Кавказ таула (Кавказские горы)



Ой, Кавказ таула, бийик, ариудула,

Бизни деменгили къалабыз.

Биз да, ой, жиляйбыз, сиз да, ой, жилягъыз.

Сизден айырылып барабыз.

 

Узакъ айырылып, кетип а барабыз,

Ёмюрлюк жкшагъан тауладан,

Биз ёлгенлеге уа бошуна жиляйбыз,

Ала насыплыдыла сауладан.

 

Ыстауат сакълагъан бизни итлерибиз,

Ызыбыздан къарап улуйла.

Жарым сагъатха уа уллу Малкъарымда

Къаллай жарыкъ элле къуруйла.

 

Ийнеклерибиз а къалып а кетдиле,

Эшиклери ачылмай, ёкюре.

Машинагъа минип, кетип а барабыз

Ызыбызгъа къарап, ёкюне.

 

Москвадан келген къызыл командирле,

Тёгерекни алып, санайла.

Бу къыйынлыкъны уа бизге жетгенине

Ташла, таула бары жиляйла.

 

Ала уа жилямай, къалай а этсинле,-

Кетдиле дууачы къартлары.

Къазахстанда жангыз бир жылгъа болгъанды

Бу жарлы къартланы артлары.

 

Бизни къартларыбыз жаталла, ой, Аллах.

Алай-жаназысыз, дууасыз.

Межгитлерибиз а къалып а кетдиле.

Ма бу байрым кюнде жумасыз.

 

Бери келгенли уа бир кёп а болгъанды,

Ой, Аллах, жюрек жарала.

Аналары ёлген ёксюз сабийлени

Мында казнагъа да алалла.

 

 Айтыр сёзлерим а, ой, бир да кёпдюле.

Айтып къолумдан а келмейди.

Мында ажалсызлай кёпле ёлгендиле,

Туугъан жерибизге термиле.

 

Мухаммед Элкъанович Карцаев родился в 1897 году в селении Псыгансуу. Ещё до рождения сына Мухаммеда мать его Карданова в связи со смертью мужа Элкъана Карчаева вынуждена была уехать к своим родителям в селение Псыгасуу. С Мухаммеда начинается кабардинская ветка Карчаевых. Он писал свою фамилию на цокающем верхнебалкарском диалекте - Карцаев.

Он был женат трижды. От первой жены Маламусовой Ляны имеет двух дочерей: Тамару и Розу, которые в настоящее время проживают в городе Нальчике.

После её смерти женился на осетинке Елизавете Андреевне Засоховой, от которой имеет сына Анатолия. С ней Мухаммед развёлся. Анатолий проживает со своей семьёй во Владикавказе.

Третий раз был женат на Безировой Бице Белихановне. От неё имеет трёх сыновей и двух дочерей: Валерия, Султана, Леона, Халимат и Риту. Была и приёная дочь у Мухаммеда. Это дочь Безировой Бицы, которая и сегодня носит фамилию Карцаевых. Живёт в селении Аушигер. Почти все дети Мухаммеда имеют педагогическое образование, работали и работают учителями в школах по месту жительства.

Мухаммед скончался после долгой и продолжительной болезни в 1975 году. Болел 17 лет.

Автобиография Мухаммеда Элкъановича Карцаева с его записи.  

« Работал в 1920-23 годах чернорабочим в Аргуданском клиночном заводе.

С 1923-26 год учился в Ленинском учебном городке на курсах трактористов.

С 1926-28 год работал трактористом в селении Псыгансуу Урванского района.

С 1928-30 го учился в городе Ростове – на - Дону в сельскохозяйственном техникуме.

С 1930- 33 год работал механиком и преподавателем в МТС в Малокабардинске.

С 1933-37 год-преподаватель в ТМШ.

С 1937-40 год- начальник ремонтной мастерской и госавтоинспектор в Транспортном контроле в городе Нальчике.

С 1940-41 год- преподаватель в городе Нальчике.

СС 1941-45год - на фронте.

С 1945-1952 год-механик колхоза имени Сталина в селении Псыгансуу.

С 1952-53 год- механик и преподаватель в Старочерекской сельхозшколе.

С 1953-54 год- заведующий ремонтным мастерским на автобазе города Докшукино.

С 1954- 55 год- механик и преподаватель в Урванской МТС.

С 1956 года работал учителем труда в школе селения Псыгансуу».

Мухаммед очень любил поэзию, и сам сочинял стихи. Любил музыку и играл на балалайке.

О таких людях говорят: жизнь, отданная полностью без остатка труду и служению Отечеству.

 

V . Фото-иллюстративный материал (Приложение 2)

VI . Тавро (Тамга)

Хочу немного рассказать о родовом знаке «Тамге».

Тамга это – отличительный знак рода. Он говорит о многом. У нас, на Северном Кавказе, у каждого рода есть его отличительный знак. Простоватые, на первый взгляд, эмблемки включают в себя очень интересные тайны прошлого. Можно сказать, что они – история происхождения рода, символическое отображение деятельности нескольких поколений и специфики расселения людей.

По словам В.П. Пожидаева: «Тамгой на Северном Кавказе и Закавказье называют знак собственности, налагаемый хозяином-скотоводом на свой скот – овец, коров и особенно лошадей, для отличия стада одного хозяина от стада другого».

    По соответствующему изображению люди могли определить. кому принадлежит то или другое имение. На концах башлыков, на полах черкесок горянки вышывали тавро своего рода. На кинжалы и другие элементы мужского национального костюма тоже наносили тавро. Практическое значение состояло и в том, что когдаугоняли табун лошадей, крали имущество, то владелец без особого труда мог найти их по своему тавро.

    К тавру владельцы относились очень ревностно, стараясь не скомпрометировать свой символ социальногои родового статуса. Тавро вышивалось и на фамильно-родовых знаменах.

    В настоящее время люди украшают стены своих домов изображениями тамги своего рода.

Тамга Карчаевых означает:

1. Три не соединенные линиями кружочка символизируют очажные камни

2. Линия, которая идет вверх – багъана – центральный опрный столб дома, который олицетворяет хозяина дома.

3. Горизонтальная линия – бийче – хозяйка дома – хранительница очага.

4. Три кольца - Тогъай – символизируют продолжение рода.

 

Заключение

 

В настоящей работе исследована история происхождения рода Карчаевых с древнейших времён до наших дней. Она начинается с событий, произошедших ещё до нашей эры, раскрывает множество фактов раннее нам неизвестных. История этой фамилии тесно связана с историей древних алан, булгар, хазар и других тюркоязычных племён. В своей работе мы рассмотрели  период, начиная от Хана Сабура до Джантуугъана и Бектура – сыновей Къарчи (7 поколений) и от Муху до младенцев Карчаевых (12 поколений). В ходе работы использованы исторический и литературный материал, большие и малые жанры фольклора, рассказы старожилов. Большую ценность для нас представляют биография Къарчи, стихи великой княгини Гошаях бийче о Къарче (она была снохой дочери Къарчи Ариуджан), народная песня о нём, сложенная еще при его жизни, материалы его летописцев Ботая и его сына Барлыуа, крымских татар. Они и составили Летопись Къарчи – предводителя, витязя, элмендера, Хазаро – аланскую летопись, собрата «Слова о полку Игореве». Посещено много мест, связанных с историческим прошлым рода Карчаевых. Собран богатейший фото - иллюстративный материал, по которому можно познакомиться с представителями этого рода. Такие исследования, на мой взгляд, очень нужны для современной молодёжи, когда значение материальных ценностей падает.

Нами составлена поколенная роспись фамилии Карчаевых, где  полностью представлены все семьи. Она сопровождается  фотографиями представителей рода. Ко всему материалу имеется иллюстративный материал, отражающий историю рода: башни, грот, Къадау Таш - Къарчаны ташы (Камень Къарчи) и.т.д. составлена родословная таблица Карчаевых.

Составлена родословная таблица рода Карчаевых.

В работе даны историко-биографические очерки о некоторых представителях рода: О Къарче, Къанде, Аттуу, Жекерье, Мухаммеде.

В ходе исследования удалось установить число  всех участников войны, найти их фотографии.

Дано описание тавро Карчаевых.

Составлен список использованной литературы.

Литература

1. Абаев М. «Балкария». Париж. Журнал «Мусульманин». 1911 год.

2. Айшаев О.О. Геноцид мирных жителей балкарских сёл в ноябре- декабре 1942 года. Н., 2007.

3. Асанов Ю. Песня-поэма «Каншаубий» или «Плач княгини Гошаях». Н., 1996.

4. Байчораев С. Къарачай-Малкъар аууш. Карачаевск, 2007.

5. Глашев А. Къарча. Н., 2008.

6. Глашев А. Карча. Хазаро-Аланская летопись. ООО «Издательский дом Пятигорье», Иноземцево, 2002.

7. Гошаях бийче. Къарча.

8. Ёлмезов М. «Гошаях бийче», Нальчик, изд-во «Эльбрус», 1985.

9. Джуртубаев М. Ёзден адет. Нальчик, 2001.

10. Залиханов М. Дом мой Эльбрус. М.- Н., 2007.

11. Кагиева Н. Къарча. Роман в 2 томах. Черкесск, 1995 год.

12. Карчаева Х.Ж. ж. «Минги тау», 1997, №6, с, 173.

13. Карчаева Х.Ж. ж. «Минги тау», 1994, № 4, с.22.

14. Книга памяти. Том 4. Нальчик, 1995.

15. Мокаев М. Къарачай (поэма).

16. Петрусевич Н. ЦГА РСО-А. 262. Сп. 1 Д 71. 113 об.-114.

17. Стихи разных карачаево–балкарских авторов о Къарче и о Черекской трагедии.

18. Таумурзаев Д. Голлу. Нальчик, 1993.

19. Темукуев Б. Черекская трагедия. Нальчик, 1990.

20.  Правда о выселении балкарцев. Нальчик, 1990.

21. Хасанов Н. Къарча. Черкесск, 1994.

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………..…….2

I.Сведения о происхождение рода Карчаевых………………….…….3

I.I О легендарном предводителе Къарче………………………..……..7

I.II. Карчаевы в Балкарии………………………………………….…..13

II. Поколенная роспись рода Карчаевых………………………….….18

III. Родословная таблица (приложение 1) …………………………....33

IV. Историко-биографические очерки рода………………………….34

V. Фото-иллюстративные материалы (приложение 2) ……………...49

VI. Тавро (Тамга)……………………………………………………….50

Заключение……………………………………………………………...51

Литература………………………………………………………………52

Содержание……………………………………………………………...53


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!