Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?



В поэме «Двенадцать» А.А. Блок изображает «будни» революции. Благодаря кольцевой композиции раскрываются главные идеи, заложенные автором. Так, финал поэмы можно соотнести с основным ее содержанием.

Во-первых, в экспозиции и в развязке произведения встречаются сходные тематические мотивы, такие как городской пейзаж, вьюга, ночь, зима. В финале наблюдается обратное движение образов от узкого к широкому, связывающих внутренний мир Петра со вселенной. Революция захватывает героя в вихре стихии: «Вдаль идут державным шагом/…Это – ветер с красным флагом/ Разыгрался впереди».

Во-вторых, в финале поэме появляется образ Христа, который обозначает то, что несмотря на жестокость происходящих событий, люди не теряют человечности. Таким образом в Петре просыпается совесть, и он раскаивается в убийстве Катьки, что позволяет ему дальше следовать за Спасителем: «Ох, пурга какая, спасе!»

В-третьих, в развязке произведения содержится антитеза, пронизывающая всю поэму. Позади отряда ковыляет «шелудивый пес» обозначающий старый мир. В предыдущих частях буржуазия сравнивалась с «голодным» животным, которое стоит на перекрестке. Тем самым финал подчеркивает обреченность на гибель обветшавшего строя: «Старый мир, как пес паршивый,/ Провались – поколочу!»

Таким образом, двенадцатая часть поэмы тематически и сюжетно связана с основным ее содержанием, так как дополняет образы и идеи, введенные автором прежде.

 

К каким «вечным» вопросам обращается И. А. Бунин в своих рассказах? (на примере одного произведения)

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» занимает особое место в творчестве И. А. Бунина. Он отличителен своим философским и злободневным содержанием. В нем писатель констатирует нравственное убожество существующих порядков. В основу сюжет ложится давнее воспоминание автора о смерти американца на острове Капри. Автор очень ярко и детально изображает мир роскоши и достатка, обличая его пороки. Рассмотрим, какие «вечные» вопросы были затронуты в этом рассказе.

Во-первых, затрагивается проблема ложных жизненных ценностей. В экспозиции автор представляет господина из Сан-Франциско, целью которого является приумножение своих богатств. «До этой поры он не жил, а лишь существовал», - герой уделял внимание лишь базовым потребностям, не тратя время на духовное развитие своего внутреннего мира. Вся задача его существования сводится к удовлетворению физиологических потребностей. Также важной деталью рассказа является контраст между отношением персонала к господину и остальным людям. «Он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его…», - особое внимание к себе герой заслужил лишь своими деньгами, в то время как остальные пассажиры, в силу своего малого достатка, таких привилегий удостоены не были.

Во-вторых, в обществе, в котором царят буржуазные ценности, нет ничего искреннего. Жизнь на «Атлантиде» полностью отражает в себе все пороки этой идеологии. Здесь и «изящная влюбленная пара», нанятая для развлечения публики, и искусственная любезность персонала, вызванная лишь щедрыми чаевыми, и фальшивый образ счастливой семьи господина, в которой супруг не прочь изменить жене. Во второй части рассказа имитация жизни на «Атлантиде» противопоставляется естественности жителей острова Капри и его природы: «…пароходик снова зашумел водой и снова побежал к Сорренто <…> И на острове снова водворились мир и покой».

В-третьих, автор напоминает о бренности человеческого бытия. Кульминацией рассказа является внезапная смерть господина, которая композиционно делит произведение на две части, до и после. Здесь автор применяет антитезу, сравнивая два путешествия героя на пароходе. Больше никого не интересует этот недавно столь влиятельный человек, ведь его деньги уже не дают ему власти. Надобность пресмыкаться перед богатым господином отпала, поэтому обратно на родину тело, испытавшее «много унижений, много человеческого невнимания», везут уже без какого-либо уважения в ящике из-под содовой. Для остальных пассажиров это не более чем неприятный пустяк, и на жизнь «Атлантиды» это происшествие никак не влияет, из чего следует, что перед смертью все равны.

Таким образом, Бунин, на примере «Господина из Сан-Франциско», в своих рассказах обращается к «вечным» вопросам о жизненных ценностях, бренности бытия и пороках общества.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!