Подобрать музыкальные примеры на различные размеры (желательно из танцевальной музыки, но не обязательно).

Теория и история музыки

Часть 1.

Основы теории музыки

ТЕМА 1. СВОЙСТВА ЗВУКА

Свойствами звука называют объективно присущие ему физические особенности, а именно — частоту колебаний, их продолжительность, амплитуду и состав колебаний (в смысле сочетания простейших колебаний в данном сложном). Отражение физических свойств звука в наших ощущениях есть качества звука. К качествам относятся — высота, длительность, громкость и тембр.

Рассмотрим качества звука по отдельности, в связи с порождающими их физическими свойствами.

Высота звука зависит от частоты звуковых колебаний. Чем чаще колебания — тем выше звук; чем реже колебания — тем звук ниже. Высота может быть выражена с разной степенью ясности. Поэтому звуки разделяются на две группы: 1) звуки, имеющие ясно выраженную высоту, и 2) звуки, не имеющие ясно выраженной высоты. Человеческий слух способен воспринимать различие в высоте (приблизительно) от 16 до 20000 колебаний в секунду. Однако в музыке используются, главным образом, звуки, имеющие ясно выраженную высоту в пределах (приблизительно) от 16 до 4000 колебаний в секунду. Такое ограничение связано с практикой человеческой речи и пения, причем в речи и пении используются звуки в еще более узких пределах. Теория музыки занимается почти исключительно звуками, имеющими ясно выраженную высоту. В данном учебнике из пятнадцати глав высоте звука посвящены тринадцать - I, II, IV-XIV и отчасти XV. Звуки, не имеющие ясно выраженной высоты, производимые различными шумящими и звенящими инструментами применяются в музыке ограниченно. Такие звуки изучаются в разделе ударных инструментов курса инструментоведения и оркестровки.

Длительность звука зависит от продолжительности колебательного движения. В данном курсе длительности звука посвящены части III, XIV и XV глав.

Громкость звука зависит от силы колебательного движения, выражающейся в амплитуде (размахе) колебаний. Громкость звука часто не вполне правильно называют его силой. Громкости в данном учебнике посвящена часть главы XIV.

Тембр, или окраска звука, зависит от состава звука: (некоторые подробности см. в следующем ниже пояснении, напечатанном мелким шрифтом). Благодаря разнице в тембрах мы отличаем голос одного человека от голоса другого, звук одного инструмента от звука другого и т. п.

 

Вопросы:

1. Назовите основные свойства звука.

2. Какой свойство звука часто называют его силой?

 

Задания:

1. Найти и записать итальянские обозначения громкости музыкального звучания и их изменений (с русской транскрипцией), привести музыкальные примеры (названия музыкальных произведений), иллюстрирующие различную громкость звучания.

2. Перечислить тембры певческих голосов (женских и мужских) и привести соответствующие названия музыкальных произведений.

3. Привести музыкальные примеры звучания тембров различных музыкальных инструментов (название музыкального инструмента – характеристика окраски звучания – название музыкального примера).

ТЕМА 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА. РАСПОЛОЖЕНИЕ НОТ НА НОТНОМ СТАНЕ

Наше восприятие звука, или тона, определяется рядом его свойств. Одно из этих свойств - высота звука, зависящая от частоты вибрации. Единица измерения частоты - Герц (Гц), означающая количество колебаний в секунду. А вот громкость звука зависит от амплитуды колебаний (например, если не поддерживать звук повторным прикосновением к струне, то струна перестанет колебаться и звук постепенно угаснет).

Самый низкий тон, доступный человеческому уху (подразумевается человек с нормальным слухом), - это 20 Гц (колебаний в секунду) при длине волны 16,78 метра. Самый высокий слышимый тон - около 20 000Гц при длине волны 17 сантиметров. Звуки, которые человек способен сам воспроизвести голосом исчисляются от 16 герц до 4000-4500 герц.

Музыкальная система ведет свое происхождение от музыки Древней Греции. Причем, музыка вначале возникла не как самостоятельное искусство, а в триединстве: поэзия – музыка – танец. Символом музыки, сопровождающей поэзию, стала лира, прародительница современной арфы, инструмент с 4 струнами. К созданию лиры Орфея и ее конструкции приложил свой гениальный ум и умелые руки Пифагор. Это он открыл, что высота звука зависит от длины струны, что, нажав струну посредине, получаем звук октавой выше, а разделив струну на три части – звук на квинту выше. В переводе на нашу современную систему эти струны настраивались по звукам до—фа—соль—до (по квартам). Это подобие наводит на мысль о симметрии. В данном случае — о симметрии в музыке. В современной нотации именно эти звуки стали осью координат: поставьте зеркало (можно мысленно) к верхнему стану со скрипичным ключом. В зеркале вы увидите отражение, но уже в басовом ключе малой октавы: до 1 октавы останется на месте, а фа первой октавы отразится как соль малой октавы! Да и сам басовый ключ – оказывается перевернутым отражением скрипичного ключа, только без петли!

Изобретение письменности помогло человечеству накапливать знания. Изобретение нотного письма позволило передавать потомкам звуки, музыку. Современную систему нотной записи придумал в XI веке бенедиктинский монах Гвидо Аретинский. Монах обучал певчих исполнению церковных песнопений.

Обучение заключалось в непосредственном заучивании с голоса преподавателя всех гимнов и песнопений католической мессы. Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова «nota» – знак). Нотное письмо, пришедшее на смену невмам – в Европе и крюкам – в России, явилось фактически системой координат, которую в математический инструментарий ввел ученый-математик Декарт только в XVII веке! Глядя в ноты, мы видим не что иное, как настоящий график музыки: по вертикальной оси определяется высота звука, по горизонтальной – момент его появления, и время звучания.

Для обозначения звука принят овал, внутри пустой или заполненный:

Овал, обозначающий звук, называется нотой. К овалу (см. главу III) для обозначения длительности звука добавляются еще некоторые знаки.

Нотным станом (нотоносцем) называется система из пяти параллельных горизонтальных линий. на которых размещаются ноты. Счет линий ведется снизу вверх:

В начале нотного стана (слева) большей частью ставится вертикальная черта, называющаяся начальной.

Если произведение излагается одновременно на нескольких нотных станах. то начальная черта у них Общая. Кроме нее, еще ставится объединяющая нотные станы скобка, называемая акколадой. Акколада бывает фигурная (для фортепьяно, арфы и органа) и прямая (для всех ансамблей, хора и оркестра):

Часть нот размещается на линиях:

При этом, для того чтобы определить местонахождение ноты, говорят, что нота находится на первой линии, на второй линии и т. п.

Ноты размещаются также и в промежутках между линиями (т. е. над и под ними):

При этом, для того чтобы определить место ноты, говорят, что нота находится над той или иной линией (над первой, над второй и т. п.). Нота, находящаяся ниже первой линии, так и определяется: ниже первой линии.

Добавочными называются короткие линии для одной ноты, помещаемые выше или ниже нотного стана:

Счет добавочных линий сверху ведется в восходящем направлении (на первой добавочной линии сверху, над первой добавочной линией сверху, на второй добавочной линии сверху, над второй добавочной линией сверху и т. д.).

Счет добавочных линий снизу ведется в нисходящем порядке (на первой добавочной линии снизу, под первой добавочной линией снизу, на второй добавочной линии снизу, под второй добавочной линией снизу и т. д.):

Таким образом, два параметра звука (частота колебаний и последовательность ее изменений) получили прекрасное отображение на плоскости в прямоугольной системе координат.

Изобретенное нотное письмо позволило точно воспроизводить композиторский замысел, повысив роль исполнителя и его мастерства.

Ключ — это знак, который ставится на одной из линий нотного стана и дает ноте на этой линии название определенной ступени звукоряда. Основных ключей два: скрипичный и басовый.

Скрипичный ключ обозначает соль первой октавы и ставится на второй линии нотного стана:

Басовый ключ обозначает фа малой октавы и ставится на четвертой линии нотного стана:

От ключа отчитываются все остальные ступени, располагаемые на линиях и в промежутках между ними.

При первоначальном знакомстве с тем или иным ключом практично для нот, удаленных от него, вести отсчет через ступень.

Названия нот, лежащих между линиями, находятся при помощи нот, лежащих на линиях. При знакомстве с одним из двух названных ключей для перехода от него к другому можно пользоваться так называемой 11-линейной системой. В ней до первой октавы лежит на средней линии. Эта средняя линия прибавляется в качестве добавочной к нотоносцу со скрипичным или басовым ключом и сохраняет значение до1 в обоих возможных случаях.

Вопросы:

1. Звуки какого диапазона способны слышать человеческое ухо?

2. Кто изобрел нотное письмо и когда?

3. Дайте определение понятию «ключ», какие бывают ключи, как они связаны с высотой звучания.

Задания:

1. В нотной тетради запишите восходящее и нисходящее движение нот от ноты «до» первой октавы - до ноты «до» второй октавы и обратно (в скрипичном ключе) и от «до» большой октавы до «до» малой октавы и обратно в басовом ключе.

ТЕМА 4. МЕТР

Метром называется периодически повторяющаяся, равномерная последовательность акцентируемых и неакцентируемых долей. Наиболее яркой аналогией метра является пульс человека, поэтому распространенным является употребление определения «метрическая пульсация».

Метр применяется для организации музыкальных звуков посредством их различной тяжести (акцентированности). Акценты, применяемые для образования метра, называются метрическими акцентами. Метрические акценты чаще всего бывают реальными, т. е. существующими физически; но они могут быть и воображаемыми. Акцентируемые и неакцентируемые равнодлительные отрезки времени, образующие метр, называются метрическими долями.

Акцентируемая доля называется сильной, неакцентируемая — слабой.

Метрические акценты большей частью правильно периодичны, т. е. повторяются через одинаковое количество долей, например, через одну, через две и т. п.:

Количество слабых долей, от одной сильной доли до другой, определяет основную характеристику метра: счет «раз – два – три – раз – два – три и т.д.» соответствует трехдольному метру, «раз – два – три – четыре – раз – два – три – четыре и т.д.» - четырехдольному и т.д.

Большинству танцевальных жанров и любой музыки, связанной с движением, присущи свои характерные метры: вальсу и мазурке- трехдольность; польке – двухдольность; полонезу – четырехдолность и т.д.

Метр имеет свое обозначение в нотной записи и музыкальной практике.

Размером называется цифровое изображение метра в нотах, посредством обозначения его доли определенной длительностью (четвертью, половинной и т. п.)‚ а всей метрической группы долей — дробью.

Числитель этой дроби указывает на количество долей размера (метра), а знаменатель на длительность, которая принята за основную долю. Знак дроби (горизонтальная черта) не ставится, так как им служит третья линия нотного стана. Обозначение размера помещается после ключа и ключевых знаков (диезов или бемолей):

Иногда размер обозначается только целым числом, указывающим количество долей:

Обозначение размера дробью более точно. Целым числом правильнее обозначать метр, поскольку целое число дает представление лишь о количестве долей, но не об их конкретном нотном выражении.

Временной промежуток от одной сильной доли до другой называется тактом. Согласно определению, тактом называется отрезок музыкального произведения, который начинается с сильной доли и кончается перед следующей сильной долей. Примечание: речь идет о разделении на отрезки по признаку сочетания сильных и слабых долей, но не по музыкальному смыслу.

Такт, следовательно, представляет объединение метра (т. е. определенного сочетания тяжелых и легких-долей) и ритма (т. е. доследования длительностей), которые порознь возможны лишь как отвлеченные понятия, а в музыке всегда существуют одновременно.

Тактовой чертой называется вертикальная черта поперек нотоносца, отделяющая такты друг от друга. Тактовая черта ставится непосредственно перед сильной долей такта и служит лишь для ее обозначения. Приписывать тактовой черте какие-нибудь другие свойства (например, отделение частей произведения по их смыслу), как правило, не следует.

Двойная черта поперек нотоносца ставится в конце произведения или резко отделенной его части (в печатных нотах правая черта—толще левой).

Двойная черта с одинаковой толщиной черточек ставится перед новыми ключевыми знаками, вводимыми внутри произведения, или перед новым обозначением размера (последнее необязательно).

Простые метры и размеры.

Простыми называются метры и размеры, имеющие две и три доли при одном акценте. Примечание: на все наиболее употребительные метры и размеры специальные примеры из художественной литературы не приведены. В музыке можно без труда найти достаточное количество таких примеров.

Двухдольный метр применяется в виде следующих размеров:

Размер 2/2, называемый alla breve, часто обозначается

Трехдольный метр применяется в виде следующих размеров:

Сложными называются размеры, содержащие более трех метрических долей – 4, 5, 6. Четырехдольный размер является наиболее распространенным, пятидольные и шестидольные размеры – встречаются реже, но для удобства, при счете они мысленно разделяются на сумму простых (5/4 = ¾ + 2/4 или 6/8 = 2/8+2/8+2/8, но также и 3/8+3/8) и т.д.

 

Вопросы:

1. Дайте определение понятию «метр».

2. Что в музыке называют метрическими долями.

3. Что такое размер? Что обозначает верхняя и нижняя цифра в написании размера.

 

Задание:

1. В нотной тетради напишите звуки первой октавы произвольными длительностями в размерах 2\4, 3\4, 4\4, 6/8 (по 3-4 такта).

Подобрать музыкальные примеры на различные размеры (желательно из танцевальной музыки, но не обязательно).

ТЕМА 5. РИТМ

Ритмом называется организованная последовательность звуков одинаковой или различной длительности.

Для обозначения длительности звуков существует ряд основных нотных знаков:

1) Овал, который применяется пустой или заполненный:

2) Штиль (вертикальная палочка), который добавляется к овалу. Заполненный овал всегда имеет штиль. Штиль пишется вверх справа или вниз слева (когда и как нужно его писать, будет указано ниже:

3) Хвосты от одного до четырех (реже до пяти, даже до шести), добавляющиеся к палочке справа:

В группе нот хвосты большей частью сливаются в общие прямые (параллельные, если их две или больше) линии, называемые ребрами длительности:

Основные соотношения звуковых длительностей таковы, что каждая более крупная длительность относится к ближайшей (по порядку) более мелкой, как 2:1. Это отражается в основных знаках нотного письма следующим образом: условно принятая за единицу целая нота делится на две половинные, половинная — на две четверти, четверть — на две восьмые и т. д. (см пример 29 на стр. 25!!!).

Изредка встречаются сто двадцать восьмые и двести пятьдесят шестые. Употребляется также крупная длительность, равная двум целым, называемая брэвис:

Всякая музыкальная тема (в единстве мелодии и аккомпанемента) представляет собой неповторимую последовательность звуков различной длительности, поэтому ее ритмическое оформление обладает не меньшей выразительностью и спецификой, чем интонируемые музыкальные звуки.

Поэтому существует понятие «ритмическая формула», которое обозначает характерную ритмическую последовательность, использование которой часто становится ярким жанровым признаком, как например, в марше, вальсе, мазурке и т.д.

 

Вопросы:

1. Дайте определение понятию «ритм».

2. Перечислите известные Вам длительности музыкальных звуков и установите их временное соотношение.

 

Задания:

1. В нотной тетради запишите восходящее и нисходящее движение нот первой октавы (от до) различными длительностями, чередуя известные вам длительности.

2. Запишите ритмические формулы, характерные для различных танцевальных жанров. Приведите соответствующие музыкальные примеры (названия).

ТЕМА 6. ТЕМП

Темпом называется скорость движения, точнее – частота пульсирования метрических долей.

Темп обозначается в начале произведения или его части словами, написанными над нотной строчкой. Большое применение до сих пор имеет итальянская терминология:

Для темпа с частыми мелкими отклонениями от основной скорости существует обозначение tempo rubato (темпо рубато), т. е. свободный темп.

Возможность произвольного темпа с произвольными же отклонениями от него обозначается выражениями ad libitum (ад либитум) и a piacere (а пьячере) – по желанию.

Кроме итальянской терминологии, авторы также пользуются для обозначения темпа словами своего родного языка (обозначения на немецком языке у Роберта Шумана, на французском у Клода Дебюсси). Ряд советских композиторов употребляет обозначения на русском языке.

Многие из обозначений темпа, кроме скорости движения, в некоторой мере определяют и общий характер исполнения. Но и то и другое определяется неточно и зависит от содержания каждого отдельного произведения и его толкования исполнителем.

Точное обозначение темпа возможно с помощью метронома. Он представляет собой маятник, приводимый в движение заводным механизмом. На маятник надета гирька, которая может быть передвинута по нему вверх и вниз. Чем выше положение гирьки на маятнике, тем реже его равномерные колебания; чем положение гирьки ниже, тем они чаще. На стенке метронома есть шкала с делениями и цифрами. Каждая цифра указывает, сколько ударов в минуту сделает маятник, если гирьку поставить против нее. Один удар маятника может быть обозначен любой ритмической длительностью (четвертью, половинной и т. п.) Обычно в качестве основной единицы измерения выбирается длительность, служащая долей такта. После словесного обозначения темпа (а иногда даже без него) и характера исполнения ставят М. М., затем ноту, которая выражает счетную единицу, знак равенства и цифру метронома, которая дает требуемую скорость.

Пример: Allegro M.M. = 92 или Allegro = 92 (не ставят М. М.) и даже просто = 92 (пропущено и название темпа).

Значение темпа в музыке очень велико, так как характеру каждого музыкального образа соответствует более или менее определенная скорость движения. Например, состояние взволнованности обычно передается музыкой в скором темпе. Со скорым темпом, естественно, связан оживленный танец. В музыке триумфального характера часто встречаются скорые или умеренно-скорые темпы. Музыка пасторального характера часто бывает в умеренном темпе. Медленные темпы встречаются в музыке разного характера, например, скорбного.

Сколько-нибудь значительное отступление от темпа, нормального для данного произведения, ведет к искажению характера его музыкальных образов. Замена одного темпа другим иногда используется для художественных целей. Следующая мелодия в скором темпе (пример 98а) выражает энергию; проведение ее в умеренном темпе (пример 98б) имеет спокойный, эпический характер.

Темп обозначается в начале произведения или его части словами, написанными над нотной строчкой. Большое применение до сих пор имеет итальянская терминология:

Вопросы:

1. Дайте определению понятию «темп» в музыке.

2. Каково значение темпа в музыке?

3. Как темп может повлиять на характер танца?

Задание:

1. Подберите музыкальные примеры (можно из танцевальной музыки) в разных темпах, укажите обозначение темпа.

2. Подберите музыкальные примеры одного танцевального жанра, исполняемого в разных темпах и напишите, в чем разница в характере и настроении музыки.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!