Карма-йога - действия в сознании Кришны 58 страница



шри-бхагаван увача
бхуйа эва маха-бахо шрину ме парамам вачах
йат те 'хам прийаманайа вакшйами хита-камйайа

шри-бхагаван увача - Верховная Личность Бога сказал; бхуйах - вновь; эва - непременно; маха-бахо - о сильнорукий; шрину только услышь; ме - Мое; парамам - высшее; вачах - наставление; йат - то, которое; те - тебе; ахам - Я; прийаманайа - думающий о тебе, как о дорогом Мне; вакшйами - говорю; хита-камйайа - для твоей пользы.

Верховная Личность Бога сказал: "Слушай же дальше, о сильнорукий Арджуна. Ты - Мой дорогой друг, и Я буду говорить еще, для твоей пользы открывая тебе знание, лучшее, чем то, которое я уже поведал.

КОММЕНТАРИЙ: Парашара Муни объясняет слово "Бхагаван" следующим образом: тот, кто обладает шестью божественными качествами в избытке: силой, славой, богатством, знанием, красотой и отречением, есть Бхагаван, или Верховная Личность Бога. Когда Кришна присутствовал на этой земле, он проявил все эти шесть качеств. Поэтому великие мудрецы, такие, как Парашара Муни, считали Кришну Верховной Личностью Бога. Здесь Кришна говорит Арджуне о еще более сокровенных вещах - о Своем могуществе и Своей деятельности. В предыдущих главах, начиная с седьмой, Господь давал объяснения Своим различным энергиям и тому, как они действуют, чтобы укрепить веру и преданность. В этой главе Он снова рассказывает Арджуне о Своих проявлениях и разнообразных божественных качествах, которыми Он обладает в избытке.

Чем больше человек слушает о Верховном Господе, тем больше укрепляется его преданность Ему. Нужно постоянно внимать рассказам о Господе, общаясь с преданными, это увеличит желание преданно служить Ему. Только те, кто действительно стремятся обрести сознание Кришны, могут принимать участие в таких беседах между преданными, другие не могут в них участовать. Господь ясно дает понять Арджуне, что это потому, что он очень дорог Ему, для его пользы, такая беседа имеет место.

ТЕКСТ 2

न मे विदुः सुरगणाः प्रभवं न महर्षयः ।

अहमादिर्हि देवानां महर्षीणां च सर्वशः ॥ २॥

не ме видух сура-ганах прабхавам на махаршайах
ахам адир хи деванам махаршинам ча сарвашах

на - никогда; ме - Мое; видух - знают; сура-ганах - полубоги; прабхавам - происхождение, качества; на - никогда; маха-ришайах - великие мудрецы; ахам - Я есть; адих - источник; хи - непременно; деванам - великих мудрецов; маха-ришинам - также; ча - во всех отношениях; сарвашах - во всех отношениях.

Ни сонмы полубогов, ни великие мудрецы не знают Моего происхождения и Моих качеств, ибо Я - первопричина полубогов и мудрецов, во всех отношениях.

КОММЕНТАРИЙ: Как утверждается в "Брахма-самхите", Господь Кришна - Верховный Господь. Нет никого выше Его Он - причина всех причин. Здесь также утверждается Самим Господом, что Он - причина происхождения всех полубогов и мудрецов. Даже полубоги и великие мудрецы не могут понять Кришну если же и они не в силах постичь ни имени Его, ни личности, то каково же положение так называемых ученых этой крошечной планеты? Никто из них не в состоянии понять, почему Верховный Господь является на землю, как обычный человек, и совершает такие удивительные, необыкновенные поступки. Отсюда следует сделать вывод, что подобная ученость недостаточна для понимания Кришны. Даже полубоги и великие мудрецы, пытавшиеся постичь Кришну с помощью мыслительных спекуляций, потерпели неудачу. В "Шримад-Бхагаватам" также ясно сказано, что и величайшие полубоги не способны понять Верховную Личность Бога. Они имеют возможность теоретизировать в границах своих несовершенных чувств и могут прийти к противоположной концепции, к имперсонализму, рассматривающему нечто, не проявленное тремя гунами материальной природы или же с помощью мыслительных спекуляций они могут вообразить что-либо, однако недалекие размышления такого рода не позволяют постичь Кришну.

Здесь Господь косвенно намекает тем, кто хочет познать Абсолютную Истину: "Вот Я - Верховная Личность Бога. Я - Всевышний". Это нужно знать. Хотя и невозможно постичь непостижимого, лично присутствующего Господа, но тем не менее Он существует. В действительности, мы можем понять Кришну, вечного, исполненного блаженства и знания, просто изучая Его слова, изложенные в "Бхагавад-гите" и в "Шримад-Бхагаватам". Концепция Бога как некоей правящей силы или имперсонального Брахмана достижима для человека, находящегося в низшей энергии Господа, но Личность Бога невозможно познать, не возвысившись до трансцендентного уровня.

Поскольку большинство людей не могут понять Кришну в его истинном положении, то по Своей беспричинной милости Он нисходит, являя Свою благосклонность таким абстрактным теоретикам. Все же вопреки необыкновенным поступкам Верховного Господа они, будучи осквернены материальной энергией, думают, что имперсональный Брахман есть Всевышний. Только преданные, целиком отдавшие себя Верховному Господу, могут понять, милостью Верховной Личности, что Он есть Кришна. Преданных Господа не волнует концепция Бога как имперсонального Брахмана их вера и преданность позволяют им незамедлительно вручить себя Верховному Господу, и, благодаря беспричинной милости Кришны, они могут постичь Кришну. Никто больше не в силах понять Его. Поэтому даже великие мудрецы соглашаются: Что есть атма, что есть Всевышний? Это Тот, кому мы должны поклоняться.

ТЕКСТ 3

यो मामजमनादिं च वेत्ति लोकमहेश्वरम् ।

असंमूढः स मर्त्येषु सर्वपापैः प्रमुच्यते ॥३॥

йо мам аджам анадим ча ветти лока-махешварам
асаммудхах са мартйешу сарва-папаих прамучйате

йах - любой, кто; мам - Меня; аджам - нерожденного; анадим - без начала; ча - также; ветти - знает; лока - планет; маха-ишварам - высшего хозяина; асаммудхах - свободный от иллюзий; сах он; мартйешу - среди тех, кто подвержен смерти; сарва-папаих - от всех кармических последствий; прамучйате - освобожден.

Тот, кто знает Меня как нерожденного, не имеющего начала, как Верховного владыку всех миров, тот, кто не находится под властью иллюзии, освобождается от всех грехов.

КОММЕНТАРИЙ: Как утверждается в седьмой главе (7.3): манушьянам сахасрешу кашчид ятати сиддхае - "Стремящиеся подняться до уровня духовного осознания - необыкновенные люди". Они выше миллионов и миллионов обычных людей, не имеющих знания о духовном осознании. Но из тех, кто действительно стремится понять свое духовное положение, тот, кто понимает, что Кришна есть Верховная Личность Бога, властитель всего, нерожденный, тот добился наибольшего успеха в духовном осознании. Только на той стадии, когда человек полностью осознает верховное положение Кришны, может он совершенно освободиться от всех кармических реакций.

Господь здесь описывается словом аджа, означающим "нерожденный", но Он отличается от живых существ, обозначенных во второй главе как аджа.Господь отличается от живых существ, которые рождаются и умирают, ибо привязаны к материальному. Обусловленные души меняют свои тела, но Его тело неизменно. Даже в материальный мир Он является как нерожденный, поэтому в четвертой главе сказано, что Господь, благодаря Своей внутренней силе, не подвластен низшей матеральной энергии, но всегда пребывает в высшей.

В этом стихе слова ветти лока-махешварам указывают, что человек должен знать, что Господь Кришна есть Верховный властитель всех планетных систем вселенной. Он существовал еще до сотворения, и Он отличен от Своего творения. Все полубоги создавались внутри этого материального мира, но о Кришне сказано, что Он не был создан. Следовательно, Кришна отличен даже от великих полубогов, таких, как Брахма и Шива. И поскольку Он - творец Брахмы, Шивы и остальных полубогов, Он - Верховный владыка всех планет.

Итак, Шри Кришна отличен от всего, что создано, и знающий Его таковым немедленно освобождается от всех кармических реакций. Необходимо очиститься от всех грехов, чтобы познать Верховного Господа. Как утверждает "Бхагавад-гита", Его можно познать только через преданное служение и никак иначе.

Нельзя даже пытаться воспринимать Кришну как человека. Выше отмечалось, что только глупцы считают Его человеческим существом. Здесь опять выражается эта идея, но другими словами. Тот, кто не глуп, кто достаточно разумен, чтобы понять истинное положение Господа, всегда свободен от всех кармических реакций.

Но если Кришна известен, как сын Деваки, разве может Он быть нерожденным? Это также объясняется в "Шримад-Бхагаватам": когда Он предстал перед Деваки и Васудевой, Он не был рожден, как обычный ребенок. Он появился в Своей изначальной форме и затем уже принял образ обыкновенного ребенка.

Все, что делается под руководством Кришны - трансцендентно и не оскверняется материальными последствиями, которые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными. Та точка зрения, что в материальном мире существуют как благоприятное, так и неблагоприятное, является, в большей или меньшей степени, вымыслом, потому что в материальном мире нет ничего благоприятного. Здесь все неблагоприятно, поскольку неблагоприятна сама материальная природа. Нам только кажется, что она благоприятна. Истинное благо зависит от деятельности, совершаемой в сознании Кришны, в преданном служении. Следовательно, если мы вообще хотим, чтобы наша деятельность была благоприятна, нам следует поступать, руководствуясь указаниями Верховного Господа. Эти указания даются в писаниях, таких, как "Шримад-Бхагаватам" и "Бхагавад-гита", или же их можно получить от истинного духовного учителя. Поскольку духовный учитель - представитель Верховного Господа, его указания являются непосредственными указаниями Верховного Господа. Духовный учитель, садху и писания направляют по одному и тому же пути; между этими тремя источниками нет противоречий. Все, совершаемое под таким руководством, свободно от последствий благочестивых и неблагочестивых поступков в этом материальном мире. Трансцендентное отношение преданного к своей деятельности является, в действительности, отношением самоотречения и называется санньяса. Как говорится в первом стихе шестой главы "Бхагавад-гиты", каждый, кто действует из чувства долга, потому что так приказал ему Верховный Господь, и не ищет выгоды в своей деятельности (анашритах карма-пхалам), достиг истинного самоотречения. Каждый, кто действует по указаниям Верховного Господа, фактически является санньяси и йогом, а не тот, кто просто рядится в одежду санньяси, или псевдойог.

ТЕКСТ 4-5

बुद्धिर्ज्ञानमसंमोहः क्षमा सत्यं दमः शमः ।

सुखं दुःखं भवोऽभावो भयं चाभयमेव च ॥ ४॥

अहिंसा समता तुष्टिस्तपो दानं यशोऽयशः ।

भवन्ति भावा भूतानां मत्त एव पृथग्विधाः ॥ ५॥

буддхир гйанам асаммохах кшама сатйам дамах шамах
сукхам духкхам бхаво 'бхаво бхайам чабхайам эва ча

ахимса самата туштис тапо данам йашо 'йашах
бхаванти бхава бхутанам матта эва притхаг-видхах

буддхих - разум; гйанам - знание; асаммохах - свобода от сомненийи; кшама - всепрощение; сатйам - правдивость; дамах - контроль чувств; шамах - контроль ума; сукхам - счастье; духкхам - несчастье; бхавах - рождение; абхавах - смерть; бхайам - страх; ча - также; абхайам - бесстрашие; эва - также; ча - и; ахимса отказ от насилия; самата - равновесие; туштих - удовлетворение; тапах - аскетизм; данам - милосердие; йашах - слава; айашах бесславие; бхаванти - исходят; бхавах - природы; бхутанам - живых существ; маттах - от Меня; эва притхак-видхах - по-разному устроено.

Разум, знание, свобода от сомнений и заблуждений, снисходительность, правдивость, владение своими чувствами, управление своим умом, счастье и несчастье, рождение, смерть, страх, бесстрашие, отказ от насилия, уравновешенность, удовлетворение, аскетизм, милосердие, слава и бесславие - все эти различные качества живых существ сотворены Мною одним.

КОММЕНТАРИЙ: Различные хорошие и плохие качества живых существ - все созданы Кришной и описываются здесь.

Разум заключается в способности правильно судить о вещах, а знание - в понимании того, что есть дух и что есть материя. Обыкновенное знание, получаемое в университетах, относится только к материи, и оно не принимается здесь за истинное. Знание заключается в понимании различия между духом и материей. Современное образование не дает знания о духе; предметом изучения являются материальные элементы и потребности тела. Поэтому академическое знание неполно.

Асаммохи, свободы от сомнений и заблуждений, можно достичь, если человек не испытывает колебаний и понимает трансцендентную философию. Медленно, но верно он освобождается от заблуждений. Ничто не должно приниматься слепо, но с осторожностью и вниманием. Человек должен воспитывать в себе кшама, терпимость и снисходительность, и прощать другим незначительные прегрешения. Сатйам, правдивость, означает, что факты должны представляться, как они есть, для блага людей. Факты не должны искажаться. В соответствии со светскими условностями, считается, что надо говорить правду лишь в тех случаях, когда она приятна для других. Но это не есть правдивость. Правду следует говорить прямо и открыто, так, чтобы другие могли понять, каковы же факты на самом деле. Если человек вор, и людей предупреждают, что он вор, то это и есть правда. Хотя иногда неприятно выслушивать правду, от высказывания ее не следует уклоняться. Правдивость требует, чтобы для пользы других факты представлялись в истинном свете. Таково определение правды.

Владение своими чувствами означает, что чувства не должны использоваться для собственного наслаждения сверх меры. Не существует запретов на удовлетворение законных потребностей чувств, но лишние чувственные наслаждения вредны для духовного развития. Поэтому следует воздерживаться от использования чувств сверх меры. Подобным же образом, ум не должен быть занят ненужными мыслями это называется шама. Не следует тратить время на размышления о заработке. Это - неправильное использование мыслительных способностей. Ум следует направлять на то, чтобы осознать главную потребность человека, по указаниям из авторитетного источника. Мыслительные способности следует развивать в общении с людьми, хорошо знающими писания, со святыми людьми, с духовными учителями и теми, чье мышление высоко развито. Сукхам, удовольствие или счастье, следует черпать в том, что благоприятно для развития духовного знания, сознания Кришны. Точно так же, то, что причиняет боль и страдание есть то, что неблагоприятно для развития сознания Кришны. Следует принимать все благоприятное для развития сознания Кришны и отвергать все неблагоприятное. Бхава, рождение, должно пониматься как относящееся к телу. Что касается души, то, как уже говорилось в начале "Бхагавад-гиты", она не подвержена рождению и смерти. Рождение и смерть относятся к воплощению в материальном мире. Страх возникает от беспокойства о будущем. Человек в сознании Кришны никогда не испытывает страха, поскольку, благодаря своей деятельности, он, несомненно, вернется в небесную обитель, домой, к Господу. По этой причине его будущее светло. Однако остальные не знают, что их ждет в будущем, что их ждет в следующей жизни. Поэтому они постоянно пребывают в беспокойстве. Если мы хотим освободиться от беспокойства, лучше всего понять Кришну и всегда находиться в сознании Кришны. Таким образом мы освободимся от всякого страха. В "Шримад-Бхагаватам" (11.2.37) говорится: бхайам двитийабхини-вешатах сйат - "Причиной страха является погружение в иллюзорную энергию". Но тот, кто свободен от ее воздействия, кто уверен, что он не есть это тело, а есть духовная частица Верховной Личности Бога, и поэтому занят трансцендентным служением Верховному Господу, ничего не боится. Его будущее очень светло. Этот страх - состояние людей, не находящихся в сознании Кришны. Абхайам, бесстрашие, возможно только для того, кто пребывает в сознании Кришны.

Ахимса, отказ от насилия, означает, что не следует совершать поступков, причиняющих страдания или беспокойство другим. Материальная деятельность, предлагаемая многими политиками, социологами, филантропами и т.д., не дает положительных результатов, поскольку у политиков и филантропов отсутствует трансцендентное видение, и они не знают, что на самом деле является благом для человеческого общества. Ахимса означает, что людей необходимо обучать таким образом, чтобы можно было достичь полного использования возможностей человеческого тела. Человеческое тело предназначено для духовного самоосознания, поэтому любое движение или поступок, не ведущие к этой цели, есть насилие над ним. То, что приближает духовное счастье всех людей, называется отказом от насилия.

Самата, уравновешенность, относится к свободе от привязанностей и неприязни. Быть слишком привязанным или слишком отчужденным - не самое лучшее. Этот материальный мир следует принимать без привязанности или отвращения. Следует принимать то, что благоприятствует развитию сознания Кришны, и отвергать мешающее этому. Такова самата, уравновешенность. Человек, пребывающий в сознании Кришны, ничего не принимает и ничего не отвергает, если только это не нужно для исполнения обязанностей в сознании Кришны. Тушти, удовлетворенность, означает, что человек не должен стремиться к накоплению все больших и больших материальных богатств путем ненужной деятельности. Он должен быть доволен тем, что получает милостью Верховного Господа это называется удовлетворенностью. Тапас означает "аскетизм" или "покаяние". В Ведах дается множество правил и предписаний, имеющих прямое отношение к этому, как, например, вставать рано утром и совершать омовение. Иногда бывает трудно подняться рано утром, но всякое добровольное бремя, переносимое таким образом, называется тапасьей. Также существует предписание поститься в определенные дни месяца. У человека может не быть склонности к соблюдению таких постов, но, вследствие своей решимости прогрессировать в науке сознания Кришны, он примет такие физические трудности, рекомованные писаниями. Однако не следует поститься без необходимости или вопреки предписаниям Вед. Не следует также налагать на себя пост, исходя из политических соображений. "Бхагавад-гита" говорит, что подобный пост совершается в невежестве, а все, что творится в невежестве или страсти, не способствует духовному прогрессу. Однако всякая деятельность, совершаемая в гуне добродетели, способствует духовному развитию человека, и когда человек постится в соответствии с ведическими предписаниями, это обогащает его духовным знанием.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!