Понятие и сущность аккультурации.



Еникеев. Р.Р. _20ФПФм1

Тема 2. Уровни и формы межкультурной коммуникации

Вопросы для подготовки:

1. Понятие межкультурной коммуникации.

2. Субъекты и уровни межкультурной коммуникации.

3. Понятие и сущность аккультурации.

4. Основные стратегии аккультурации.

5. Результаты аккультурации. Аккультурация и адаптация.

6. Межкультурная компетенция, ее составные элементы и способы формирования.

     Понятия: Аккультурация, алиенация, ассимиляция, интеграция, маргинализация, нативизм, сепарация, бикультурная личность, мультикультурная личность, мультикультурализм, культурная диффузия.

Тема 2. Уровни и формы межкультурной коммуникации

Вопросы для подготовки:

Понятие межкультурной коммуникации.

«Межкультурная коммуникация» представляет собой особую форму коммуникации двух или более представителей различных культур, в ходе которой происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур.

Термин "межкультурная коммуникация" относится к обмену знаниями, идеями, мыслями, концептами и эмоциями между людьми из разных культур. Первое определение межкультурной коммуникации предложили в 1972 г. американские ученые Ларри Самовар и Ричард Портер в книге "Коммуникация между культурами" ("Communication between Cultures"). Согласно этому определению, межкультурная коммуникация – это такой вид коммуникации, в котором отправитель и получатель принадлежат к разным культурам[1].

Мнение специалистов

Американские ученые Р. Портер и Л. Самовар дают следующее определение коммуникации: "то, что имеет место всякий раз, когда кто-то реагирует на поведение или последствия поведения другого человека"[2].

В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой межкультурная коммуникация охарактеризована как совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.

Существуют и другие определения межкультурных коммуникаций. В целом, основываясь на различных подходах к существующим определениям, можно сделать вывод, что межкультурная коммуникация – это особая форма коммуникации двух или более представителей различных культур, в ходе которой происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур.

Также под межкультурной коммуникацией понимают и особую область науки, изучающую взаимодействие индивидов с различными образцами исторически производного поведения.

Межкультурная коммуникация – это сложное, комплексное явление, которое включает разнообразные направления и формы общения между отдельными индивидами, группами, государствами, относящимися к различным культурам.

Процесс межкультурной коммуникации есть специфическая форма деятельности, которая предполагает знание иностранных языков, материальной и духовной культуры другого народа, религии, ценностей, нравственных установок, мировоззренческих представлений и т.д., в совокупности определяющих модель поведения партнеров по коммуникации. Только сочетание этих двух видов знания – языка и культуры – обеспечивает эффективное и плодотворное общение, служит основой эффективной межкультурной коммуникации.

Предметом межкультурной коммуникации являются контакты, протекающие на различных уровнях, в разной аудитории, в двустороннем, многостороннем, глобальном аспектах. Целью межкультурной коммуникации должно быть создание условий для развития конструктивного диалога, равноценного по отношению к представителям других культур.

Субъекты и уровни межкультурной коммуникации.

Процесс коммуникации, т.е. взаимосвязи и взаимодействия людей, являющихся носителями отличных друг от друга ценностей, стереотипов или поведенческих форм, прежде всего это процесс, при котором происходит обмен информацией. В процессе коммуникации происходит изменение взаимодействующих субъектов, формируются новые личностные качества. В работе «Мир общения» М.С. Каган, говорит о том, что общение - это особая форма взаимодействия сложных систем - субъектов . Коммуникация выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания, приказания и т.п.), которую получатель должен всего-навсего принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. В то время как в диалоге каждое сообщение (послание) рассчитано на интерпретацию собеседником и возвращение в таком преломленном, обогащенном, интерпретированном виде для дальнейшей аналогичной обработки другим партнером и т.д. Субъект межкультурного диалога не может рассматриваться изолировано, так как каждый индивид идентифицирует себя с определенной социальной группой - нацией, этнической, религиозной или профессиональной общностью. Одним из главных свойств субъекта является его уникальность. И демаркационная линия, отделяющая субъект от объекта, по мнению М.С.Кагана, пролегает именно здесь. Так как объект либо вообще не является уникальным, либо утрачивает уникальность в данной ситуации, даже если обладает ею в принципе. Субъект же в силу своей уникальности «требует индивидуального к себе подхода». Кроме того, следует отметить, что субъектом может выступать как отдельный человек, так группа людей, и общество в целом.

К примеру, М.С.Каган , говоря о полимодальности субъекта, отмечает такие особенности:

1. Субъектом может быть отдельный человек в той мере, в какой он обладает отмеченными выше качествами, то есть является личностью и поступает как личность.

2. Субъектом может быть группа людей, объединенная не случайно, не механически (типа толпы), а органически, системно и именно поэтому приобретающая некие системные качества. По мнению М.С. Кагана, такие общности объединяются на основе самосознания, воли к действию и свободы выбора целей (нации, классы, партии, семья и т.д).

3. Субъектом может быть определенный социум, если он обладает высокой степенью внутренней организованности и цельности, которые порождают у него воплощающееся в культуре единое сознание и самосознание, единонаправленную активность и свободно избираемый путь им принцип социальных действий.

4. Наконец, субъектом является общество, взятое в целом, или человечество, когда оно выступает как единое целое, осознающее себя таковым и обращающее свою активность отчасти на покоряемую и познаваемую природу, отчасти на самосовершенствование.

Главным образом, общество выступает в качестве субъекта перед лицом глобальных проблем, грозящих уничтожению самого человечества.

Таким образом, общение - это процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность (или повышающая степень этой общности). Субъектом может выступать как отдельный человек, так группа людей, и общество в целом.

 

Понятие и сущность аккультурации.

Под понятием «аккультурация» понимают процесс влияния культур друг на друга, в этом процессе культуры обмениваются своими культурными особенностями. Во время этого взаимодействия культуры постепенно изменяются, но в то же время не теряют своей индивидуальности. Аккультурация отличается от такого понятия как ассимиляция, во время ассимиляции при взаимодействии культур, одна культура полностью подчиняется другой, более доминантной, менее доминантная культура теряет свой язык и культуру. Однако следует отметить, что аккультурация может быть начальной стадией ассимиляции. Первым кто стал употреблять этот термин был немецкий ученый этнолог В. Крикенберг. В 1910 году Крикенберг использовал этот термин в одной из своих работ под названием «Illustrierte Völkerkunde», рассказывая о взаимоотношениях культур племен Южной Америки. Понятие аккультурации является одним из ключевых в современной культурологии. Антропологи Р. Билз, Р. Линтонruen, Р. Редфилд и М. Херсковиц определяли аккультурацию как процесс, в ходе которого группы лиц, имеющие разные культуры, приходят в непрерывное общение с последующими изменениями в оригинальной модели культуры одной или обеих группах. В 1930-х годах понятие аккультурация стало одним из главным в работах американских ученых антропологов. Это понятие использовалось в эмпирических исследованиях, теоретическом анализе и полевых экспериментах британских и американских ученых. Постепенно процесс аккультурации стал излучаться более детально. В 1935 была разработана типовая модель исследования аккультурации. В конце 1930-х годов ученые стали изучать особенности культуры-донора и культуры-реципиента. Были выявлены три варианта реакции культуры-реципиента на столкновение с иной культурой: «Принятие» - в этом случае культурные модели культуры-реципиента полностью заменяются на культурные модели культуры-донора «Адаптация» - в этом случае происходят частичные культурные изменения в культуре-реципиенте под влиянием культуры-донора «Реакция» - в этом случае культура-реципиент отторгает новые культурные модели и всячески пытается сохранить свои старые. В дальнейшем эти данные были доработаны. Были проведены исследования процессов комбинации культурных элементов культур, которые вступали во взаимодействие, в результате этого складывались новые культурные модели. Позже были выделены два типа условий, при которых аккультурация может состояться: Взаимодействие между культурами происходит при отсутствии доминирования одной из групп в политической и военной сфере. Взаимодействие между культурными группами происходит при военном и политическом доминировании одной культуры, при этом доминирующая культура навязает свои порядки насильственным способом. До 1950-х годов явление аккультурации изучалась с точки зрения воздействия западной цивилизации на другие культуры. После 50-х стали так же изучаться процессы влияния других культур, например, японской или китайской на другие культуры. Ранее учёные в основном проводили свои исследования относительно того как доминирующая культура влияет на культуру реципиента, позже исследователей заинтересовал обратный феномен, каким образом культура-реципиент оставляет свой след в доминирующей культуре. Сегодня примеры аккультурации можно встретить достаточно часто. Многие разделённые народы должны приспосабливаться к условиям культурно-языковой среды, при этом им удается сохранить свою индивидуальность, свои культурные особенности и язык. В тех случаях, когда долгая аккультурация не переходит в ассимиляцию, можно говорить о скрытом конфликте между двумя культурными обществами. Бывают и противоположные ситуации, когда в процессе успешной аккультурации появляется угроза полной ассимиляции и потери одной культуры своих отличительных признаков.

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!