Главные трезвучия лада и их обращения.
Вопросы и ответы по ЭТМ
Квинтовый круг мажорных тональностей.
Порядок расположения мажорных тональностей: диезных вверх по чистым квинтам, а бемольных вниз по чистым квинтам – называется квинтовым кругом.
Квинтовый круг минорных тональностей.
Порядок расположения минорных тональностей: диезных вверх по чистым квинтам, а бемольных вниз по чистым квинтам – называется квинтовым кругом.
Хроматическая гамма.
Хроматической называется гамма, состоящая из полутонов.
Мажорная хроматическая гамма строится так: при движении вверх ( # ) не изменяются III и VI ступени, а при движении вниз ( $ ) не изменяются V и I ступени.
Минорная хроматическая гамма строится так: при движении вверх ( # ) не изменяются
I и V ступени, и при движении вниз ( $ ) не изменяются V и I ступени.
Лады народной музыки.
Ладами народной музыки называют особые натуральные лады, которые встречаются в народной музыке. Семиступенным ладам были присвоены названия средневековых ладов.
· мажорный с повышенной IV # ступенью – лидийский лад
· мажорный с пониженной VII♭ ступенью – миксолидийский лад
· минорный с повышенной VI # ступенью – дорийский лад
· минорный с пониженной II♭ ступенью – фригийский лад
Пентатоника. Модуляция.
Пентатоника – лад состоящий из пяти звуков. Он отличается от натурального мажора отсутствием IV и VII ступеней, а натурального минора – отсутствием II и VI ступеней.
|
|
Модуляция – это переход в новую тональность с завершением в ней музыкального построения. Чаще используется модуляция в параллельную тональность или в тональность доминанты.
Тритоны.
Название интервалов, содержащих три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшённая квинта.
В н. dur на VII – ум.5→ б.3 и г. moll VII# – ум.5→ м.3
В н. dur на IV – ув.4→ м.6 и г. moll IV – ув.4→ б.6
В н. moll на II – ум.5→ б.3 и г. dur на II – ум.5→ м.3
В н. moll на VI – ув.4→ м.6 и г. dur на VIᵇ – ув.4→ б.6
Характерные интервалы.
Характерными называются интервалы, которые встречаются в гармонических видах мажора и минора. В эти интервалы обязательно входят в миноре VII # и в мажоре VIb ступени. К характерным интервалам относятся уменьшённая септима – увеличенная секунда, уменьшённая кварта – увеличенная квинта.
Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре
Обращение интервалов.
Обращением интервала называется перемещение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.
Трезвучие. Виды трезвучий.
Трезвучием называется аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям.
|
|
Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:
Мажорное трезвучие состоит: Б35 = б.3 + м.3, крайние звуки образуют ч.5
Минорное трезвучие состоит: М35 = м.3 + б.3, крайние звуки образуют ч.5
Увеличенное трезвучие состоит: Ув35 = б.3 + б.3, крайние звуки образуют ув.5
Уменьшённое трезвучие состоит: Ум35 = м.3 + м.3, крайние звуки образуют ум.5
Обращения трезвучий.
Обращения трезвучий - перенос нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз.
Первое обращение трезвучия – секстаккорд, обозначается цифрой 6, состоит из терции и кварты. Второе обращение трезвучия – квартсекстаккорд, обозначается цифрой 46, состоит из кварты и терции.
Главные трезвучия лада и их обращения.
Трезвучия, которые строятся на I , IV и V ступенях называются главными.
Тоническое трезвучие (Т35) – строится на I ступени,
Субдоминантовое трезвучие (S35) – строится на IV ступени,
Доминантовое трезвучие (D35) – строится на V ступени.
Все три трезвучия имеют обращения:
Ум35 строиться на VII c т. н. и г. dur и г. moll Ув35 строиться на VI ст. г. dur
на II c т. г. dur и г. moll на III ст. г. moll
|
|
D 7 и его обращения.
Доминантовый септаккорд (D7) – это аккорд, состоящий из четырёх звуков, расположенных по терциям (б.3+м.3+м.3), строиться на V ст. и разрешается в тоническую терцию, с утроенной тоникой (T3).
При построении аккорда от звука, для определения тональности, в которой он построен, надо от основного звука построить вверх ч.4: (D7# ч.4).
D7 имеет три обращения.
Доминантовый квинтсекстаккорд (D56), состоит из м.3+м.3+б.2, строиться на VII ст. и разрешается в тоническое трезвучие, с удвоенной тоникой (T35).
При построении аккорда от звука, для определения тональности, в которой он построен, надо от основного звука построить вверх м.2: (D56# м.2)
Доминантовый терцквартаккорд (D34), состоит из м.3+б.2+б.3, строиться на II ст. и разрешается в полное тоническое трезвучие (T35 п.).
При построении аккорда от звука, для определения тональности, в которой он построен, надо от основного звука построить вниз б.2: (D34$б.2)
Доминантовый секундаккорд (D2), состоит из б.2+б.3+м.3, строиться на IV ст. и разрешается в тонический секстаккорд, с удвоенной тоникой (T6).
При построении аккорда от звука, для определения тональности, в которой он построен, надо от основного звука построить вниз ч.4: (D2$ ч.4)
|
|
Вводные септаккорды.
В мажоре и гармоническом миноре VII ступень называется вводным звуком. Септаккорд, который строиться на VII ст., называется вводным септаккордом. В зависимости от того, какая септима у него между крайними звуками (м.7 или ум.7), вводные септаккорды бывают двух видов: малый вводный септаккорд (МVII7) и уменьшённый вводный септаккорд (УмVII7).
МVII7 строиться в натуральном мажоре на VII cт. и разрешается Т35 с удвоенной терцией.
УмVII7 строиться в гармоническом мажоре и гармоническом миноре на VII cт. и разрешается Т35 с удвоенной терцией.
Типы гармонических оборотов.
Аккордовые последовательности представлены четырьмя типами гармонических оборотов.
1. Автентический оборот (доминанта – тоника)
2. Плагальный оборот (субдоминанта – тоника)
3. Полный оборот (субдоминанта – доминанта – тоника)
4. Разрешение D7 не в тонику, а в трезвучие VI ступени, называется прерванный оборот.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!