Роль пейзажа в романтических рассказах Горького
Семнадцатое июня
Домашняя работа
Практическое занятие № 41
«Старуха Изергиль». Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения
Цель занятия: комплексный анализ рассказа«Старуха Изергиль».
Система вопросов и заданий
1.Проанализируйте рассказ «Старуха Изергиль»; используя материал текста, докажите данные положения; сделайте вывод об особенностях создания пейзажа в отдельных эпизодах, а также в романтическом произведении; проследите, какими художественно-выразительными средствами пользуется автор для создания образа природы (устно, самоконтроль).
2. Ознакомьтесь с примером заполнения таблицы (вопросы 1, 2, 3) и заполните таблицу ( вопросы 4, 5 - вывод) (письменно).
1. Докажите, что пейзаж имеет свое место в композиционной структуре рассказа. | Центральный отрезок (повествование о жизни старухи) находится в двойном обрамлении – легенд о Ларе и Данко и пейзажных фрагментов | |||
2. Прочитайте вступительную часть рассказа. Докажите, что пейзаж передает особое настроение рассказчика; использование различных словесных средств позволяет выразить свое чувство и передать его читателю | а) изобразительные эпитеты: печальные вздохи; тени кружевные; сухой голос и т.д. | |||
б) экспрессивные эпитеты (не просто определяющие то или иное качество, а передающие качество в максимальной степени, во всей его полноте):усы у молодых цыган - пышные, черные; кудри густые | ||||
в) субъективные (эмоциональные) эпитеты (выражают, скорее, не объективные признаки предмета, а авторское их восприятие): острый запах моря; жирные испарения земли; золотые крапинки звезд; кроваво-красный диск луны и т. д. | ||||
г) метафора: ветер прыгал; ночь и фантазия одевали их все прекраснее; обрывки туч бродили по небу; тени облаков поплыли и т.д. | ||||
д) сравнение: иногда он (ветер) точно прыгал через что-то невидимое; развевал волосы женщин в фантастические гривы; обрывки туч – резкие, как обломки скал; я и старуха покрылись ими (тенями), как сетью и т.д. | ||||
Вывод: романтический колорит ощущается с первых строк, но сначала писатель более сдержанно пользуется «романтическими средствами», а далее повествование все более и более эмоционально окрашивается, как бы преломляясь через личное восприятие | ||||
3. Прочитайте описание внешнего облика старухи. Докажите, что существует тесная связь между пейзажем и внешним обликом старухи | а) эпитеты: черные глаза старухи; сухие, потрескавшиеся губы; кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами; хрустящий голос и т.д. | |||
б) сравнения: голос хрустел, точно старуха разговаривала костями; я, как солнечный луч, живая былая и вот должна была сидеть, точно камень; сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы и т.д. | ||||
Вывод: благодаря выразительным эпитетам и сравнениям, мы представляем себе сказочный, фантастический облик старухи, который органически вписывается в изображенную картину природы.
| ||||
4. Прочитайте легенду о Данко. Докажите, что образ природы создан писателем как образ живого существа, имеющего свой характер и свое отношение к людям | Олицетворение: там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями; плотно обняв друг друга могучими ветвями; ветер бил по вершинам деревьям и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям; и деревья казались живыми, простирающими вокруг людей корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей, и т.д. | |||
Вывод: … | ||||
5. Прочитайте последнюю картину. Докажите, что все элементы данной пейзажной зарисовки имеют символический смысл | Тьма разлетелась от света; освещая им (сердцем) путь; окунулись в море солнечного света; а тут сияло солнце; золотом сверкала река | |||
Вывод: |
|
|
|
|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
|
|
В название рассказа «Старуха Изергиль» вынесено имя героини. Герои необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» – загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.
Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.
Роль пейзажа в романтических рассказах Горького
Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) – 1) вид местности; 2) в искусстве – художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором – природа, город или архитектурный комплекс.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!