III. Беседа от 22 ноября 1666 года



Основание моей духовной жизни - благоговение перед Богом, почитание Бога, коренящиеся в моей вере. Причем верую я осознанно. И у меня лишь одна забота: гнать от себя еще в зачатке любые помыслы, не направленные на Бога. Если поступаешь так, тогда всякое дело делается во имя Божьей любви. Несколько раз мне случалось подолгу не помышлять о Боге. Но я себя за это не казнил, а тут же исповедовал Богу свою духовную немощь и всякий раз возвращался к общению с Ним. А отдалившись мыслями от Бога, я чувствовал себя совершенно несчастным.

Господу крайне угодно видеть наше доверие. Взамен Он одаривает нас великими милостями. Господь не только никогда не ошибается, но и никогда не заставит душу, преданную Ему без остатка и готовую ради Него на любые испытания, страдать долго.

Я научился не иметь иных мыслей, как только о Боге. И всякий раз я заранее чувствую, когда подступает искушение или желание воздать хвалу не Богу, а твари. Но я по опыту знаю, что Господь быстро посылает помощь. Несколько раз я даже позволял искусительным помыслам подойти вплотную и лишь тогда обращался к Господу - и пагубные мысли тут же  исчезали. Полагаясь на этот опыт, я перестал обдумывать заранее послушания, которые следовало исполнить. Когда приходило время действовать, я обращал взор к Господа - и словно в ясном зеркале видел, что мне необходимо сделать. Так случалось несколько раз – и мне удавалось выполнять все поручения без лишних хлопот и волнений. Тогда-то я и понял, насколько быстро Господь приходит на помощь, и с тех самых пор перед началом дела всегда обращаюсь к Нему.

Я совершенно не запоминаю, что делал и чем занимался. Поднимаясь из-за стола, я даже не могу сказать, что ел за трапезой! Однако внутренним взглядом я всегда следую за Господом, все делаю только из любви к Нему, всегда благодарю Его за то, что Он руководит всеми моими поступками, и за множество благодеяний, которыми Он меня осыпает. И всегда стараюсь пребывать в простоте, не отрываться от общения с Господом, от Его любви.

Когда занятость все же мешает мне думать о Боге, Он всегда чем-то напоминает мне о Себе, пробуждает мою душу, и я возвращаюсь к своим обычным мыслям о Нем. И так бываю охвачен при этом радостью, что мне хочется петь и плясать, как безумному.

Я бывал гораздо ближе к Богу во время обычных своих занятий, нежели когда отрывался от них для духовных упражнений с братией. Обычно после духовных упражнений я ощущал духовную сухость.

Я готов к тому, что однажды мне придется вынести страдания телесные или душевные. Но самым худшим для меня было бы лишиться Божьего присутствия, к которому я так привык. Однако я уже познал, что Господь милостив и верю, что Он не оставит меня насовсем и даст мне силы вынести все страдания, которые пустит. Вера эта устраняет всякий страх и я не испытываю потребности говорить о своей душе хоть с кем-то. Ибо всякий раз после подобных разговоров я прихожу в смущение и теряю ясность веры. Я нисколько не боюсь умереть. Более того, я желаю умереть ради любви Господней. Отдать себя без остатка Богу – вернейший путь, и лампада на таком пути — Сам Господь.

В самом начале духовного пути требуется быть стойким, готовым отречься себя. А дальше того, кто любит Бога, ожидают лишь невыразимые радости. Если же нам трудно, то следует бежать ко Христу Иисусу, просить у Него благодати. А по благодати Его — все просто.

Порой человек старается сделать побольше, увлекается чрезмерно духовными упражнениями, а о любви забывает. Любовь же есть цель всего. Как часто отсутствует любовь в наших делах. Потому-то добродетель и встречается крайне редко — в нас нет любви!

Чтобы прийти к Господу, не требуется ни особой чувствительности, ни особой учености. Требуется лишь сердце, которое хочет биться ради Него, быть с Ним и любить только Его.

IV.    Беседа от 25 ноября 1667 года

Главное на пути, который ведет к Богу, - со всей искренностью отказаться от всего, что, по нашему опыту, не имеет отношения к Господу. И, что не менее важно, нужно приучиться постоянно беседовать с Ним — свободно и ничего не тая. Нужно научиться распознавать присутствие Бога в себе, говорить с Ним всякую минуту, просить Его о помощи, и, приступая к трудным решениям, искать Его волю. А когда ясно видим, чего Он от нас хочет, исполнять сие наилучшим образом. Любое дело прежде начала должно посвящать Господу, а завершив дело — благодарить Его за то, что позволил сделать доброе ради Себя. Пребывая в непрестанной беседе с Богом, мы славим Его, восхваляем Его совершенство и, благодаря Его за бесконечную милость, изливаем свою любовь.

Нужно уверенно испрашивать у Бога благодати: пусть мы и грешим помыслами, но — по великим заслугам Господа нашего! — разве не пошлет Он нам милостей Своих? Ни в каком деле не лишит Он нас Своей благодати. Я не раз убеждался: помощь не приходила лишь тогда, когда я сам, отвлекшись, забывал просить Господа о ней. Если желание наше состоит лишь в том, чтобы угодить Богу, если движет нами лишь любовь к Богу, то в минуты сомнений Господь нас непременно просвещает

Печально видеть, сколь многие люди, путая цель и средства, упорно предаются различным занятиям (в которых так и не достигли совершенства из-за своих человеческих слабостей). Для освящения нашего вовсе не следует изыскивать себе некие особо благие занятия. Вполне достаточно заниматься тем, чем мы занимаемся обычно, но делать это ради Бога. То, что мы делали для себя, — делать для Господа.

Самый совершенный путь к Богу — обычные дела, послушания, поручения. Только делать их надо ради любви к Богу, очищая их этой любовью от всего человеческого и наносного.

Сильно ошибается тот, кто думает, будто время, отведенное для молитвы, должно отличаться от всякого другого времени суток. Любые наши действия должны объединять нас с Богом, работа должна объединять нас с Богом, точно так же, как объединяет нас с Ним и молитва.

Присутствие Господа — уже молитва. И душа моя во время этой молитвы глуха ко всему, кроме Божьей любви. Для меня теперь нет разницы между временем молитвенным и временем иным. Я держусь Бога во всякую минуту, славлю Его и благословляю всей силою своею.

И от того вся жизнь моя проходит в непрестанной радости. Я, впрочем, надеюсь, что когда окрепну духом, Господь даст мне немного пострадать.

Нужно раз и навсегда вверить себя Господу и позабыть о себе. Бог нас никогда не подведет.

Не бойтесь растратить себя на малые дела. Делайте свои малые дела из любви к Богу, твердо зная: Ему важен не размах дел, а любовь ваша* («Господь Наш смотрит не на величие дел наших. Господь смотрит на то, с какой любовью они сделаны» Тереза Авильская. «Внутренний замок», VII, 4, 15). Не удивляйтесь, если поначалу вам будет удаваться не все. В конце концов именно привычка возьмет свое, и вы будете творить добро не задумываясь и с великим удовольствием.

Чтобы всегда следовать Божьей воле, требуется воспитать в себе веру, надежду и милосердие. Нужны только они. Все остальное неважно. Все остальные добродетели — лишь этапы пути, которые нужно проходить побыстрее, следуя к заветной цели — полному упованию на Бога и безграничной любви к Нему.

Все возможно тому, кто верует** («Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк 9:23).  Еще более — тому, кто надеется. Еще более — тому, кто любит. И еще более - тому, кто неустанно упражняется в этих трех добродетелях.

Нам следует поставить себе цель: стать истинными поклонниками Бога уже в этой жизни, таковыми, какими жаждем быть Ему и в жизни вечной.

Приступая к духовному деланию, необходимо прежде всего исследовать себя. И тогда мы, несомненно, увидим, насколько подвержены страстям и грехам и насколько недостойны именоваться христианами. Нас преследуют беды и несчастья. Здоровье, настроения, чувства — все переменчиво. Но через душевные и телесные испытания Господь смиряет нас как внешне, так и внутренне. Зная это, стоит ли удивляться, когда  ближние приносят нам страдания, искушают, противятся нам и восстают против нас? Разве не должны мы, напротив, покориться и терпеть страдания - столько, сколько угодно будет Господу, памятуя, что эти страдания нам полезны.

Чем сильнее душа стремится к Богу — самому Совершенству – тем больше нужна ей

Божья благодать.

 

*********************

 

ПИСЬМА БРАТА

ЛАВРЕНТИЯ ВОСКРЕСЕНИЯ

 

Первое письмо

Преподобной матери N

Досточтимая матушка, пользуясь оказией, хочу написать Вам об одном из наших монахов, жизнь которого наполнена Божьим присутствием. И о чудесных плодах и постоянной помощи которые это присутствие ему дает. Для нас обоих это будет благотворно*. (из скромности брат Лаврентий никогда не писал о своем опыте от первого лица. Но здесь речь идет именно о его собственном духовном делании).

Должен сказать Вам, что он монашествует вот уже более сорока лет, и главная его забота – всегда быть рядом с Богом, угождать Ему каждым делом своим, каждым словом и каждой мыслью, не желая взамен никакой награды, кроме любви Его. Ведь Господь заслуживает куда большего!

И теперь он настолько привык к Божьему присутствию, что это помогает ему во всех обстоятельствах. Вот уже тридцать лет душу его постоянно переполняет такая безграничная радость, что иногда, чтобы хоть как-то умерить ее и дать ей выход, он вынужден вести себя ребячливо. И в такие минуты более напоминает умалишенного, чем благочестивого монаха.

Если иногда ему случается в дневных заботах отвлечься и позабыть о присутствии Божием, Господь тут же напоминает его душе о Себе, и он немедленно отзывается на этот внутренний призыв: сердце его устремляется к Богу, взгляд наполняется нежностью и благоговением, и он с любовью произносит: «Господи, я принадлежу Тебе, поступай со мной, как угодно сердцу Твоему!» И он чувствует, что Господу приятны такие слова и что Господь прибывает в самом центре его души. Благодаря этим переживаниям он убежден в том, что Господь живет в его душе. Он ни на минуту не подвергает это сомнению, чем бы ни занимался, что бы с ним ни происходило.

Судите сами, досточтимая матушка, какую радость, какую полноту испытывает он, постоянно ощущая внутри себя подобное сокровище: ему не надобно трудиться и искать его, ему не надобно тревожится, найдет ли. Сокровище всегда пред ним, и он волен брать из него, сколько захочет.

Он часто сетует на нашу слепоту и неустанно повторяет, что мы достойны жалости оттого, что довольствуемся слишком малым. «Господь, — говорит он, — приготовил для нас неисчерпаемые сокровища, а мы отказываемся от них. Мы довольствуемся краткой молитвой, занимающей лишь миг. Как же мы слепы! Мы сами связываем Господу руки и отвергаем Его преизобильную благодать. Однако когда Бог находит душу, проникнутую живой верой, Он дарует ей милости Свои с избытком. Словно бы поток, перегороженный плотиной, находит в ней трещину и прорывается – изобильный и неудержимый».   

Да, часто мы сами останавливаем это поток, потому что не ценим его. Не будем же более ему препятствовать, дорогая матушка! Заглянем в душу свою, сломаем эту плотину, откроемся для благодати во искупление потерянного времени – ведь нам, возможно, недолго осталось жить. Смерть идет за нами по пятам. Подготовимся: умирают лишь раз.

Заглянем в себя. Время не терпит. Отсрочки не будет. И каждый ответит Богу только за себя. Я верю, что Вы подготовились, и смерть не застанет Вас врасплох. Хвала Вам за это! Однако мы должны трудиться без отдыха,  поскольку в духовной жизни если мы не идем вперед, то откатываемся назад. Зато те души, которые овевает Святой Дух, плывут вперед даже во сне. Если же челн нашей души носится по воле волн и ветров, воззовем к Господу, который пребывает у нас в душе, и Он успокоит море.

Я взял на себя вольность, дорогая матушка, написать Вам о духовном делании этого монаха, чтобы сличили его переживания с тем, что чувствуете Вы. Может статься, Ваш сердце запылает ярче,  если вдруг оно чуть охладело (Господь не желал бы этого, ибо это - большая беда). Вспомним же наше былое рвение и последуем примеру монаха, который малоизвестен в миру, зато хорошо знаком Господу и бесконечно Им любим. Я буду молиться о Вас, досточтимая матушка, а Вы помолитесь за меня).

Ваш в Господе

Париж, 1 июня 1682 года

 

Второе письмо

Преподобной матери N

Преподобная и досточтимая матушка, сегодня я получил две книги и письмо от сестры N, которая готовится принять постриг и просит Вашу обитель и особенно Вас молиться за нее. Она признается, что очень рассчитывает на Вашу молитвенную помощь. Просите же у Господа, чтобы она произнесла обет монашества единственно из любви к Нему и лишь после того, как примет твердое и осознанное решение принадлежать лишь Ему. Я посылаю Вам одну из книг, в которых говорится о Божьем присутствии. По моему убеждению, духовная жизнь заключается именно в его стяжании. Стараясь обрести Божье присутствие, мы и становимся существами духовными.

Знаю, что для этого необходимо очистить сердце: им всецело должен владеть Господь. Бог не может довольствоваться частью, не может ни повелевать непокорным сердцем, ни действовать в нем.

Нет в мире ничего отрадней и чудесней, чем жить в постоянной беседе с Господом Осознать это способен лишь тот, кто сам вкусил такую жизнь. Однако я не советую искать Божьего присутствия ради одних лишь радостей, которые оно дает. Мы идем к Господу не за утешением, но из любви к Нему и потому, что так угодно Ему.

Если бы я был проповедником, я говорил бы лишь о том, как достичь пребывания в Его присутствии. Если бы я был духовником, я советовал бы своим духовным чадам заниматься лишь этим духовным деланием, ибо считаю стяжание Божьего присутствия делом необходимым и не столь уж сложным.

Ах, если бы мы понимали, насколько нам нужны благодать и помощь Божии! Мы бы тогда ни на мгновение не теряли Господа из виду. Доверьтесь мне и примите твердое решение, никогда не удаляться от Господа по своей воле и прожить остаток дней, созерцая Его Святое присутствие. И делайте это во имя Его любви, то есть даже не получая ни земного, ни небесного утешения, если такова будет Его Воля… Начните, и если Вы все будете делать верно, то уже вскоре увидите плоды своих трудов. Я постараюсь помочь Вам молитвой, какой бы несовершенной она ни была. И прошу Вас и всю Вашу обитель молиться обо мне.

Ваш в Господе...

Ок 1685 года

(Это письмо не датировано. Но учитывая, что брат Лаврентий пишет в нем о книге, о которой, видимо, идет Речь в письме от 3 ноября 1685 года, данное письмо

можно ориентировочно датировать 1685 годом).

Третье письмо

Той же

Преподобная и досточтимая матушка, я по лучил от госпожи N четки, которые Вы ей препоручили. Удивляюсь, что Вы ничего не напиcали мне о книге, которую я вам послал и которую вы должны были бы получить.

Подвизайтесь в духовном делании даже в дни Вашей старости! Лучше поздно, чем никогда. Я не понимаю, как монашествующие могут жить без присутствия Божьего и быть довольными. Сам я стараюсь как можно чаше уединяться с Богом в келье души своей. Когда я с Ним, я ничего не боюсь, а все, что отвлекает меня от беседы с Ним, причиняет мне адовы муки.

Это духовное делание не служит к умерщвлению плоти. Однако, стоит время от времени ограничивать себя и в телесных удовольствиях, пусть даже вполне невинных и допустимых. Ведь Господь не терпит, чтобы душа, которая стремится к Нему, искала других утешений, кроме Него. И это весьма справедливо.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что надо во всем себя ограничивать. Нет! Служить Господу нужно в совершенной свободе. Нужно просто трудиться, честно делая свое дело, трудиться без тревог и забот. Но всякий раз, когда что-то отвлекает нас от помыслов о Боге, следует спокойно и мягко вновь обращать разум свой к Богу.

Необходимо всецело уповать на Господа, оставить все иные заботы, не гнаться даже за количеством духовных упражнений. Духовные упражнения очень важны, но порой бывают употреблены не по назначению: ведь в конечном итоге они лишь средства, чтобы оказаться в Божьем присутствии. А если мы уже достигли цели – ощутили Его святое присутствие, то почему бы не прекратить использование средства? Можно просто любить Его и ощущать Его ответную любовь, пребывать в Его присутствии, преклоняться перед Ним, славить Его, становясь живой жертвой Ему* ( «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим 12:1) и благодаря Его. Словом, поклоняясь Ему всеми способами, которые только может изобрести душа наша.

Не падайте духом, когда почувствуете противление со стороны своего человеческого естества. Делайте над собой усилие за усилием. Поначалу покажется, что вы впустую тратите время. Но не поддавайтесь! Примите твердое решение, что будете верны этому духовному деланию до самой смерти, невзирая ни на какие трудности. Прошу всю Вашу обитель и Вас в особенности молиться обо мне.

Ваш в Господе…

Париж, 3 ноября 1685 года

 

 

Четвертое письмо Госпоже N

Сударыня, мне очень жаль Вас. Если бы только Вы могли передать все Ваши дела господину и госпоже N, а сами погрузиться в молитву, все преобразилось бы. Господь требует от нас немногого: вспоминать о Нем, время от времени возносить молитву, просить о благодати, поверять Ему горести, благодарить Его за милости, которыми Он одаривает нас в трудах. И искать у Него утешения как можно чаще. Устремляйте к Нему своё сердце – за повседневными делами, за едой… Ему угодно всякое внимание. А чтобы Он услышать, кричать ни к чему: Он к нам гораздо ближе, чем мы думаем.  

И необязательно все время проводить в храме, чтобы быть с Богом. Можно свое сердце превратить в часовню и уединяться там время от времени, чтобы побеседовать с Господом -кротко, смиренно и с любовью. Всякий способен вести такие беседы с Ним. У одного это получается лучше, у другого хуже. Но Господь знает, на что каждый способен. Начнем же! Не ждет ли Он, чтоб мы решились, набрались мужества? Нам недолго осталось жить, Вам уже шестьдесят четыре, мне почти восемьдесят.  Давайте же будем жить и умрем с Господом. Рядом с ним страдания покажутся нам сладки и приятны, а без Него самое великое наслаждение обернется жестокой пыткой. Да будет благословенно имя Его. Аминь. 

Приучите же себя поклоняться Ему, испрашивать у Него благодати, устремлять к Нему сердце в разгар повседневных дел - в любое время, всякий раз, когда сможете. Не заботьтесь о правилах, о предписанных молитвах. Просто веруйте, любите и смиряйте себя. Передайте господину и госпоже N, а также юной госпоже N, что я молюсь о них в меру своих скромных сил.

Ваш покорный слуга

Врат...

Письмо не датировано

 

 

Пятое письмо

Преподобному отцу N

Преподобный отец, я не встречал в книгах ничего похожего на мой образ духовного делания. Это меня нисколько не тревожит, но дли большей уверенности я был бы рад узнать Ваше мнение о моем духовном опыте.

Несколько дней назад я беседовал с очень набожным человеком. Он говорил, что истинная духовная жизнь — это жизнь обретения благодати. В начале в ищущем воцаряется страх Божий, как бы страх раба перед хозяином. Затем он сменяется надеждой на жизнь вечную, и наконец все растворяется в чистой Божьей любви. На каждом этапе есть свои вехи, которые человек проходит, прежде чем достигает блаженного состояния близости с Богом.

Я же не следовал указанному пути. Сам не знаю — чем, но он меня пугает. Как только я стал монахом, я тут же принял решение всецело посвятить себя Господу – принести себя в жертву Его во искупление всех моих грехов.

Из любви к Нему я решил отречься от всего, что не есть Бог.

Первые годы я во время молитвы я обыкновенно раздумывал о смерти, о Страшном суде, об аде, о рае и о своих грехах. Так продолжалось несколько лет. Причем весь остаток дня — даже за работой - я старался пребывать в Божьем присутствии. Я говорил себе, что Он рядом со мной, что Он пребывает в глубине моего сердца. И я проникся таким благоговением перед Богом! Ничто, кроме веры, не приносило мне больше радости и удовлетворения.

Совсем ненамеренно те же самые чувствования стали посещать меня и во время молитвы, что сделалось для меня великим счастьем и утешением. Вот так я начинал. Но должен признаться, что первые десять лет я сильно страдал. Я понимал, что не принадлежу Господу целиком – так, как мне этого хотелось бы. Грехи мои постоянно стояли у меня перед глазами. Но видел я и те великие милости, которые Господь непрестанно даровал мне безо всякой моей заслуги. Все это было источником величайших мучений: в те времена мне часто доводилось падать, но у тут же поднимался. Порой мне казалось, что весь мир, разум, и даже Сам Господь против меня. Со мной оставалась только вера. Иногда в голову мне приходили тревожные мысли, что я обманываю себя, когда самонадеянно считаю, будто сразу достиг тех духовных вершин, которых остальные достигают лишь с огромным трудом. Иногда мне начинало казаться, что я обречен на погибель и нет мне спасения.

И вот когда я уже решил, что проведу остаток дней моих в тревогах и заботах (которые, однако, нисколько не уменьшили моего упования на Господа и лишь усилили мою веру), я вдруг обнаружил, что все переменилось: душа моя, обуреваемая дотоле страстями, вдруг погрузилась в глубокий покой. Словно бы она находилась в самом сосредоточии Божьего покоя, в месте отдохновения.

С той поры я спокойно тружусь для Бога — с верой, смирением и любовью. Я старательно слежу за тем, чтобы ни делом, ни словом, ни мыслью не огорчить Его. Я надеюсь, что когда Свершу свои земные труды, Он поступит со мной так, как Ему будет угодно.

Не могу выразить словами, что сейчас происходит у меня в душе. Легкость, и никаких сомнений. Будто и нету меня своей воли, и будто движет мной лишь воля Господня. И ей я стараюсь следовать во всяком деле. Я всецело подчинился ей: даже соломинку не подниму с земли, если это будет противно воле Господа. А движет мною только любовь к Нему.

Я исполняю лишь обязательное молитвенное правило и читаю часы, как и положено монаху. Никаких дополнительных устных молитв не творю, кроме тех. которые выполнять обязан, зато по окончании сразу же затворяюсь в своей внутренней келии, чтобы пребывать там с Господом. Я все свое внимание сосредотачиваю на Нем, вглядываюсь в Него с любовью. Это и есть, по-моему, истинное Божие присутствие или, лучше сказать, безмолвная беседа души с Господом, которая не прекращается ни на мгновение. Бывает, меня переполняет огромная внутренняя радость. Иногда, чтобы хоть как-то умерить ее и дать ей выход, я вынужден совершать дикие ребячества, и в такие минуты более напоминаю умалишенного, нежели благочестивого монаха.           

Отец мой, я ни на мгновение не сомневаюсь, что душа моя с Богом вот уже более тридцати лет. Я многое опустил в своем рассказе, чтобы не докучать Вам длинным письмом. Однако, думаю, стоит рассказать о том, как я ощущаю себя перед Богом, Коего почитаю своим Царем.

Я - презреннейший из людей, покрытый отвратительными смердящими ранами. Я совершил столько преступлений против своего Царя! Движимый искренним раскаянием, я рассказываю Ему обо всех своих злодеяниях и прошу у Него прощении. Я отдаюсь в руки Его — пусть делает со мной, что Ему угодно. Но милосердный и сострадательный Царь, вместо того чтобы наказать меня, раскрывает мне объятия, усаживает за Свой стол, потчует из Своих рук, вручает мне ключи от сокровищницы и привечает как любимейшего друга, не вспоминая о моих злодеяниях, не требуя молить о прощении. Я же прошу, чтобы он слелат меня «мужем по сердцу Божьему»*. («Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему...»(1 Цар 13:14). И чем более жалким и презренным я себе кажусь, тем более бываю обласкан Господом. Вот как я иногда чувствую себя, находясь в Его святом присутствии.

Я стараюсь, чтобы внимание мое всегда было сосредоточено на Господе, вглядываюсь в Него с любовью. Часто я испытываю блаженство и радость превыше тех, что чувствует ребенок у материнских сосцов. Если бы я осмелился использовать это сравнение, то сказал бы, что нахожусь у сосцов Божиих и невозможно выразить словами ту радость, что я вкушаю.

Когда же заделами или по немощи я отдаляюсь от Господа, я тут же чувствую, как Он призывает меня – так нежно, так трогательно, что я не могу описать словами. Но, преподобный отец, прошу вас больше думать о моей греховности (вы хорошо знаете обо всех моих злодеяниях), а не о великих милостях, которыми Господь одаривает душу мою, хотя я и недостоин таких благ.

Мое духовное делание продолжается и во время молитвы. Порой я представляю, что я -камень, а Господь — скульптор, который высекает из камня статую. И так вот я стою пред Господом и прошу, чтобы Он высек из души моей Свой совершенный образ, прошу, чтобы Он уподобил меня Себе.

Бывает, во время молитвы я чувствую, как дух мой и вся моя душа устремляются без всякого усилия с моей стороны к Господу, и душа моя словно висит в воздухе, недвижимая сосредоточенная на Боге, который как бы становится для нее центром притяжения, местом отдохновения.  

Возможно, кто-то назовет это состояние бездельем, искусом или самолюбованием. Согласен, но это святое безделье и святое самолюбование, да и вряд ли душа в таком состоянии способна любоваться собой. Ведь, находясь в состоянии такого покоя, она не сможет искать опоры в своих прежних делах, уповать на добродетельные свои свершения, что в данном случае и не пошло бы ей на пользу, а только во вред.

И я бы не стал называть это состояние искусом: речь о душе, которая радуется Богу, лишь Господа желает и лишь Ему жаждет принадлежать. Если я, пребывая в этом состоянии, впадаю в искус, то пусть Господь исправит меня и пусть сделает со мной, что Ему будет угодно. Я жажду лишь Его и всецело хочу Ему принадлежать.

Буду очень рад услышать Ваше мнение, которое я ценю очень высоко, поскольку испытываю к Вам, преподобный отец, безграничное уважение.

Ваш в Господе...

Письмо не датировано

 

 

Шестое письмо

Преподобной матери N

Преподобная и досточтимая матушка, я всегда поминаю Вас в своих молитвах, хоть они и немногого стоят. Однако я обещал Вам и держу слово. Как бы были бы мы счастливы, если б обрели сокровище, о котором говорится в Евангелии! Все остальное показалось бы нам пустым и ничтожным. А так как сокровище это неисчерпаемо, то чем дольше ищешь его, тем большее богатство обретаешь. Давайте же искать Его без устали

Далее брат Лаврентии говорит о частных делах, а в заключение пишет:

 

Не знаю, досточтимая матушка, что со мной будет. Душа моя как будто пребывает в мире, и дух успокоился. Одно меня тревожит — что я не страдаю. И если б это было возможно, я пожелал бы себе чистилища, чтобы пострадать за свои грехи. Не знаю, что Господь мне уготовал. Я настолько спокоен, что ничего не страшусь. Да и чего мне бояться, если я рядом с Ним? Я стараюсь так и оставаться всегда рядом с Господом. Будет благословенно имя Его. Аминь

Ваш…

Письмо не датировано

Седьмое письмо

Госпоже N      

бесконечно благ и

Сударыня, наш Господь бесконечно благ и всегда поступает с нами так, как лучше для нас. Я всегда верил, что даже если именно Он попустил вам дойти до крайней степени страдания, Он все равно окажется рядом в нужное время, когда меньше всего этого ожидаешь. Уповайте на Него как никогда прежде. Благодарите Его имеете со мной за милости, которые Он Вам дарует. Особенно за силу и терпение, которые Он посылает Вам в скорбях ваших. Это знак, что Он заботится о Вас. Утешайтесь Господом и благодарите Его за все.

Я восхищаюсь силой духа и мужеством господина N. Бог одарил его чистым сердцем и доброй волей. Много в нем еще мирского и младенческого, но я надеюсь, что испытание, которое послал ему Господь, послужит ему добрым лекарством, заставит его исследовать собственную душу. Пришло время целиком довериться Тому, Кто всюду незримо нас сопровождает. Пусть господин N как можно чаще об этом вспоминает, особенно в минуты опасности.

Достаточно лишь устремить сердце к Богу, вспомнить о Нем и внутренне склониться перед Ним. Молитвы, которые произносят, бросаясь в атаку, на бегу, с мечом в руке, особенно угодны Господу. Такие молитвы придают солдату мужества в минуты опасности. Пусть господин N почаще обращается к Господу. Пусть мало-помалу приучит себя к этому несложному, но богоугодному занятию. Для окружающих оно незаметно. Нет ничего проще, чем затворяться во внутренней своей келии по нескольку раз в день. Прощу Вас, передайте ему: пусть как можно чаще вспоминает о Господе - делает так, как я посоветовал. Это просто необходимо солдату: он каждый день рискует жизнью, а подчас и спасением души своей. Надеюсь, Господь поможет ему и всему Вашему семейству. Кланяюсь всем вам и каждому по отдельности.

Ваш покорнейший слуга...

12 октября 1688

 

Восьмое письмо

Преподобной матери N

 

Преподобная и досточтимая матушка.

То, о чем вы пишете, для меня не ново: не вам одной бывает трудно сосредоточиться. Все мы часто витаем мыслями где-то далеко. Мысли наши крайне переменчивы, однако нам дана воля, и именно в ней наша сила. Воля напоминает разуму о Боге, устремляет разум к Богу — конечной нашей цели.

Если с самого начала не укротить разум свой, то он обрастет крайне дурными привычками: станет рассеян, безразличен к духовному, непокорен и, помимо нашей воли, будет тянуть нас к земному.

Думаю, лучшее средство от этого - исповедать грехи свои Богу и смириться пред Ним. Не нужно многословных молитв, часто именно они причина нашей невнимательности. Будьте, как немой попрошайка-паралитик у ворот богача. Привыкайте удерживать разум свой в присутствии Господнем. Если же отвлечетесь временами и подумаете о другом, не тревожьтесь. Встревоженный разум забывает обращаться к Господу. Зато воля помогает ему вернуться в Божье присутствие. Если Вы будете упорны в таком духовном делании, Господь пошлет вам свою благодать.

Чтобы помыслы во время молитвы воспаряли к Господу и покоились в Нем, старайтесь не тревожить свой разум в течение дня. Пусть пребывает в Божьем присутствии. Когда приучите себя помнить о Боге, разум будет спокоен и во время молитвы, или же по крайней мере будет легче вывести его из рассеянного состояния.

Я и прежде много писал Вам о том, как полезно приучиться пребывать в Божьем присутствии. Давайте же с полной серьезностью относиться к духовному деланию и будем молиться друг за друга.

Также прошу молиться обо мне сестру N и матушку N.

Ваш смиренный слуга в Господе...

Письмо не датировано

 

Девятое письмо

Той же

Вот ответ на письмо, которое я получил от нашей доброй сестры N. Прошу Вас, передайте ей: мне кажется, она исполнена доброй воли, однако слишком спешит. Хочет бежать впереди Божьей благодати, и благодать за ней не поспевает. Святыми не становятся вот так вдруг. Прошу Вас, помолитесь о ней. Мы должны помогать друг другу советом и, главное, примером. Буду очень рад, если Вы станете иногда рассказывать мне о ней: не охладел ли ее пыл, так ли она послушна вам, как и прежде.

Часто ли вспоминаем мы, дорогая матушка, что наше единственное предназначение в этой жизни — угождать Господу, а все остальное просто вздор и тщета? Мы с Вами в монашестве вот уже более сорока лет. Служим ли мы Господу, Который призвал нас из милосердия? И любим ли мы Его так, как должны? Мне стыдно и горько, когда я размышляю о том, какими милостями меня одаривал и одаривает без конца Господь, и как дурно я распорядился Его дарами. Как же мало я продвинулся по пути, ведущему к совершенству!

Но раз уж Он милосерден и дает нам еще немного времени, не станем медлить! Постараемся искупить потерянное время и доверимся доброму Отцу, Который любит нас и всегда готов принять.

Дорогая матушка! Не надлежит ли нам отмежеваться от всего, что не есть Он? Хотя Он заслуживает куда большего! Будем же непрерывно думать о Нем. Будем же уповать на Него. И я не сомневаюсь, что плоды не заставят себя ждать. Он одарит нас благодатию: благодать делает нас способными к благим делам, а без нее мы умеем лишь грешить.

В жизни много опасностей и искушений. Можно ли с ними справиться без действенной и постоянной Божьей помощи? Будем же просить о ней всегда! Однако можно ли просить и не быть рядом с Ним? Можно ли быть рядом с Ним и не думать о Нем? И можно ли думать о Нем, если не выработать святой привычки — пребывать с Ним? Вы скажете, что я повторяюсь. Это правда. Просто я не знаю иного способа духовного делания, который был бы лучше и проще этого. Да я и не прибегаю ни к какому другому способу, а потому всем советую именно тот, который мною опробован. Ведь чтобы полюбить, нужно познать объект своей любви. А чтобы узнать Господа, надо много думать о Нем. Когда же полюбим Его, то будем думать о Нем еще больше и еще чаще, ибо сердце наше там, где сокровище наше* * («Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:19-21)

Думайте о Нем как можно чаще. И думайте о Нем с любовью.

Ваш покорный слуга

 28 марта 1689 года

Десятое письмо

Госпоже N

Сударыня, мне было очень тяжело писать к господину N. Сделал я это единственно потому, что Вы и госпожа N меня об этом просили. Пожалуйста, надпишите адрес и перешлите ему. Мне радостно видеть, как сильна Ваша вера, и я надеюсь, что Господь ее умножит. На кого же еще нам уповать, если не на доброго и

Письма брата Лаврентия Воскресения 119

надежного Друга, Который не оставит нас ни в

этом мире, ни в вечности?

Если господин N смирится со своей утратой и доверится Божьей воле, Господь восполнит его потерю и пошлет ему нового друга, более могущественного и преданного. Господь распоряжается людскими сердцами по Своей воле. Возможно, N был слишком привязан к другу, которого потерял. Друзей любить нужно, однако не в ущерб Господу. Господь должен оставаться для нас на первом месте. Прошу Вас, вспомните, что я советовал Вам: размышляйте о Боге как можно чаще, днем и ночью, в делах и даже когда развлекаетесь. Он всегда рядом, всегда с Вами, не покидайте Его! Не оставите же Вы в одиночестве друга, который пришел к Вам в гости? Так можно ли оставить Господа? Не забывайте о Нем. Думайте о Нем, поклоняйтесь Ему в сердце своем, живите и умрите с Ним. Таково благое занятие для христианина. Скажу больше: такова наша работа, наше ремесло. Если мы его еще не освоили, что ж... надо учиться. Я буду молиться о Вас.

Ваш в Господе...

Париж, 29 октября 1689 года

Одиннадцатое письмо

Преподобная и досточтимая матушка, я не прошу Господа избавить Вас от страданий, но прошу Его дать Вам силы и терпение переносить страдание столько, сколько угодно будет Господу. Ищите утешения в Том, Кто Вас распинает, и Он снимет Вас с креста, когда придет для того время. Блажен, кто страдает вместе с Ним. Навыкните страданию, просите у Господа сил, чтобы вынести все, что Он Вам пошлет, и чтобы сил этих хватило, пока Господь не сочтет нужным удалить от Вас страдания. Мир не понимает этой истины, и неудивительно: люди мирские, не христиане видят в болезнях лишь муки плоти и никак не замечают в них благодати Божией. А потому болезнь кажется им противоестественной и жестокой. Тем же, кто видит, что и болезнь исходит из рук Божьих, что она – милосердное средство, которое Господь употребляет нам во спасение, болезни сладки и утешительны.

Мне хочется, чтобы Вы сами увидели: в болезнях и немощах мы зачастую ближе к Господу, чем в добром здравии. Не ищите иного лекаря помимо Не ищите иного лекаря помимо Него. Насколько я понимаю, Господь желает Сам исцелить Вас. Целиком положитесь на Него, и выздоровление вскоре последует. Мы часто замедляем свое исцеление, доверяясь более лекарствам, чем Господу.

Какие бы лекарства Вы ни принимали, они подействуют лишь настолько, насколько Он позволит. Коли немощь попускаема Господом, то лишь Он Один в силах ее уврачевать. Нередко Он попускает телу страдать, чтобы излечить душу. Ищите же утешения у Лекаря, Который властен и над телом, и над душой!

Чувствую, Вы скажете: мол, мне легко, ведь я ем и пью за столом у Господа. Вы правы. Однако подумайте: разве не наказание для самого великого в мире преступника - сидеть за Царским столом, принимать пищу из Царских рук, и при этом не быть уверенным, получит ли он прощение? Такой человек испытывал бы великие муки, и только вера в милосердие его Владыки могла бы их умерить. Вот так же и я. Как бы ни были сладки яства за столом у моего Царя, грехи мои всегда стоят предо мной, и я не уверен — получу ли прощение. Это для меня пытка. Хотя, по правде сказать, даже эта боль мне желанна.

Радуйтесь тому, что происходит с Вами. И пусть Вы думаете, что я счастливее, я завидую Вам. Если Господь со мною, то боль и страдание становятся для меня райским насаждением. А величайшие наслаждения могут превратиться для меня в адовы муки, если вкушать их я буду без Него, и потому пострадать ради Него - для меня великое утешение.

Скоро я увижу Господа, вернее сказать, предстану перед Ним, чтоб держать ответ. Если бы мне позволено было увидеть Господа хоть на мгновение, то и муки Чистилища показались бы мне сладки, пусть и длились бы до скончания века. Единственное мое утешение в этой жизни в том, что верой я уже Его вижу. Вижу так, что порой могу сказать: «Не верую боле, но вижу. Я уже ощутил то, чему учит нас вера. Так и буду жить, так и умру - с обретенной мною уверенностью в Господе, с живой верой в Него.

Всегда будьте подле Господа. Он Один облегчит Ваши муки. Я же стану молиться, чтобы Он не оставил Вас. Кланяюсь преподобной матушке игуменье и прошу ее молитв, так как, Ваших и всей Вашей святой обители.

Ваш в Господе...

17 ноября 1690 года

Двенадцатое письмо

Преподобной матери N

Преподобная матушка, вы горячо просите рассказать Вам, каким образом я достиг того благословенного состояния, в котором по милости Господней все время ощущаю Его присутствие. Что ж, откроюсь Вам. Хотя не буду лукавить: делаю это против воли и лишь при условии, чтобы Вы никому не показывали это письмо. Если бы я знал, что Вы поделитесь моими словами еще с кем-нибудь, то ни за что не решился бы довериться бумаге, хоть и забочусь о Вашей душе. Итак, вот что я могу Вам сказать.

Я прочел немало книг и нашел в них множество различных способов приблизиться к Господу. Существует много упражнений, помогающих духовно совершенствоваться. Однако вскоре я понял: все они лишь смущают мой дух и вовсе не помогают обрести то, к чему я стремился и чего желал. А желал я одного — всецело отдать себя Господу. Отдать себя всего, отдать безвозвратно: отдать во искупление грехов, из любви к Нему отречься от всего, что не есть Он, зажить так, словно в мире — только Господь и я. Иногда я чувствовал себя жалким преступником у ног Судии. Иногда представлялся Он мне Отцом. Я поклонялся Ему в сердце своем, когда только мог, удерживая дух свой в Его святом присутствии. И вспоминал я о Нем ровно столько раз, сколько отвлекался от дум о Нем. Этот способ духовного делания давался мне нелегко, однако я не отступал перед трудностями: не поддавался тревоге и волнению, если временами против воли отвлекался от своего святого делания. Я старался пребывать в Божьем присутствии и во время молитвы, и в течение всего дня: в любой час, в любую минуту, в любое мгновение, даже за работой. Я гнал из разума своего все, что мешало мне думать о Господе.

Вот, досточтимая матушка, в каком делании я - будучи и слаб, и несовершенен — подвизался с тех самых пор, как стал монахом. Однако делание это принесло немало благодатных плодов. И я прекрасно сознаю, что единственная тому причина — милосердие и доброта Господни. Ведь без Него нам ни в чем не достигнуть успеха. А уж мне-то и подавно! Однако если мы возьмем себе за правило пребывать в Его святом присутствии, не забывать ни на минуту, что Он рядом, то неспособны уже будем обидеть Его, сделать что-либо Ему неугодное. Разве лишь невольно. И вот когда мы начинаем чувствовать Его постоянно подле себя, то и обретаем святую свободу попросить у Него милостей, в которых нуждаемся.

И наконец, когда делание такое станет для нас привычным, жизнь в Божьем присутствии превратится в естественное состояние. Прошу, благодарите Его вместе со мною за великую доброту ко мне. Я без устали дивлюсь Его щедрости и милостям ко мне, бедному грешнику. Благословенно будет имя Его! Аминь.

Ваш в Господе...

Письмо не датировано

 

Тринадцатое письмо

Преподобной матери N

Дорогая матушка, если бы мы привыкли всегда пребывать в Божьем присутствии, мы легко терпели бы телесные немощи. Господь попускает нам порой немного пострадать, чтобы очистить нашу душу и приблизить нас к Себе. Разве душа, которая пребывает с Господом и не жаждет ничего, кроме Господа, может страдать? По опыту знаю, что это невозможно.

Наберитесь мужества, пусть страдания ваши будут вашей жертвой, принесенной Господу. Просите у Него силы, чтобы их выдержать. И, конечно, приучитесь постоянно беседовать с Ним. Старайтесь не забывать о Нем, славьте Его в немощи своей, сделайте болезни свои приношением Господу. А когда боль становится нестерпимой, молите Его смиренно и с любовью, как дитя молит отца, чтобы оставаться верной Его воле и чтобы Он послал вам в помощь благодать Свою. Буду в этом помогать Вам своими скромными молитвами.

Господь разными способами влечет нас Себе. Иногда Он скрывается от нас. Но с нами всегда остается вера в то, что в нужное время Он окажется рядом. И вера эта поддерживает нас. На ней основывается наше всецелое упование на Бога.

Не знаю, что мне уготовано Господом. Я всему буду рад. Все вокруг страдают, а я, который заслужил самое суровое наказание, чувствую такую великую радость, что едва могу ее сдерживать.

Я с удовольствием вымолил бы у Господа часть Ваших страданий, однако осознаю свою великую слабость: если Он оставит меня наедине с самим собой хоть на мгновение, я стану несчастнейшим из созданий земных. Однако разве может Он оставить меня? Благодаря вере я могу пальцами своими коснуться Его. Он никогда не отдаляется от нас, если мы первыми не удалимся от Него. Будем же бояться только одного - разлуки с Ним. Пребудем же всегда с Господом! Будем жить с Ним и умрем с Ним. Просите Его о такой благодати для меня, а я попрошу для Вас.

Ваш в Господе

28 ноября 1690 года

 

 

Четырнадцатое письмо

Той же

Дорогая матушка, мне горестно видеть, как долго Вы болеете. Лишь одно утешает меня: я убежден, что Ваши страдания - свидетельство Божией любви к Вам. Попробуйте взглянуть на них именно так, и Вам станет легче сносить мучения. И вот я думаю: а не отказаться ли Вам от всякой лекарской помощи? Не довериться ли Провидению Божиему? Может быть, Господь только и ждет, чтобы Вы полностью отдались на милость Его? Ждет, чтобы Вы доверились Ему - и Он исцелит? Ведь обычные лекарства не помогают, хоть и должны, а боль становится все сильнее... Так что, отдавшись полностью в руки Господни, возложив все свое упование лишь на Него, Вы не будете искушать этим Господа.

В последнем письме я уже говорил Вам, что иногда Он позволяет страдать телу, чтобы исцелить болезнь души. Будьте мужественной. Пусть неизбежность взрастит в вас новые добродетели. Не просите Господа избавить вас от телесных мук, просите у Него силы, чтобы мужественно вынести страдание — ради любви к Нему страдать, сколько Ему будет угодно.

Подобные молитвы очень трудны для естества человеческого, однако приятны Господу и утешают тех, кто любит Его. Любовь смягчает боль, и если мы любим Господа, то страдаем ради Него радостно и мужественно. Поступайте так, прошу Вас. Ищите утешения в Том, Кто единственный может избавить нас от всех бед. Он — Отец всех страждущих, всегда готовый прийти на помощь. Он любит нас намного больше, чем мы способны вообразить. Любите же Его, не ищите иного утешения, кроме Него, и я надеюсь, что Вы утешитесь. Я буду молиться за Вас в меру своих скромных сил.

Всегда Ваш в Господе...

Сегодня утром в праздник Святого Фомы я, причащаясь, молился о вас.

Письмо не датировано

Пятнадцатое письмо

Той же

Дорогая матушка, я возблагодарил Господа, узнав, что Он услышал Ваши молитвы и облегчил Ваши скорби. Часто бывал я на краю могилы, но никогда так не радовался собственному избавлению, как сейчас радуюсь Вашему. В скорбях и болезнях я всегда просил у Господа не облегчения, но сил, чтобы страдать мужественно, смиренно и с любовью. Наберитесь мужества, дорогая матушка. Как сладко страдать рядом с Господом! Как бы ни было Вам больно, примите эти муки с любовью: ведь когда мы страдаем вместе с Господом - мы в раю. Так что если мы хотим уже в этой жизни вкусить райского покоя, нужно приучиться откровенно, со смирением и любовью беседовать с Господом. Нужно быть внимательным и не давать духу своему удаляться от Него ни под каким предлогом. Нужно превратить свое сердце в храм и вечно славить там Господа. Нужно неотрывно следить за собой, чтобы не огорчить Его ни словом, ни делом, ни даже мыслью. И когда мы будем поглощены пребыванием с Господом, то страдания превратятся в сладость и утешение.

Понимаю, путь к такому состоянию, особенно начало этого пути, труден. Опираться тут возможно лишь на веру. Но мы знаем: с благодатию Божьей все возможно, и Он не отказывает в ней тому, кто неотступно просит. Стучите, стучите настойчиво, и уверяю, Он откроет Вам, когда придет время. Не теряйте надежду, и Вы разом получите все, что недополучали долгие годы. Прощайте. Молитесь обо мне, как я молюсь о Вас. Надеюсь вскоре встретиться с Ним.

Искренне Ваш в Господе...

22 января 1691года

 

Шестнадцатое письмо

Той же

Дорогая матушка, Господь хорошо знает, что нам нужно. Так что все, что Он с нами делает, идет нам на пользу. Если бы мы знали, как Он любит нас, мы с готовностью принимали бы от Него и горечь страдания, и сладость утешения. Мучительные и жестокие испытания стали бы для нас желанны и приятны. Боль кажется злой и нестерпимой. Но все зависит от того, как мы на нее смотрим. Если мы видим в страданиях руку Божию, если знаем, что Отец, любя, ставит нас в столь стесненные обстоятельства, посылает нам боль и страдания, то всякая горечь уходит, остается лишь сладость.

Озаботимся же познанием Господа. Чем больше мы Его познаём, тем сильнее наше желание познавать Его. А поскольку любовь обычно измеряется познанием, то чем глубже и шире наше знание, тем необъятнее любовь. Если же любовь велика, то мы любим Господа всегда - и когда Он попускает страдание, и когда дарует утешение.

Как бы ни были велики милости, которыми Он нас одаривает, не дайте им отвлечь Вас от поисков Бога. И не позволяйте предвкушению грядущих милостей отвлекать Вас. Милости эти, даже самые великие, не приблизят к Господу настолько, насколько приближает духовное делание, на которое нас подвигает вера. Будем же искать Его присутствия. Он среди нас, не нужно ходить далеко. Ведь покидать Господа - это даже неучтиво! Покидать Господа — это провинность! А мы растрачиваем себя на пустые дела, которые Ему неугодны и, возможно, даже огорчают Его. Он терпит. Но однажды терпение Его может нам дорого обойтись.

Будем же принадлежать Ему не только на словах. Прогоним из сердца своего и разума своего все, что не есть Он. Он хочет быть там один. Попросим у Него такой благодати. Если мы со своей стороны сделаем все возможное, то скоро увидим в себе желанные перемены. Не устаю благодарить Его за отдохновение, которое Он Вам даровал. Надеюсь, что по милости Его уже в скором времени увижусь с Ним. Станем же молиться друг о друге.

Ваш в Господе...

6 февраля 1691

 

****

«В духовном делании есть святое, известное верующим и совершенно необходимое занятие - пребывание в Божьем присутствии. Полюби Божье присутствие. Научись пребывать в Божьем присутствии. Говори с Богом смиренно и с любовью во всякое время. Не думай ни о каких правилах, не ищи меры. И прежде всего устремляйся к Богу, когда испытываешь искушение, когда болен, когда тебе трудно, когда разочарован. И, конечно же, когда преступил Божий закон, когда согрешил!»

Брат Лаврентий Воскресения

 

*********

 

БРАТА ЛАВРЕНТИЯ: ДУХОВНОЕ ДЕЛАНИЕ РАДИ ПРЕБЫВАНИЯ В БОЖЬЕМ ПРИСУТСТВИИ И ПЛОДЫ ЭТОГО ПРЕБЫВАНИЯ

 

«В жизни много опасностей и искушений. Можно ли с ними справиться без действенной и постоянной Божией помощи? Будем же просить о ней всегда! Однако можно ли просить и не быть рядом с Ним? Можно ли быть рядом с Ним и не думать о Нем? И можно ли думать о Нем, если не выработать святой привычки - пребывать с Ним? И тогда мы сможем попросить у Него милостей, в которых нуждаемся».

 

ПЕРВЫЕ ШАГИ ДУХОВНОГО ПУТИ

Все возможно тому, кто верует. Еще более  - тому, кто надеется. Еще более — тому, кто любит. И еще более — тому, кто неустанно упражняется в этих трех добродетелях.

1. Взирать на Господа и во всем видеть славу Его
Каждый, кто крещен и верует, уже сделал первый шаг по пути обожения, к совершенству и достигнет оных, если будет всегда взирать на Господа и во всем видеть славу Его — что бы ни делал, что бы ни говорил, в какие бы предприятия ни пускался. Ибо все мы стремимся к одной цели: стать истинными поклонниками Бога уже в этой жизни — таковыми, какими жаждем быть Ему и в жизни вечной. Давайте же примем твердое решение: преодолевать милостию Божьей все трудности, встречающиеся на нашем духовном пути.

2.  Исследовать себя

Кроме того, всякому приступающему у духовному деланию необходимо прежде исследовать себя. И тогда он несомненно увидит, насколько подвержен страстям и грехам, насколько недостоин именоваться христианином.

Выясни: каких добродетелей тебе более всего не хватает, какие наиболее труднодостижимы? В какой грех впадаешь чаще всего? Какие занятия и обстоятельства неизбежно предшествуют твоему падению? А попав в искусительные обстоятельства, первым делом беги в Божье присутствие, смиренно склонись перед Господом, обнажи перед Ним свои слабости и прегрешения, проси Его с любовью о благодатной помощи. И таким вот образом, не имея сам по себе ни единой добродетели, ты всякую добродетель обретешь в Нем!

3.  Не противиться испытаниям, с помощью которых Бог смиряет и освящает нас

Следует твердо верить, что посвятить себя без остатка Богу — угодно Ему и полезно для нас самих. Бог попускает, чтобы мы страдали от всевозможных горестей, болезней и искушений ради любви Божией. Нас преследуют беды и несчастья. Здоровье, настроения, чувства – все переменчиво. Но страдания наши длятся ровно столько, сколько Господу угодно. Ведь если мы не подчиним сердце свое и дух свой Божьей воле, то неоткуда будет взяться истинной вере и смирению. А через душевные и телесные испытания Господь смиряет нас как внешне, так и внутренне.

4. Возрастание в Боге возможно лишь по благодати Божьей

Действительно, самому, в одиночку, достичь святости невозможно. Душа, стремящаяся к совершенству, не может обойтись без благодати Божьей. Божья помощь необходима ей каждый миг. Без помощи она бессильна. Мир, человеческое естество и дьявол ведут против нее войну - жестокую и непрерывную. И в этой битве душе нашей не выстоять, если она не примет Божьей помощи и не будет уповать на Господа смиренно и непрестанно. Такое упование противно нашей природе, но в этом-то и суть благодати!

 

ПУТЬ В БОЖЬЕ ПРИСУТСТВИЕ

В  духовном делании есть святое, известное верующим и совершенно необходимое занятие - пребывание в Божьем присутствии. Полюби Божье присутствие. Научись пребывать в Божьем присутствии. Говори с Богом смиренно и с любовью во всякое время. Не думай ни о каких правилах, не ищи меры. И прежде всего устремляйся к Богу, когда испытываешь искушение, когда болен, когда тебе трудно, когда разочарован. И, конечно же, когда преступил Божий закон, когда согрешил!

1. Старайся, чтобы любое дело, любая работа — безо всяких исключений — сопровождались небольшой беседой с Господом. Пусть безыскусной, но протекающей в простоте и чистоте сердечной.

2. В любом деле действуй обдуманно, без спешки и горячности, которые свойственны смятенному разуму.

3. Когда трудишься, совершай работу свою неторопливо, спокойно, с любовью к Богу и проси Его, чтобы Он одобрил твои труды.

4. Научись постоянно внимать Богу - вот как можно поразить нечистого в голову. Вот что обезоружит его, заставит его замолчать.

5.  Занимаясь работой и прочими делами (даже когда читаешь или пишешь что-нибудь духовное или молишься вслух или молитвенно размышляешь о Боге), как можно чаще прерывайся — хоть на мгновение, — чтобы поклониться Богу внутренне, ощутить Его в душе, будто украдкой коснуться Его. * (В советах для работников кухни кармелитских монастырей было сказано: «Найдите на кухне или возле нее такое место, где, выполнив необходимую работу, вы могли бы уединиться и коротко, как бы украдкой, помолиться. Это было бы крайне угодно Богу» (преп. Жан де Мария-Иисус)). И тогда, что бы ты ни делал, никогда не забудешь, что Бог рядом.

Он в глубине души, Он - сосредоточие твоего естества. Так отчего же не прерывать время от времени свои занятия и даже молитвы, чтобы внутренне поклониться Ему, восславить Его, попросить у Него что-либо, вложить в который раз свое сердце в руки Его, поблагодарить Его? Ведь это так несложно!

Разве не угодно Богу, чтобы мы и тысячу раз в день вырывались из тварного мира, дабы, отгородившись от внешнего, поклониться Ему внутренне? Такое внутреннее поклонение - лучшее лекарство от себялюбия, ибо себялюбия вне тварного мира не существует! А подобные внутренние обращения к Господу избавляют нас от этого порока. Когда мы с готовностью отстраняемся от тварного мира ради мгновения в обществе Творца - это величайшее свидетельство нашей преданности Богу.

Нет, нет! Ты не должен навсегда отстраниться от мира материального, да такое и невозможно. Во всем руководствуйся благоразумием, оно - мать всех добродетелей. Речь идет лишь о том, что и люди духовные зачастую допускают ошибку: не вырываются время от времени из мира материального, чтобы поклониться Господу в сердце своем, в душе своей и мирно насладиться мгновениями Его присутствия.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!