Вопрос №40: Лирика А.А. Ахматовой как выражение богатства женской души. Чтение наизусть.



Мир женской души наиболее полно раскрывается в любовной лирике А.А.Ахматовой и занимает в ее поэзии центральное место.

Чувства и переживания А.Ахматовой воспринимались как лирический дневник. Поэтесса говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о измене, разлуке, отчаянии – обо всем, что близко многим, что способен испытать и понять каждый человек.

Любовь в лирике А.Ахматовой почти никогда не изображается безмятежно, а наоборот, крайне в кризисном выражении: в момент разрыва, разлуки.

В стихах А.А.Ахматовой тесно переплетены темы любви и творчества. В духовном облике героини ее любовной лирики угадывается «крылатость» творческой личности. Ахматова уже знает, что поэтическая слава не сможет заменить любви и счастья земного.

У Анны Ахматовой присутствует неиссякаемый интерес к внутреннему миру человека. Она, как никто другой, умеет раскрыть самые потайные глубины внутреннего мира человека, его переживания, состояния, настроения.

Земная любовь у Ахматовой подразумевает любовь к окружающему человека земному миру. Изображение человеческих отношений неотрывно от любви к родной земле, к стране, к народу. Пронизывающая поэзию А.Ахматовой идея духовной связи с Родиной выражается в готовности пожертвовать ради нее даже счастьем и близостью с самыми дорогими людьми. Как говорится в стихотворении:

«Молитва»

 

«Дай мне горькие годы недуга

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.»

 

До библейских высот поднимается она в описании материнской любви. Страдания матери, обреченной видеть крестные муки своего сына описываются в поэме:

«Реквием»

 

«Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»

А Матери: «О, не рыдай Мене…»

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.»

 

Таким образом, поэзия А.А.Ахматовой не только исповедь влюбленной женщины, это исповедь человека, живущего всеми бедами, болезнями.

Анна Ахматова объединила женскую поэзию с поэзией основного потока, сохранив тематику и многие приемы женской поэзии, она коренным образом переработала и то, и другое в духе не женской, а общечеловеческой поэтики.

Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой.

 

Вопрос №41: Конфликт поколений и его разрешение в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".

 

Отцы и дети» - это произведение остро полемическое. В нем Тургенев отразил вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия: неизбежность смены поколений, осмысление опыта прошлого и переоценка жизненных ценностей уходящего поколения, иными словами говоря, столкновение «века нынешнего и века минувшего».

Но, кроме этого, писатель отразил и социальный конфликт, борьбу представителей разных социальных слоёв общества – дворян и разночинцев, разных мировоззренческих позиций либералов и демократов.

В романе И.С. Тургенева сталкиваются характеры представителей 40х и 60х годов ХIХ в. Хрестоматийный конфликт произведения разыгрывается между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым.

Базаров – нигилист, отрицающий все, что было накоплено до него предшествующими поколениями. Особенно его сердце «бунтует» против всего нематериального: искусства, любви, дружбы, души, наконец. Все это Базаров считает выдумками неприспособленных к делу аристократов, фантазиями слабых людей. Герой так говорит Павлу Петровичу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Все эти «новомодные веяния» вызывают у Кирсанова возмущение и гнев. Он считает себя и свой класс носителями истинных ценностей, чуть ли не спасителями человечества.

Между этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Не было ни одного важного вопроса, по которому между ними не было бы принципиальных разногласий. Споры велись по самым различным проблемам: политическим, научным, нравственным.

Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником для Базарова. Все слова Кирсанова – лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. У него нет своих убеждений. Павел Петрович и внешне, и внутренне напоминает куклу. Базарову, человеку стремительному, деятельному, претит все, из чего «состоит» Кирсанов.

В финале романа мы узнаем, что Кирсанов переехал в Германию и что сами немцы принимают его за англичанина. А от его любви к России, о которой Кирсанов так любил говорить, осталась лишь пепельница в виде мужицкого лаптя на его письменном столе.

 

Конфликт Аркадия с отцом не так явен, как вечные столкновения Базарова и Кирсанова, но он очень болезнен. Сам по себе образ Николая Петровича Кирсанова создан автором с большой симпатией. Это человек с нежной душой, достаточно образованный, любящий и ценящий искусство. Он прост и мудр. Аркадий во многом похож на своего отца. Но увлечение нигилизмом заставляет его отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное. Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Молодому человеку очень хочется быть во всем похожим на своего кумира Базарова. Но пропасть между Аркадием и Евгением огромна. На самом деле младшему Кирсанову для счастья нужно совсем немного: жить в родном доме вместе с отцом, иметь любящую жену, воспитывать детей. Поэтому Николая Петровича так сильно коробит наигранный цинизм сына, его небрежное отношение к вечным идеалам.

Кирсанов очень переживает отчуждение Аркадия, но он достаточно мудр, чтобы не обвинять сына. И действительно, через какое-то время Аркадий вновь возвращается к простому человеческому счастью, житейской гармонии, которая и была ему нужна на самом деле.

 

Самым тяжелым конфликтом, на мой взгляд, является пропасть, лёгшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей. Но в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов». Дело в том, что это презрение не наигранное, как у Аркадия, а настоящее. Отец и мать Евгения безумно любят его. Они пытаются ничем не вызвать раздражения сына, стараются во всем ему угодить, но напрасно.

 

Финал жизни Базарова показывает, что и его жизненная философия была ошибочной. Базаров погибает, так как. По мнению Тургенева, у нигилизма нет будущего, невозможно только разрушать, ничего не созидая.

 

Вопрос №42: Каковы главные причины "лежания" Ильи Ильича Обломова? (по роману И.А. Гончарова "Обломов")

 

Главный герой романа – Обломов – сложный и противоречивый образ. На его характер и мышление повлияла та среда, в которой он родился и воспитывался.

 

Илья Ильич не был приспособлен к самостоятельной жизни, за него всегда все делали взрослые, а он жил «в праздности и покое». Любые попытки деятельности в маленьком Обломове сразу же подавлялись. Стоит ему что-нибудь пожелать, как сразу же его желания исполняли трое слуг.

Поэтому он решает для себя, что лучше оставаться «обломовцем», но сохранить человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, черствым и бессердечным.

 

Обломов постоянно лежит на диване не только потому, что может ничего не делать как барин, но и потому, что он не хочет жить в ущерб своему нравственному достоинству. Ничегонеделание Обломова – это своеобразный протест и отрицательное отношение к жизни и интересам современных герою людей.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!