Главная тема Пергамского алтаря: борьба и страдание.

Конспект №16

 

Тема: Искусство Древней Греции. Эпоха Эллинизма.

 

Эпоха эллинизма началась походами Александра Македонского. На завоеванных им территориях образовались новые эллинистические государства. Основные походы Александра были в восточном направлении, поэтому во всех эллинистических государствах сочетались элементы греческой культуры и местных восточных традиций.

 

Градостроительство

Войска Александра македонского основали множество новых городов.

Гипподамов план – сетка улиц, пересекающаяся под прямым углом и образующая при пересечении кварталы равной величины. Такой план накладывался на любой рельеф местности: эллинистические города вырастали очень быстро.

 

Город Александрия (Египет)

Новая столица империи Александра Македонского. Была основана в 332 году до н.э. Регулярный город, строился по плану архитектора Дейнократа. Александрия была столицей птолемеевского Египта и одним из центров эллинского мира.

Рядом с Александрией на острове Фарос был построен

 

1. Александрийский маяк

-одно из чудес света древнего мира. Высота его 140 м, а свет был виден в море на расстоянии 60 км. Его архитектура сочетает греческую ордерную систему с формами египетского пилона.

 

В искусстве эллинизма нет целостности, т.к. государство было очень велико. В каждом крупном городе создавалась своя школа.

Александрийская школа

В ней сосуществовали два направления – идеализирующее и натуралистическое.

 

Идеализирующее:

 

  1. Камея Гонзага (камея-резной многослойный камень)

  

                                             2                                                3

На ней изображен правитель Египта Птолемей Филадельф и его жена Арсиноя. Профили обоих супругов идеальны: прямая линия от носа до лба, правильная складка губ, безупречный разрез глаз. Резчик мастерски использовал разноцветные слои камня для создания декоративного эффекта.

 

Натуралистическое:

 

  1. Статуя точильщика

 

Она продолжает тип обнаженной мужской фигуры (архаических атлетов и атлетов эпохи классики), но облик их свидетельствует об их занятиях и привычках и далек от идеала. Точильщик сутул, у него впалая грудь и жилистые руки, лоб его наморщен, а глаза привыкли смотреть снизу вверх.

 

  1. Кулачный боец

  

                          4                                                            5                 

Кулачный боец поражает своим избитым уродливым лицом: впервые в греческой скульптуре изображается человек не только не красивый . но и безобразный.

 

Пергамская школа (г. Пергам)

 

Пергамский военачальник Аттал, победоносно воевавший с галлами, преподнес в дар городу статуи побежденных врагов (так называемый «Дар Аттала»). Галлы представлены в них не дикими. А смелыми воинам, умеющими стойко переносить страдания и достойно встретить смерть.

 

  1. статуя «Умирающий галл»

Впервые греческое искусство изображает страдания, физическую боль, соединенную с болью душевной от горечи поражения. Мы видим не только гримасу страданий на лице умирающего, но и боль пронизывает все тело, определяет позу. Даже пальцы ног, кажется шевелятся от муки. Если обойти статую галла кругом. Видно, что мышцы спины сводят судороги близкой смерти. «Умирающий галл» - ода страданию и восхищения достойного поведения человека перед лицом смерти.

  1. скульптурная группа « Галл, убивающий себя и свою жену»

             

                      6                                                                   7

Сюжет: потерпев поражение, галльский воин предпочел смерть плену. В скульптуре противопоставлены бессильное, безвольное. Безвольно свесившееся тело женщины и винтообразный поворот фигуры мужчины, вонзающего кинжал себе под ключицу.

 

  1. Пергамский алтарь

Самое крупное произведение пергамской школы.

Архитектурная композиция: П-образная ионическая коллонада, поставлена на высокий цоколь.

Декоративная скульптурная композиция разворачивается по цоколю зофорного фриза на сюжет битвы олимпийских богов с гигантами. Фриз выполнен в технике высокого горельефа ( круглые скульптуры поставлены к плоскости фона). Глубокие тени усиливают эмоциональность изображения.

Главная тема Пергамского алтаря: борьба и страдание.

50 фигур богов (в верхней части) и столько же гигантов (нижняя часть). Боги антропоморфны (подобны человеку), гиганты сохраняют черты животных и птиц: у некоторых их них вместо ног змеи или за спиной птичьи крылья.

Фрагменты

« Битва Зевса с Порфирионом»

8. «Битва Афины с Алкионеем»

 

8

 

Родосская школа (о. Родос)

Отличает культ колоссального и динамичного.

 

9.Скульптура « Ника Самофракийская»

Фигура богини Победы служила навершием маяка, стоявшего у берега и указывавшего путь кораблям. Ника изображена в порывистом движении, она словно взлетает с края утеса навстречу ветру и волнам.  Движением пронизан ее торс, складки одежды, широко раскинутые крылья.

 

10.Скульптурная группа « Лаокоон и его сыновья», скульптор Агесандр, Афинодор, Полидор

               

               9                                                                           10

Сюжет Троянской войны. Лаокоон – троянский жрец, предупредивший соотечественников об опасности, которая может грозить им от чудесного деревянного коня. Изготовленного греками. За это боги наслали на Лаокоона огромных змей, которые выползли из моря и начали душить его детей. Статуя имеет сложный силуэт, отличается мастерски переданным страданием. Героизм отца, сострадание детям.

Садовая («Мальчик с гусем» Боэфа)  и интерьерная скульптура – танагрские статуэтки.

 

11.Танагрские статуэтки

 

Это небольшие (10-12 см), выполненные из терракоты и раскрашенные. Они изображают женщин и девушек за повседневными занятиями (танцем, музицирование, игры с детьми, прогулка. Названы они по имени города Танагра в Беотии.

                   

                                                                                11

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!