ДЛЯ АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

МУЗЫКА В КИНО)

Весенний семестр, зачет

Гр. 1758, 1759, 1761, 1762, 1763

1858, 1859

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА:

МУЗЫКА В КИНО (8 лекций и 8 п.з.)

БРС: присутствие на лекционном занятии – 2 балла (максимально 16)

     присутствие на практическом занятии – 2 балла (максимально 16)

     доклад/сообщение – 5 баллов (минимум 3 доклада, 15 баллов)

     обязательная Контрольная работа по анализу музыкального решения фильма

     максимально 23 балла (всё о контрольной работе – ниже в мет. указаниях)

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Темой доклада или сообщения является анализ творчества в целом и музыкальной составляющей конкретных кинопроизведений одного из указанных ниже авторов и творческих союзов.

Отечественные кинокомпозиторы:

С. Прокофьев

Д. Шостакович

И. Дунаевский

Г. Свиридов

Т. Хренников

В. Овчинников

А. Петров

И. Шварц

А. Шнитке

Э. Денисов

С. Губайдуллина

М. Меерович

М. Таривердиев

Г. Канчели

Э. Артемьев

А. Рыбников

А. Зацепин

Ген. Гладков

М. Дунаевский

В. Дашкевич

О. Каравайчук

В. Мартынов

Л. Десятников

И. Корнелюк

С. Курёхин

А. Сигле

Ю. Ханин (Ханон)

А. Айги

А. Батагов

К. Меладзе

Е. Гальперин

И. Вдовин

Зарубежные кинокомпозиторы:

Ч. Чаплин

Ж. Орик

Н. Рота

М. Жарр

Ф. Лей

М. Легран

Б. Херманн

Г. Манчини

Э. Морриконе

В. Косма

Ф. Гласс

З. Прайснер

В. Килар

Дж. Голдсмит

Дж. Уильямс

Г. Шор

Д. Р. Хорнер

Э. Серра

А. Бадаламенти

М. Найман

А. Сильвестри

Т. Ньюман

Х. Циммер

Ч. Клоузер

Д. Ховард

Д. Элфман

Дж. Гринвуд

Э. Кустурица,

Г. Брегович

Л. Эйнауди

А. Деспла

Р. Джавади

Дж. Гурвиц

Х. Гуднадоуттир

Творческое содружество «режиссер-композитор»:

С. Эйзенштейн – С. Прокофьев

Г. Козинцев – Д. Шостакович

Г. Александров – И. Дунаевский

А. Тарковский – В. Овчинников

А. Тарковский – Э. Артемьев

Н. Михалков – Э. Артемьев

А. Михалков-Кончаловский – Э. Артемьев

Э. Рязанов – А. Петров

Г. Данелия – Г. Канчели

Л. Гайдай – А. Зацепин

А. Митта – А. Шнитке

М. Швейцер – А. Шнитке

К. Муратова – О. Каравайчук

М. Захаров – Г. Гладков

Ю. Норштейн – М. Меерович

А. Хржановский – А. Шнитке

И. Масленников – В. Дашкевич

В. Огородников – Э. Денисов

И. Дыховичный – А. Батагов

В. Бортко – И. Корнелюк

А. Сокуров – Ю. Ханин

А. Сокуров – А. Сигле

К. Лопушанский – А. Сигле

 

Д. Лин – М. Жарр

А. Хичкок – Б. Херманн

Ф. Феллини – Н. Рота

Л. Висконти – Н. Рота

Л. Висконти – Ф. Маннино

С. Леоне – Э. Морриконе

К. Кесьлевский – З. Прайснер

П. Гринуэй – М. Найман

Б. Бертолуччи – Р. Сакамото

Г. Реджио – Ф. Гласс

С. Спилберг – Дж. Уильямс

Дж. Лукас – Дж. Уильямс

Р. Земекис – А. Сильвестри

Дж. Камерон – Дж. Хорнер

Т. Бёртон – Д. Элфман

Д. Линч – А. Бадаламенти

П. Т. Андерсон – Дж. Гринвуд

К. Нолан – Х. Циммер

П. Джексон – Г. Шор

Д. Финчер – Т. Резнор

Э. Кустурица – Г. Брегович

У. Андерсон – А. Деспла

Д. Шазелл – Дж. Гурвиц

 

Анализ музыкального решения фильма (творческое задание)

Творческое задание должно быть представлено в виде письменной работы, (эссе) по анализу музыкального решения фильма.

 

ТЕМА РАБОТЫ

Темой письменной работы является анализ музыкального решения конкретного произведения кинематографического искусства. Выбор темы осуществляется из предложенного в данных методических указаниях «Списка фильмов для анализа музыкального решения» и согласовывается с преподавателем в начале семестра. Распределение тем среди студентов одной группы исключает повторения в выборе фильмов.

 

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Анализ музыкального решения фильма включает:

1. Фильмографическую справку

2. Таблицу:

№   хроно метраж ЗКМ/ВКМ Авторская музыка или компиляция, автор музыки в эпизоде   Разновидность музыки Предметное содержание кадра Эмоциональное воздействие на зрителя
1 2 3 4 5 6 7

3. Общую характеристику музыкального решения.

4. Аналитическую информацию/эссе

 

Фильмографическая справка дает информацию о годе выпуска; жанре; наградах, о режиссере и других создателях фильма, об актерах; о композиторе – авторе оригинальной музыки; о композиторах – авторах музыкальных цитат.

 

Таблицу необходимо заполнять в следующем порядке:

1. Указать номер музыкального фрагмента.

2. Отметить время его звучания (напр.: 0.00.00 – 0.01.20).

3. Определить: закадровая музыка, внутрикадровая или одна, переходящая в другую.

4. Определить: авторская музыка (оригинальная, написанная приглашенным композитором, в том числе специально для этого фильма) или компиляция (цитата, заимствование), а также сочетание того и другого. Указать автора и, при необходимости, исполнителя (-лей) музыки в эпизоде.

5. Определить жанровую принадлежность музыки: концертно-академическая (для симфонического состава оркестра, в том числе с участием академического вокала и хора), камерная (для фортепиано, солирующего инструмента или голоса в сопровождении фортепиано, струнного квартета и других небольших ансамблей инструменталистов и вокалистов), этническая (музыкальный фольклор народов мира), городская бытовая, эстрадная, джаз, рок, поп-музыка и др.

6. Кратко описать, что происходит в изображении в момент звучания музыки.

7. Обозначить, какие эмоции вызывает у зрителя звуковой фрагмент в соединении с изображением.

 

Общая характеристика музыкального решения конспективно излагает следующие статистические и аналитические данные (краткие ответы на вопросы):

‑ много или мало музыки в фильме чисто количественно;

‑ как соотносятся – также чисто количественно – закадровая и внутрикадровая музыка;

‑ длинные или короткие по хронометражу музыкальные фрагменты;

‑ четко ли по звучанию проведено разделение шумов и музыки в саундтреке;

‑ много ли в фильме фоновых музыкальных фрагментов и какие они – закадровые или внутрикадровые;

‑ есть ли в фильме какие-то яркие, сразу привлекающие внимание и легко запоминающиеся музыкальные эпизоды;

‑ влияет ли на музыкальное решение жанр фильма; если да, то как;

‑ влияет ли на музыкальное решение фильма его тематика («о чем фильм?»); если да, то как;

‑ есть ли в музыкальном решении этого конкретного фильма что-то необычное, оригинальное в сравнении с основным массивом других фильмов этого жанра, этого времени, этого режиссера;

‑ впервые ли режиссер работает с данным композитором над музыкой к фильму или же это устойчивое творческое содружество;

‑ есть ли в прессе или в Интернете высказывания об этом фильме и его музыкальном решении, о киномузыке композитора, в нем работавшего.

 

Аналитическая информация (эссе) содержит проработанные и адаптированные сведения:

о режиссере: необходимые биографические данные, фильмография, стилистика, жанровые предпочтения, музыкальные вкусы и пристрастия, отношение к музыкальной составляющей в режиссерской концепции, устойчивое сотрудничество с композитором;

о композиторе – авторе оригинальной музыки: необходимые биографические сведения, национальная школа, музыкальное направление, жанровые предпочтения, работы в кино, творческий тандем с режиссером;

‑ о композиторах – авторах музыкальных цитат: принадлежность стилевой эпохе и национальному направлению, вклад в историю музыки; жанр, состав исполнителей, образное и символическое значение цитируемого произведения; смысловая причина использования данной музыкальной темы;

о совместной работе в истории создания данного кинопроизведения;

и раскрывает:

функции музыки в данном конкретном фильме – изобразительную, историко-контекстуальную, психологическую, символическую, звукозрительный контрапункт и др.;

‑ соотношение авторской музыки и музыкальных цитат;

‑ соотношение закадровой и внутрикадровой музыки;

‑ взаимодействие музыки и движения на экране,

музыкальную драматургию – музыкальные темы, лейтмотивы и темы-символы, их связь с визуальными образами; однотемный, двухтемный или многотемный характер музыкальной драматургии; состав исполнителей и выразительность тембров музыкальных инструментов и голосов, изменение и развитие музыкальных тем, драматургическая роль музыкальных цитат и т.д.

Помимо изложенного выше в эссе необходимо присутствие определенной авторской позиции и литературного качества текста.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ФИЛЬМОВ

ДЛЯ АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Б. Хамберстоун. «Серенада солнечной долины» (1941)

Д. Келли, С. Донен. «Поющие под дождем» (1952)

И. Бергман. «Земляничная поляна» (1957), «Волшебная флейта» (1975), «Осенняя соната» (1978)

Б. Уайлдер. «Некоторые любят погорячее» (1959)

А. Хичкок. «Головокружение» (1958), «Психо» (1960)

Ж.-Л. Годар. «На последнем дыхании» (1960)

Р. Уайз, Дж. Роббинс. «Вестсайдская история» (1961)

Ф. Феллини. «8½» (1963), «Репетиция оркестра» (1973), «Амаркорд» (1978)

Ж. Деми. «Шербурские зонтики» (1964), «Девушки из Рошфора» (1967)

Р. Уайз. «Звуки музыки» (1965)

Дж. Даннинг. «Желтая подводная лодка» (1966)

К. Лелуш. «Мужчина и женщина» (1966)

У. Уайлер. «Смешная девчонка» (1968)

С. Кубрик. «Космическая Одиссея 2001» (1968), «Механический апельсин» (1971), «Барри Линдон» (1975)

Х. Эшби. «Гарольд и Мод» (1971)

Л. Висконти. «Смерть в Венеции» (1971), «Людвиг» (1972)

Б. Фосс. «Кабаре» (1972)

Н. Джуисон. «Иисус Христос суперзвезда» (1973)

Ф. Ф. Коппола. «Разговор» (1974), «Апокалипсис сегодня» (1979)

М. Форман. «Пролетая над гнездом кукушки» (1975), «Амадей» (1985)

Ж.-П. Поннель. Carmina Burana (1975), «Свадьба Фигаро» (1976)

Дж. Лэндис. «Братья Блюз» (1980)

А. Паркер. «Стена» (1982)

П. Гринуэй. «Контракт рисовальщика» (1982), «4 американских композитора» (1983), «Интимный дневник» (1995).

Ф. Дзеффирелли. «Травиата» (1983)

Э. Скола. «Бал» (1983)

Г. Реджио. «Койанискаци» (1983).

С. Леоне. «Однажды в Америке» (1984)

Ф. Рози. «Кармен» (1984)

Д. Линч. «Синий бархат» (1986), «Малхолланд Драйв» (2001)

С. Фрирз. «Опасные связи» (1988), «Неотразимая Тамара» (2010)

А. Карно. «Все утра мира» (1991)

С. Спилберг. «Список Шиндлера» (1993)

К. Кесьлевский. «Три цвета: Синий» (1993)

Ж. Корбье. «Фаринелли-кастрат» (1994), «Король танцует» (2000)

В. Кар Вай. «Чунгкингский экспресс» (1994), «Любовное настроение» (2000)

Б. Роуз. «Бессмертная возлюбленная» (1994), «Паганини: Скрипач дьявола» (2013)

Дж. Джармуш. «Мертвец» (1995), «Выживут только любовники» (2013)

Э. Мингелла. «Английский пациент» (1996), «Талантливый мистер Рипли» (1999)

Э. Никкола. «Гаттака» (1997)

Д. Аронофски. «Пи» (1997), «Реквием по мечте» (2000), «Черный лебедь» (2010)

Гас ван Сент. «Психо» (1998), «Слон» (2003)

Дж. Торнаторе. «Легенда о пианисте) (1998)

С. Мендес. «Красота по-американски» (1999), «1917» (2019)

Д. Финчер. «Бойцовский клуб» (1999), «Девушка с татуировкой дракона» (2011)

П. Альмадовар. «Все о моей матери» (1999), «Поговори с ней» (2002), «Дурное воспитание» (2004)

Бр. Вачовски. «Матрица» (1999)

Р. Скотт. «Гладиатор» (2000)

Л. фон Триер. «Танцующая в темноте» (2000), «Догвиль» (2003), «Меланхолия» (2011)

Б. Лурман. «Мулен Руж» (2001)

Р. Ховард. «Игры разума» (2001)

Ж.-П. Жене. «Амели» (2001)

Х. Мияздаки. «Унесенные призраками» (2001)

Ф. Озон. «8 женщин» (2002)

С. Долдри. «Часы» (2002)

Р. Полански. «Пианист» (2002)

П. Уир. «Хозяин морей: На краю земли» (2003)

С. Шоме. «Трио из Бельвилля» (2003)

Б. Андерсон. «Машинист» (2004)

Э. Кустурица. «Жизнь как чудо» (2004)

Т. Бёртон. «Эдвард Руки-Ножрницы» (1990), «Труп невесты» (2005), «Суинни Тодд» (2007)

А. Холланд. «Переписывая Бетховена» (2006)

К. Брана. «Волшебная флейта» (2006)

П. Т. Андерсон. «Нефть» (2007), «Мастер» (2013), «Призрачная нить» (2017)

Д. Л. Баусман. «Генетическая опера» (2008)

Т. Форд. «Одинокий мужчина» (2009)

М. Скорсезе. «Остров проклятых» (2010)

К. Нолан. «Начало» (2010), «Интерстеллар» (2014)

Т. Малик. «Древо жизни» (2010)

Ж. М. Валле. «Кафе де Флор» (2011)

Р. Фрике. «Самсара» (2011)

Т. Хупер. «Отверженные» (2012)

Р. Айоади. «Двойник» (2013)

П. Соррентино. «Великая красота» (2013), «Молодость» (2015)

У. Андерсон. «Отель «Гранд Будапешт» (2014), «Остров собак» (2018)

Д. Шазелл. «Одержимость» (2014), «Ла-Ла-Ленд» (2018)

Г. дель Торо. «Форма воды» (2017)

Т. Филлипс. «Джокер» (2019)

 

С. Эйзенштейн. «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1944)

Г. Александров. «Цирк» (1936), «Весна» (1947), «Композитор Глинка» (1952)

И. Пырьев. «Кубанские казаки» (1949)

М. Калатозов. «Летят журавли» (1957)

М. Хуциев. «Застава Ильича» (1964)

М. Калик. «До свидания, мальчики!» (1964)

Г. Козинцев. «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1970)

Э. Рязанов. «Берегись автомобиля» (1966), «Жестокий романс» (1984)

А. Тарковский. «Андрей Рублев» (1966), «Зеркало» (1974), «Сталкер» (1979)

Т. Лиознова. «Три тополя на Плющихе» (1967)

И. Таланкин. «Чайковский» (1969)

Р. Давыдов. «Маугли» (1973)

А. Хржановский. «Стеклянная гармоника» (1973), «Осень» (1982)

А. Михалков-Кончаловский. «Романс о влюбленных» (1974), «Сибириада» (1978), «Любовники Марии» (1983), «Одиссея» (1997), «Сергей Рахманинов» (2003), «Дмитрий Шостакович» (2007)

А. Смирнов. «Осень» (1874), «Жила-была одна баба» (2011), «Француз» (2019)

Ю. Норштейн. «Ежик в тумане» (1975), «Сказка сказок» (1979)

А. Митта. «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Сказка странствий» (1982)

М. Швейцер. «Маленькие трагедии» (1979)

И. Авербах. «Фантазии Фарятьева» (1979)

Э. Климов. «Агония» (1981)

Н. Михалков. «Раба любви» (1976), «Родня» (1981), «Без свидетелей» (1983)

Г. Данелия. «Мимино» (1977), «Осенний марафон» (1979)

А. Соловьев. «Сто дней после детства» (1975), «Асса» (1987)

Л. Шепитько. «Прощание» (1981)

А. Сокуров. «Альтовая соната» (1981), «Спаси и сохрани» (1989), «Телец» (2001), «Русский ковчег» (2002), «Фауст» (2011)

Э. Назаров. «Жил-был пес» (1982)

Р. Быков. «Чучело» (1983)

П. Тодоровский. «Военно-полевой роман» (1983)

Т. Абуладзе. «Покаяние» (1984)

А. Герман. «Мой друг Иван Лапшин» (1984)

С. Овчаров. «Левша» (1986)

К. Лопушанский. «Письма мертвого человека» (1986)

А. Прошкин. «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987)

О. Тепцов. «Господин оформитель» (1988)

В. Бортко. «Собачье сердце» (1988), «Тарас Бульба» (2009)

В. Кобрин. «Шаги в никуда» (1992)

А. Балабанов. «Замок» (1994), «Груз 200» (2007), «Морфий» (2008)

И. Дыховичный. «Музыка для декабря» (1995)

В. Тодоровский. «Страна глухих» (1998), «Стиляги» (2008), «Одесса» (2019)

А. Петров. «Старик и море» (1999)

А. Учитель. «Дневник его жены» (2000), Матильда» (2017)

А. Герман-младший. «Гарпастум» (2005), «Довлатов» (2018)

П. Лунгин. «Остров» (2006), «Дирижер» (2012), «Дама пик» (2016)

А. Звягинцев. «Изгнание» (2007), «Елена» (2011), «Нелюбовь» (2017)

С. Лобан. «Шапито-шоу» (2011)

С. Тарамаев. «Зимний путь» (2013)

К. Серебренников. «Юрьев день» (2008), «Измена» (2012), «Лето» (2018)

В. Гай Германика. «Мысленный волк» (2019)

К. Балагов. «Дылда» (2019)

 

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Оформление письменной работы по анализу музыкального решения фильма осуществляется согласно следующим правилам:

o Титульный лист:

указывается место обучения – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»;

· выпускающая кафедра;

· дисциплина – «Музыка в кино»;

· тема творческого задания: «Анализ музыкального решения фильма: режиссер, название фильма»;

· Фамилия ИО студента, группа, курс, специальность;

· Фамилия ИО преподавателя, проверившего работу, ученая степень и звание;

· место, год – Санкт-Петербург, 20_;

o Содержание работы (структурирование по разделам, параграфам с предпосланным оглавлением и отформатированное);

o Шрифт Times New Roman (12 при интервале 1,5 либо 14 при интервале 1);

o Объем работы приблизительно 15 – 20 страниц формата А 4;

o Ссылка на источники: в конце абзаца в квадратных скобках указывается номер источника из списка литературы, а после цитаты в кавычках – обязательно с обозначением страниц источника;

o По необходимости – сноски постраничные;

o Список использованной литературы в алфавитном порядке согласно стандартам;

o Ссылка на интернет-ресурсы (электронная сноска копируется полностью, включая дату доступа).

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 328; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!