Кровь мучеников – багряница и виссон Церкви



СВЯТЫЕ – УКРАШЕНИЕ ЦЕРКВИ

Комментарии к тропарю и кондаку Недели всех святых

Лариса Маршева , Тихон Овчинников

Неделя всех святых – праздник, отмечаемый Православной Церковью в восьмое воскресение по Пасхе и ровно через неделю после празднования Пятидесятницы. Ключевая богослужебная тема этого дня – воспоминание всех святых. Предлагаем богословско-филологический комментарий тропаря и кондака данного праздника.

Неделей всех святых знаменуется окончание целого периода церковного года – время пения Триоди, гимнография которой наполняет богослужения в храмах, начиная с Недели о мытаре и фарисее. На следующий день после недели всех святых, в понедельник, начинается Петров пост.

Неслучайно в ближайшее воскресенье после празднования Пятидесятницы и Дня Святого Духа – того момента, который считается днем рождения Церкви, – мы чтим память всех святых людей, своею жизнью и подвигом угодивших Богу.

«Неделя первая по Пятидесятнице посвящена празднованию памяти Всех Святых, как ‟жатвы Духа Божия”, как ‟плодов Божественной благодати”, ниспосланной людям в день Пятидесятницы»[1],

– отмечает архиепископ Аверкий (Таушев).

История праздника такова: в силу множества гонений каждая Церковь поначалу чтила только своих мучеников. Поэтому в III–IV вв. возникает праздник в честь всех мучеников, который впоследствии преобразовался в праздник Всех святых. У святителя Иоанна Златоуста мы можем найти свидетельство о том, что праздник Всех святых совершается так, как и сейчас Церкви, – через неделю после Пятидесятницы[2]. Об этом святитель пишет в похвале всем святым, во всем мире пострадавшим:

«Еще не прошло семи дней после того, как мы совершали священное торжество Пятидесятницы, и вот опять настиг нас лик мучеников, или – лучше – ополчение и воинство мучеников, ничем не уступающее ополчению ангелов, которое видел патриарх Иаков (Быт. 32, 2), но подобное ему и равное»[3].

Стоит отметить: на Западе этот праздник постепенно стал относиться к дате 31 октября и странным образом выродился в нечто, имеющее мало общего с воспоминанием святых, – в Хэллоуин (англ. Halloween, по-другому All Hallows’ Eve или The eve of All Saints’ Day – дословно «канун всех святых»)[4].

Итак, богослужебные песнопения недели Всех святых содержатся в Цветной Триоди. Рассмотрим наиболее употребительные из них – тропарь и кондак.

На церковнославянском языке они звучат следующим образом.

Тропарь:

«Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость».

Кондак:

«Яко начатки естества, Насадителю твари вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики: тех молитвами в мире глубоце, Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве»[5].

Греческий оригинал таков:

Тропарь:

«Τών εν όλω τώ κόσμω Μαρτύρων σου, ως πορφύραν καί βύσσον τά αίματα, η Εκκλησία σου στολισαμένη, δι' αυτών βοά σοι, Χριστέ ο Θεός, τώ λαώ σου τούς οικτιρμούς σου κατάπεμψον, ειρήνην τή πολιτεία σου δώρησαι, καί ταίς ψυχαίς ημών τό μέγα έλεος».

Кондак:

«Ως απαρχάς τής φύσεως, τώ φυτουργώ τής κτίσεως, η οικουμένη προσφέρει σοι Κύριε, τούς θεοφόρους Μάρτυρας, ταίς αυτών ικεσίαις, εν ειρήνη βαθεία, τήν Εκκλησίαν σου, διά τής Θεοτόκου συντήρησον, πολυέλεε»[6].

На русском языке эти песнопения звучат следующим образом.

Тропарь:

«Церковь, облеченная, как порфирою и виссоном, кровью мучеников твоих со всего мира, их устами к Тебе взывает, Христе Боже: ‟Милости Твои народу твоему ниспошли, мир стране твоей даруй и душам нашим великую милость!”»

Кондак:

«Вселенная приносит, Тебе, Господи, Насадителю всего творения, богоносных мучеников как первые плоды природы. Их мольбами и заступлением Богородицы, Церковь Твою в мире глубоком сохрани, Многомилостивый».

 

Мученики – свидетели веры

 

Одна из основных тем приведенных тропаря и кондака – тема мученичества. Греческому «μάρτυς, μάρτυρος» – свидетель[7] в церковнославянском тексте соответствует слово «мученик». Казалось бы, причем здесь свидетельство?

Церковнославянское слово «мученик» имеет значение «свидетель веры, исповедник»[8]. В русском переводе этот смысловой оттенок теряется. Оказывается, что мученик – не только тот, кто претерпел мучения видимые, подвергался пыткам или был истерзан. Мученик – всякий, засвидетельствовавший веру Христову, исповедавший её. И такое исповедание веры христианин несет каждый день.

 

Здесь вспоминаются слова Христа:

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).

Таким образом, мученики, воспеваемые в приведенных гимнографических текстах, или, по-другому, свидетели веры – все святые, память которых чтится в Неделю всех святых.

 

Святость и обожение

 

Текст кондака содержит следующее утверждение: мученики – первые плоды человеческого естества, которые наша вселенная приносит Богу. В греческом оригинале «естеству» соответствует «φύσις», «вселенной» – «οἰκουμένη», имеющей русский аналог «ойкумена» – вся обитаемая земля[9]. Святые есть первые плоды и являют собой лучшее от человеческой природы, обоженной Христом. Ему и преподносит весь человеческий мир эти дары.

Итак, мученики или святые – те, что может наш мир принести от себя Богу. Такое приношение соответствует греческому глаголу «προσφέρω»: «πρός» (подносить от, по направлению к) + «φέρω» (несу, ношу)[10]. В кондаке говорится: мы, то есть вся Ойкумена, действительно приносим наших святых Богу. От этого же глагола образовано существительное «просфора»[11].

Характер приношения аллегорически соотнесен с приношением хлеба в таинстве Евхаристии. Только здесь приносятся святые, чтобы мы через них чудесно приобщились самого сакрального – Божественной благодати.

 

Приобретшие в себе Бога

 

Святые именуются богоносными: «мученики богоносныя» или, иными словами, стяжавшие в себе Святого Духа. По-гречески это звучит как «θεοφόρος» – буквально тот, кем обладает Бог или носящий в себе Бога[12] [13].

Таким образом, святые – те, кто приобрел в себе Бога.

Об этом пишет апостол Павел в послании к римлянам:

«Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8, 9–10).

И так исполняется благоволение Иисуса Христа:

«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17, 21).

«Богообщение и боговселение есть последняя цель искания духа человеческого, когда он бывает в Боге, и Бог в нем»[14], – дополняет святитель Феофан Затворник. Не стоит удивляться тому, что Бог может обитать в человеке. Примеры из жизни святых убеждают нас в существовании реальной связи между человеком праведным и, казалось бы, недоступным ему Творцом. При этом без Бога личность испытывает состояние богооставленности, тягостного одиночества и пустоты.

 

Кровь мучеников – багряница и виссон Церкви

 

Кровь мучеников есть «багряница и виссон Церкви» – именно так мы прославляем святых мучеников в тексте тропаря. Какой смысл содержится в этом выражении? Багряница – почетное императорское одеяние из дорогой ткани пурпурного цвета, надевавшееся в торжественных случаях[15], виссон – в древности тончайшая драгоценная царская ткань[16]. То есть святые и мученики – самое драгоценное, что есть у Церкви. Мы поем, что Церковь украсилась мученическою кровью. Кровь мучеников – этот багряный пурпур свидетельствует об истинной красоте, любви к Богу и, как следствие, о любви к ближнему, как пишет апостол Иоанн Богослов:

«Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его» (1Ин. 5, 2).

Мы можем вспомнить и багряницу, в которую был облачен Христос перед Распятием. Так, святые и мученики символизируют собой драгоценное одеяние Господне, ибо «дивен Бог во Своих святых» (Пс. 67, 36).

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!