Выскажите письменно своё отношение к следующим определениям культуры (4-5 предложений)
Практические задания по дисциплине «Культурология»
ФИО студента _______________________________________________________________
Курс, направление подготовки, форма обучения_____________________________________________________________________
Практическое задание № 1
Выполните следующие тестовые задания (правильные ответы подчеркните)
1. Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве «аполлоновское» и «дионисийское» начала?
а) А. Шопенгауэр;
б) Г. Гегель;
в) Ф. Ницше.
2. «Аполлоновский» тип культуры основан на:
а) рациональности;
б) чувственности.
3. Основные фазы историко-философского анализа развития культуры по терминологии Н. Данилевского носят название:
а) культурно-исторические периоды;
б) цивилизации;
в) культурные суперсистемы;
г) культурно-исторические типы.
4. Что К. Ясперс понимал под периодом «осевого времени»?
а) научно-техническую революцию в Европе;
б) «духовный» переворот, происшедший благодаря явлению Христа и христианству;
в) появление оружия массового уничтожения.
5. Кому из мыслителей XX века принадлежат следующие слова: «Культура возникает в игре, как игра»:
а) А. Тойнби;
б) Н. Бердяеву;
в) Й. Хейзинге;
г) О. Шпенглеру;
д) К. Ясперсу.
6. Представители какой научной школы уподобляли культуру живому организму и предполагали, что культурные живые организмы могут совершенствоваться, развиваться от простых к более сложным?
а) функциональной;
|
|
б) эволюционной;
в) структурной антропологии;
г) бихевиористской.
7. Что составляет, с точки зрения М. Вебера, основу «духа капитализма», определившего рождение цивилизованного капитализма?
а) аскетическая этика протестантских сект;
б) особенности католического вероисповедания;
в) крайний индивидуализм в выборе веры, присущий западному человеку.
8. Понятие «культурные суперсистемы» введено:
а) Питиримом Сорокиным;
б) Карлом Юнгом;
в) Карлом Ясперсом;
г) Освальдом Шпенглером.
9. Труд «Рождение трагедии из духа музыки» принадлежит перу:
а) Эрнста Кассирера;
б) Николая Данилевского;
в) Николая Бердяева;
г) Фридриха Ницше.
10. Кому принадлежит термин “дегуманизация искусства”?
а) Гадамеру;
б) Ницше;
в) Ортеге-и-Гассету;
г) А. Камю.
11. Что лежит в основе марксистской концепции генезиса человека и культуры?
а) труд;
б) рефлексия;
в) пассионарность;
г) игра.
12. Что изучает культурология?
а) систему ценностей, правил и норм, регулирующих поведение людей на основании представлений о добре, зле, справедливости, гуманизма и т.п.;
б) культуру в целом, различные сферы культурной жизни, конкретные формы и виды культуры, ее воздействие на человека и его формирование, а также воздействие человека на культуру;
|
|
в) наиболее общие закономерности развития культуры и общества.
13. В каком учении впервые были противопоставлены мир человеческих творений и мир природы?
а) в учении ранних древнегреческих софистов;
б) в учении Платона;
в) в учении древнеримского мыслителя Цицерона.
14. В трудах какого мыслителя впервые была рассмотрена история как общий процесс единого человечества, протекающий по одним и тем же законам, предписанным «провидением» (что было, по сути, псевдонимом причинности) (работа «Основания новой науки об общей природе наций»)?
а) Д. Вико;
б) И. Канта;
в) Г.Ф. Гегеля.
15. Культура в узком смысле слова - это:
а) все, что создается человеком для удовлетворения потребностей своего формирования и развития;
б) совокупность установок, ценностей, верований и форм поведения, которые свойственны определенной группе людей и передаются от поколения к поколению;
в) совокупность моральных и правовых норм, регулирующих поведение людей.
16. Социализация – это:
а) процесс становления и развития человека как личности в результате усвоения языка, норм и ценностей культуры, соответствующих знаний, навыков, форм поведения, социальных ролей и т.п., необходимых для осуществления индивидом своей жизнедеятельности в конкретном обществе;
|
|
б) процесс формирования личности как индивидуальности в условиях ее собственной уникальной судьбы и уникального жизненного мира;
в) отучение от старых норм и ролей, ценностей, привычек и т.п.;и в обучении новым, необходимым для жизнедеятельности в новом социокультурном пространстве (десоциализация).
г) обучение новым, необходимым для жизнедеятельности в новом социокультурном пространстве (ресоциализация).
17.Десоциализация – это:
а) процесс становления и развития человека как личности в результате усвоения языка, норм и ценностей культуры, соответствующих знаний, навыков, форм поведения, социальных ролей и т.п., необходимых для осуществления индивидом своей жизнедеятельности в конкретном обществе.
б) процесс формирования личности как индивидуальности в условиях ее собственной уникальной судьбы и уникального жизненного мира.
в) процесс отучения от старых норм и ролей, ценностей, привычек и т.п.;
г) обучение новым нормам и ценностям, необходимым для жизнедеятельности в новом социокультурном пространстве.
18. Инкультурация – это:
а) продолжающийся всю жизнь процесс усвоения личностью традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры;
|
|
б) частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры;
в) полное усвоение традиций и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и ценности родной культуры.
19. Культурная трансмиссия – это:
а) система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации;
б) процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение и воспитание, обеспечивая преемственность культуры, ее непрерывность во времени;
в) процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия и его увеличение благодаря добавлению большого количества новых элементов;
г) взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов;
д) процесс разветвления доминирующей культуры на множества субкультур.
20. Культурная интеграция – это:
а) система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации;
б) процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение и воспитание, обеспечивая преемственность культуры, ее непрерывность во времени;
в) процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия и его увеличение благодаря добавлению большого количества новых элементов;
г) взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов;
д) процесс разветвления доминирующей культуры на множества субкультур.
21. Культурная интернализация (интериоризация) – это:
а) продолжающийся всю жизнь процесс усвоения личностью традиций, система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации;
б) процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение и воспитание, обеспечивая преемственность культуры, ее непрерывность во времени;
в) процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия и его увеличение благодаря добавлению большого количества новых элементов;
г) взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов;
д) процесс трансформации усвоенных личностью внешних культурных норм, установок, ценностей, стереотипов и т. п. в ее внутренние, устойчивые качества и регуляторы поведения.
22. Культурная традиция – это:
а) исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы, которые обнаруживаются в социально-культурном наследии;
б) определенные знаково-символические отражения типов уже виденного, читанного, деланного; системы знаков материального и духовного мира, которые стали носителями культурных смыслов и содержат ассоциативное представление о типической ситуации в социокультурном пространстве;
в) искусственно созданные объекты, имеющие символическое значение и позволяющие судить о характере социокультурной жизнедеятельности человека; элементарные единицы материальной и духовной культуры, к которым относятся предметы и явления, имеющие культурное значение: вещи, предметы быта, нормы и образцы поведения, произведения искусства, научные теории, обычаи, реакции и т.п.;
г) характеристика культурного явления (артефакта) с точки зрения его значимости для жизнедеятельности личности, удовлетворения ее потребностей и интересов, достижения целей и смысла жизни; выражая значимость чего-либо для человека, определяют его отношение к реальности, являются критериями и ориентирами его действий;
д) базисные элементы культуры, формирующие константные (устоявшиеся) типические модели духовной жизни, существующие в данной культуре; являются результатом обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта культурогенеза и раскрывают свое содержание в основном посредством изобразительной формы – в образах сказок, мифов, преданий и т.п.; образуются в процессе систематизации и схематизации данных культурного опыта, функционируют на уровне подсознания.
23. Культурная ценность – это:
а) исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы, которые обнаруживаются в социально-культурном наследии;
б) определенные знаково-символические отражения типов уже виденного, читанного, деланного; системы знаков материального и духовного мира, которые стали носителями культурных смыслов и содержат ассоциативное представление о типической ситуации в социокультурном пространстве;
в) искусственно созданные объекты, имеющие символическое значение и позволяющие судить о характере социокультурной жизнедеятельности человека; элементарные единицы материальной и духовной культуры, к которым относятся предметы и явления, имеющие культурное значение: вещи, предметы быта, нормы и образцы поведения, произведения искусства, научные теории, обычаи, реакции и т.п.;
г) характеристика культурного явления (артефакта) с точки зрения его значимости для жизнедеятельности личности, удовлетворения ее потребностей и интересов, достижения целей и смысла жизни; выражая значимость чего-либо для человека, определяют его отношение к реальности, являются критериями и ориентирами его действий;
д) базисные элементы культуры, формирующие константные (устоявшиеся) типические модели духовной жизни, существующие в данной культуре; являются результатом обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта культурогенеза и раскрывают свое содержание в основном посредством изобразительной формы – в образах сказок, мифов, преданий и т.п.; образуются в процессе систематизации и схематизации данных культурного опыта, функционируют на уровне подсознания.
24. Культурные паттерны – это:
а) культурные образцы (или модели) последовательных устойчивых взаимодействий и связей людей друг с другом и с внешней средой в типической ситуации, которые предписываются конкретной культурой и соответствуют ее ценностно-смысловому содержанию;
б) определенные знаково-символические отражения типов уже виденного, читанного, деланного; системы знаков материального и духовного мира, которые стали носителями культурных смыслов и содержат ассоциативное представление о типической ситуации в социокультурном пространстве;
в) искусственно созданные объекты, имеющие символическое значение и позволяющие судить о характере социокультурной жизнедеятельности человека; элементарные единицы материальной и духовной культуры, к которым относятся предметы и явления, имеющие культурное значение: вещи, предметы быта, нормы и образцы поведения, произведения искусства, научные теории, обычаи, реакции и т.п.;
г) характеристика культурного явления (артефакта) с точки зрения его значимости для жизнедеятельности личности, удовлетворения ее потребностей и интересов, достижения целей и смысла жизни; выражая значимость чего-либо для человека, определяют его отношение к реальности, являются критериями и ориентирами его действий;
д) базисные элементы культуры, формирующие константные (устоявшиеся) типические модели духовной жизни, существующие в данной культуре; являются результатом обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта культурогенеза и раскрывают свое содержание в основном посредством изобразительной формы – в образах сказок, мифов, преданий и т.п.; образуются в процессе систематизации и схематизации данных культурного опыта, функционируют на уровне подсознания.
25. Искусство в широком смысле слова – это:
а) устойчивые модели культурной жизнедеятельности людей, связанные с их отношением к культурным ценностям, идеям, нормам и т.п. Это предписанные схемы взаимодействий и действий людей в типических ситуациях, заключающие в себе информацию о феноменах культуры, момент их оценки, способы действий человека, стимулы таких действий и т.п.;
б) только изобразительное искусство (скульптура; живопись; графика; фотоискусство; декоративно-прикладное искусство;
в) пластическое искусство (архитектура; скульптура; живопись; графика; фотоискусство; декоративно-прикладное искусство);
г) образное осмысление действительности и отражение ее в чувственно-эмоциональных формах; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе;
26. Дайте правильный ответ (3 из 5). Произведение искусства должно обладать:
а) познавательной ценностью;
б) эстетической ценностью;
в) экономической ценностью;
г) государственной ценностью;
в) нравственной ценностью.
27. Человек – это:
а) понятие, обозначающее неповторимую систему природных, волевых, духовных и социальных качеств отдельного человека, обладающего сознанием собственного «я», определенной автономией и свободой в решениях и деятельности, способностью нести ответственность за их последствия;
б) общеродовое понятие, обозначающее совокупность свойств и особенностей, отличающих людей от других живых существ;
в) понятие, обозначающее «одного из», отдельного представителя человеческого рода, обладающего целостной системой природных и социокультурных качеств;
г) человек, предстающий как особенный, неповторимый, непохожий на других. Именно эта «непохожесть» и составляет индивидуальность человека, определяемую в сопоставлении с другими индивидами и их свойствами.
28. Индивидуальность – это:
а) понятие, обозначающее неповторимую систему природных, волевых, духовных и социальных качеств отдельного человека, обладающего сознанием собственного «я», определенной автономией и свободой в решениях и деятельности, способностью нести ответственность за их последствия;
б) общеродовое понятие, обозначающее совокупность свойств и особенностей, отличающих людей от других живых существ;
в) понятие, обозначающее «одного из», отдельного представителя человеческого рода, обладающего целостной системой природных и социокультурных качеств;
г) человек, предстающий как особенный, неповторимый, непохожий на других.
29. Одаренность – это:
а) это индивидуальные особенности и свойства личности, позволяющие ей решать поставленные задачи, эффективно использовать имеющиеся знания, умения и навыки, и соответствующим образом преобразовывать действительность;
б) особое, качественно-своеобразное сочетание способностей, которое характеризует личность как особо предрасположенную к определенному виду деятельности и на более высоком уровне, нежели большинство людей;
в) сочетание выдающихся способностей личности, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное воплощение какой-либо деятельности, получение новых, оригинальных, нестандартных результатов;
г) высшая степень талантливости; эти творения имеют эпохальную значимость, принципиально влияют на ход историко-культурного процесса, являются этапными для развития всего человечества.
30. Гениальность – это:
а) это индивидуальные особенности и свойства личности, позволяющие ей решать поставленные задачи, эффективно использовать имеющиеся знания, умения и навыки, и соответствующим образом преобразовывать действительность;
б) особое, качественно-своеобразное сочетание способностей, которое характеризует личность как особо предрасположенную к определенному виду деятельности и на более высоком уровне, нежели большинство людей;
в) сочетание выдающихся способностей личности, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное воплощение какой-либо деятельности, получение новых, оригинальных, нестандартных результатов;
г) высшая степень талантливости; эти творения имеют эпохальную значимость, принципиально влияют на ход историко-культурного процесса, являются этапными для развития всего человечества.
Практическое задание № 2
Выскажите письменно своё отношение к следующим определениям культуры (4-5 предложений)
«Культура – деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты. Социальное бытие не существует само по себе, безотносительно к его воспроизводству людьми; в этом, собственно, и состоит его отличие от природы». (Современный философский словарь. М., Бишкек; Екатеринбург. 1996. С. 255)
«Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». (Э. Б. Тайлор)
«Истинная суть и смысл культуры – в органическом отвращении ко всему, что грязно, подло, лживо, грубо, что унижает человека и заставляет его страдать». (М. Горький)
«Есть в мире движущаяся параллельно силе смерти и принуждения ещё одна огромная сила, несущая в себе уверенность, и имя ей – культура». (А. Камю)
«Культура – это тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом». (Ф. Ницше)
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!