Карма-йога - действия в сознании Кришны 20 страница



ТЕКСТ 7

यस्त्विन्द्रियाणि मनसा नियम्यारभतेऽर्जुन ।

कर्मेन्द्रियैः कर्मयोगमसक्तः स विशिष्यते ॥ ७॥

йас тв индрийани манаса нийамйарабхате 'рджуна
кармрийаих карма-йогам асактах са вишишйате

йах - тот, кто; ту - но; индрийани - чувства; манаса - умом; нийамйа - регулируя; арабхате - начинается; арджуна - о Арджуна; карма-индрийаих - активными органами чувств; карма-йогам - преданность; асактах - без привязанности; сах - он; вишишйате - есть гораздо лучше.

С другой стороны, тот, кто искренне пытается контролировать умом активные органы чувств и занимает их деятельностью в сознании Кришны, без привязанности к материальному, стоит гораздо выше.

КОММЕНТАРИЙ: Вместо того, чтобы становиться псевдотрансценденталистом ради бессмысленной жизни и чувственных наслаждений, гораздо лучше заниматься своим собственным делом и достичь цели жизни, состоящей в освобождении из материального плена и достижении царства божьего. Главная свартха-гати, или цель жизни каждого - это достижение Вишну. Весь институт варн и ашрамов предназначен для того, чтобы помочь нам в достижении этой цели. Грихастха тоже может выполнить свое предназначение, занимаясь служением в сознании Кришны. Для достижения самоосознания человек должен вести регулярный образ жизни, как это предписано в писаниях, продолжать выполнять свое дело без материальных привязанностей, и таким образом духовно развиваться. Тот, кто искренне следует этим путем, гораздо выше лгуна-притворщика, который усвоил дешевую показную духовность и тем самым обманывает неискушенную публику. Тот, кто с искренним чувством подметает улицы, гораздо выше какого-нибудь шарлатана, который занимается медитацией только ради приобретения средств к существованию.

ТЕКСТ 8

नियतं कुरु कर्म त्वं कर्म ज्यायो ह्यकर्मणः ।

शरीरयात्रापि च ते न प्रसिद्ध्येदकर्मणः ॥८॥

нийатам куру карма твам карма джйайо хй акарманах
шарира-йатрапи ча те на прасиддхйед акарманах

нийатам - предписанные; куру - делай; карма - обязанности; твам - ты; карма - работа; джйайах - лучше; хи - чем; акарманах без работы; шарира - телесный; йатра - поддержание; апи - даже; ча - также; те - твой; на - никогда; прасиддхйет - пусть будет закончен; акарманах - без работы.

Исполняй предписанный тебе долг, ибо это лучше, чем не работать. Без работы невозможно даже поддерживать свое материальное тело.

КОММЕНТАРИЙ: Существует много людей, которые занимаются так называемой медитацией и утверждают, что они будто бы высокого происхождения, а также высокопоставленных персон, притворяющихся, что пожертвовали всем ради духовного развития. Господь Кришна не хотел, чтобы Арджуна стал притворщиком. Он желал, чтобы тот выполнял предписанные ему обязанности, как это положено кшатрию. Арджуна был грихастхой и полководцем, и поэтому ему было лучше оставаться таковым и выполнять свои религиозные обязанности, как это предписано кшатрию, имеющему семью. Подобная деятельность постепенно очищает сердце мирянина и освобождает его от материальной скверны. Так называемое отречение с целью удовлетворения нужд тела никогда не одобрялось ни Господом, ни каким-либо религиозным писанием. В конце концов человек обязан поддерживать и тело, и душу какой-либо работой. Не следует по собственной прихоти оставлять работу, не пройдя через очищение от материальных наклонностей. Каждым, находящимся в материальном мире, несомненно владеет нечистое стремление к господству над материальной природой, или, другими словами, к чувственому удовлетворению. Необходимо очиститься от этих скверных наклонностей, выполняя свой долг. Без этого человек никогда не должен пытаться стать так называемым трансценденталистом, отказываться от работы и жить за счет других.

ТЕКСТ 9

यज्ञार्थात्कर्मणोऽन्यत्र लोकोऽयं कर्मबन्धनः ।

तदर्थं कर्म कौन्तेय मुक्तसङ्गः समाचर ॥९॥

йагйартхат кармано 'нйатра локо 'йам карма-бандханах
тад-артхам карма каунтейа мукта-сангах самачара

йагйа-артхат - только ради Йаджны, или Вишну; карманах чем работа; анйатра - иначе; локах - мир; айам - это; карма-бандханах - узы работы; тат - Его; артхам - ради; карма - работа; каунтейа - о сын Кунти; мукта-сангах - освобожденный от общения; самачара - делай совершенно.

Любая деятельность должна выполняться как жертвоприношение Вишну, иначе она явится причиной рабства в этом материальном мире. Поэтому, о сын Кунти, выполняй предписанные тебе обязанности ради Его удовлетворения, и ты будешь всегда свободен от этого рабства.

КОММЕНТАРИЙ: Поскольку человек должен работать хотя бы просто для поддержания тела, то предписанные обязанности для каждого конкретного социального положения составлены с таким расчетом, чтобы эта цель могла быть достигнута. Йагйа означает Господь Вишну, или совершение жертвоприношения. Все жертвоприношения предназначены для удовлетворения Господа Вишну. Веды указывают: йаджно ваи вишнун. Другими словами, одной цели служит как совершение предписанных жертвоприношений, так и непосредственное служение Господу Вишну. Поэтому сознание Кришны является также формой йаджны, предписанной в этом стихе. Система варнашрама имеет ту же цель - удовлетворение Господа Вишну. Варнашрамачаравата пурушена парах пуман / виннур арадхйате (Вишну-пурана, 3.8.8).

Поэтому каждый должен работать во имя удовлетворения Вишну. Любая другая деятельность в этом материальном мире явится причиной рабства, поскольку как добрые, так и злые дела имеют свои последствия, а любые последствия связывают совершающего эти дела. Таким образом, чтобы удовлетворить Кришну (или Вишну), необходимо действовать в сознании Кришны; выполняющий такую деятельность достигает стадии освобождения. Это великое искусство, и сначала оно требует очень опытного руководителя. Поэтому каждый должен усердно трудиться, руководимый опытным преданным Господа Кришны или же непосредственно Самим Господом Кришной (как это привелось Арджуне). Ничто не должно делаться для чувственного удовлетворения, но только ради удовлетворения Господа. Такая практика не только спасает человека от кармических реакций, но и постепенно поднимает его до уровня трансцендентного любовного служения Господу, которое одно способно привести человека в царство Господа.

ТЕКСТ 10

सहयज्ञाः प्रजाः सृष्ट्वा पुरोवाच प्रजापतिः ।

अनेन प्रसविष्यध्वमेष वोऽस्त्विष्टकामधुक् ॥१०॥

саха-йагйах праджах сриштва пуровача праджапатих
анена прасавишйадхвам эша во 'ств ишта-кама-дхук

саха - наряду с; йагйах - жертвоприношения; праджах поколения; сриштва - создавая; пура - в древние времена; увача сказал; праджа-патих - Господь всех существ; анена - таким образом; прасавишйадхвам - быть более и более процветающим; эшах это; вах - твой; асту - пусть будет; ишта - все желаемое; кама-дхук - дарующий.

В начале творения Господь всех существ сотворил поколения людей и полубогов, наряду с жертвоприношениями для Вишну, и благословил их, сказав: "Будьте счастливы этой йаджной (жертвоприношением), ибо совершение ее дарует вам все желаемое для счастливой жизни и достижения освобождения".

КОММЕНТАРИЙ: Материальное творение Господа всех существ, Вишну, является возможностью, данной обусловленным душам, чтобы возвратиться домой, назад к Господу. Все живые существа в материальном творении обусловлены материальной природой, так как они забыли свои отношения с Кришной, Верховной Личностью Бога. Ведические принципы должны помочь нам осознать эти вечные взаимоотношения, как это утверждается в "Бхагавад-гите": ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах. Господь говорит, что цель Вед - понять Его. В ведических гимнах говорится: патим вишвасйатмеш-варам. Поэтому Господом живых существ является Верховная Личность Бога, Вишну. Шрила Шукадева Госвами в "Шримад-Бхагаватам" (2.4.20) также описывает Господа как пати:

шрийах патир йагйа-патих праджа-патир
дхийам патир лока-патир дхара-патих
патир гатиш чандхака-вришни-сатватам
прасидатам ме бхагаван сатам патих

Праджа-пати есть Господь Вишну, и Он же есть Господь всех живых созданий, всех миров, всех красот и Он же - всеобщий защитник. Господь сотворил этот материальный мир для обусловленных душ, чтобы обучить их выполнять йаджны (жертвоприношения) для удовлетворения Вишну, с тем, чтобы они могли с удобствами существовать в материальном мире, без тревог и опасений, и, закончив пребывание в материальном теле, вошли в царство Господа. Такова программа существования для обусловленной души. Выполняя йаджны, обусловленные души начинают постепенно осознавать Кришну и во всех отношениях становятся благочестивыми. В Кали-югу ведические писания рекомуют санкиртана-йаджну (воспевание имен Господа), и Господь Чаитанйа ввел эту трансцендентную систему для всеобщего освобождения. Санкиртана-йагйа и сознание Кришны прекрасно сочетаются друг с другом. Господь Кришна в Своем воплощении преданного слуги, (Господа Чаитанйи) упоминается в "Шримад-Бхагаватам", с особой ссылкой на санкиртана-йаджну:

кришна-варнам твишакришнам сангопангастра-паршадам
йагйаих санкиртана-прайаир йаджанти хи су-медхасах

"В эту Кали-югу люди, наделенные достаточным разумом, будут почитать Господа и Его сподвижников, совершая санкиртана-йаджну" (Бхаг., 11.5.29). В эту эпоху Кали нелегко совершать другие йаджны, предписанные в ведической литературе, но санкиртана-йаджна(гйа) легка и возвышенна во всех отношениях.

ТЕКСТ 11

देवान्भावयतानेन ते देवा भावयन्तु वः ।

परस्परं भावयन्तः श्रेयः परमवाप्स्यथ ॥११॥

деван бхавайатанена те дева бхавайанту вах
параспарам бхавайантах шрейах парам авапсйатха

деван - полубогов; бхавайата - удовлетворив; анена - этим жертвоприношением; те - те; девах - полубоги; бхавайанту - удовлетворят; вах - вы; параспарам - взаимно; бхавайантах - удовлетворяя друг друга; шрейах - благословение; парам - высший; авапсйатха - ты достигнешь.

Полубоги, удовлетворенные жертвоприношениями, удовлетворят также и тебя, и благодаря таким взаимоотношениям людей и полубогов воцарится всеобщее благоденствие.

КОММЕНТАРИЙ: Полубоги наделены властью управлять материальными делами. Снабжение воздухом, светом, водой и другими благами для поддержания тела и души каждого живого существа доверено полубогам, которые помогают Верховной Личности Бога, находясь в различных частях Его тела. Их удовольствие и неудовольствие зависят от совершения человеком йаджны. Некоторые из жертвоприношений предназначены для удовлетворения конкретных полубогов, но даже и в таком случае Господь Вишну почитается главной целью всех их. В "Бхагавад-гите" также указывается, что Сам Кришна является целью всех жертвоприношений: бхоктарам йагйа-тапасам. Поэтому конечное удовлетворение от йагйа-пати является высшей целью всех йаджн. При правильном выполнении йаджны полубоги, ответственные за отдельные виды снабжения, естественно, испытывают удовлетворение, и снабжают всем необходимым с избытком.

Совершение жертвоприношений приносит много побочной пользы, в конечном счете приводя к освобождению из материального плена. Благодаря совершению йаджны , как это утверждается в Ведах, любая деятельность очищается: ахара-шуддхау саттва-шуддхих саттва-шуддхау дхрува смритих смрити-ламбхе сарва-грантхинам випрамокшах. Благодаря совершению йаджны освящается пища человека, благодаря вкушению освященной пищи очищается само его существование, благодаря очищению существования очищаются тонкие ткани памяти, а с просветленной памятью человек способен подумать о пути к освобождению, и сочетание всего этого ведет к осознанию Кришны, в чем так нуждается современное общество.

ТЕКСТ 12

इष्टान्भोगान्हि वो देवा दास्यन्ते यज्ञभाविताः ।

तैर्दत्तानप्रदायैभ्यो यो भुङ्क्ते स्तेन एव सः ॥१२॥

иштан бхоган хи во дева дасйанте йагйа-бхавитах
таир даттан апрадайаибхйо йо бхункте стена эва сах

иштан - желанные; бхоган - вещи, необходимые в жизни; хи - непременно; вах - тебе; девах - полубоги; дасйанте - наградят; йагйа-бхавитах - будучи удовлетворенными совершением жертвоприношений; таих - ими; даттан - данные вещи; апрадайа - не предлагая; эбхйах - полубогам; йах - тот, кто; бхункте - наслаждается; стенах - вор; эва - непременно; сах - он.

Полубоги, ответственные за удовлетворение различных жизненных потребностей, ублаготворенные совершением жертвоприношений, даруют все необходимое. Тот, кто наслаждается этими дарами, не предлагая их со своей стороны полубогам, несомненно является вором.

КОММЕНТАРИЙ: Полубоги уполномочены снабжать материальный мир от имени Верховной Личности Бога, Вишну, поэтому они должны быть удовлетворены совершением предписанных жертвоприношений. В Ведах предписываются различные виды жертвоприношений для разных полубогов, но в конечном счете, все они предлагаются Верховной Личности Бога. Тем, кто не может понять, что есть Личность Бога, рекомуется совершать жертвоприношения полубогам. В Ведах рекомуются различные виды йаджны в соответствии с различными материальными склонностями личности. Почитание различных полубогов происходит на той же самой основе, а именно - согласно различным качествам данного человека. Например, мясоедам рекомовано почитание богини Кали, одной из ужаснейших форм материальной природы, а для этой богини Кали рекомуется принесение в жертву животных. Однако тем, кто находятся в гуне добродетели, рекомовано трансцендентное поклонение Господу Вишну. Но, в конечном счете, все йаджны предназначены для постепенного продвижения к трансцендентному положению. Обычному человеку необходимо выполнять по крайней мере пять жертвоприношений, называемых панча-маха-йагйа.

Следует, однако, понимать, что все необходимое для жизни человеческого общества поставляется посланцами Господа, полубогами. Никто не может сотворить что-либо. Возьмем, к примеру, любую пищу человека: злаки, фрукты, овощи, молоко, сахар и так далее, если он находится в гуне добродетели, прибавим сюда невегетарианскую пищу, такую, как мясо и тому подобное - ничего из вышеперечисленного не может быть изготовлено людьми. Опять же возьмем к примеру тепло, свет, воду, воздух, другие вещи, необходимые для жизни - ничто из этого не может быть создано человеком. Без Верховного Господа не было бы ни щедрого солнечного и лунного света, ни обильного дождя, ни ветра - всего того, без чего жить невозможно. Очевидно, что снабжение нашей жизни всем необходимым зависит от Господа. Даже для наших промышленных предприятий требуется большое количество сырья: металла, серы, ртути, марганца и так многих других необходимых предметов - все это поставляется посланцами Господа, чтобы, правильно этим пользуясь, мы могли поддерживать свое здоровье и стать способными к самоосознанию, ведущему к конечной цели жизни, то есть к освобождению от материальной борьбы за существование. Эта цель жизни достигается совершением йаджны. Если же мы забываем о цели человеческой жизни и просто используем для удовлетворения чувств получаемое от посланцев Господа, все более и более запутываясь в материальном существовании, которое не является целью творения, несомненно, мы становимся ворами и потому подлежим наказанию по законам материальной природы. Общество воров никогда не станет счастливым, так как у воров нет цели в жизни. Грубые материалисты, воры, не имеют конечной цели в жизни. Они просто руководствуются чувственным удовлетворением и не имеют знания о том, как совершать йаджны. Однако Господь Чаитанйа дал нам знание о самой легкой форме йаджны, а именно, о санкиртана-йаджне, которую может осуществить любой человек, признающий принципы сознания Кришны.

ТЕКСТ 13

यज्ञशिष्टाशिनः सन्तो मुच्यन्ते सर्वकिल्बिषैः ।

भुञ्जते ते त्वघं पापा ये पचन्त्यात्मकारणात् ॥ १३॥

йагйа-шишташинах санто мучйанте сарва-килбишаих
бхунджате те тв агхам папа йе пачантй атма-каранат

йагйа-шишта - пища, принимаемая после совершения йаджны; ашинах - едоки; сантах - преданные; мучйанте - избавляются от; сарва - все виды; килбишаих - от грехов; бхунджате - неслаждаются; те - они; ту - но; агхам - страшные грехи; папах - грешники; йе - те; пачанти - готовят пищу; атма-каранат - для чувственного наслаждения.

Преданные Господа, вкушающие пищу, предложенную вначале Господу, очищаются от всех грехов. Те же, кто готовят пищу ради собственного чувственного наслаждения, воистину вкушают один лишь грех.

КОММЕНТАРИЙ: Преданные Верховного Господа, или люди в сознании Кришны называются сантами, и они, как это описано в "Брахма-самхите" (5.38), постоянно с любовью думают о Господе: преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена сантах садайва хридаешу вилокайанти. Санты, всегда думая с любовью о Верховной Личности Бога, Говинде (дарующем все наслаждения), или Мукунде (дарующем освобождение), или Кришне (всепривлекающей личности), не могут принять что-либо, не предложив этого сначала Верховной личности. Поэтому такие преданные постоянно совершают йаджны в форме различных видов преданного служения, таких, как шраванам, киртанам, смаранам, арчанам и др., и это совершение йаджны удерживает их в стороне от всевозможной скверны, возникающей в результате греховных связей в материальном мире. Остальные же, готовящие пищу для себя или ради удовлетворения чувств, не только являются ворами, но и питаются всевозможным грехом. Как же может быть счастив человек, если он вор и грешник. Это невозможно. Поэтому, чтобы люди во всех отношениях стали счастливыми, они должны усвоить выполнение нетрудного процесса санкиртана-йаджны, полностью осознав Кришну. Иначе на земле невозможны мир и счастье.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!