характера иранской революции 1978-1979 гг. 3.1.Движущие силы иранской революции 1978-1983 гг.
Иранская революция 1978-1983 гг. была поистине всенародной: наступление на режим «вёл буквально весь народ - рабочий класс, средние слои городского населения, крестьянство, национальная буржуазия» [27, с.71]. Для анализа было бы правильнее разделить этот революционный лагерь «весь народ» на отдельные его отряды. Имея в виду конкретную цель анализа, можно предложить следующие критерии такого деления:
|
|
а) примерное сходство социально-классового положения, в том числе принадлежность к сходным укладам;
б) объединенность этой неоднородной группы главной общей идеей идеями;
в) примерная одновременность вступления в революционную борьбу, общие методы этой борьбы. Выделенные таким образом отряды революционного лагеря рассматриваются в порядке убывания значения их участия для победы революции.
1.Мелкобуржуазные массы Ирана, включающие городские средние и низшие слои общества, представляют из себя не столько класс, сколько основу объединения мелкособственнических классов различных укладов [19,с.315]. Эти массы включают в себя: предпринимательскую часть непролетарских трудящихся города – 533 тыс. чел., из которых 13% относились к мелкокапиталистическому укладу и 87% - к мелкотоварному; ок.250 тыс.мелких торговцев, более 200 тыс. - ремесленников, 38 тыс. - в сфере услуг и т.д., служилую часть городских средних слоев - 350 тыс.чел. научно-технические кадры - 150 тыс., чиновники - около 200 тыс, непроизводительные средние слои города - около 500 тыс.чел. 140 тыс.средних и низших чинов армии, ок.150 тыс.студентов и ок. 150 тыс. старшеклассников, порядка нескольких десятков тысяч мусульманских богословов низшего ранга, несколько десятков тысяч представителей интеллигенции и лиц свободных профессий, низшие городские слои - порядка 1.5 млн. чел. пауперы и люмпены - всего около 3 млн.чел., что составляет более 1/3 самодеятельного населения страны т.е. более 2/3 самодеятельного городского населения [10,с.99]. Причем, составляя значительное большинство городского населения, эти мелкобуржуазные массы продолжали расчёт всех своих составных частей [34, с.23-25] . Антинародная внутренняя и реакционная внешняя политика правящей элиты, от которой больше всего страдала сознательная часть населения - интеллигенция, студенчество окончательно убедила мелкобуржуазные массы Ирана в неспособности такой власти удовлетворить её жизненные экономические и политические потребности. Таким образом, основные противоречия иранского общества, преломляясь в сознании мелкобуржуазных масс страны, приобретали форму, в первую очередь - антиимпериалистических и антишахских антидиктаторских, а также – антимонополистических настроений. Правящая же элита, неспособная создать адекватную своим классовым интересам «охранительную» идеологию, не могла эффективно препятствовать росту этих настроений, а террор против инакомыслящих имел обратный желаемому эффект.
|
|
|
|
Рост этих настроений стал непосредственной основой для внедрения в сознание именно мелкобуржуазных слоев той «модели» революционной идеологии, которую выдвинуло шиитское духовенство. Основные причины восприимчивости мелкобуржуазных масс Ирана к идеям «исламской революции» следующие:
а) почти полностью эти массы состоят из людей, исповедующих ислам шиитского толка, причем ломка традиционной структуры общества с началом «белой революции» привела к усилению этой религиозности;
б) сам характер исламской идеологии с его требованиями «социальной справедливости» и «борьбы со злоупотреблениями властью» импонировал вызревающему революционному сознанию;
в) никакие другие концепции в силу недостаточности средств их распространения не смогли глубоко внедриться в сознание мелкобуржуазных масс Ирана.
Шиитское же духовенство не могло, если бы и захотело, не поддержать революционные настроения этой части населения, ибо:
|
|
а) рисковало в противном случае лишиться большей части паствы;
б) вместе с этим лишиться значительной части доходов, ибо около 80% текущих расходов духовенства финансировались за счет добровольных пожертвований представителей «базара» [3, с.69];
в) да и большая часть 180-тысячного отряда духовенства сама принадлежала к этим мелкобуржуазным массам и испытывала те же страдания. Помимо революционного сознания мелкобуржуазные слои Ирана обладали также незаменимым оружием революционной борьбы - организацией. Она обеспечивалась посредством многовековой традиции объединения городских слоев населения по профессиональному признаку в своеобразные гильдии -синфы. Так, например, в Тегеране около 130 синфов объединяли более 1/4 городского населения [10, с.15]. Таким образом, объективные условия существования средних городских слоев и близких к ним мелкобуржуазных масс определили ведущую их роль в революции:
- инициаторы антишахской борьбы политическими методами:
- массовая социальная база революции 1978-1979 гг.;
- главная ударная сила «политической армии» революции ибо именно отряды из представителей этих слоев, в частности, организации "Федаян - а Хальк" и "Моджа-хедин - э Хальк", совершали захват власти в феврале 1979 г.;
- эти слои выдвинули объективно в качестве главного вдохновителя, организатора и руководителя революции шиитское духовенство. Правда, политическое лидерство в обществе иранская «мелкая буржуазия» получила не столько вследствие ее численного превосходства над любым другим классом или ее особых боевых качеств, сколько ввиду слабости ее классовых соперников [19, с.376-377] - буржуазии и пролетариата» 2. Лица наемного труда составляют в Иране весьма многочисленную группу населения - около 3 млн. чел., из которых более 1,5 млн. занято в городской промышленности, - около 1 млн. чел. - на транспорте, 300 тыс. - сельскохозяйственные рабочие. Причем, довольно высокой для развивающихся стран была концентрация рабочей силы в промышленности: на предприятиях фабрично-заводского типа с числом занятых более 10 чел. работало до 36,2% рабочих города, что составляет около 1/6 всех рабочих. Остальные же 63,8% городских рабочих около I млн. чел. были заняты в кустарных мастерских, в большинстве которых сохранялись переходные к капиталистическим и даже докапиталистические формы производства [19] . Экономическое положение такого разнородного рабочего класса характеризовалось сильными отраслевыми и районными различиями, но в целом оно было неудовлетворительным - приблизительно 40%рабочих получали годовую заработную плату ниже среднего уровня по стране [46, с.26] . К тому же рабочие, относясь к слоям населения с низким уровнем доходов и существуя преимущественно за счет зарплаты, болезненнее других переживали начавшиеся в середине 70-х гг. инфляционные процессы, рост дороговизны.
Правящие круги Ирана, принимая во внимание, что с развитием экономики будет увеличиваться удельный вес пролетариата в иранском обществе, всё большее значение уделяли проблеме сохранения и углубления политического и идеологического влияния на рабочих. С этой целью был разработан и проводился в жизнь целый комплекс мероприятий в духе социал-реформизма: довольно успешно была создана прослойка «рабочей аристократии», получавшей зарплату в 10 раз больше, чем остальные работающие по найму в промышленности [1, с.176]; такой раскол сделал возможным фактическое огосударствление всех профсоюзных и рабочих организаций, выразившееся в присоединении всех профсиндикатов к организации иранских рабочих, создана властями в 1967г, а последней к партии «Растахиз» [5, с.283];провозглашенный в 1975 г. 13-й пункт программы «белой революции», предусматривавший распродажу к 1981 г. 49% акций частных и 99% ряда государственных предприятий «народу» [46, с.38] , должен был убедить рабочих, что в Иране эксплуатация человека человеком заменяется «классовым сотрудничеством». Таким образом, революционизация рабочего класса вследствие ухудшения его социально-экономического положения в значительной степени тормозилась идейно-политическими мероприятиями режима. В этом смысле дело усугублялось относительной слабостью самого пролетариата и его авангарда - народной партии Ирана Туде. Быстрый рост рядов рабочего класса с 1,4 млн. чел. в 1956-57 г. [39,с.133] до более чем 3 млн. чел. в 1978 г. обусловил тот факт, что, как отметил в интервью «Юманите» Первый секретарь ЦК партии Туде Н. Киянури, иранские коммунисты имеют дело сейчас с совсем еще молодым рабочим классом, с людьми, которые совсем недавно оказались оторванными от земли и остаются пока еще скорее крестьянами, чем горожанами [27] . Таким образом, роль рабочего класса как ядра социальной группы "лиц наёмного труда" в иранской революции можно определить следующим образом:
- рабочий класс первым поддержал антишахское демократическое движение средних городских слоев;
- рабочий класс привнес в это движение грозные пролетарские методы борьбы, чем нанес решающий удар по шахскому режиму;
- после победы над шахской диктатурой авангард пролетариата - партия Туде. В силу самого высокого уровня революционного сознания среди всех участников революции начинает играть ключевую роль в защите иранской революции и ее дальнейшем развитии [10, с.33]. Крестьянство Ирана, представленное приблизительно 3,6 млн. семей (около 17 млн. чел.), являет из себя наиболее многочисленную группу иранского населения около 50% жителей страны. Однако группу весьма неоднородную:
а) безземельное крестьянство - около 1,1 млн.семей 1/3сельских жителей, в том числе батраки, кочевники и т.п..
б) малоземельное крестьянство владеющие до 5 га земли - 1.650 тыс. семей, т.е. 66% земельных собственников, которые владели 15% обрабатываемого земельного фонда;
в) крестьяне -"середняки" владеющие участками в 5-ю га - 430 тыс.семей, т.е. 18% земельных собственников, которые владели 18% обрабатываемого земельного фонда ;
г) зажиточные крестьяне ок.220 тыс., семейств и кулаки ок.200 тыс. семейств, владельцы участков от 10 до 100 га, составляя 16%хозяев, владели половиной крестьянских обрабатываемых земель [46,с.71].
Таким образом, в пореформенной иранской деревне можно проследить процесс ярко выраженной социальной дифференциации крестьянства: 9/10 крестьянства, будучи представителями патриархального и отчасти мелкотоварного укладов, владели 1/3 площадей крестьянских наделов, а 1/10 крестьян, принадлежавших к мелкотоварному и мелкокапиталистическому укладам, владели 2/3 крестьянских земель.
Как уже отмечалось, быстрая индустриализация страны во многом осуществлялась за счет забвения нужд сельского хозяйства [1, с.165], вследствие чего более2 млн. мелких крестьянских хозяйств были обречены на разорение. Разрыв в уровне жизни сельского и городского населения продолжал увеличиваться и достиг в 1978 г. соотношения 1:8. Показателем, неудовлетворенности крестьян шахской аграрной политикой служит невиданных размеров миграция сельского населения в крупные города, охватившая с 1966 по 1975 г. около 5. млн. чел.[6, с.18]. Причём ухудшалось положение не только беднейшего, но и зажиточного кулацкого крестьянского хозяйства, т.к. цены на сельскохозяйственную технику, удобрения и т.п. росли, а цены на сельхозпродукцию оставались стабильными [6, с.36], вследствие чего даже этот слой крестьянства не стал надежной опорой шахского режима в деревне.
Однако, в силу целого ряда причин иранское крестьянство долгое время сохраняло известную социальную пассивностью.
Во-первых, сельское население на Востоке в массе своей еще тесными узами связано с традиционными социальными структурами [19, с.104], вследствие чего политический раскол крестьянства происходит нередко не по классовым, а по внеклассовым признакам племенное, кастовое, религиозное и иное традиционное разделение крестьянства [19, с.105].
Во-вторых, в Иране процесс формирования революционного сознания крестьян искусственно тормозился мероприятиями шахского режима: аграрная реформа преподносилась как мера, направленная на коренное улучшение жизни крестьян; насильственное объединение 2,7 млн. Крестьян, т.е. 3/4 самостоятельных хозяев деревни в 2 871 кооператив [16, с.71] фактически устанавливало политический и идеологический, контроль правящей верхушки над жизнью сельского населения страны [32, с.3].
В 3-х в лице мигрантов деревню покидали наиболее обездоленные и наиболее революционизированные элементы.
Эти причины во многом объясняют факт сохранения известной пассивности иранского крестьянства в начальный период демократического, революционного движения в стране во 2-ой половине 70-х годов.
Роль и место иранского крестьянства в революции можно определить следующим образом:
-крестьянство в конце концов поддержало антишахское движение городских средних и низших слоев общества и рабочего класса страны;
-мигранты из деревни стали одним из самых активных участников этого движения;
-с переходом на сторону революции крестьянства шахский режим лишился последней своей массовой социальной опоры,вследствии чего наступило временное равновесие противостоящих в борьбе сил;
- с этим переходом революционная борьба против монархии приобрела действительно всенародный характер, что в значительной степени обусловило переход на сторону борющегося народа последней опоры трона - армии.
4. Национальные движения сыграли немалую роль в победе антишахской борьбы в Иране во 2-ой половине 70-х гг.
Если иметь в виду в узком смысле слова национальную проблему как комплекс политических проблем, возникающих исключительно во внутригосударственном масштабе под воздействием конфликтных взаимоотношений между проживающими в данной стране этническими общностями [42, с.250], то в таком смысле в шахском Иране 70-х гг. не наблюдалось заметных признаков обострения национальной проблемы [41,с. 95-97], что было результатом окончательного завершения политической централизации страны, установления эффективного военно-полицейского контроля в зонах нацменьшинств и племен, некоторых мероприятий социально-экономического и культурного характера, усиления общенациональных интеграционных процессов в силу индустриального развития, демографических и социальных сдвигов. Тем не менее, весьма пёстрый национально-этнический состав населения Ирана оставался базой возникновения национальных конфликтов. Социально-экономические же преобразования «белой революции» во многом усилили диспропорцию в уровне и темпах общественного развития центра и окраин страны, что послужило фактором воспроизводства национальной проблемы в Иране уже не на феодальной, а на капиталистической основе [41,с.83] . Поддерживают призывы оппозиции к свержению шаха [36,с.102] . А в целом роль и значение участия национальных меньшинств в антишахском движении можно охарактеризовать следующим образом:
- участие их значительно увеличило размах борьбы, а поддержка при этом общедемократической революционной программы способствовала сплочению широкого антимонархического фронта;
- по завершении антишахской фазы революции национальные движения постепенно превращаются в самостоятельную силу политической борьбы в современном иранском обществе.
5. Многие исследователи считают, что важную роль в свержении монархической диктатуры сыграло массовое участие иранских женщин, которое было чрезвычайно активным во всех фазах борьбы [27, с.74] . Можно сказать, что столь высокая социальная активность женского населения беспрецедентна для мусульманской страны. Главной причиной этой активности можно считать следующее обстоятельство: несмотря на то, что женщины получили право не носить чадру, учиться в школах и институтах, их можно назвать самыми обездоленными, отсталыми и несчастными женщинами мира [43, с.110].
Женское движение стало одной из важных составных частей иранской революции. Таким образом, анализ движущих сил революции убедительно подтверждает тезис о всенародном характере антимонархического революционного движения в Иране во 2-ой половине 70 гг. В ходе анализа выделены 3 основные и 2 неклассовые социальные группы, представляющие из себя главные отряды движущих сил революции, показано, какие объективные классовые интересы должны были бы в идеале преследовать данные социально-классовые группы в революционной борьбе, какова роль и значение участия каждого отряда движущих сил революции в иранских событиях конца 70-х - начала 80-х гг.:
-мелкобуржуазные массы Ирана, ядро которых составляют городские «средние» слои, - инициатор антишахской борьбы, главная социальная опора революции, главная ударная сила революции, объективный руководитель революционной борьбы;
-группа лиц наемного труда (ядро - пролетариат) - главный союзных мелкобуржуазных масс, организатор решающего удара по шахскому режиму; -- крестьянство - пассивный, а с конца осени 1978гг. - активный союзник революционных масс, обеспечивший своим переходом на сторону революции создание ситуации равновесия сил.
3.2.Характер иранской революции. Анализ проблем предпосылок и движущих сил иранской революции подготовил почву для строгого научного определения характера этой революции. В первую очередь иранскую революцию следует определить по движущим силам, методам борьбы и всеобщим требованиям социальной справедливости, как народную и потому демократическую. По основной направленности, то есть по характеру разрешаемых противоречий иранская революция является антимонархической, антимонополистической. 1. Антимонархический характер революции, возникшей вначале как антидиктаторское движение, переросшее затем в антишахскую борьбу, окончательно зафиксирован установлением 1 апреля 1979 г. в Иране республиканской формы правления. Противоречие между классовой сущностью шахского режима и потребностями базисного развития иранского общества было разрешено. 2. Антимонополистический характер революции является отражением стремления широких трудящихся главным образом, мелкобуржуазных масс к установлению социальной справедливости в стране. Весь комплекс проведенных до сих пор социально-экономических мероприятий нового режима отвечает в основном интересам мелкого и среднего торгово-промышленного капитала [43, с.112]. Антимонополистический характер революции зафиксирован в конституции ИРИ, однако окончательно не закреплен на практике, что оставляет немало лазеек для возрождения крупного капитала в Иране. 3. Из антимонополистического, но не антикапиталистического «вообще» характера революции вытекает ее социальная сущность как революции буржуазной. 4.Антипериализм иранской революции является одной из важнейших характеристик этого явления. Определяется он в 1-ю очередь тем, что революция в значительной степени разрешила противоречие между национальными интересами Ирана и империализмом. Большую роль в этом сыграло осознание революционными массами данного противоречия, что нашло яркое проявление в антиимпериалистических и остро антиамериканских настроениях иранского народа[33,с.15]. 5. Антиимпериалистическая направленность народного движения в Иране придает революции национально-освободительный характер в широком смысле слова, что же касается национально-освободительного характера революции в узком смысле слова т.е. разрешение национальных противоречий внутри иранского общества, то исламское руководство Ирана с самого своего прихода к власти препятствует его становлению и развитию. Иранскую революцию 1978-1979 гг. по идеологической форме и руководящей роли шиитских богословов следует определить как исламскую [43, с.111] . Этот характер революции начал складываться на начальных этапах ее развития в силу объективных причин, главная из которых - доминирующая роль в народном движении религиозно настроенные мелкобуржуазных масс. Исламский характер революции был фиксирован установлением Исламской Республики Иран, принятием "исламской" конституции 1979 года, и, наконец, завершающейся монополизацией власти в руках фундаменталистского шиитского духовенства. Поскольку классовая борьба послефевральского этапа революции происходила при исключительных преимуществах духовенства, имевшего массовую политическую и военную опору и возможность пользоваться рычагами государственного правления, постольку оно духовенство смогло постепенно направить революцию в такое русло, где усилия по закреплению ее исламских организационных основ и идеологических форм определяли бы главное содержание антиимпериалистического народного движения [43,с.111].
Таким своеобразным способом иранская революция разрешает одно из внутренних противоречии шахской политической надстройки - противоречие между потребностью заполнения «идеологического вакуума» возникшего вследствие краха традиционных идеологических установок и невозможностью создать «охранительную» идеологию, не вступая в противоречие с мусульманской численно подавляющей массой иранского народа .Позитивная программа исламского руководства революции, а именно – «духовное возрождение в исламе», придает иранской революции характер культурной революции в смысле возрождения традиционной иранской культуры, тесно связанной с исламом. В ходе анализа социально-классовой структуры иранского общества кануна революции 1978-1979 гг. Этот анализ показывает, что сторонниками свержения монархии были: а) мелкобуржуазные массы населения страны, первыми открыто поднявшиеся против диктатуры шаха, ставшие главной социальной базой революции и выдвинувшие объективно руководство революции; б) пролетарские массы Ирана ,не сумевшие стать гегемоном революции, но ставшие главным союзником мелкобуржуазных масс и нанесшие режиму решающий удар; в) крестьянство, перешедшее в конце концов на сторону антишахской борьбы, чем окончательно придало революции всенародный характер; г) национальные меньшинства, чей приход в революцию укрепил единый антишахский; д) женщины Ирана, чья общественно-политическая активность весьма специфична для мусульманской страны. Сторонниками сохранения шахской власти оставалась лишь узкая прослойка населения страны- крупная буржуазия, военно-бюрократическая верхушка и контролировавшаяся шахом армия и полиция. Раздираемый внутренними противоречиями контрреволюционный лагерь не смог устоять против всенародного натиска и начал разваливаться на сторону революции переметнулась часть либеральной буржуазии, а затем перешла и армия - что создало решающий перевес сил в пользу революции и обеспечило ее победу на антишахском этапе без кровопролитья в широкомасштабной гражданской войне.Из этого анализа следует два основных вывода: принадлежность к движущим силам революции подавляющего большинства 99% населения страны делает очевидным справедливый характер иранской революции .Очевидно, что характер революции определяется не только тем, какие объективные задачи она должна решить, но и тем, каким образом революционный класс решает эти задачи на практике. Проведенный анализ объективных предпосылок и движущих сил иранской революции служит необходимым условиям базой для определения характера революции. В последней главе были сумированны выводы , сделанные в ходе всего предшествуещего исследования, на основе чего иранская революция была охарактеризована как всенародная , демократическая по движущим силам, методам борьбы и всеобщим требованиям социальной справедливости ,по основной направленности – как антимонархическая антишахская и антиимпериалистическая остро антиамериканская ,по социальной сущности –как буржуазная ,по идеологической форме и руководящей роли шиитского духовенства- как исламская как где ислам выступает в качестве оболочки национализма. Определив сущность иранской революции и зная характер современной епохи, эту революцию можно отнести к разряду национально-освободительных движений. В связи с этим следует отметить следующее обстоятельство. До недавнего времени относительно стабильная политическая обстановка в средневосточном регионе использовалась западной пропагандой для утверждения, будто национально-освободительное движение могло считаться антиимпериалистическим лишь тогда и постольку, когда и поскольку колониальные страны вели борьбу за приобретение суверенитета. В дальнейшем по этой логике, уже не существует оснований для антиимпериалистической борьбы народа. На наш взгляд сам факт сам факт антиимпериалистического революционного взрыва в Иране достаточно наглядно опровергает данную теорию и убедительно свидетельствует о том, что страны этого региона отнюдь не избавлены от действия общих закономерностей современного мирового процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе содержится анализ комплекса проблем, связанных с иранской революцией 1978-1979 гг. В ходе работы были рассмотрены:
-экономическое, политическое, идейно-политическое развитие Ирана в предреволюционный период, а также международная обстановка этого времени, что позволило выделить противоречия общественного развития страны и на этой основе проанализировать предпосылки иранской революции 1978-1979 гг., доказав объективный их характер, исследовать ее последствия.
В данной работе содержится анализ социально-экономической, политической, идейно-политической жизни Ирана и международной обстановки в период, предшествовавший иранской революции 1978-1979 гг. Этот анализ убеждает, что в указанный период в Иране сложился целый комплекс противоречий, послуживших предпосылкой революции, созрели условия для формирования субъективного фактора революции, что в данный период международная обстановка в целом благоприятствовала началу и успешному развитию революционного движения в стране.
Показан ход иранских событий, что позволяет определить закономерности развития революции, а также проследить динамику иранской революции, становление исламской республики Иран. Анализ позволил увидеть, как в результате обострения классовой борьбы в стране происходила постепенная концентрация государственной власти в руках фундаменталистской части духовенства.
Рассмотрена социальная структура иранского общества, что дало возможность определить движущие силы революции, расстановку сил и показать закономерность победы революции на антишахском этапе. В последней главе были сумированны выводы, сделанные в ходе всего предшествуещего исследования, на основе чего иранская революция была охарактеризована как всенародная, демократическая по движущим силам, методам борьбы и всеобщим требованиям социальной справедливости, по основной направленности – как антимонархическая антишахская и антиимпериалистическая, остро антиамериканская, по социальной сущности –как буржуазная, по идеологической форме и руководящей роли шиитского духовенства, - как исламская, где ислам выступает в качестве оболочки национализма. Определив сущность иранской революции и зная характер современной эпохи, эту революцию можно отнести к разряду антиимпериалистических национально-освободительных движений, являющихся одной из составных частей мирового революционного процесса.
Полученные в ходе анализа этих проблем выводы стали необходимыми и достаточными условиями для определения характера иранской революций как исторического явления. Знание сущности иранской революции и знание характера сов ременной эпохи дало возможность с известной степенью точности определить место этой революции в мировом революционном процессе - иранская революция является частью национально-освободительного движения.
Параллельно с решением основной задачи определения сущности иранской революции как исторического явления, в данной работе сделана попытка оценить иранскую революцию как проявление закономерностей мирового революционного процесса.
Поскольку же это явление революции, с одной стороны, чрезвычайно обширное и емкое, а с другой стороны, конкретная цель исследования требовала решения конкретных проблем необходимых и достаточных для достижения этой цели , постольку целый ряд интересных проблем, входящих в понятие «иранская революция 1978-1979 гг.», в данной работе анализируется не всесторонне, а лишь с точки зрения их влияния на сущность революции. К таковым проблемам относятся: национальный вопрос в Иране, американо-иранский конфликт, ирано-иракская война, советско-иранские отношения, внешняя политика исламского руководства Ирана и т.д.
Таким образом, иранская революция 1978 – 1979гг. – одно из самых ярких и необычным событий последней четверти ХХ века. С точки зрения широты участвовавших в них слоёв – это подлинно – народная революция; весь её ход свидетельствует, что когда движение против господствующего режима вовлечены основные слои народа, предотвратить его крах становится, как правило, невозможно. Исламская революция в конечном счёте разбила в пух и прах так называемую шахиншахскую политическую систему.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим. События. Люди. Идеи / С.Л. Агаев.- М: Политиздат,1987.- 319 с.
2. Агаев С. Л. Иран: рождение республики /С.Л. Агаев.- М.:Политиздат,1984. – 314 с.
3. Алибейли Г.Д. Иран и сопредельные страны Востока (1946-1980) / Г.Д. Алибейли.-М.:Политиздат,1989.-360с.
4. Алиев А.А.Иран vs Ирак: история и современность/А.А. Алиев.- М.: Изд-во Моск. ун-та,2002.-560с.
5. Алиев С. М.История Ирана. ХХвек /С.М. Алиев/ Рос. акад. наук. Ин-т востоковедения/ отв. ред. А. З. Егорин. - М.:востоковедения РАН: Крафт,2004.- 648 с.
6. Ансари Х. Имам Хомейни: Политическая борьба от рождения до кончины / Х. Ансари.- М.: Палея, 1999. - 447 с.
7. Арабаджян А.З. Монархия Мохаммеда Резы Пехлеви в его собственном изображении. Ее взаимоотношения с различными классами и социальными группами иранского общества в канун революции/ А.З. Арабаджян //Иранская революция 1978-1979гг. Причины и уроки.- М.:Наука,1989.-412с.
8. Арабаджян А.З. О речи имама Хомейни на кладбище Бехеште Захра 1 февраля 1979г. (К вопросу о характере иранской революции 1978-1979 гг.) /А.З. Арабаджян // Иран: ислам и власть. - М.: Ин-т востоковедения РАН: Крафт,2001.-260с.
9. Арабаджян А.З. Рост экономического потенциала Ирана в 60-7—е гг./ А.З. Арабаджян // в кн.: Иран. Проблемы экономического и социального развития/отв. ред. А.З. Арабаджян. - М.:Наука,1980.-440с.
10. Бади Ш.М.Городские и средние слои общества Ирана / Ш.М. Бади.- М., 1977.- 232 с.
11. Банисадр А. Джумхури-йе эслами / А. Банисадр.- Техран, 1979.-112с.
12. Банисадр А. Эгтесад-е тоухиди / А. Банисадр.- Техран,1979.-220с.
13. Белова Н.К. Иран. Зарождение идеологии национально-освободительного движения (ХIХ-ХХ в.) / Н.К. Белова, В.Б. Никитина // Очерки по истории общественной мысли народов Востока. - М.,1973.-360с.
14. Брутенц К.Н. Современные национально-освободительные революции. (Некоторые вопросы теории) / К.Н. Брутенц.-М.: Политиздат, 1974. - 552 с.
15. Глухов Ю. Иранское досье /Ю. Глухов // Правда.-1980.- 23 июля.-15с.
16. Демин А.И. Проблемы капиталистического развития современной иранской деревни / А.И. Демин // в кн.: Иран. Проблемы экономического и социального развития/отв. ред. А.З. Арабаджян. - М.:Наука,1980.-320с.
17. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране/Е.А.Дорошенко.- М.:Наука,1975.-420с.
18. Зарубежный Востокисовременность: в 8 т. /отв. ред. А.И.Левковский.- М.: Наука, 1980.- 295 с.
19. Иванов М. С. Антинародный характер правления династии Пехлеви в Иране / М.С. Иванов //Вопросы истории.-1980.-№11.-24с.
20. Иванов М.С. Иран в 60-70-е гг. ХХ века/ М.С. Иванов. - М.: Наука,1977.-260с.
21. Иванова М.Н. Иран во время первой мировой войны / М.Н. Иванова //Иран. История и культура в средние века и новое время. - М.:Наука,1980.-340с.
22. Иранская революция 1978-1979 гг. Причины и уроки / отв. ред. А.З. Арабаджян. — М.: Наука, 1989. - 557 с.
23. Искандери И. Международная солидарность вдохновляет борьбу иранского народа / И. Искандери //Проблемы мира и социализма,1979.-№3.-26с.
24. История Востока: в 6 т./ Рос. акад. Наук, Ин-т востоковедения РАН; гл. ред. Р.Б Рыбаков. – М.:Вост.лит.,1995.- Т.6 / отв. ред.В.Л. Белокреницкий В.В. Наумкин. - 1999. – 695 с.
25. Камбахш А. Иран на пороге перемен / А. Камбахш //Проблемы мира и социализма.- Прага, 1961.-№9.-25с.
26. Киянури Н. Начало нового этапа в народной революции / Н. Киянури// Проблемы мира и социализма,1979.-№4.-31с.
27. Клэр М.Т. Рождение и крах американской «стратегии ставленника» в Иране / М.Т. Клэр // За рубежом.- М.-1979.-№47.-28с.
28. Крутихин М. Перед референдумом / М. Крутихин //Новое время.- М.,1979.-№13.-23с.
29. Крутихин М. Трудные перемены / М.Крутихин //Новое время.- М., 1979.-№19.-21с.
30. Кузнецова Н.А. Иран в первой половине XIX века / Н.А. Кузнецова. - М.: Наука, 1983. - 264 с.
31. Лазарев М.С. Современный этап национального развития Востока / М.С. Лазарев.- М.:Наука,1980.-512с.
32. Левковский А.И. Социальная структура развивающихся стран / А.И. Левковский.- М.:Мысль,1978. - 221 с.
33. Мамедова Н.М. Концентрация производства и капиталавИране в 60-70-е годы / Н.М. Мамедова. – М.: Наука, 1982. – 174 с.
34. Мезенцев П. Народное движениеиманевры реакции / П. Мезенцев // Новое время.- М.,1979.- № 3.-27с.
35. Меркулов К.А. Ислам в мировой политике и международных отношениях / К.А. Меркулов.- М.: Международные отношения,1982.-380с.
36. МиланянМ. Д. Государственный строй современного Ирана / М.Д. Миланян. - М. : Наука, 1973. - 127 с.
37. Пазельский С.М. Иран в системе международных отношений / С.М. Пазельский // в кн.: Проблемы развития стран Ближнего и Среднего Востока/Иран, Пакистан, Турция/отв. ред. Ю.В. Ганковский.- М.: Наука,1981.-315с.
38. Рабочий класс стран Азии и Африки/ отв. ред. М.Н. Егорова.- М.,1964.-320с.
39. Современный Иран: справочник / АН СССР. Ин-т востоковедения;отв. ред. С.Алиев. -М.: Наука, 1975. - 568 с.
40. Трубецкой В.В. К вопросу о влиянии буржуазных реформ 60-х-1-й половины 70-х гг. на национальные процессы в Иране / В.В. Трубецкой // в кн.: Национальные проблемы современного Востока/отв. ред. М.С. Лазарев. - М.:Наука,1977.-415с.
41. Трубецкой В.В.Особенности национальной ситуации в исламской республике Иран / В.В. Трубецкой. - М.:Наука,1982.-270с.
42. УльяновскийР. А. Иранская революцияиее особенности / Р.А. Ульяновский // Коммунист. – М., 1982.-340с.
43. Хомейни Р.М. Завещание/ Р.М. Хомейни.- М.: Независимый информационный центр Тавхид, 1992.-86с.
44. Хавари А. В чем сущность конфликта / А. Хавари // Проблемы мира и социализма.- М.- 1980.-№9.-21с.
45. Цуканов В.П. Иран. Социальная структура общества / В.П. Цуканов //в кн.: Проблемы развития стран Ближнего и Среднего Востока/отв. ред. Ю.В. Ганковский.- М.:Наука,1981.-415с.
46. Шарипов У.З. Эволюция нефтяной политики иранского государства в 50-70-х годах/ У.З. Шарипов /отв. ред. А.З. Арабаджян.- М: Наука,1980.-290с.
47. Школьников Б.А. К характеристике социально-классовой структуры иранского общества конца 50-х гг. / Б.А. Школьников //Народы Азии и Африки.- М., 1978.-№3.-74с.
48. Шарипов У.З. Бюджет и бюджетная система Ирана / У.З. Шарипов.- М., 1976.- 155 с.
49. Aresvik O. The Agricultural Development of Iran / O. Aresvik. - N.Y., 1977.-218 р.
50. Graves W. Iran Desert Miracle / W. Graves //National Geographi. - N.Y., 1975. - №1.-31 р.
51. Halliday F. Iran : Dictatorship and Development / F. Halliday.- N. Y. : Penguin books,1979.- 348 p.
52. Keddie N.R. Roots of Revolution: An Interpretive History of Modern Iran/ N.R. Keddie. - L., 1981.-440 р.
53. KissingerH. A. White House Years. Boston: Little, Brown and Company/ H.A. Kissinger. –N.Y.,1979.-390р.
54. Richard N. The Golden Age of Persia. The Arabs in the East. Barnes and Noble/ N. Richard. - New-York, 1975.-413р.
55. Robin B.W. The last Great Revolution/ B.W. Robin.-L., 2001.-401 р.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!