Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

19.05

Домашняя работа

Русская литература последних лет (обзор)

Цель:

· знакомство с особенностями современной литературы.

Задачи:

· рассмотреть основные тенденции современной литературы;

· сформировать представление об особенностях литературных направлений;

· научиться работать с литературной терминологией, самостоятельно делать выводы.

На занятии

мы узнаем:

· об особенностях литературы на рубеже XX-XXI веков;

мы научимся:

· отличать новые направления и жанры в современной литературе;

мы сможем:

· составить представление о литературной тенденции в начале XX века.

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Основные тенденции современной литературы;

2. Особенности литературных направлений.

Тезаурус

· Биографический жанр – форма литературно-художественного или научно-документального жизнеописания истории конкретной личности и её индивидуальной судьбы.

· Жанр – это тип литературного произведения, который имеет строгие рамки (сюжет, основной конфликт и способ его решения, характеристики героя и т. п.)

· Неореализм – течение в литературе второй половины ХХ века: так называемая «традиционная проза», ориентированная на традиции классики и обращенная к историческим, социальным, нравственным, философским и эстетическим проблемам современности.

· Постмодернизм – термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и XXI века.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Современная российская литература развивается стремительно и ярко. В ней наблюдается разнообразие эстетических концепций, жанров и художественных подходов, смешение разных идеологических и эстетических ориентиров.

Смены идеологических и нравственных взглядов в России произошли в период с 1980-го по 90-е годы. Это время падения СССР. Смена политического режима оказала значительное влияние на общество, и, как следствие отразилась на культурных процессах.

I Точкой отсчёта понятия «современная литература» является 1985 год.

Это редкое явление, когда дату можно назвать так точно. Не трудно догадаться, что это связано с новым политическим курсом, который в 85-ом году взял СССР. Как же менялась литература в новое время?

Реалистическое неоклассическое направление, которое традиционно обращается к социальным и этическим проблемам жизни, продолжило традиции русской литературы.

Особенности этого периода:

- психологизм и философичность,

- активная жизненная позиция героя, ищущего решения проблем,

- диалог автора с читателем.

В 90-годы реалистические традиции продолжают развивать Сергей Залыгин, Фазиль Искандер, Александр Солженицын, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Владимир Крупин, Владимир Войнович, Владимир Маканин, Даниил Гранин, А.Азольский, Б. Екимов, В.Личутин. Творчество этих писателей развивалось в разных условиях: одни жили и творили в условиях зарубежья (А. Солженицын, В. Войнович, В.Аксёнов), другие безвыездно жили в России.

Особое место в литературе принадлежит писателям, которые обращаются к духовно-нравственным истокам человеческой души. Среди них творчество В. Распутина, писателя, наделённого даром обращаться к самым злободневным моментам современности (проблемы экологические, нравственные, память предков, верность родному дому, жестокость, мира).

Продолжая и развивая традиции великой русской литературы, писатели этого направления исследуют социально-психологические и нравственные проблемы нашего времени. Их по-прежнему продолжают волновать такие проблемы, как взаимоотношения человека и времени, человека и общества. В неблагополучном мире они ищут ту основу, которая могла бы противостоять хаосу. Они не отрицают наличие смысла бытия, но ставят вопрос о том, что собой представляет реальность, что делает человеческую жизнь осмысленной.

Под пристальным вниманием писателей – неореалистов оказывается душа человека, и сквозная тема русской литературы тема «маленького» человека в их творчестве приобретает особое значение, так как она сложна и загадочна не менее, чем глобальные изменения эпохи. Под знаком нового реализма рассматриваются произведения А.Варламова, Руслана Киреева, Михаила Варфоломеева, Леонида Бородина, Бориса Екимова.

Важным моментом для развития российской литературы становится полное упразднение цензуры. Вновь открыто в полном объёме творчество Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, Максимилиана Волошина, и многих других крупнейших представителей культуры русского модернизма («задержанная» и «возвращенная» литература).

Нельзя не согласиться с обобщающим суждением литературоведа Александра Немзера: «Литературная политика перестройки имела ярко выраженный компенсаторный характер. Надо было навёрстывать упущенное – догонять, возвращать, ликвидировать лакуны, встраиваться в мировой контекст».

Неокритический реализм, зародившийся в постперестроечные годы, анализирует влияние на личность новой социальной среды. В произведениях авторов этого периода, таких как Сергей Каледин, Олег Павлов, Роман Сенчин, возникают новые для литературы темы, такие как информационные технологии и реклама. Литератор Чупрынин говорит о постперестроечном периоде: «В споре физиков и лириков победили бухгалтеры. Может быть, как уверяют пессимисты, Виктор Ерофеев хоть и поторопился, но был, увы, прав, когда десятилетие назад объявлял поминки по русской литературе, и нам действительно пора прощаться если не с литературой, то с собственным, традиционным представлением о ней».

Неореализм или неосентиментализм в русской литературе ХXI века рассматривается как литературное направление, включающее в себя неоромантическую и немодернистскую стилевые тенденции. В её основе лежат традиции сентиментализма XVIII века. На страницах произведений мы видим осознание ценности простых человеческих чувств. В драматургии к неосентиментализму относят пьесы Евгения Гришковца, в поэзии – Тимура Кибирова, большинство произведений женской прозы.

Одной из примет нашего времени становится размытость границ между массовой и интеллектуальной литературой. Самое яркое явление в этой области – детективные серии Бориса Акунина. Совокупный тираж книг об Эрасте Фандорине к концу 2000 года достигает миллиона экземпляров.

Появляется литература барокко или необарокко. Раньше подобное в литературе было табуировано, теперь же читатель может видеть жестокую правду об обществе, призванную обнажить ложь, фальшь, приукрашивание действительности, лицемерие и демагогию, распространённые и в жизни, и в литературе социалистического реализма. Среди представителей этого течения, так называемой «другой прозы» можно назвать Владимира Сорокина. Автор в своих произведениях изучает проявление низменного в человеческой жизни, препарирует те аспекты бытия, которые ещё недавно были недопустимы в литературе.

I Современный литературный процесс характеризуется исчезновением былых канонизированных тем («тема рабочего класса», «тема армии» и т. п.) и резким возвышением роли бытовых взаимоотношений.

Внимание к быту, порой абсурдному, к опыту человеческой души, вынужденной выживать в ситуации ломки, сдвигов в обществе, порождает особые сюжеты. Многие писатели как бы хотят отделаться от былой патетики, риторики, проповедничества, впадают в эстетику «эпатажа и шока». Реалистическая ветвь литературы, пережив состояние невостребованности, подходит к осмыслению перелома в сфере нравственных ценностей.

I На видное место выходит «литература о литературе», мемуарная проза.

«Перестройка» открыла двери для огромного потока «задержанных» и молодых писателей, исповедующих разные эстетики: натуралистическую, авангардистскую, постмодернистскую, реалистическую.

Одним из способов обновления реализма является попытка освободить его от идеологической заданности. Эта тенденция привела к новому витку натурализма: в ней соединились традиционная вера в очистительную силу жестокой правды об обществе и неприятие пафоса любого рода, идеологии, проповедничества (проза С. Каледина «Смиренное кладбище», «Стройбат»; проза и драматургия Л. Петрушевской).

I 1987 год имеет особое значение в истории русской литературы. Это начало уникального, исключительного по своей общекультурной значимости периода. Это начало процесса возвращения русской литературы.

Основным мотивом четырех лет (1987 гг.) становится мотив реабилитации истории и запрещенной – «неподцензурной», «изъятой», «репрессансной» – словесности. В 1988 году, выступая на Копенгагенской встрече деятелей искусства, литературовед Ефим Эткинд говорил: «Сейчас идет процесс, который для литературы обладает и небывалой, феноменальной значительностью: процесс возвращения. Толпа теней писателей и произведений, о которых широкий читатель ничего не знал, хлынула на страницы советских журналов... Тени возвращаются отовсюду».
Первые годы реабилитационного периода – 1987-1988 годы – это время возвращения духовных изгнанников, тех русских писателей, которые (в физическом смысле) не покидали пределов своей страны.

«Задержанная» («потаённая») литература. С републикацией произведений Михаила Булгакова ( «Собачье сердце» , «Багровый остров»), Андрея Платонова («Чевенгур», «Котлован» , «Ювенильное море»), Бориса Пастернака ( «Доктор Живаго» ), Анны Ахматовой («Поэма без героя», «Реквием»), Осипа Мандельштама («Воронежские тетради») творческое наследие этих (известных и до 1987 г.) писателей было восстановлено в полном объеме.

«Возвращённая» литература». Следующие два года – 1989-1990 годы – это время активного возвращения целой литературной системы – литературы русского зарубежья. До 1989 года единичные републикации писателей-эмигрантов – Иосифа Бродского и Владимира Набокова в 1987 году – были сенсационными. А в 1989-1990 годах «толпа теней хлынула в Россию из Франции и Америки» (Е.Эткинд) – это Василий Аксенов, Георгий Владимов, Владимир Войнович, Сергей Довлатов, Наум Коржавин, Виктор Некрасов , Саша Соколов и, конечно, Александр Солженицын.

I Главной проблемой для литературы второй половины 1980-х годов становится реабилитация истории.

В апреле 1988 года в Москве состоялась научная конференция с очень показательным названием – «Актуальные вопросы исторической науки и литературы».

Выступавшие говорили о проблеме правдивости истории советского общества и о роли литературы в уничтожении «белых исторических пятен». В эмоциональном докладе экономиста и историка Евгения Амбарцумова прозвучала поддержанная всеми мысль о том, что «правдивая история стала развиваться вне окостеневшей официальной историографии, в частности, нашими писателями Ф. Абрамовым и Ю. Трифоновым, С. Залыгиным и Б.Можаевым, В. Астафьевым и Ф. Искандером, А. Рыбаковым и М.Шатровым, которые стали писать историю за тех, кто не смог или не захотел этого сделать». В том же 1988 году критики заговорили о появлении в литературе целого направления, которое обозначили как «новая историческая проза».

I Опубликованные в 1987 году романы Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» и Владимира Дудинцева «Белые одежды», повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» стали общественными событиями этого года.

В начале 1988 года таким же общественно-политическим событием стала пьеса Михаила Шатрова «Дальше... дальше... дальше...», при этом образы «живого плохого Сталина» и «живого нестандартного Ленина» едва прошли тогда еще существовавшую цензуру.

Состояние собственно современной литературы, т. е. той, которая не только печаталась, но и писалась во второй половине 1980-х годов, подтверждает, что в этот период литература являлась прежде всего делом гражданским. Громко заявить о себе в это время смогли только поэты-иронисты и авторы «физиологических повестей» («прозы гиньоль» – прозы ужасов) Леонид Габышев («Одлян, или Воздух свободы») и Сергей Каледин («Стройбат»), в чьих произведениях живописались темные стороны современной жизни – нравы несовершеннолетних преступников или армейская «дедовщина».

Следует обратить внимание и на то, что публикация рассказов Людмилы Петрушевской, Евгения Попова, Татьяны Толстой, авторов, которые сегодня определяют лицо современной литературы, в 1987 году прошла почти незамеченной. В той литературной ситуации, как справедливо заметил Андрей Синявский, это были «художественно избыточные тексты».

Итак, 1987-1990 годы это время, когда сбылось пророчество Михаила Булгакова («Рукописи не горят») и была выполнена программа, столь осторожно намеченная академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым: «И если мы издадим неопубликованные произведения Андрея Платонова «Чевенгур» и «Котлован», некоторые еще остающиеся в архивах произведения Булгакова, Ахматовой, Зощенко, то это, как мне кажется, тоже будет полезно для нашей культуры» (из статьи: Культура правды – антикультура лжи // Литературная газета, 1987. № 1). В течение четырех лет широким русским читателем был освоен колоссальный массив – 2/3 ранее неизвестного и недоступного корпуса русской литературы; все граждане стали читателями.

«Страна превратилась во Всесоюзную Читальню, в которой вслед за «Доктором Живаго» дискутируется «Жизнь и судьба» (Наталья Иванова). Эти годы называют годами «пиршества чтения»; произошел неслыханный и неповторимый рост тиражей периодических литературных изданий («толстых» литературных журналов). Рекордный тираж журнала «Новый мир» (1990 г.) – 2 710 000 экз. (в 1999 г. – 15 000 экз., т. е. чуть более 0,5%); все писатели стали депутатами (в 1989 г. народными и депутатами от творческих союзов в преобладающем большинстве стали именно писатели – В. Астафьев, В. Быков, О. Гончар, С. Залыгин, Л. Леонов, В. Распутин); торжествует гражданская («суровая», а не «изящная») литература.

I Кульминацией становится 1990 год – «год Солженицына» и год одной из самых сенсационных публикаций 1990-х годов статьи «Поминки по советской литературе», в которой ее автор – представитель «новой литературы» – Виктор Ерофеев объявил конец «солженизации» русской словесности и начало следующего периода в новейшей русской литературе постмодернистского (1991-1994 гг.).

Изменение политических, экономических, социальных условий в стране в конце ХХ века привели ко многим изменениям и в литературном и окололитературном процессах. В частности с 1990-х годов в России появилась Букеровская премия. Ее учредитель –  английская Букеровская компания, которая занимается производством продуктов питания и их оптовой продажей.

Литературная премия «Русский Букер» учреждена основателем Букеровской премии в Великобритании компанией Booker Pic в 1992 году как инструмент для поддержки авторов, пишущих на русском языке, и возрождения издательской деятельности в России с целью сделать хорошую современную русскую литературу коммерчески успешной на ее родине.

Пристальное внимание к букеровским лауреатам уже в 1992 году позволило выявить два эстетических направления в новейшей русской литературе постмодернизм (среди финалистов 1992 года – Марк Харитонов и Владимир Сорокин) и постреализм (постреализм – направление в новейшей русской прозе). Характерно традиционное для реализма внимание к судьбе частного человека, трагически одинокого и пытающегося самоопределиться (Владимир Маканин и Людмила Петрушевская).

Тем не менее, Букеровская и последовавшие за ней литературные премии (Антибукер, «Триумф», премия им. А. С. Пушкина, Парижская премия русскому поэту) не сняли в полной мере проблему противостояния некоммерческой литературы («чистого искусства») и рынка. «Выходом из тупика» (так называлась статья критика и культуролога Александра Гениса, посвященная литературной ситуации начала 1990-х гг.) для «нерыночной» литературы стало ее обращение к традиционно массовым жанрам:

I

• fantasy («фэнтези») – «Жизнь насекомых» (1993) Виктора Пелевина;

• фантастический роман – «Тавро Кассандры» (1994) Чингиза Айтматова;

• мистико-политический триллер – «Стражница» (1993) Анатолия Курчаткина;

• эротический роман – «Эрон» (1994) Анатолия Королева, «Дорога в Рим» Николая Климонтовича, «Будни гарема» (1994) Валерия Попова;

• истерн (приключенческий жанр) – «Мы можем все» (1994) Александра Черницкого;

• авантюрный роман – «Я – не я» (1992) Алексея Слаповского (и его же «рок-баллада» «Кумир», «блатной романс» «Крюк», «уличный романс» «Братья»);

• «новый детектив» Б. Акунина;

• «дамский детектив» Д. Донцовой, Т. Поляковой;

 • «психологические детективы» Марининой и др.

Произведением, воплотившем в себе практически все черты современной русской прозы, стал «Лед» Владимира Сорокина, номинированный в шорт-листе номинантов на Букеровскую премию 2002 года. Произведение вызвало широкий резонанс благодаря также активному противодействию движения «Идущие вместе», обвиняющего Сорокина в порнографии. В. Сорокин снял свою кандидатуру из шорт-листа.

Следствием стирания границ между высокой и массовой литературой (наряду с расширением жанрового репертуара) явилось окончательное крушение культурных табу (запретов), в том числе: на употребление обсценной (ненормативной) лексики — с публикацией романа Эдуарда Лимонова «Это я – Эдичка!» (1990), произведений Тимура Кибирова и Виктора Ерофеева; на обсуждение в литературе проблем наркотиков (роман Андрея Саломатова «Синдром Кандинского» (1994) и сексуальных меньшинств (сенсацией 1993 г. стало двухтомное собрание сочинений Евгения Харитонова «Слезы на цветах»). Важный маркер этого периода – абсолютная свобода: писатель творит в бесцензурном пространстве.

Из писательской программы создать «книгу для всех» – и для традиционного потребителя «некоммерческой» литературы, и для широкой читающей публики, – возникает «новый беллетризм» (его формулу предложил издатель альманаха «Конец века»: «Детектив, но написан хорошим языком»).

Жанр «fantasy», оказавшись из всех жанровых новообразований наиболее жизнеспособным, явился отправной точкой для одного из самых заметных явлений в новейшей русской литературе — это проза вымысла, или fiction-проза фантазийная литература, «современные сказки», авторы которых не отображают, а изобретают новые абсолютно неправдоподобные художественные реальности.

Fiction это литература пятого измерения, каким становится безудержное авторское воображение, создающее виртуальные художественные миры квазигеографические и псевдоисторические.

I Возникают синтетические жанры:

роман-сказка («Белка» А.Кима), 

повесть-эссе («Смотрение тайн, или Последний рыцарь розы» Л.Бежин),

роман-мистерия («Сбор грибов под музыку Баха» А.Кима),

роман-житие («Дурочка» С.Василенко),

роман-хроника («Дело моего отца» К.Икрамова),

роман-притча («Отец - лес» А. Кима).

Современную литературу заметно обогатила творческая активность российских писательниц. Произведения Людмилы Петрушевской, Людмилы Улицкой, Марины Палей, Ольги Славниковой, Татьяны Толстой, Дины Рубиной, В. Токаревой часто оказываются в зоне притяжения к традициям русской литературы, и в них заметно влияние эстетики Серебряного века. В произведениях писателей-женщин звучит голос в защиту вечных ценностей, добра, красоты, прославляется милосердие. У каждой писательницы свой почерк, своё мировидение. И герои их произведений живут в этом, полном трагических испытаний, часто уродливом мире, но свет веры в человека и его нетленную сущность воскрешающие традиции большой литературы сближает их произведения с лучшими образцами русской литературы.

В заключение необходимо отметить, что проза современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с прозой современных зарубежных авторов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

Фантастика (научная фантастика, фэнтези):

Жанр, основанный на существовании и взаимодействии необычных или нереальных элементов или явлений.

Захватывающая дух история, в основе которой – головокружительные приключения главных героев.

Жанр, основанный на разгадке тайны, убийства, похищения или кражи, с подробным описанием расследования.

Правильный ответ: жанр, основанный на существовании и взаимодействии необычных или нереальных элементов или явлений.

Единичный выбор.

Кто не является представителем «другой прозы» (постмодернизма)?

Т. Толстая

Д. Донцова

В. Пьецух

С. Каледин

Правильный ответ: Д. Донцова.

Основные выводы:

Точкой отсчёта понятия «современная литература» является 1985 год.

1987 год – начало процесса возвращения литературы – «задержанной» и литературы русского зарубежья.

Исчезновение былых канонизированных тем («тема рабочего класса», «тема армии» и т. п.) и резкое возвышение роли бытовых взаимоотношений.

Отмена цензуры.

Следствием стирания границ между высокой и массовой литературой явилось окончательное крушение культурных табу (запретов).

Возникают синтетические жанры: роман-сказка, повесть-эссе роман-мистерия, роман-житие, роман-хроника, роман-притча.

Появляется «новая историческая проза».

Направления в современной литературе: реалистическое неоклассическое, неосентиментализм, неокритический реализм, необарокко, постмодернизм и постреализм.

 

До встречи на занятиях.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!