Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2.



В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос.

Аргумент ируйте свои суждения, опираясь на анализ приведённого фрагмента.

 

 

1.1

 

 

Кому, с Вашей точки зрения, сложнее сделать нравственный выбор: Пугачёву или Гринёву?

 

 

1.2

 

Какую роль в приведённом фрагменте играет приём контраста?

 

Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2.

В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений).

Аргумент ируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.

 

2.1

 

Укажите другой фрагмент романа с участием Гринёва. Объясните, какие черты характера Гринёва проявились в выбранном Вами фрагменте.

 

2.2

Укажите другой фрагмент романа, в котором Гринёв попадает в ситуацию выбора. Объясните, какими жизненными принципами он руководствуется в сложившейся ситуации.

 

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

***

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя...

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слёзы –

То слёзы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей...

(Н.А. Некрасов, 1855)

Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2.

В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста.

 

 

3.1

 

 

Как в стихотворении Н.А. Некрасова связаны тема войны и образ матери?

 

3.2

 

 

Какую роль в стихотворении «Внимая ужасам войны…» играют эпитеты?

 

 

В бланк ответов № 2 запишите номер задания 4.

Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.

 

 

4

 

Какие мотивы и образы сближают стихотворение Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» с приведённым ниже стихотворением А.Д. Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме»?

 

 

* * *

Письма… Фотографии в альбоме.

Смотрят парни матерям в глаза.

Матери их мёртвыми не помнят –

Оттого и верят в чудеса.

Все они их видят молодыми,

Сильными,

Как двадцать лет назад…

А в округе на родное имя

Столько откликается ребят…

Разных –

Незнакомых и знакомых,

Никогда не знавшихся с войной,

Ждут их тёзок матери домой

И глядят на карточки в альбомах.

Парни там –

Смешливы и красивы,

Где им было знать, что скоро в бой.

В двадцать лет они спасли

Россию!

Ну, а что свершили мы с тобой?

(А.Д. Дементьев)

 

Часть 2

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (5.1–5.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2.

Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).

Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

 

5.1

 

  Против чего протестует Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)  

5.2

 

  В чём схожи и в чём различны, с Вашей точки зрения, натуры Печорина и Вернера? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)    

5.3

 

  Как в прозе Л.Н. Толстого проявился «дар чрезвычайной наблюдательности», подмеченный филологом Н.К. Гудзием? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)    

5.4

  Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины ХХ – начала XXI вв. раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)    
  Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений)

5.5

 

 

 

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.

 


 

2.2. Общий комментарий к проверке
всех заданий экзаменационной работы

Проверку экзаменационных работ (заданий с развёрнутым ответом) осуществляют эксперты, прошедшие специальную подготовку.

Эксперту следует учитывать, что все задания экзаменационной работы непосредственно относятся к тексту. При выполнении обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право пользоваться орфографическим словарём, полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики. Поэтому даже самые интересные и глубокие рассуждения экзаменуемого, не связанные напрямую с содержанием текста, не могут считаться правильным и достаточным ответом.

При оценке выполнения любого задания эксперт обращает внимание на соответствие ответа заданию; аргументированность суждений с опорой на текст произведения, наличие фактических ошибок; логичность, соблюдение речевых орфографических, пунктуационных и грамматических норм.

Соответствие ответа заданию

Ответ должен соответствовать заданию, свидетельствовать о понимании текста произведения, авторской позиции.

При анализе ответа выпускника по параметру «соответствие ответа заданию» эксперту необходимо ответить на ключевые вопросы.

1. Отвечает ли выпускник на поставленный вопрос? (При подмене вопроса весь ответ оценивается нулём баллов.)

2. Есть ли в ответе искажения авторской позиции? (В случае искажения авторской позиции эксперт не может поставить максимальный балл.)

3. Позволяет ли ответ судить о знании и понимании текста произведения? (Если ответ носит поверхностный характер, то он не может свидетельствовать о знании и понимании текста произведения. В этом случае эксперт не может поставить максимальный балл.)

Следует помнить, что критерии взаимоувязаны, выставленные по одному критерию баллы влияют на оценку по другим критериям:

– Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным, и ответ дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов.

– Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» за ответ не может быть поставлено более 1 балла.

– Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» ответ не оценивается: по критерию 3 выставляется 0 баллов.

Результаты оценивания заданий фиксируются в протоколе проверки развёрнутых ответов[1].

Рисунок 1 . Вариант формата бланка протокола проверки развёрнутых ответов

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в протокол проверки развёрнутых ответов следует иметь в виду следующее.

Если экзаменуемый не приступал к выполнению задания (ответ на задание в принципе отсутствует или отмечен номер задания, но нет никаких иных записей), эксперт ставит «Х» в соответствующие этому заданию колонки протокола (знак «Х» в таких случаях проставляется по всем критериям оценивания выполнения этого задания). Если задание выполнено неправильно – 0.

 

В ходе экспертной проверки работ нередко возникает вопрос о том, что считать в работе выпускника искажением авторской позиции.

Авторская позиция в литературном произведении есть выражение отношения автора к различным сторонам жизни, понимание писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем. «Автор даёт о себе знать прежде всего как носитель того или иного представления о бытии и его феноменах» (В.Е. Хализев)[2]. Художественное произведение воплощает индивидуально-авторский способ восприятия мира, который проявляется в выборе темы, проблемы, героев, языке, т.е. содержании и форме произведения. Таким образом, авторская позиция проявляется во всех элементах литературного произведения.

Выпускник должен продемонстрировать понимание авторских оценок героев, событий, идей и т.д., которые обусловлены представлениями писателя о жизни, его взглядами и задачами, которые он ставит перед собой.

Искажение авторской позиции свидетельствует о непонимании проблематики произведения в целом, авторского пафоса, сущности характеров персонажей и т.п., в отличие от фактических ошибок, сигнализирующих о незнании конкретного сегмента содержания.

В ряде случаев наблюдается стремление выпускников расширить проблематику вопроса. Если при этом указанное выше основное требование выполнено и не происходит «подмены» вопроса, то оценка по ведущему критерию («Соответствие ответа заданию») не должна быть снижена.

 

Аргументированность суждений

Для успешного выполнения всех заданий экзаменационной работы экзаменуемый должен уметь доказывать свою точку зрения, обосновывать позицию, выстраивать тезисно-доказательную часть рассуждения, привлекая для аргументации текст произведения, не допуская фактических ошибок.

При анализе ответа выпускника по параметру «аргументированность суждений» эксперту необходимо ответить на следующие ключевые вопросы.

1. Приводит ли выпускник убедительные аргументы?

1) выпускник доказывает состоятельность всех своих тезисов посредством аргументации;

2) выпускник аргументирует не все приведённые им тезисы;

3) выпускник не аргументирует ответ.

2. Опирается ли выпускник при аргументации на текст произведения?

3. На каком уровне осуществляется опора на текст?

1) выпускник осуществляет анализ важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.;

2) выпускник отчасти подменяет рассуждение пересказом текста и (или) общими рассуждениями о содержании текста;

3) выпускник подменяет рассуждение пересказом текста и (или) общими рассуждениями о содержании текста.

4. Имеются ли в ответе фактические ошибки и в каком количестве? К типичным фактическим ошибкам относятся:

1) искажение историко-литературных фактов;

2) искажение имён собственных;

3) ошибки в обозначении времени и места события;

4) ошибки в употреблении теоретико-литературных понятий;

5) ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 374; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!