Некоторые добродетели и личные качества шейха.



 

Шейх Ибн аль-Усеймин был образцом праведности и живым примером благочестия для остальных мусульман. Его знания находили выражение не только в лекциях и занятиях с многочисленной аудиторией, но также и в его скромности 1, кротости 2, богобоязненности 3 и благонравии.

 

1 [Радиоведущий Абдулкарим аль-Микрин рассказывает: «Как известно многим мусульманам, шейх не любил привлекать к себе внимание, а также всякие высокие титулы и должности. Шейх был членом Совета крупных ученых Саудовской Аравии, однако он попросил меня не упоминать об этом во вступлении к программе «Нурун ‘аля ад-дарб». Он сказал, что достаточно представить его как имам-хатыб соборной мечети аль-Кабир г. Унейза и преподаватель факультетов Шариата и основ религии в провинции Эль-Касим. Я так и представлял шейха радиослушателям до самой его смерти. Когда многие спрашивают меня, почему я не упоминал в своих программах, что шейх являлся членом Совета крупных ученых, я всегда отвечаю, что такова была его личная просьба». («Четырнадцать лет с его превосходительством великим ученым, шейхом Мухаммадом ибн Салихом аль-Усеймином «, стр. 34)].

 

2 [Показательный случай произошел однажды в мечети. После предвечерней молитвы к шейху подошел какой-то бедуин и стал просить у него деньги, жалуясь на бедность. Шейх вытащил из кармана деньги, которые у него были с собой, и отдал их бедуину. Однако сумма оказалась небольшой, и это взбесило бедуина. Он стал возмущаться прямо перед молящимися и швырнул деньги в лицо шейху. Однако в ответ шейх лишь улыбнулся и вознес за бедуина мольбу, сказав: «Да исправит тебя Аллах!» («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «, стр. 16)].

 

3 [Мухаммад ибн Абдулджаввад ас-Сави рассказывает: «Одна из благотворительных организаций Джидды как-то пригласила шейха на заседание, которое затянулось до часу ночи. Поскольку шейх не привык столь долго бодрствовать, было заметно, что он очень сильно утомлен и хочет спать. Когда, наконец, мы вернулись в дом, где остановились на ночлег, то буквально свалились с ног от усталости и тотчас заснули. Посреди ночи, где-то полчетвертого утра, я проснулся и услышал, что шейх читает Коран, совершая добровольную ночную молитву. И это в то время, когда он столь сильно нуждался во сне!» («Лучезарные страницы из жизни имама Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина», стр. 73)].

 

 

Шейх отличался честностью 1, аскетизмом 2, неприхотливостью в быту 3, строгим отношением к поиску знаний и их передаче 4, трепетным отношением к своему времени 5 и приверженностью принципу призыва к одобряемому и запрещения порицаемого 6. Он был далек от вычурности и помпезности, присущей многим известным людям 7.

 

 

1 [Шейх Ибн аль-Усеймин с ранних лет отличался патологической честностью. Когда ему было необходимо по работе заправить свою ручку из чернильницы университетской библиотеки, он делал это. Однако, закончив работу, он выливал остатки чернил из своей ручки обратно в чернильницу, поскольку чернила были собственностью Университета. («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «, стр. 25)].

 

2 [Шейх Ибн аль-Усеймин проявлял полное равнодушие к мирским благам. Сын шейха Абдуллах рассказывает: «Принц Абдуллах ибн Абдулазиз Аль Сауд, в ту пору губернатор провинции Эль-Касим, отправил шейху в качестве подарка новый американский автомобиль. Когда шейх пришел домой, он увидел перед домом машину, и ему сообщили о причине ее появления. Автомобиль так и простоял нетронутым пять дней, после чего шейх сказал своему сыну Абдуллаху: «Верни машину правителю, поблагодари его за этот жест и сообщи ему, что она мне не нужна». В результате автомобиль вернули принцу, а шейх так и остался со своей старой и дешевой машиной до самой смерти, не придавая этому никакого значения». («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «, стр. 23). Короли Саудовской Аравии Халед и Фахд неоднократно посещали дом шейха Ибн аль-Усеймина. Таков был обычай правителей, которые хотели выразить глубокое почтение к ученому. Когда король Халед увидел, в каком скромном жилище живет шейх, монарх тут же предложил выстроить для него новый дом. Шейх Ибн аль-Усеймин поблагодарил правителя, сказав: «Я уже строю себе дом в районе ас-Салихия (название одного из районов в Унейзе -прим. Д.Х.). Помощь же нужна мечети и вакуфному фонду». Когда король ушел, некоторые из присутствовавших на встрече воскликнули: «Шейх, а мы и не знали, что ты строишь дом в ас-Салихии!» В ответ Ибн аль-Усеймин сказал: «А разве в ас-Салихии не находится кладбище?!» («Драгоценные жемчужины из биографии факиха уммы и великого ученого ибн аль-Усеймина», стр. 218)].

 

3 [Приводится много примеров о непритязательности шейха в быту. Например, сообщается, что «он не спал на кровати или мягком матрасе. Вместо этого он предпочитал спать на полу или на циновке, следы от которой оставались на его боку». Также один из его студентов рассказывает: «Однажды во время хаджа я навестил шейха в месте его проживания в Мекке. Когда я пришел, то увидел в его руке иголку, которой он заштопывал свою одежду» («Ибн аль-Усеймин аль-имам аз-захид» («Ибн аль-Усеймин — имам, равнодушный к мирскому»), стр. 163)].

 

4 [Например, если шейх в чем-то допускал ошибку, он не стеснялся тут же ее исправить. В частности, передается такой случай. Однажды во время пятничной проповеди шейх упомянул о достоинстве прочтения суры «аль-Фатиха» перед сном и призвал присутствовавших делать это. После хутбы один из требующих знание студентов подошел к шейху и сказал: «О шейх, возможно, вы имели в виду достоинство прочтения аята «аль-Курси» перед сном?» Тут шейх понял, что оговорился и поспешил исправить допущенную ненароком ошибку до того, как люди разойдутся. Он тут же поднялся на минбар и во всеуслышание заявил, что во время проповеди он ошибся и правильным будет чтение аята «аль-Курси» перед сном» («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «, стр. 43)].

 

5 [Даже во время принятия пищи шейх отвечал на вопросы людей. Когда же он находился в пути, то либо читал Коран, либо повторял с учениками уроки, либо был занят чтением какого-либо труда по Шариату. Он также побуждал своих учеников бережно относиться ко времени, подкрепляя свои слова хадисом пророка, мир ему и благословения Аллаха: «В День Воскрешения раб (Аллаха) не сдвинется с места, пока не будет спрошен о четырех вещах: о жизни своей: как он ее провёл?, о знании своем: на что он его употребил?, об имуществе своем: как он приобрел его и на что потратил?, и о теле своем: как он его использовал?» («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина», стр. 16, 35)].

 

6 [Доктор Сауд Хасан Мухтар вспоминает: «Однажды шейха пригласили прочитать лекцию в одно из госучреждений. Над трибуной висел большой портрет, выражающий неподобающе великие почести изображенному на нем лицу (скорее всего, это был портрет короля — прим. Д.Х.). Шейх попросил главу госучреждения снять портрет, но тот отказался. Шейх стал настаивать, но тот снова отказался. Шейх сказал, что он не начнет лекцию, пока портрет не будет снят. Директор учреждения ответил категорическим отказом. Тогда шейх вышел из зала, направился в ближайшую к учреждению мечеть, а за ним последовали несколько тысяч человек, собравшихся на лекцию. В результате лекция состоялась, но не в госучреждении, а в мечети» («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «, стр. 17)].

 

7 [Сообщается, что однажды шейх ехал вместе со своим близким другом в старой машине, которая часто ломалась. Вот и в этот раз автомобиль заглох прямо на дороге. Тогда шейх сказал водителю: «Оставайся здесь, а я выйду и подтолкну машину сзади!» И действительно: шейх вышел и толкал машину до тех пор, пока она снова не завелась». Аль-Фадиль Абдулмухсин аль-Кади рассказывает: «Однажды, когда шейх давал урок в мечети неподалеку от своего дома, один из учеников пошел в отхожее место. Там он заметил, что прорвало трубу, и из нее хлещет вода. Он вернулся и сообщил об этом шейху. Тогда шейх прервал урок, пошел к себе домой и взял инструменты, а затем устранял утечку вместе со своими учениками». («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «, стр. 42-43)].

 

 

Счастье и радость всегда присутствовали на его лице во время лекций, а общение с ним оставляло неизгладимый след в душах людей, вселяя в них радость и оптимизм.

Шейх с добротой относился к молодому поколению мусульман, выслушивая их просьбы, вступая с ними в дискуссии, деликатно и убедительно давая им полезные наставления и советы*. Он был преисполнен решимости воплощать Сунну Пророка во всех своих поступках.

 

*[Преподаватель факультетов Шариата и основ религии Исламского университета имени имама Мухаммада ибн Сауда в Эль-Касиме Халид аль-Мушайких рассказывает: «Шейх придавал огромное значение делам студентов. Он всячески стремился облегчить их трудности на пути требования знаний. В частности, он предоставлял бесплатное место проживания для иногородних студентов, снабжая их всем необходимым, включая питание, питье и другие вещи». («Ибн аль-Усеймин — имам, равнодушный к мирскому»), стр. 573). Шейх назначил одного из своих учеников заведовать студенческим общежитием, сам навещал студентов, помогал им деньгами, организовал для них столовую, в которой пищу три раза в день готовил повар, осведомлялся об исправности здания… Иногда шейх приносил пищу для студентов из дома, иногда разделял с ними трапезу в столовой, а иногда приглашал их к себе домой на обед или ужин. В месяц рамадан шейх каждый вечер приглашал на разговение не только студентов, но и обычных бедняков с улицы, лично ухаживая за ними за столом. («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «, стр. 15-16, 51, 53, 60)].

 

Одним из признаков его набожности являлась его рассудительность и неторопливость при вынесении фетв. Шейх никогда не выносил свои фетвы до тех пор, пока ему не были ясны соответствующие доводы из Шариата. В противном случае он всегда говорил: «Дайте мне время подумать над этим вопросом» и тому подобные фразы, которые свидетельствовали о его богобоязненности и стремлении подробно проанализировать тот или иной вопрос фикха.

Шейх неустанно выслушивал жалобы и просьбы людей, по мере возможности помогая им в решении проблем*. Для этой цели он выделил специальные часы в своем загруженном распорядке дня. Не только днем, но и ночью глубокие переживания за мусульман не покидали шейха**.

 

*[Шейх не отказывал в помощи даже маленьким детям. Шейх Ахмад аль-Карави вспоминает: «Довольно часто, прежде чем шейх входил в мечеть, его останавливала маленькая девочка, которой было лет шесть, и просила один риял. Шейх улыбался и спрашивал ее: «Ты хочешь новый риял или старый (потертый от использования) риял?» . Она отвечала: «Я хочу новый риял». Шейх давал ей новый риял, после чего девочка просила еще один риял для своей сестры. Тогда шейх давал ей один риял и для сестры». («Лучезарные страницы из жизни имама Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина», стр. 71). Однажды к шейху подошел маленький мальчик, которому не было еще и шести лет. Он взял шейха за руку, протянув свою руку через студентов, и обратился к нему со следующими словами: «Мой папа приехал в Унейзу, чтобы передать вам салям, и я надеюсь, что вы поприветствуете его до того, как выйдете (из мечети)». Шейх улыбнулся ребенку и погладил его. Мальчик же не отпускал руку шейха, пока не привел его к своему отцу, который был изумлен, неожиданно увидев шейха прямо перед собой. («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «, стр. 39)].

 

**[Шейх Ибн аль-Усеймин очень тяжело переживал проблемы мусульман во всем мире. Шейх Бадр ибн Нашир аль-Машари рассказывает: «Один из его учеников сообщил мне, что шейх почти не спал во время крупных кризисов, с которыми сталкивалась исламская умма, особенно во время войны в Персидском заливе, а также во время трагедии с нашими единоверцами в Боснии и Чечне. Он выстаивал всю ночь в намазе, моля Аллаха даровать победу мусульманам, укрепить их и обратить козни врагов против них самих. Он также взывал к Аллаху с мольбами за всех мусульман и призывал поддерживать единоверцев, нуждающихся в помощи» («Драгоценные жемчужины из биографии факиха уммы и великого ученого ибн аль-Усеймина», стр. 300)].

 

Он также всегда оказывал поддержку благотворительным фондам и ассоциациям по изучению Корана. Всевышний Аллах открыл ему всевозможные врата праведности, благочестия и стремления оказывать помощь мусульманам. Таким образом, сам шейх, по сути, был своего рода общественным благотворительным фондом*, что явилось милостью от Аллаха, которой Он наделяет того, кого пожелает.

 

*[Шейху было поручено распоряжаться обязательными (закят) и добровольными пожертвованиями (садакат). Многие люди отправляли ему либо банковские чеки, либо наличные средства для раздачи нуждающимся. Он сверхответственно относился к этой обязанности, проверяя, действительно ли человек имеет право на получение средств. После предвечерней молитвы он выделил время, когда нуждающиеся могли прийти к нему и, представив доказательство, получить пожертвования с проставленной в чеке суммой. Иногда он выплачивал долги, сумма которых достигала 60 тысяч риялов и выше (более 15 тысяч долларов США). Если человек не мог сам прийти в мечеть, то шейх отправлял к нему ученика с банковским чеком. Благотворительная деятельность шейха может быть подытожена следующим образом: (1) помощь нуждающимся из Унейзы или других городов; (2) помощь студентам; (3) помощь мусульманам, пострадавшим от стихийный бедствий, войн и т.д.; (4) помощь благотворительным организациям; (5) расходы на издание исламской литературы, кассет и т.д.; (6) поручительство перед госструктурами за людей и организации, занимающиеся благотворительностью; (7) установление в Унейзе «ящика для брачующихся», средства из которого направлялись для организации свадьб и помощи молодоженам. Кроме того, шейх много подавал милостыню из личных сбережений, делая это скрытно, о чем стало известно лишь после его смерти. («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «, стр. 139-141)].

 

Семья шейха.

 

Шейх был женат на супруге, которую зовут Карима бинт Мухаммад Ибрахим Мансур ат-Турки. Она родила ему восьмерых детей: пять мальчиков и трех девочек. Своих сыновей шейх назвал Абдуллах, Абдуррахман, Абдуррахим*, Абдулазиз и Ибрахим, а своих дочерей — Фатима, Зейнаб и Сумайя. Потомство шейха насчитывает более двадцати внуков.

 

*[Шейх Абдулмухсин аль-Бадр рассказывает: «Помню, как мы разговаривали с ним на тему имянаречения детей. Среди прочего он сказал: «Я назвал своих троих детей рабами Аллаха, прибавив к первой части слова «абд» (раб) Имена Аллаха, упоминаемые в «бисмиллах» (т.е. Аллах, ар-Рахман и ар-Рахим — прим. Д.Х.): Абдуллах, Абдуррахман и Абдуррахим». (лекция «аш-Шайх Мухаммад бин Усеймин мин аль-улама ар-раббаниййин» («Шейх Мухаммад ибн аль-Усеймин — один из ученых, обладающих глубокими знаниями»), стр. 23)].

 

Болезнь и смерть шейха.

 

В 1420 году хиджры (1999 г.) шейх почувствовал недомогание, однако он не придал этому значения. После завершения учебного года он отправился в Эр-Рияд, чтобы навестить некоторых родственников. Там шейх посетовал на ухудшение зрения, и сын отвез его в больницу к офтальмологу. Врач посоветовал пройти комплексное обследование, чтобы выяснить причину ухудшения зрения. Он согласился, и в тот же день было проведено обследование, в результате которого был вынесен смертельный диагноз — рак*.

 

*[Шейху не нравилось, когда рак называли «плохой болезнью». Он говорил, что лучше называть этот недуг «серьезной болезнью» («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «, стр. 177)].

 

Для повторного обследования его направили в онкологическую больницу, где врачи подтвердили диагноз и сообщили об этом шейху. Он воспринял эту новость спокойно, проявив терпение и надеясь на награду Аллаха. Врачи разошлись во мнениях относительно методов лечения: одни предлагали провести курс химиотерапии, а другие — лучевую терапию. Между тем, весть о смертельной болезни дошла до правителей Королевства, и они стали настаивать, чтобы шейх отправился для лечения в США, однако он отказался. Тогда шейха стали уговаривать члены его семьи. В конце концов шейх согласился, тем более, что саудовские врачи не могли определиться с методом лечения.

За полгода до кончины шейха специальный самолет, выделенный королевской семьей, доставил его в Бостон (США), где он пробыл десять дней. Это была его единственная поездка за пределы Саудовской Аравии. Несмотря на свое тяжелое состояние шейх продолжал следовать по пути распространения религиозных знаний. В самолете и в гостинице он редактировал готовившийся к изданию комментарий «Шарх аль-Мумти» к труду «Заад аль-Мустакни». По прибытии в Бостон он сразу попросил отвезти его в местный Исламский Центр, чтобы узнать о жизни мусульман, а уже затем в клинику. Новость о приезде шейха в США моментально распространилась среди мусульман: тысячи людей съехались в город со всей Северной Америки, так что в гостиницах не осталось свободных номеров. Шейх провел пятничную молитву, выступил с проповедью и несколькими лекциями, ответил на вопросы мусульман*.

 

*[Даже находясь в США , шейх не упустил возможность не только открыто, но и скрытно помочь верующим. Доктор Абдуллах аль-Муса, в частности, вспоминает такой случай: «Когда я пришел навестить шейха и остался с ним наедине, он протянул мне большую пачку денег и сказал: «О Абдуллах! Возьми эти деньги! Это мои сбережения. Купи на них экземпляры Корана и раздай их среди мусульман, которые сидят в американских тюрьмах! И не откладывай это дело! Да, и еще: заклинаю тебя Аллахом, никому об этом не рассказывай, пусть это останется между нами!» Об этом случае доктор Абдуллах рассказал только после смерти шейха. («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «, стр. 141)].

 

Американские врачи подтвердили диагноз саудовских медиков и констатировали, что болезнь стала распространяться по всему телу. Врачи сошлись во мнениях о методе лечения, и по настоянию шейха было принято решение пройти курс химиотерапии в Эр-Рияде*.

 

*[Поначалу шейх отказался от проведения химиотерапии, узнав, что из-за этого могут выпасть волосы на бороде. Он согласился на химиотерапию лишь после того, когда врачи объяснили ему необходимость этого метода лечения. («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «, стр. 174-175)].

 

Когда самолет прилетел из США, шейх прямо из аэропорта направился на заседание Совета крупных ученых Саудовской Аравии, который проходил в Таифе*.

 

*[Шейх Тауфик ас-Саиг рассказывает: «Не успел шейх вернуться после 14-часового перелета из США, куда он отправился на лечение, как он тут же позвонил мне и сказал: «Если можешь, сообщи людям по интернету, что мы прибыли в Таиф и дай им номер нашего телефона здесь! Людей нельзя лишать возможности задавать вопросы и просить фетвы». Шейх Бадар ибн Надир аль-Машари вспоминает: «Когда он вернулся из Америки, его спросили о состоянии здоровья. В ответ шейх сказал: «Знай, что как болезнь, так и здоровье не наступают раньше или позже положенного срока. Воистину, мой и твой срок был записан Аллахом еще до сотворения небес и земли. Так верь в это! Я в это полностью уверовал!» («Лучезарные страницы из жизни имама Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина», стр. 75, 111)].

 

Затем шейха доставили в онкологическую больницу Эр-Рияда, где он прошел 45-дневный курс лечения. Сеанс терапии начинался в субботу и заканчивался в среду вечером, после чего шейх возвращался в Унейзу, чтобы справиться о делах мечети, провести пятничную молитву, решить проблемы учеников и людей, а затем возвращался в Эр-Рияд, и сеанс терапии возобновлялся. Несмотря на то, что после возвращения из Америки шейх перестал давать уроки, он продолжал свою просветительскую деятельность. В больничную палату провели две телефонных линии, и шейх отвечал на вопросы людей. Кроме того, он попросил медперсонал пускать к нему всех посетителей, и ежедневно его навещало более тысячи человек. Врачи стали опасаться, что это может ухудшить состояние шейха, и разрешили посещать его только в течение часа после ночной молитвы (иша).

Наступил священный месяц рамадан. Находясь в больнице, шейх настоял на том, чтобы врачи отпустили его в Заповедную Мечеть Мекки, где на протяжении последних восемнадцати лет он вел уроки и наставлял паломников в месяц поста. Врачи дали согласие, и для шейха в Заповедной Мечети Мекки приготовили специальную комнату, которая была похожа на больничную палату. Кроме того, шейха сопровождала специальная бригада врачей, которая круглосуточно наблюдали за состоянием его здоровья. Лежа на больничной постели, шейх Ибн аль-Усеймин вел уроки через микрофон: люди слышали его голос, но не видели самого шейха*.

 

*[Шейх Мухаммад Раби Сулейман рассказывает: «В один из дней произошел запоминающийся случай. Специалисты, наблюдавшие за состоянием здоровья шейха, в тот вечер настоятельно рекомендовали ему отдохнуть и отменить урок после ночной молитвы таравих. Кроме того, врачи должны были сделать ему переливание крови и другие медицинские процедуры. В ответ шейх сказал: «Делайте то, что необходимо, а я буду вести урок». И тогда прямо во время урока, врачи ввели шейху иглу для переливания крови, измеряли его температуру, определяли частоту пульса и проводили другие медицинские процедуры». («Лучезарные страницы из жизни имама Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина», стр. 24). В течение рамадана состояние здоровья шейха ухудшалось с каждым днем. Врачи до минимума ограничили число посетителей, но шейх продолжал давать уроки. Критический момент наступил вечером 29 рамадана. По решению врачей шейха доставили в отделение реанимации в Джидде, где он провел пять часов. Ближе к ночи он почувствовал себя лучше, и несмотря на протесты медперсонала шейх настоял на том, чтобы его доставили обратно в Мекку для проведения урока, сказав: «Студенты и люди ждут нас в Заповедной Мечети, поэтому нельзя их бросать». На машине скорой помощи шейха доставили в Мекку: он лежал на носилках и дышал через кислородную маску. Прибыв в мечеть, он совершил закатный и ночной намазы, а затем молитву-таравих. После этого он попросил микрофон и, дыша через кислородную маску, стал проводить урок, завершив его словами: «Возможно, я больше не встречусь с вами в следующем году!», — после чего тысячи людей в Заповедной Мечети заплакали, ибо все они слышали, насколько ослабевшим был голос шейха. Закончив урок, шейх сказал находившемуся рядом сыну: «Вот видишь! А если бы мы сидели в больнице Джидды, то упустили бы награду от Аллаха!». («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «, стр. 176, 177)].

 

1 шавваля 1421 года хиджры (28 декабря 2000 г.) шейх совершил праздничную молитву в Заповедной Мечети. После полуденного намаза в тот же день его доставили в больницу Джидды, так как, предчувствуя скорую смерть, он желал находиться неподалеку от Мекки. В больнице он постоянно читал Коран, обращался с мольбами к Аллаху и произносил слова поминания Аллаха*.

 

*[Один из лечащих врачей шейха Валид ас-Салих вспоминает: «Всякий раз заходя к шейху, я заставал его молящимся на больничной койке. Он не прекращал поминать Аллаха, и несмотря на тяжелую болезнь на нем не было заметно следов тревоги». («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «, стр. 176)].

 

Незадолго до наступления клинической смерти он повторял аяты: «О человек! Ты стремишься к своему Господу и встретишься с Ним! Тот, кому его книга будет вручена в его правую руку, получит легкий расчет» (сура «аль-Иншикак», аяты 6-8). В среду днем 15 шавваля 1421 года хиджры (10 января 2001 г.) шейх впал в кому*, а через несколько часов, не приходя в сознание, скончался.

 

*[Сын шейха Ибрахим вспоминает, что даже находясь в коме, его отец произносил слова, из которых, будь они записаны, можно было составить целый урок, настолько шейх был привязан к шариатским знаниям. («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «, стр. 177)].

 

Прискорбную весть о кончине шейха Мухаммда ибн Салиха аль-Усеймина вечером того же дня сообщили все СМИ Саудовской Аравии, объявив также, что погребальная молитва состоится на следующей день в Заповедной Мечети после предвечернего намаза. Повсеместно люди стали выражать друг другу соболезнования: на рынках, в мечетях, в местах собраний, на улице. Все верующие почувствовали скорбь и восприняли это горе как собственное. Хранитель Двух Святынь, король Фахд ибн Абдулазиз, стал получать отовсюду тысячи телеграмм с соболезнованиями в связи с огромной утратой, которую понесла вся мусульманская умма.

 

 

Тело шейха на скорой помощи в сопровождении пяти сыновей, двух братьев и доктора доставили в Мекку. 16 шавваля 1421 года хиджры (11 января 2001 г.) после предвечерней молитвы свыше пятисот тысяч мусульман совершили по нему погребальный намаз в Заповедной Мечети. По словам очевидцев на похороны шейха собралось так много людей, словно это был сезон хаджа. Помимо полицейских для соблюдения общественного порядка было привлечено свыше полутора тысяч солдат. Через мегафоны людей постоянно призывали соблюдать спокойствие. После погребальной молитвы сотни тысяч людей пошли на кладбище аль-Адаль в Досточтимой Мекке*. Из-за огромной давки, образовавшейся на площади перед Заповедной Мечетью, движение застопорилось: тогда люди стали передавать друг другу погребальные носилки с телом шейха Ибн аль-Усеймина и пронесли их на руках все семь километров вплоть до места погребения, где он был похоронен рядом со своим учителем — шейхом Ибн Базом.

 

*[Сын имама Ахмада ибн Ханбаля, да будет милостив к нему Аллах, передал: «Я слышал, как мой отец говорил: “Скажите сторонникам религиозных нововведений: «Разница между нами (приверженцами Сунны) и вами (сторонниками религиозных нововведений) – в прохождении похоронной процессии». (“аль-Бидайя ва ан-Нихайя” Ибн Касира, том 10, стр. 342). Т.е. разница между приверженцами Сунны и сторонниками религиозных нововведений — количество людей, принимающих участие в похоронах].

 

Смерть шейха Ибн аль-Усеймина стала третьей по счету брешью*, которая образовалась в исламском мире в 1420-21 гг. хиджры (1999-2001 гг.). Сначала в четверг утром 27 числа месяца мухаррам 1420 года хиджры (13 мая 1999 г.) умер шейх Абдулазиз ибн Баз. Затем в субботу вечером 22 числа месяца джумада аль-ахира 1420 года хиджры (2 октября 1999 г.) скончался шейх Мухаммад Насируддин аль-Албани. А потом в среду 15 шавваля 1421 года хиджры (10 января 2001 г.) от нас ушел шейх Мухаммад ибн аль-Усеймин. Да будет милостив к ним и ко всем мусульманам Аллах!

 

*[Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Смерть ученого пробивает в Исламе брешь, которую ничто не заткнет, пока ночь сменяет день» («Джами байан аль-ильм ва фадлуху», Ибн Абдулбарр, 1/595)].

 

Перевел, составил и снабдил комментариями Дамир Хайруддин

18 зу-ль-ка’да 1434 года хиджры (24/09/2013)

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!